Проект Формирование толерантности у детей на занятиях по хореографии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

МБОУ дополнительного образования детей «Центр детского творчества (и досуга)» ЕМР








Проект на тему

Формирование толерантности у детей на занятиях

по хореографии






Автор: Галиуллина А. М., педагог

дополнительного образования МБОУ

ДОД г. Елабуга «Центр детского

творчества (и досуга)» ЕМР РТ




Елабуга - 2015



Оглавление

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….3

  2. Концептуальные основы проекта……….………………………………...4

  3. Цель проекта………………………………………………………………...7

  4. Задачи проекта……………………………………………………………...7

  5. Содержание проекта................................................................................7

  6. Ресурсное обеспечение проекта...............................................................9

  7. Ожидаемые результаты............................................................................10

  8. Список использованной литературы........................................................11


1. Пояснительная записка.


В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

- этика и стратегия ненасилия;

- идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;

- необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых

компромиссов.

Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны. Там, где проживают люди разных национальностей и религиозных убеждений, особое место занимает проблема внешней и внутренней миграции населения. Разрешить возникающие проблемы взаимоотношений можно только с помощью воспитания толерантного сознания.

Сегодня всё большее распространение в детской и под­ростковой среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много. В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых.

У детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Период школьного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего детского периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельность.

Педагогические идеи воспитания толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. По-разному трактуют понятие «толерантность» философы, педагоги, учёные, исходя из этого определяются принципы воспитания.

Толерантность - в английском языке - «готовность и способность без протеста воспринимать личность и вещь».
Толерантность - во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов».
Толерантность - в китайском - «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».
Толерантность - в арабском- «прощение, снисхождение, мягкость к другим».
Толерантность - в персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению».

Формирование основ толерантности у детей, несмотря на изучение данного вопроса многими известными педагогами и учёными, имеет ряд проблем и противоречий. Социальный заказ современного общества ориентирован на свободную самостоятельную личность, которая умеет строить отношения с другими людьми, уважает их права и свободы. Однако, структурированных и апробированных программ и методик по воспитанию толерантности у детей немного. Возможности детства хорошо изучены в плане развития познавательных и творческих способностей ребёнка, но вместе с тем недостаточно используется потенциал совместной культурно-досуговой деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию толерантной личности. Не удовлетворена потребность семьи в доступных технологиях и методиках воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности и национальные традиции.

Возможности формирования толерантности заложены и в хореографии. Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы, воспитывает ответственность, бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, что является важной задачей в воспитании толерантности детей. Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.

Проект поможет активизировать процесс поиска эффективных механизмов формирования толерантности у детей, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя, людей.


2. Концептуальные основы проекта.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения. В современном обществе все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в творческие объединения. Толерантность как ценностное отношение человека к другим людям можно отнести к сущностным, свойственным природе человека качествам. Феномен толерантности неразрывно связан с внутренним ощущением человека собственной свободы, позволяющим ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям толпы, массовой ксенофобии и предрассудкам, восприятию инаковости как отклонений от нормы, как проявления чуждости и враждебности по отношению к себе.

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей. Особую остроту и значимость приобретает изучение закономерностей становления толерантного сознания у детей, поскольку в данном периоде закладываются основы отношений в обществе.

В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 году, подчеркивается, что одним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности. В статье 1.1 толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствует знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии….». В статье 1.2 признано, что «толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства».

Начинать формирование качеств толерантной личности нужно как можно раньше. Дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей. Именно в семье закладывается такое качество, как толерантность личности. При этом в учреждениях внешкольной работы с детьми так же может осуществляться социально-педагогическая деятельность по формированию толерантности.

Национальный состав детей, посещающих внешкольные объединения (кружки), достаточно разнообразен. Русские, татары, чуваши, марийцы, мордва, удмурды и др. -- все занимаются в одном объединении. У них разная религия, соответственно, разные обычаи, стиль в одежде, обусловленный национальными традициями, что порой вызывает насмешку. В связи с возрастными особенностями дети младшего школьного возраста проявляют нетерпимость по отношению к таким детям, так как у них заложены лишь такие понятия, как «хороший» или «плохой», среднего показателя в данном возрасте не существует. Поэтому задача педагога -- на ранней стадии показать детям разнообразие мира, чтобы они стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.

Мы созданы все разными по характеру, темпераменту и национальности. То, что мы разные, не означает, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Бог создал красивый разнообразный мир. И наша задача -- сохранить и развить это разнообразие. Убедить наших детей в том, что любой другой человек нравственно равен тебе самому, что у него нет преимуществ перед тобой, и - наоборот, у тебя нет преимуществ перед другим.

Необходимо воспринимать другого таким, какой он есть, с его традициями, обычаями, темпераментом, настроением, характером. Воспринимать боль каждого народа как свою боль, как боль всего человечества. Собственно, это и есть принципы демократического будущего.

Хореография есть средство эстетического воспитания, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Различные постановки на уроках хореографии танцев народов мира приобщают детей к традициям различных культур. Участие в реализации традиционных обрядовых форм способствует лучшему прочувствованию и пониманию особенностей других этносов. Через народные танцы России и танцы народов мира осуществляется воспитание в детях уважительного отношения к любой нации и народности, терпимости друг к другу.

Формирование толерантности в хореографических объединениях зависит от целого рода факторов.

Политические факторы:

В центрах внешкольной работы с детьми недостаточно рабочих часов для организации занятий с большим количеством групп.

Социально-культурный факторы:
Научно-технический прогресс перетягивает подрастающее поколение на свою сторону. Ребенку скорее хочется владеть новой программой и носить в рюкзаке ноутбук, чем делать монотонный классический станок, который был создан несколько веков назад. А школа и родители лишь «подливают масло в огонь», переводя образовательный процесс на IT технологии.

Многие родители в наказание за плохую учебу в школе запрещают ребенку посещать занятия хореографии. Родители, желая обеспечить ребенку гармоничное развитие, исключают из образовательного процесса самую гармоничную дисциплину.

Многие родители, оправдываясь религиозными мотивами, запрещают детям посещать занятия хореографией.

Экономический факторы:

Недостаток надлежащего оборудования в кабинетах хореографии, небольшая заработная плата, что приводит к недостатку квалифицированных педагогов хореографов.

Недостаточно количество средств для расширения и разнообразия костюмерной базы.

Технологические факторы:

Рассматривая хореографическое образование более детально, можно найти ошибки и со стороны педагогов-хореографов. Танец - это искусство, которое развивается с каждым днем, постоянное обновление программ - это неотъемлемая часть работы хореографа. Поэтому необходимо соответствие сегодняшнему дню, введение новых стилей.

3. Цель и задачи проекта.

Цель проекта -- формирование толерантности у детей на занятиях по хореографии.

Задачи проекта:

1. Изучение танцев народов Поволжья, совершенствование техники народного танца.

2. Формирование чувства сострадания, сопереживания, сочувствия к окружающим в процессе постановки танцевальных композиций.

3. Расширение у детей представлений об особенностях танцев народов Поволжья.

4. Развитие эстетического чувства: учить детей понимать прекрасное в искусстве хореографии и в жизни.

5. Содержание проекта.

Формы работы

Исполнители

Ожидаемый результат

1

Изучение танцев других народов. Традиции, костюмы других народностей.

Педагог- хореограф

Приближение к национальному миру других народов через народные танцы. Приобщение детей к уважению традиций различных культур, лучшее прочувствование и понимание особенностей других этносов.

2

Изучение танцевальных композиций на патриотические темы.

Педагог- хореограф

Формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народу России.

3

Самостоятельная творческая работа детей.

Педагог- хореограф,

дети

Формирование собственного мнения, собственного мировоззрения, мироощущения, развитие самореализации, самовыражения. Развитие воображения, фантазии, мыслительных процессов.

4

Просмотр видеоматериалов, прослушивание музыки по теме занятия.

Педагог- хореограф

Обеспечение мотивации, заинтересованности. Наглядное, более расширенное восприятие темы, информации.

5

Создание своих традиций в объединении.

Педагог- хореограф,

дети

Воспитание активного отношения к общему делу, ответственности, целеустремленности, достижение поставленных задач, сплоченности коллектива.

6

Организация походов на концерты известных исполнителей. Встречи с талантливыми творческими людьми.

ЦВР, педагог- хореограф

Духовное и нравственное обогащение. Расширение кругозора. Приобщение к культуре танца. Формирование культуры общения, взаимопонимания и уважения.

7

Проведение творческих отчетов, обмен опыта.

Проведение мероприятий, концертов, вечеров отдыха с участием детей и родителей.

Педагог- хореограф,

родители

Раскрытие способности детей, пробуждение раскрепощенности.

Развитие представлений о красоте, добре и других эстетических категориях.

8

Обсуждение с детьми концертных программ. Проведение анализа конкретного выступления коллектива.

Педагог- хореограф

Формирование навыков ведения полемики с ровесниками, умения слушать других и высказывать собственное мнение.

Формирование уважения к интересам и мнению других, развитие умения анализировать сложившиеся ситуации.


Формы и методы работы.

Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, преподнести материал эмоционально, выразительно, возможно с показом красочных иллюстраций.

Можно организовать просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет детей в русло правильных рассуждений.

Воспитывают и традиции, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую, и т.д.

Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, формирует активное отношение к нему. Педагог на занятиях прививает уважение к общему труду, развивает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи.

Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей, как профессиональных, так и любительских коллективов.

Особого внимания заслуживает проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог-руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.

Большое воспитательное значение имеют творческие отчеты, обмен опытом между коллективами и творческая помощь друг другу.

Несомненный интерес в формировании толерантности представляют встречи с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессии и творчестве оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей.

Заслуживает внимания проведение вечеров отдыха с участием детей и родителей.

Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.

Большую пользу в толерантном воспитании детей принесет изучение танцев других народов, их костюмов, традиций, музыки. Различные постановки на уроках хореографии танцев народов мира‖ приобщают детей к традициям различных культур. Участие в реализации традиционных обрядовых форм способствует лучшему прочувствованию и пониманию особенностей других этносов. Подготовка крупной формы хореографического произведения или же большой общей программы является одним из хороших методов воспитания толерантности детей.

6. Ресурсное обеспечение проекта.

Научно-методическое:

  • ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения на занятиях хореографии; применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.

  • изучение научных, научно-методических изданий по формированию толерантного поведения и сознания с последующим их обсуждением на педагогических чтениях, рассмотрение данного вопроса на педагогических советах.

  • координация отдельных форм, методов, направлений работы и их объединение в единое целое - в систему по формированию толерантного сознания.

  • разработка и реализация образовательными учреждениями программ, направленных на создание психологического климата формирования терпимости; использование огромного потенциала самих детей, которых можно привлекать как к этапу реализации проекта, так и к ее разработке.

Кадровое обеспечение: привлечение на работу квалифицированных специалистов, педагогов - хореографов, установление тесных связей с психологом.

Материально-техническое обеспечение: приобретение видеоматериалов по темам, методической литературы, оргтехники, приобретение народных костюмов, наглядного материала о быте народов разных стран, их традициях.

Финансовое обеспечение: выделение средств для обновления материально-технической базы, для награждений победителей конкурсов.

Эффективность данной программы по формированию толерантности может быть оценена по следующим критериям:

- повышение уровня осознанности как самими детьми, так и взрослыми (педагогами и родителями) истинной значимости формирования установок толерантного сознания;

- вовлеченность педагогической общественности и родителей к активной работе по развитию толерантности.

7. Ожидаемые результаты проекта.

- Повышение уровня коммуникативной толерантности и эмпатических способностей у детей, посещающих хореографические объединения.

- Развитие внутреннего ощущения ребенком собственной свободы, позволяющего ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений.

- Развитие у детей таких качеств как взаимоуважение, великодушие, терпимость в отношении других, уважение прав человека.

- Формирование основ мировоззрения, миропонимания, нравственных, трудовых установок.



  1. Использованная литература:


Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.7.

Выгодский Л. С. Педагогическая психология / Выгодский Л.С.; под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.

Коломийченко Л.В. «Организация предметно-развивающей среды по программе социального развития». Пермь, 2002.

«Конвенция о правах ребенка». 1989 г.

Риэрдон Б. Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.

Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 7-25. С. 8.

Д.М.Генкин «Массовые праздники». М. 1975;

К. Жигульский «Праздник и культура». М. Прогресс, 1985;

Т. Барышникова «Здравствуй, праздник! СПб. 1998;

О.Л.Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». СПб. Детство-Пресс, 1998;

Н.В.Крылова «Ребенок в пространстве культуры». М. 1994;

А.И.Мазаев «Праздник как социально-художественное явление» М. 1978;

М. Мид «Культура и мир детства». М. Наука, 1988;

Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.

Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. - М.: Релиз. - 2004. - 340 с.






9


© 2010-2022