• Преподавателю
  • Другое
  • «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

НОМИНАЦИЯ: методические пособия для учителя по использованию образовательных технологий в обучении |


Автор: Зиновьева Ольга Александровна, учитель I кв. кат.

МОУ Барановская СОШ

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНКУРС тема: «Современные образовательные технологии в аспекте введения ФГОС в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»




«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Современные образовательные технологии

в аспекте введения ФГОС в работе

с детьми с ограниченными возможностями здоровья



В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде. Основной целью модернизации системы образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья. Существующая система специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья претерпевает ныне серьезные изменения и во многом стоит на пороге своего сокращения. Вероятнее всего, возьмет верх набирающая силу тенденция устранения различий между общеобразовательной и специальной школой.

Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Особой заботой становятся не только проблемы обучения, воспитания и развития детей, но и создание благоприятных условий для реализации прав и гарантий равных возможностей в получении адекватного образования и обеспечении достойной жизни в обществе. Приоритетной задачей сегодняшнего дня в инклюзивном образовании является усиление внимания к проблемам социализации детей с ОВЗ, к созданию целостной системы психолого-педагогического сопровождения.

С тенденцией развития инклюзивного образования в общеобразовательной школе сочетается усиление неоднородности состава учащихся по уровню их умственного, речевого и в целом психического развития.

Это существенно затрудняет адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с ограниченными возможностями здоровья, возникают дополнительные, нередко непреодолимые трудности в реализации индивидуального подхода педагогов к учащимся в процессе их обучения, воспитания, развития, не позволяющие в полной мере реализовать принцип дифференцированного, по-настоящему индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Для преодоления этих трудностей общеобразовательная школа уже сейчас должна решать следующие задачи:

  • обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования;

  • обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход;

  • создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля, обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования;

  • разработать программно-методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необходимости - специальные учебники и рабочие тетради, учебные пособия для самого ученика);

  • активно использовать возможности дистанционного образования, как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании;

  • обеспечить организацию взаимодействия учреждения с семьей воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальной проблемой инклюзивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В учреждениях, обеспечивающих сопровождение таких детей, общепедагогические требования к оборудованию и оснащению должны учитывать проблемы и трудности социализации детей данной категории. Социальная среда в образовательных учреждениях должна учитывать уровень современной жизнедеятельности общества и быть приближена к ее требованиям. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности и жизнеустойчивости ребенка.

На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.

Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования заключаются в следующем:

  • проблема неприятия детей с ОВЗ;

  • проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;

  • трудности в понимании и реализации подходов к обучению;

  • нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;

  • неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;

  • трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с особыми нуждами.

В организации процесса образования детей с ОВЗ необходимо понимание целей обновленного содержания образования, принятие своей собственной роли - не только как транслятора знаний, а организатора непосредственно образовательной деятельности детей с ОВЗ и принятие необходимости внедрения инновационных социальных технологий в образовательный процесс.

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»



«Мы не навязываем детям знаний, не навязываем и работ.

Мы основываемся на проявившемся у ребенка интересе,

расширяем, углубляем этот интерес и от него ведем

ребенка дальше к смежным областям знаний…»

Эти слова не утратили свой актуальности и сегодня. 2012 год запустил в действие новый Закон об образовании, который определяет целую веху развития и изменения практической педагогики. В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 79, п. 4) говорится о том, что «образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность»

На современном этапе развития нашего общества все большее значение приобретает необходимость строить образовательный и воспитательный процессы на основе личностно - ориентированного обучения, основанного не только на изучении психологических индивидуальных особенностей учащихся, но и творческом подходе к обучению и развитию каждого ребенка, использовании рекомендуемых ФГОС второго поколения технологии здоровьесбережения.

В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития. Сегодня школа ориентирована на признание для общества равной ценности всех учеников. А различия между учениками рассматриваются как ресурсы, способствующие образовательному процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать. Это обстоятельство касается и учеников с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня мы говорим не только об учёте индивидуальных особенностей, но и об определении индивидуального образовательного маршрута для таких учащихся - как основного условия успешности ребёнка в образовательном процессе.

Что же такое «индивидуальный образовательный маршрут»? Из всех возможных определений, на мой взгляд можно выделить следующее:

«Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации» - это определение наиболее чётко показывает способ осуществления индивидуализации в условиях новой парадигмы, которая относится в первую очередь к деятельности ученика.

В такой реальности одним из ключевых требований к педагогу, наряду со знанием предметных методик, является владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация, анализ результатов). Это поможет перестройке методической работы учителя в обеспечении личностно-ориентированного обучения.

«Если у меня ТАКИЕ ученики,

ТАКИЕ цели,

ТАКИЕ ресурсы,

то имеет смысл делать ТАК…»


Личностно-ориентированное обучение как средство самореализации обучающихся с ОВЗ

Личностно-ориентированное обучение и воспитание в школе должно опираться на ЛИЧНОСТЬ ребёнка, как индивидуальность, самоценность, с определённым опытом жизнедеятельности, с учётом не только социального статуса школьника, но и его внутренних психофизических ресурсов, позволяющих, прежде всего, реализовать себя в познании. Таким образом, личностно-ориентированное обучение должно обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования. Главное в личностно-ориентированном обучении в условиях образовательной организации - умение построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности. В данном случае нельзя подогнать развитие детей к заранее известным канонам, а лишь можно предупредить возникновение возможных тупиков в развитии и скоординировать свои ожидания и требования, предъявляемые ребёнку, создать максимально благоприятные условия для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие способностей каждого ученика. Личностная позиция учителя исходит из интересов ребёнка, перспектив его дальнейшего развития, поэтому в процессе обучения должны быть активно задействованы частично-поисковые и творческие задания, выполнение которых может быть связано с догадкой, опирающийся на личный опыт ребёнка, на ранее усвоенные им знания. Успех личностно-ориентированного обучения в условиях школы, прежде всего, обуславливается умением учителя создать атмосферу полного доверия, с этой целью можно использовать такие способы общения, как понимание, признание, принятие личности ребёнка такой, какова она есть, основанные на способности учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции. В данном случае каждый ученик воспринимается как полноправный партнёр в условиях сотрудничества, создаются условия, при которых ребёнок не боится проявить инициативу в предложении творческих рассуждений и доказательств, каждый ребёнок способен испытать ситуацию успеха лично, почувствовать себя лидером, а, может быть, и гением. Такой подход не оставляет без внимания контролирующую и оценочную деятельность учащихся, у учеников формируется умение находить свои ошибки, исправлять их, оценивать свои действия и поступки. Реализация личностно-ориентированного адаптационно-коррекционного и развивающего подхода в обучении и воспитании помогает сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, умение самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных ситуаций, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении, т.е. активно корректировать нарушенные психические функции и личностные качества, развивать их до максимально возможного уровня.

Приступая к личностно-ориентированному обучению, прежде всего, проводится диагностика уровня развития психических функций и личностных качеств.

Изучение особенностей познавательной деятельности и эмоциональной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья позволяет наиболее точно определить методы работы и спрогнозировать ожидаемые результаты, решение которых зависит от целого ряда психолого-педагогических проблем, центральная из которых - соотношение обучения и развития с ориентацией на каждого конкретного ученика.

Для того, чтобы выявить индивидуальность и субъективный опыт каждого ребёнка в образовательном процессе проводится систематическое психолого-педагогическое наблюдение. При составлении первоначального портрета личности учитываются следующие направления: «Здоровье», «Взаимодействие», «Отношение к учебе и учебная мотивация», «Нравственные качества», «Развитие сохранных психических функций до максимально возможного уровня», «Семья и социум».

На основе этих выводов строится Программа индивидуального личностно-ориентированного адаптационно-коррекционного обучения, воспитания и развития с опорой на потенциальные возможности личности и социума.

Необходимо при организации учебного процесса оказывать комплексную дифференцированную помощь каждому конкретному ребёнку, направленную на преодоление трудностей в овладении программными знаниями, умениями, навыками, успешную адаптацию и интеграцию в общество. Необходимо учитывать при организации индивидуального обучения несоответствие интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. При организации личностно-ориентированного обучения учителем должны быть созданы оптимальные условия для познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, способствующие оптимизации психического развития и более эффективной социализации его в обществе.

Проводя работу по личностно-ориентированному обучению через воспитание и коррекцию необходимо помнить, что в работе учителя должны прослеживаться психолого-педагогические принципы гуманистической педагогики:

* необходимо в каждом ученике видеть личность, его право на счастье, достоинство, развитие способностей;

* научиться понимать своего подопечного, уметь встать на его позицию, используя его личный опыт, его точку зрения, развивать в ребёнке то лучшее, что в нём есть;

* использовать принцип педагогического оптимизма: верить в то, что труд по коррекции и развитию не напрасен, он принесёт свои положительные результаты.

В личностно-ориентированном обучении учителю часто приходится выступать в роли психолога, ведь именно такая работа даёт возможность раскрыть подлинные познавательные возможности каждого ученика, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, повышает эффективность обучения и удовлетворённость учителя своим собственным трудом. Основная трудность заключается в умении профессионально использовать данные наблюдений в учебном процессе, чтобы сделать его личностно-ориентированным. В работе можно использовать принципы личностно-ориентированного обучения, сформулированные в концепции И.С.Якиманской:

  • использование субъективного опыта ребёнка;

  • предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий и стимулирование самостоятельного выбора;

  • накопление знаний, умений, навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а как важного средства реализации детского творчества;

  • обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества.

Информационная база урока при таких условиях становится развивающей. В этих условиях меняется и роль учителя. Теперь приходится выступать не только как передатчик знаний, но и как организатор, координатор учебной деятельности. В связи с этим определены основные элементы личностно-ориентированного урока:

  • предоставление возможности учащимся по ходу урока вносить изменения;

  • планирование работы на уроке;

  • предложение заданий учащимся на выбор;

  • использование на уроке заданий репродуктивного, частично-поискового,

  • исследовательского, творческого характера;

  • использование в уроке форм общения: диалог, полилог;

  • возможность ученикам дать свои версии содержания при введении нового понятия;

  • опора на субъективный опыт учеников при изучении новой темы, обобщение его, систематизация и научное «окультуривание».

Организация разнообразной учебной среды на уроке способствует не только повышению учебной мотивации учащихся, но и созданию атмосферы сотворчества и сотрудничества, взаимного доверия между участниками учебного процесса, когда они выступают в роли равноправных деловых партнёров. Следствием этого является снижение у учащихся чувства тревожности, боязни перед уроком и во время него, складывается комфортная, но вместе с тем и требовательная обстановка.

Внедрение технологий личностно-ориентированного обучения в практику школы, прежде всего, находит свое отражение в индивидуальном развитии у ребёнка памяти, логического мышления, умения грамотно высказывать свои мысли, суждения, оценивать себя, отстаивать своё мнение.

Психологическая модель личностно-ориентированной педагогики до последнего времени сводилась к признанию различий в познавательных способностях, понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное генетическими, анатомо-физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном взаимодействии и взаимовлиянии. В образовательном процессе познавательные способности проявляются в обучаемости, которая определяется как индивидуальная способность к усвоению знаний.

Таким образом, личностно-ориентированное образование, сутью которого является учет соматических и психологических особенностей ребенка, создание условий для его личностного развития, создание ситуации успеха, становится основой для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»



« Здоровье - это состояние полного
физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие
физических дефектов»

Состояние здоровья школьников - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Среди наиболее частых патологий у школьников особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы. Именно поэтому в современной школе на первый план выходит здоровьесберегающая педагогика, главная особенность которой - приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет педагогу строить процесс обучения с учетом физиологических и психических особенностей организма; учитывать индивидуальные особенности детей; обеспечивать достаточно высокий уровень мотивации; своевременно предупредить переутомление.

Сущность здоровьесберегающего занятия состоит в том, что он обеспечивает ребёнку и педагогу сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца занятия, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни. При планировании и проведении занятий я опираюсь на основные современные требования к занятиям с комплексом здоровьесберегающих технологий.

Одной из наиболее актуальных задач в условиях внедрения ФГОС является разработка и внедрение познавательно-развивающих педагогических технологий оздоровительной направленности на основе интеграции трех ключевых направлений: педагогического, физиологического и психологического.

Необходимо определить, что в ФГОСе позволяет организовать обучение детей с ОВЗ с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития и оценить результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.

При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. В ОУ внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать эти вторичные по своему характеру нарушения.
В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет учителю строить процесс обучения с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма; учитывать индивидуальные особенности учащихся; обеспечивать достаточно высокий уровень мотивации; своевременно предупредить переутомление. Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что он обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни. Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе должны стоять следующие задачи:

- объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации (с этого надо начинать!);

- провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;

- начать целенаправленную реализацию ЗОТ в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы, с учащимися, отслеживая получаемые результаты с помощью объективных методов оценки;

- содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной.

С позиции здоровьесбережения на уроке просматриваются следующие аспекты.

  • Гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

  • Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К ним относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач, практические занятия и др. Нормой считается 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников.

  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7 - 10 минут.

Для того, чтобы урок отвечал здоровьесберегающим требованиям, необходимо выполнение ряда организационно - педагогических мероприятий:

- плотность урока не должна превышать 80%,

- чередование видов учебной деятельности от 4-7, продолжительность вида

деятельности не более 10 минут,

- проведение физминуток на 20 и 35 минуте,

- режим смены динамических поз,

- использование зрительной, пальчиковой, дыхательной гимнастики,

элементов самомассажа,

- личностно - ориентированный подход в обучении, мобилизация

- внутренних сил (похвала, поддержка, формирование установки «Ты можешь и я тебе помогу», соответствие используемых методических приемов возрастным и функциональным возможностям школьников, использование игровых технологий.

Необходимо найти оптимальное комплексное использование оздоровительных мероприятий, которые позволят снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность детей, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Опыт показывает, что направление данной работы выбрано правильно, т.к. дети с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются в помощи взрослых, педагогов и воспитателей для сохранения и укрепления их здоровья. И когда мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справятся с теми большими целями, которые определяет для него жизнь.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ

По словам Йо́хан Хёйзинга «(1872-1945) - нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского (1905-1915) и Лейденского (1915-1940) университетов», человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.


При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.

Игра наряду с трудом и ученьем - одна из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Игровые технологии - единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

  • Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

  • Учет структуры дефекта;

  • Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

  • Связь содержания игры с системой знаний ребенка;

  • Соответствие коррекционной цели занятия;

  • Учет принципа смены видов деятельности;

  • Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

  • Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

В работе с детьми с ОВЗ, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие, а именно игровая деятельность выполняет такие функции:

развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Игровые технологии представляют особую ценность при работе с детьми с ОВЗ. Поэтому в работе с детьми с ОВЗ, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие и выполнять развлекательную, коммуникативную, диагностическую, игротерапевтическую функции, функцию самореализации, коррекции в игре.

Игра является мощным воспитательным средством, естественно тренирующим здоровые стороны ученика и ослабляющим его недостатки. Благодаря игре удаётся преодолеть робость, неуверенность, пассивность присущие многим учащимся с ОВЗ. Она должна постоянно обогащать знания, быть средствами всестороннего развития ребёнка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь школьников интересным содержанием.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в результате игр тренируют работу анализаторов, развивают инициативность, сообразительность, воображение, мышление, речь, воспитывают чувство товарищества.

Использование игры помогает снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного процесса к учебному предмету.

Проведение игр на уроках дает положительный результат, учебная мотивация у школьников повышается. Следовательно, использование игровых технологий положительно влияет на обучение школьников, делает уроки более продуктивными и интересными, тем самым повышается мотивация учащихся, возникает познавательный интерес к урокам.

При использовании игровых технологий можно заметить, что учащиеся проявляют большую активность, начинают работать и те ученики, которые обычно пассивны на уроках. Во время проведения игр учащиеся работают с удовольствием, от своей деятельности они получают удовольствие, стараясь выполнить задачу игры как можно лучше. На уроках, в содержание которых входит такое средство обучения, как игра, повышается активность учащихся, их интерес к уроку. На таких уроках ребята меньше устают, внимание у них сохраняется до конца урока, учебный материал, даваемый в игре, усваивался школьниками лучше, а закрепление шло более продуктивно.

Таким образом, из наблюдений видно, что проблема повышения интереса к учебным предметам в школе актуальна, необходимо пользоваться средствами стимулирования деятельности учащихся на уроках, в состав которых входит и игра. И использовать их надо систематически. На разных этапах урока.

Игровые методы и приемы обучения будут являться эффективным средством повышения мотивации к обучению у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при условии соблюдения следующих требований:

  • подбор игр осуществляется в соответствии с программными требованиями и учётом отклонений в развитии школьников;

  • игра используется на всех этапах проведения урока, при этом длительность игр регулируется возрастными и индивидуальными особенностями школьников;

  • основными условиями использования игры в процессе обучения у детей с нарушениями в развитии являются повторяемость игр и усложнение игры;

  • включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;

  • построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета;

  • занимательность, необычное изложение учебного материала;

  • использование познавательных игр;

  • анализ жизненных ситуаций;

  • развитие самостоятельности и самоконтроля ученика.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль игры в жизни школьника имеет большое коррекционное воздействие и является одним из эффективных методов повышения мотивации к обучению

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».

Использование информационных технологий

в работе с детьми

с ограниченными возможностями здоровья


Для решения проблемы создания безбарьерной среды в школах реализуется одно из перспективных направлений инклюзивного обучения - применение дистанционных образовательных технологий.

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Необходимость обеспечения качественного, массового и индивидуализированного образования способствовала появлению систем дистанционного обучения. Дистанционное обучение - это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса.

Дистанционное обучение предоставляет учащимся возможность освоения любых базовых и профильных программ независимо от места проживания и обучения, самостоятельно изучить курс, который не преподается в той школе, где учится ребенок, углубить свои знания по какому-то предмету или разделу программы, ликвидировать пробелы в своих знаниях из-за значительного пропуска занятий по болезни, а так же вести обучение детей, не имеющих возможность посещать обычную школу. Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три большие категории: неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители), средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа), видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям. Дистанционное обучение позволяет каждому ребенку заниматься по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе, каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины - это позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени обучающегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора, поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы, что необходимо для лучшего освоения учебного материала в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой. На учителей накладывается огромная работа по подготовке и проведению дистанционных уроков, которые имеют, как общее, так и различия с традиционным уроком. Каждый дистанционный урок индивидуальный, рассчитанный именно на одного ребенка - один учитель, один ученик. При организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями учитывается специфика психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации. Кроме того, учитываются трудности каждого отдельно взятого ребенка, обусловленные недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью. А так же недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий, технологий дистанционного обучения является эффективным решением проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Информационные технологии открывают новые еще малоисследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают:

  • большую информационную ёмкость (что позволяет представить информационную модель в разных контекстах и коммуникативных ситуациях);

  • интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика - повышается работоспособность, активизируется познавательная деятельность детей;

  • создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника - мотивирование трудных для ребенка видов деятельности;

  • создание благоприятного психологического климата - создание правильной реакции на ошибку;

  • учет возрастных особенностей учащихся при овладении ими различными языковыми моделями и структурами;

  • качественную индивидуализацию (в том числе и в рамках группового обучения), которая заключается в индивидуальном темпе и количестве повторений;

  • возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов и закономерностей;

  • изменение ситуации взаимодействия «учитель - ученик»: ситуация меняется на «учитель-ученик-компьютер», происходит смена акцента взаимодействия;

  • насыщение обучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация, конструирование, прогнозирование.

Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, преодолеть нарушения высших психических функций, предупредить возникновение вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников с особыми образовательными потребностями.

Значение средств современных информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В современном понимании информационная технология обучения (ИТО) - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видео-средства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Главная цель информатизации образования состоит «в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества».

В каких же областях информационные технологии становятся важным инструментом и находят свое применение?
- Инструмент педагога и психолога
- Инструмент получения (тесты) и накопления психолого-медико-педагогического опыта (базы данных, информационные порталы, объединяющие научные центры)
- Использование специализированных компьютерных программ в преподавании различных учебных предметов
- Интеграция информатики и специальной педагогики

Все средства информационно-коммуникативных технологий, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные и программные.

Программные средства - совокупность программ, используемых при реализации современных информационных технологий на персональных компьютерах. Например, чтобы показать детям видеофильм на 10-20 мин, мы используем программу монтажа фильмов, с помощью которой из 2-3х фильмов длительностью в общей сумме больше 3х часов мы вырезаем нужные фрагменты, объединяем их и записываем.

Аппаратные средства:


1. Компьютер - универсальное устройство обработки информации, так как компьютер был изобретен для усиления возможностей умственной работы человека, т.е. работы с информацией.

2. Принтер и сканер. Сканер является средством ввода информации, а принтер - средством вывода. Как обеспечить раздаточным материалом весь класс (или группу)? На помощь приходят сканер и принтер. Нужный материал сканируем, при необходимости обрабатываем и выводим через принтер необходимое количество экземпляров. Это могут быть и задания на графо-моторику и различные раскраски, или задания по различным предметам. Или, например, как обогатить наглядным материалом текст, используемый на уроках чтения. Текст опять же сканируем; подбираем необходимый наглядный материал, вставляем в текст и распечатываем.

3. Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

4. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Как это можно сделать?

За основу можно взять представление из теории Л.С. Выготского о том, что жизненный опыт самого ребенка является единственно надежной основой развития его представлений о мире.

Для этого желательно вести фото- и видеосъемки не только различных мероприятий, проходящих на территории образовательного учреждения, выездов детей за её пределы, но и обычных будничных дней в различные сезоны.

Замысел состоит в том, чтобы обеспечить развитие представлений о мире за счет углубления анализа уже знакомых образных картин действительности, практически освоенных детьми.

Накопленный фото- и видеоматериал включается в мультимедийные презентации.

5. Локальная и глобальная сети позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети. Локальные сети - сети компьютеров, сосредоточенных на небольшой территории. Если одному сотруднику понадобилась информация, которая хранится на другом компьютере, а он на данный момент занят, то всегда можно воспользоваться локальной сетью, с помощью которой со своего компьютера можно найти и скопировать информацию с любого другого компьютера, подключенного к локальной сети. Глобальная сеть - сеть, которая объединяет территориально рассредоточенные компьютеры, которые могут находиться в различных городах и даже странах. Крупнейшая глобальная сеть - это Интернет. Интернет является крупнейшим источником практически любого вида информации. Мы широко используем возможности интернета: находим и распечатываем тексты для чтения, всевозможные иллюстрации, скачиваем видеофильмы на различные темы, которые потом показываем детям.

6. Мультимедиа - проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимся результаты своей работы всему классу. Мультимедиа - совокупность всех видов информации (графической, звуковой, видео).

Мультимедиа-проектор оказывает неоценимую помощь учителю основ компьютерной грамотности. Чаще всего необходимо всему классу объяснить и показать последовательность операций, которые дети в дальнейшем будут выполнять. Объяснить всему классу можно, а вот как показать? Для этого педагог использует проектор.

Применение видеофильмов и мультимедиа технологий дают детям более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах, а так же дают возможность повысить степень активности детей и вовлекают в процесс восприятия информации большинство чувственных компонентов.

При такой форме подачи информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичным видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Например, можно взять за правило 2-3 раза в месяц проводить мультимедийные презентации по материалам наиболее трудных для восприятия детей лексических тем, приуроченных к государственным праздникам, событиям внутри учреждения, государственного и мирового масштаба.

Со временем в компьютерном классе создаётся видеотека, которая постоянно пополняется. Учителя и воспитатели выбирают нужную тему или делают заявку техническим специалистам (учителям информатики, например) на необходимый материал, после чего ведётся поиск, обработка информации, назначается день просмотра. Какой бы скучной ни была тема, она становится интересна детям, если материал представлен в красках, со звуком и анимированными эффектами.

Проектор удобно использовать и на массовых мероприятиях, когда дети становятся активными участниками и с удовольствием выполняют задания, которые видят на проекционном экране, что значительно повышает эмоциональный фон. Там же можно использовать показ видео в режиме реального времени, когда дети видят на проекционном экране то, что в данный момент снимает на видеокамеру оператор.

Итак, информационные технологии предполагают:

  • работу со специализированными компьютерными программами для лиц с ОВЗ

  • использование общеразвивающих компьютерных игр и программ в работе с детьми и подростками, имеющими ОВЗ

  • оптимизацию процесса обучения детей с ОВЗ с помощью интерактивной доски

  • применение текстового редактора как средство развития самостоятельной письменной речи детей с ОВЗ

  • использование мультимедийных презентаций в обучении детей с ОВЗ

Для детей с ОВЗ характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Отсюда снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение более осознанным, нужны новые техники и технологии.

У значительной части учащихся с ОВЗ наблюдается преобладание низкого уровня развития познавательного интереса. Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.

Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признается использование средств информационно-коммуникационных технологий. Применение электронных учебных материалов на уроках и занятиях не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы.

Цель и задачи использования ИКТ для развития познавательного интереса детей с ОВЗ:

Цель: создать условия, способствующие максимальной активизации учебной деятельности обучающихся, развитию общеучебных умений и навыков, необходимых для качественного усвоения учащимися программных требований, самостоятельности в учебной деятельности посредством применения информационно-коммуникационных технологий.

Задачи:

- активизировать образовательный процесс путем включения в него информационно-коммуникационных технологий;

- формировать и развивать самостоятельность и информационно-коммуникативную компетентность учащихся с ОВЗ;

- использовать возможности учебных тренажеров для создания сопровождения уроков;

- раскрыть возможности применения информационно-коммуникационных технологий при обучении детей с ОВЗ;

- использовать разнообразные творческие задания с помощью ИКТ, способствующие развитию учебной деятельности.

- воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;

Формы использования ИКТ:

- Компьютерные презентации

- Работа с интерактивной доской (игры, тесты, тренировочные упражнения)

- Видео и аудиофрагменты

- Готовые программные продукты: учебные диски,

электронные библиотеки, виртуальные экскурсии, и др.

- работа в сети Интернет (поиск информации, общение, публикации)

В процессе работы по развитию познавательного интереса младших школьников с помощью ИКТ можно отметить:
- повышение уровня познавательных процессов у детей с ОВЗ, после внедрения в процесс обучения информационных технологий.
- повышение уровня личного профессионализма в области информационных технологий и методики коррекционно - развивающей работы.
- формирование мотивационных компонентов деятельности у учащихся.
Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и активно внедряются в практической деятельности.
Наряду со всеми несомненными достоинствами работы с использованием ИКТ не следует забывать, что компьютер не может заменить учителя, поэтому следует четко планировать время и место работы с электронными средствами обучения.

Интерактивность компьютерных технологий позволяет педагогу более успешно адаптировать учебный материал под особенности ребят с ОВЗ.

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Использование в педагогической деятельности ЦОР помогает педагогу значительно сократить время на трансляцию учебного материала, увеличив объем продуктивных видов деятельности на уроке; создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию.

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ


«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

«Настоящий учитель показывает своему ученику

не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда,

но ведет его к разрабатыванию строительного материала,

возводит здание с ним вместе, учит его строительству».


Адольф Дистервег

.

Как известно, в основе нынешней модернизации российского образования, лежат идеи личностно - ориентированного развивающего обучения. Принятие нового ФГОС - признание системно - деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.

ФГОС: пункт 7 «В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям ин­формационного общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образова­ния;

- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т. е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвое­ния нового социального опыта».

Системно - деятельнотстный подход обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучаю­щихся в системе образования;

- активную учебно - познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрас­тных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Системно - деятельностный подход предполагает:

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных возможно­стей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограничен­ными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основ­ной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, уме­ний, компетенций, видов, способов деятельности.

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все не­обходимое для реализации новых образовательных целей.

У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно - деятельностной основе.

Как построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы он был направлен на преодоление у детей с ОВЗ затруднений в учении, охрану здоровья и коррекцию индивидуальных отклонений в психическом и физическом развитии каждого ребенка. Всё это привело к технологии проблемно - диалогического обучения, а конкретно, к деятельностному подходу в обучении.

В условиях инклюзивного образования можно использовать такие технологии системно-деятельностного подхода, как:

  • - предметно-практическая деятельность;

  • - работа с Монтессори-материалом;

  • - театрализованная деятельность;

  • - песочная игротерапия;

  • - танцевально-двигательные техники;

  • - проектная деятельность и другие.

На уроке, когда используется наглядность, необходимо каждому ребенку дать потрогать, погладить, примерить, приставить и т.д.

Деятельностный подход применим на любом предметном содержании и на любой ступени обучения. Он является результативным, здоровьесберегающим, позволяет осуществлять разноуровневое обучение. При организации хода учебного занятия акцент делается на дифференцированную самостоятельную работу учащихся. Контроль усвоения знаний и способов деятельности осуществляется в трех видах: входной (для информации об уровне готовности учащихся к работе и, при необходимости, коррекции этого уровня); текущий или промежуточный (после каждого учебного элемента с целью выявления пробелов материала и развития учащихся и коррекции усвоения); итоговый (для оценки уровня усвоения). Оценка уровня усвоения знаний и способов деятельности происходит с помощью традиционных контрольных работ (в том числе, разноуровневого характера) и тестирования. Всё это очень важно при работе с детьми ОВЗ.

Учитывая уровень наглядно-образного мышления детей, который точнее можно было назвать наглядно-схематическим, одним из путей формирования понятий на уроках мы выбрали работу с моделями. Модель - это искусственно созданный объект в идее схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщённом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. Схемы разнообразны: это схемы-опоры, схемы - инструкции, динамические схемы, схемы-рисунки. Именно схемы помогают выделить из всех признаков предмета существенные, демонстрируют структуру формируемого понятия, открывают основные взаимосвязи и отношения в изучаемых объектах. Помогают детям сосредоточить внимание на главном, глубже усвоить логическую сущность понятия, облегчают усвоение, запоминание и воспроизведение программного материала. Моделирование, т.е. создание схем, учит учащихся мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения на поставленный вопрос. Работа со схемами развивает познавательную активность учащихся, т.к. опираясь на них, дети становятся более уверенными в своих знаниях, учатся самостоятельно составлять связный рассказ или высказывание, рассуждение на заданную тему. Схемы позволяют руководить мыслительной деятельностью учащихся на уроке в зависимости от поставленных целей и задач, а также использовать на разных этапах урока. Благодаря этим схемам ребята часто сами делают вывод, легко заучивают правило.

Таким образом, образование есть система процессов взаимодействия людей в обществе, а процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое системно-деятельностный подход в образовании. Реализация деятельностного подхода даёт возможность развивать способности учащихся, чувствовать себя значимой личностью в процессе урока - "У меня получается, значит, я могу", а это очень важно для детей с ОВЗ, позволяет определить уровень своих учебных достижений.

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Коррекционно-развивающие технологии

в системе работы учителя с детьми с ОВЗ


«Хороших методов существует столько, сколько существует


хороших учителей» Д.Пойя

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Задача нас - педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Система коррекционно-развивающего обучения направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию.

На сегодняшний день в ОУ одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, использую в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии, создаю индивидуальные программы развития. Все это поможет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.

Современные коррекционно - развивающимися технологиями, которые направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков детей с ОВЗ, и способствующих усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности, и использовать их в своей деятельности.

1.Технология проблемного обучения.

Она направлена на развитие всесторонне гармонической личности ребенка и подготовку хорошей образовательной базы. На уроках во время беседы я ставлю перед детьми проблемную задачу, а затем ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи.

Обучающиеся пытаются решить поставленную перед ними проблемную задачу самостоятельно. Если есть сложности, я всегда стараюсь оказать детям коррекционную помощь, давая план действий, подсказывая отдельные шаги при затруднениях, создавая ситуацию успеха на уроке.

Иногда уроки могут быть целиком посвящены решению какой-либо одной проблемной задачи. Но чаще всего на своих уроках я обычно стараюсь сочетать традиционное обучение с элементами проблемности, с включением отдельных проблемных задач. При этом в общую систему творческой поисковой деятельности школьников включают знания, получаемые ими и в готовом виде - из изложения учителя, текста учебника и т.д.

2. Технология уровневой дифференциации.

Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.

Главная задача - предоставить учащимся возможность самим определить объем учебного материала (не ниже требований стандарта) по предмету.

Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов, Чаще всего проверочные разноуровневые работы провожу на контроль - обобщающих уроках. Определяю целью то, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляю задания (разноуровневые).

Можно также применять и при изучении новой темы. Объяснять материал нужно от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.

Анализируя знания обучающихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:

  • Обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

  • Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.

  • Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»




Обобщение литературных источников и опыта педагогов позволило выделить основные принципы обучения учащихся с ОВЗ:

1. Создание ситуации успеха на уроке, возможности исправить ошибку. Необходимо предлагать учащимся такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности, реализуют право ребенка исправить ошибку. Причем ребенок может исправить ошибку незаметно для окружающих. Например, при заполнении кроссворда учащийся может сначала воспользоваться карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть надпись. Так же полезны задания, требующие выполнить схематический рисунок. Это значительно облегчает работу учащихся, которым трудно словесно (устно или письменно) оформить свой ответ.

2. Постепенное усложнение учебного материала, подача его небольшими дозами. При этом задания на каждом уроке необходимо усложнять постепенно (первыми необходимо давать более простые задания).

3. Использование на уроке большого количества красочного дидактического материала, наглядных пособий.

4. Усиление практической направленности учебного материала, опора на жизненный опыт ребенка.

5. Многократное, поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниями. Задания на повторение необходимы на каждом этапе урока. В конце каждой темы организуется итоговое повторение с помощью различных методов и приёмов (кроссворды, мозаика и т. п.).

6. Для облегчения работы обучающихся важно использовать достаточное количество заданий с опорой на образец, то есть заданий репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках заданных объектов. При этом учебный материал вначале нужно разобрать с обучающимися по учебнику, лишь затем предложить выполнить задания в тетради.

Применяя в работе рассмотренные принципы и технологии

Учащиеся с ОВЗ не только получают «багаж» знаний, при изучении программного материала происходит развитие мыслительных процессов, формируется сфера практических умений учащихся;

· Материал учебника и рассказ учителя становится понятным, осознанно запоминается, ученик видит область практического применения знаний;

· Повышается мотивация учения, развивается потребность узнавать новое, самостоятельно добывать знания, приобретать новые практические навыки;

· Формируются коммуникативные отношения, умение сотрудничать со сверстниками и педагогами;

· Развиваются способности детей, повышается самооценка.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности, возможности и ресурсы использования инновационно‐образовательных технологий не исчерпываются теми технологиями и методами, которые представлены в данной работе.

В арсенале каждого педагога есть свои варианты и особенности использования образовательных технологий, моделирующих жизнедеятельность обучающихся. С уверенностью констатирую - использование инновационно‐образовательных технологий в коррекционно‐педагогической практике сохраняет индивидуальность каждого обучающегося с ОВЗ, способствует укреплению и развитию его психофизического здоровья, позволяет отрабатывать учебный материал с разных позиций, интегрировать знания, многократно возвращаться к одной теме в условиях разных видов деятельности.

В условиях инклюзивной практики обязательна организационная и методическая поддержка «основных» педагогов - учителя, воспитателя, классного руководителя, непосредственно осуществляющих процесс воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.

Учитель - «золотое сечение» инклюзии, главное условие успешной реализации инклюзивных принципов и их воплощение в педагогическую практику.

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

© 2010-2022