Статья Преподавание обществознания и права на профильном уровне

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Преподавание обществознания и права

на профильном уровне

(Из опыта работы)

Янкова Ольга Ивановна,

учитель обществознания и права

высшей квалификационной категории


Гражданское образование - это воспитание и обучение, ориентированные на формирование совокупности гражданских качеств личности. Известный русский философ и правовед XIX века И.А.Ильин считал, что настоящий гражданин должен обладать следующими качествами: чувством собственного достоинства, внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину; способностью быть истинным субъектом права; уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам и государственной власти; способностью превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права. Эти слова не утратили своего значения по сей день! В школе задача формирования гражданских качеств личности решается, в том числе, посредством обществоведческого образования.

В нашей школе обществознание ведется с 5 класса. Это пропедевтический курс, цель которого - ввести учащихся в мир общественных отношений и научить жить в этом мире. Особенностью изучения предмета является необходимость адаптировать материал в соответствии с возрастом учащихся и использовать разнообразные, в том числе игровые, методы обучения, чтобы облегчить усвоение материала. В результате работы с источниками ребята знакомятся со своими правами и обязанностями. На второй ступени обучения приобретаются знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни; формируется уважение к закону, правам других людей. Последнее особенно актуально, так как именно в переходном возрасте дети, желая казаться взрослыми, заимствуют не самые лучшие образцы поведения, что может привести к противоправным действиям. Обществоведческое образование в старших классах осуществляется с учётом особенностей социализации в раннем юношеском возрасте, когда существенно расширяется дееспособность и уже без скидок на возраст учащиеся выступают в роли гражданина, члена семьи, собственника… Сразу по окончании школы совершеннолетние выпускники будут самостоятельно решать все жизненные проблемы и нести ответственность за свои действия.

В старшей школе обществознание может преподаваться как на базовом, так и на профильном уровне. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Целью обществоведческого образования на профильном уровне наряду с освоением системы знаний, необходимой для эффективного взаимодействия с социальной средой и формированием опыта их применения, является воспитание общероссийской идентичности, гражданственности и социальной ответственности. В процессе преподавания следует учитывать интегрированный характер обществоведческого курса и необходимость межпредметных связей с курсами истории, литературы, географии. Профильный курс ориентирован, наряду с гражданской составляющей, на создание условий для последующей профессиональной подготовки в средних и высших образовательных учреждениях социально-гуманитарного или социально-экономического профиля.

Одним из условий эффективного обучения является выбор учебно-методического комплекта, обеспечивающего учебный процесс. Сегодня образовательные учреждения имеют широкие права в этой области. Главным требованием остается соответствие учебных пособий Федеральному перечню учебников, рекомендованных и допущенных к использованию. С 2008 года в профильных (социально-правовом и социально-экономических классах) и универсальных классах мы используем УМК Л.Н. Боголюбова. Учебники "Обществознание" для 10 и 11 классов, созданные под руководством Л. Н. Боголюбова, полностью соответствуют примерной программе полного среднего (общего) образования по обществознанию. В учебниках чётко изложен материал, вопросы и задания направлены на формирование устойчивого интереса к предмету и дают школьникам возможность учиться формулировать и отстаивать свою точку зрения. После каждого параграфа дается источник и вопросы к нему, что помогает вырабатывать навык анализа текста.

В старших классах не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. В связи с этим большое значение приобретает оснащение предметных кабинетов необходимым оборудованием и материалами: дидактическими, хрестоматиями, сборниками задач и тестов, практикумами, школьными словарями. Мы используем "Практикум" для 10-11 класса, созданный к учебнику профильного уровня. Структура пособия соответствует структуре учебника. Оно содержит задания 9-ти видов, позволяющие организовать по каждой теме курса практическую деятельность:

1.Работа с неадаптированными источниками социальной информации.

2.Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений.

3.Анализ явлений и событий современной социальной жизни.

4.Решениезадач (проблемных, творческих, логических), отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания.

5.Участие в дискуссиях, дебатах по актуальным социальным проблемам, аргументированное отстаивание своей позиции.

6.Осуществление учебно-исследовательских работ, разработка ученических проектов.

7.Подготовка рефератов, оформление результатов исследования

8.Написание эссе.

9.Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участие в гражданских инициативах.

Таким образом, практикум расширяет возможности учебника, увеличивает разнообразие форм и приемов работы на уроках и при подготовке к ЕГЭ по всему спектру заданий части С. Наряду с практикумом в УМК входят «Школьный словарь по обществознанию», «Обществознание: 10 класс: профильный уровень: методические рекомендации: пособие для учителя» под редакцией Л.Н. Боголюбова. Можно применять и ранее издававшиеся «Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.Т. Кинкулькина. Большую помощь при подготовке уроков преподавателям могут оказать «Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень» Сорокиной Елены Николаевны. Пособия содержат не только подробные поурочные планы, но и большой ресурсный материал к урокам.

На изучение обществознания (профильный уровень) отведено по учебному плану 3 часа в неделю. В профильных классах «Экономика» и «Право» изучаются как самостоятельные предметы, поэтому успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.

Правовое образование в разных формах охватывает все ступени общего образования. На ступени основного общего образования правовой модуль включен в предмет «Обществознание». При освоении правового содержания стандарта в основной школе особое внимание уделяется правам, обязанностям и ответственности несовершеннолетних; правилам поведения в семье, на улице, в школе, в конфликтных ситуациях; ситуациях, типичных для соответствующего возраста; приемам поиска необходимой информации и т.п.

На ступени полного общего образования возможно изучение отдельного предмета «Право» в рамках социально-правового, социально-экономического, социально-гуманитарного профилей обучения. Целью изучения предмета, прежде всего, является развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры учащихся.

Организуя изучение права как самостоятельного предмета, мы остановили свой выбор на учебнике Певцовой Е.А. «Право. Основы правовой культуры». На наш выбор повлиял ряд факторов.

1) Автор учебника - специалист в области юриспруденции и методики обучения праву. Она занимается проблемами правового образования в России и за рубежом, юридической практикой, переподготовкой преподавателей права.

2) К этому учебнику наиболее полно сформирован УМК, который включает программу, методическое пособие для учителя, практикум по праву.

3) Содержание учебника полностью соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего среднего (полного) образования.

4) Достоинством учебника является наличие словаря, тестов, перечня нормативно-правовых актов и литературы, обилие заданий, которые позволяют применить на практике теоретические знания.

5) Учебный курс позволяет изучить не только национальное законодательство, но и важные правила и проблемы международного права.

Необходимо учитывать, что усвоение содержания данного курса достигает наибольшей эффективности при использовании педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный подход в организации учебного процесса (обучение в сотрудничестве, метод анализа конкретных ситуаций, метод проектов и др.). Активные и интерактивные методики способствуют формированию учебных и гражданских умений и навыков.

Решение о создании в нашей школе профильного социально-правового класса было принято в 2008 году. В настоящее время в нашей школе функционируют два класса социально-экономического профиля, в которых изучение права и обществознания осуществляется на профильном уровне. Работа в данном направлении дает ощутимые результаты, что отражается в росте качества знаний по профильным предметам, успешном участии в олимпиадах и в социальных проектах.

В заключение хочется отметить, что изучение обществознания и права может и должно стать действенным фактором гражданского образования и воспитания вступающего в жизнь поколения.


© 2010-2022