«Рандори» и «Ката» в Дзюдо

Системы  упражнений, используемые сегодня для подготовки  дзюдоистов, развивались на протяжении длительного времени. Формирования идейного и  технического содержания дзюдо происходили параллельно, одновременно с этим создавались две основные группы  физических упражнений для совершенствования дзюдо: «ката» и «рандори».  В группу «ката», входят системы  формальных упражнений, которые разрабатывались на основе  уже существовавших методик. Каждое из конкретных упражнений  выполняется  в идеальных у...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа №1»

Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области



«Рандори» и «Ката» в Дзюдо

В помощь тренеру-преподователю





Автор:

Дрожжин Юрий Викторович

старший тренер-преподаватель

отделения дзюдо.



г. Шебекино 2015 г.

Содержание


  1. Введение …………………………………………………. 3

2. Система «Ката»…………………………………………. 3

  1. «Рандори»………………...…………………………….... ..3



  1. Группы «Рандори»……………...………………………...4



  1. Список используемой литературы …………………… .5











  1. Введение

Системы упражнений, используемые сегодня для подготовки дзюдоистов, развивались на протяжении длительного времени. Формирования идейного и технического содержания дзюдо происходили параллельно, одновременно с этим создавались две основные группы физических упражнений для совершенствования дзюдо: «ката» и «рандори».

  1. Система «Ката»

В группу «ката», входят системы формальных упражнений, которые разрабатывались на основе уже существовавших методик. Каждое из конкретных упражнений выполняется в идеальных условиях, когда партнер постепенно передвигается в заранее оговоренной позиции, захвате и направлении. Так же, термин «ката» в дзюдо применяется для обозначения при показательных выполнениях приемов.

Согласно истории дзюдо, упражнения из группы «ката», были заимствованными из японского единоборства джиу-джитсу, и хотя на начальном этапе развития дзюдо в некоторых школах уже использовали движения из системы «рандори», но большая часть учебных методик брали за основу упражнения из «ката». Некоторые движения «ката» были довольно длительными, так в знаменитой школе «Теншин Шинйо-рию» применялось более ста приемов с данной группы.

  1. «Рандори»

Основоположник дзюдо Дзигоро Кано в своей книге «Кодокан» на первое место выдвигает «рандори», а упражнения с «ката» группы использует как дополнительные. Согласно программе обучения в школы «Кодокан» мастер сначала учил учеников осваивать основные движения дзюдо в свободной форме, а также хорошо выучить правила данного вида единоборства. Только после этого они могли приступать к совершенствованию конкретных приемов, и только затем переходили к тренировкам упражнений «ката».

«Рандори» - это свободные упражнения, состоящие из выполнения приемов, в неудобных для партнера условиях, они напоминают настоящий поединок. Обоим дзюдоистам разрешается применять абсолютно любые приемы, но при этом необходимо создавать оговоренное сопротивление и соблюдать правила и философию дзюдо. Основное значение системы «рандори» это большое количество выполняемых борцами приемов и тактических ходов, которые выполняются как можно более естественно. Все это требует от дзюдоистов сосредоточения и физического напряжения.

Существует гипотеза, что благодаря тому, что Дзигоро Кано при обучении дзюдо отдавал свое предпочтение «рандори» как основополагающей форме упражнений ему за относительно короткий срок удалось достичь того чтобы разработанная им новая системы единоборства стала популярна. Специалисты в области дзюдо считают, что одной из основной причинной победы сборной школы «Кодокан» в исторической матче над сторонниками школы джиу-джитсу, основанной мастером Тотсуку, является применение в Дзигоро Кано в тренировочном процессе, упражнений из системы «рандори».

  1. Группы «Рандори»

Прошло немного времени, и борьба дзюдо стала развиваться как отдельный вид единоборств. Развивалась с ней и система упражнений «Рандори», которой спортсмены-дзюдоисты в тренировках начали уделять все больше и больше времени. На протяжении всей истории дзюдо основные виды упражнений постоянно расширяются и дорабатываются. Со временем конкретные движения из системы «рандори» классифицировали и распределили на группы:

Первая группа - сюда вошли упражнения, не носящие характера борьбы, к «учикоми гэико», «тандоку реншу», а также специальные упражнения с определенным приемам и без определенного приема.

Вторая группа - «рандори» с выраженным характером борьбы, в состав этой группы входят упражнения «какари гэико», «якусоку гэико», и «боевое рандори».

Однако у данной классификации есть ряд недостатков, потому что некоторые из упражнений абсолютно не попадают под определение «рандори». Так, например: упражнение «тандоку реншу», которое выполняется без партнера, не может отвечать принципам свободной борьбы, скорее всего оно носит аналитический характер. Поэтому данное упражнение «рандори» в японских учебниках не встречается, так как у него противоестественный характер. Японские школы дзюдо практикуют только «какари-гэико» и «боевое рандори»

Если тренировочные занятия по дзюдо рассматривать с точки зрения комплексной системы, то количество упражнений применяемых дзюдоистами динамично расширяется. Помимо этого растет и интенсивность тренировочного процесса, а также его эффективность.

На сегодняшний день в современных школах обучающих дзюдо деление упражнений на «рандори» и «каты» практически нет. На фоне этого появилась новая классификация, в которой виды упражнений не определяют четко, однако получаемый от них эффект и характер выполнения часто совпадаю. Такие упражнения выделяют в основные группы для тренировок дзюдоистов.



  1. Список используемой литературы

  1. Дзюдо «История и практика». Издательский Дом «СК», 2000 Путин В.В., Шестаков В.Б., Левицкий А.Г.

  2. Бекетов В.А. «На ковре юные борцы» Киев «Здоровье» 1990

  3. Шулика Ю.А., Коблев Я.К. Дзюдо: базовая технико-тактическая подготовка для начинающих. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 240с.:ил.

5


© 2010-2022