Программа одаренных по хакасскому языку

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.

Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные дети:

•имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

•имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

•испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1.Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3.Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4.Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5.Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:

•принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

•принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

•принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

•принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

•принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с ОД:

•групповые занятия с одаренными учащимися;

•предметные кружки;

•кружки по интересам;

•конкурсы;

•курсы по выбору;

•участие в олимпиадах;

•работа по индивидуальным планам;

•исследовательская деятельность и участие в НПК.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

1.с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

2.в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

3.какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

IBB. Цель

Цель программы: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

BV. Задачи

•изучение природы детской одаренности;

•выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;

•внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

•развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей;

V. Предполагаемые результаты

•увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

•повышение качества образования и воспитания школьников в целом;

•положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций по хакасскому различного уровня;

•повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне.



Хакасский язык и литература как учебные предметы являются неотъемлемой частью школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления на своем родном(хакасском) языке, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

Творческие способности - дар природы. Распространено мнение, что если человеку дан дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорка: "Талант всегда пробьется". Однако исследования опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться. Задача учителя - увидеть таких детей и помочь им реализоваться.

Хакасский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми. Однако в сельской школе работа в данном направлении осложняется тем, что наполняемость классов составляет 3-6 человек; следовательно, талантливых детей не так уж много. В то же время в малокомплектной школе обучение в основном индивидуальное, дифференцированное, личностно-ориентированное. Поэтому есть необходимые условия для раскрытия и развития способных учеников. Эта работа носит длительный и кропотливый характер. Прежде всего используется метод убеждения: ребенок может и должен знать больше, нежели того требует школьная программа, т.е. должен поверить в себя, в свои силы и возможности; что только систематическая, самостоятельная работа может принести успех. После чего начинается воплощение желаемого в действительность. Известно, что школьный курс дает минимум знаний, лишь его теоретические основы. Но ведь хакасский язык для нас, коренного народа Хакасии является очень важным. Мы должны уметь писать и говорить на родном языке, а наша литература просто безгранична. Поэтому, чтобы жить в современном обществе, необходимо много знать. А глубина постигается с помощью изучения дополнительной справочной литературы. Следовательно, работа с одаренными детьми направлена на углубленное, профильное изучение предметов, на развитие способностей. Классно-урочная система не в состоянии решить ее целиком. Поэтому необходимо дополнительное время. Где его взять? Это внеурочная деятельность: элективные и факультативные занятия, предметные кружки, индивидуальные консультации с учителем, самостоятельная работа. Приведу ряд примеров (все они, безусловно, повышенной трудности) из личного опыта работы с талантливыми учениками.

1. Олимпиадные задания.

2. Создание проектов.

1) Творческих. Например:

- Написать стихотворение, используя только существительные и прилагательные.

- Сочинить рассказ с включением в него пословиц и поговорок.

- Подготовить презентацию личного творчества.

2) Исследовательских. Например:

- Написать реферат на тему "Традиции воспитания в хакасской семье".

- Подготовить проект на тему "Пейзаж в творчестве писателей и поэтов XIX века".

3) Информационных. Например:

- Подготовить доклад о хакасских лингвистах.

- Подготовить проект на тему "Достопримечательность моего села", используя архивные документы.

4) Игровых. Например:

- Обработать хакасскую басню И.М.Костякова «Õскi паза мойнах»" на современный лад.

- Придумать игры для физминутки, музыкальной паузы.

5) Практико-ориентированных. Например:

- Выпустить "Словарь диалектных слов Аскизского района Республики Хакасия".

3. Творческие диктанты.

4. Комплексный анализ текста.

5. Лингвистический (языковой) анализ текста.

6. Литературоведческий анализ текста.

7. Работа по карточкам.

8. Конкурсные работы.

Всякая деятельность должна носить продуктивный характер, т.е. направлена на конкретный результат. Мои ученики неоднократно принимали участие и становились победителями и призерами районных олимпиад по хакасскому языку и литературе. В 2012-2013 учебный год - районный конкурс «Чылтызахтар», Майнагашева Дарья 1 место; Майнагашева София участие в олимпиаде по хакасскому языку.

2013 -2014учебный год - всероссийская олимпиада школьников по хакасскому языку, Майнагашева Ксения 1 место; участие в конкурсе выразительного чтения по хакасской литературе, Майнагашева Ксения, Саражакова Надежда; 17.11.14г.- Всероссийская олимпиада школьников по хакасскому языку: Куркучекова Анастасия 11 место, Кулемеева Юля 7 место, Майнагашева Ксения 5 место; 27.11.14г.:Районный конкурс сочинений «Прайниме «iч,е» состен, пасталча» Сербигешев Евгений 1 место.

На 2014-2015 учебном году выявила одаренных детей: ИптышеваТарика- хакасский язык, Кулемеева Юлия - хакасский язык и литература, Майнагашева Ксения - хакасский язык и литература. На будущее мы так же планируем активно участвовать и добиваться успехов в районных и республиканских олимпиадах. Сверх идея, вырастить достойных учителей и научных деятелей в области хакасского языка, знаменитых писателей. Так же привить любовь к преподаванию хакасского языка и литературы.

Таким образом, уроки хакасского языка и литературы, а также внеурочная деятельность должны быть направлены на реализацию программы "Одаренные дети". В сельской местности есть потенциал, значит, и у страны есть будущее.



© 2010-2022