Авторская программа кружка «Тропа леопарда»

В настоящее время с изменением экологической ситуации на Земле и утратой ценностей у подрастающего поколения, я считаю, стоит остро вопрос экологического и патриотического воспитания учащихся в школах и учреждениях дополнительного образования.   От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждет вымирание. Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Ефимова Вера Николаевна, учитель

географии и биологии.

МОУ КООШ № 12 с. Тереховка

Концепция:

В настоящее время с изменением экологической ситуации на Земле и утратой ценностей у подрастающего поколения, я считаю, стоит остро вопрос экологического и патриотического воспитания учащихся в школах и учреждениях дополнительного образования. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его

ждет вымирание. Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое

отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных

отношением человека к природе.

Одной из самых эффективных форм работы по экологическому воспитанию считаю - внеурочную деятельность, работа экологического кружка, на котором учащиеся планомерно изучают вопросы экологии, выполняют практические задания, обучаются навыкам изучения и сохранения среды обитания. Программа кружка составлена мною с учетом с Программой мероприятии по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РК от 3 февраля 1997 года за №137. И закона Приморского края

от 11.04.2008 N 250-КЗ.

Наша школа находится недалеко от ООПТ «Борисовское плато», местообитание дальневосточного леопарда. Дальневосточных леопардов осталось на Земле катастрофически мало, всего 35-40 особей. Сохранить леопарда можно только вместе, для этого необходимо вести разъяснительную работу среди населения о браконьерстве, лесных пожарах. Лучше всего, когда дети сами обучаются культуре и обучают своих родителей, родственников, знакомых. Все это стало необходимостью разработать программу кружка, который имеет соответствующее название «Тропа леопарда». Планирование работы кружка составляю ежегодно, с учетом потребностей членов кружка, их возрастными особенностями и планом МОУ по экологическому воспитанию.

Мы активно работаем с Амурским филиалом Всемирного фонда дикой природы, с Дальневосточным морским заповедником. Члены кружка ведут пропаганду экологической направленности среди учащихся, в результате ученики нашей школы стали самыми активными участниками акций «Зеленый палец» и «Часа Земли», в районном фестивале «Земля Леопарда», в фестивале «Ярмарка талантов» в соседнем Хасанском районе, собирали подписи для послания президенту о создании охраняемой территории «Земля леопарда» и по прекращению вырубки кедра.

Экологическое образование это сложный педагогический процесс, которой должен быть спланированным, непрерывным, обязательно руководимый, при этих условиях можно добиться ожидаемых результатов. Занятия проходят в интересной, развивающей форме, в доброжелательной обстановке, дети с удовольствием посещают занятия и получают необходимые знания и навыки.

Авторская программа

кружка «Тропа леопарда»

Рабочая программа авторская, составлена с учетом Программы мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РК от 3 февраля 1997 года за №137. И закона Приморского края от 11.04.2008 N 250-КЗ, на основании рекомендаций Г.И. Осиповой Опыт организации проектно-исследовательской деятельности школьников.

Программа является комплексной, сочетающей в себе курсы географии, биологии, экологии и краеведения. Комплексность характеризует всю практическую деятельность кружка, начиная с получения исход­ных теоретических знаний, их расширения и углубления и целостной интерпретации в экскурсиях, исследовательских и проектных работах, в рефератах и докладах, выступлениях с публичными докладами. Развивают свои творческие способности, научатся самостоятельно решать экологические вопросы, проводить экскурсии, занятия в группах.

Проектно-исследовательская деятельность является одним из новых подходов к организации образовательного процесса, на основе школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности.

Учебно - исследовательская работа должна учитывать образовательные потребности ученика, выходящие за рамки того или иного курса, ориентировать на овладение методологией самостоятельного научного исследования.

Любое самостоятельное исследование руководимо: педагог помогает определить его исправление, корректирует цели и задачи, определяет совместно с учеником индивидуальный план работы и выступает консультантом.

Цели и задачи программы:

  1. Научить самостоятельно, углублять знания по избранной области науки, участвовать в их пропаганде, активно работать в творческих группах.

  2. Научить учащихся анализировать, докладывать о результатах своей работы в творческой группе.

  3. Научить учащихся выступать на аудиторию, отвечать на вопросы.

  4. Проводить исследования в области наук о природе.

  5. Подводить итоги работ, анализировать результаты, предоставлять интересные исследования для школьников своей школы, района, края.

  6. Участвовать в конкурсах разных уровней.

  7. Принимать участие в экологических акциях.

Программа кружка «Тропа леопарда» рассчитана на учащихся 5-9 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 34 часа в год. Сюда приходят заниматься учащиеся, интересующиеся географией, биологией, экологией. Занятия предполагается проводить в форме лекций, бесед, выполнении практических и исследовательских работ, встреч с учеными; экскурсий, конференций. Кроме того, предусмотрены различные формы самостоятельной работы - подготовка сообщений, рефератов, разработка экскурсий, работа в архиве, библиотеке, музее. Работа в группах - проектная и исследовательская деятельность.

Краеведение - это одно из важнейших средств связи обучения с практикой. На занятиях представляется материал исторического, археологического, этнографического, архитектурного характера, материал по социально экономическому, культурному, политическому развитию края в комплексе, не повторяя школьной программы. А также большое внимание уделяется экологическому воспитанию школьников.

К концу обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся, получив прочные, глубокие знания по теоретическим вопросам и практические навыки участвуют в мероприятиях районного, краевого и Всероссийского уровня. Проводят экскурсию по эколого-туристской тропе.

2-1. Учебно-тематический план 4-го года занятий.

п\п

Тема

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Практическая часть исследовательских работ

6

2

4

3

Камеральная работа

10

4

6

4

Проектная деятельность

9

2

7

5

Подготовка к участию в мероприятиях района, края, страны.

6


6

6

Заключение. Подведение итога.

1

1


Итого

34

11

23

Учащиеся должны знать и уметь:
Типы исследовательских работ, этапы выполнения работ, основы географии, биологии, экологии, достижения науки в вопросе исследовательской работы, характеристику и особенность камеральной обработки, подготовительные этапы обработки, последовательность работы, типы проектов, правила выполнения работ, правила выполнения презентаций.

выбирать тему исследования, самостоятельно определить цели и задачи исследования,

подобрать необходимую литературу, получать необходимую консультацию по выбранной теме у специалистов, планировать выполнения работы, проводить практическую часть работы, делать выводы и анализ исследования, выполнять камеральную обработку, выполнять контрольные пробы, определять гипотезы, выделять подтвердившиеся гипотезы,

выбирать тему проекта, рассчитывать затраты на реализацию проекта, выделять главную информацию из источника, соответствующую заданию, оформлять работу согласно положению, уметь составлять презентации в соответствие с требованиями, составлять доклад к работе для публичного выступления, готовить стендовую защиту работы

Информационно - технические ресурсы.

1. Экранно-звуковые пособия: О лекарственных растениях. Растительные сообщества.

2. Учебно-практическое оборудование: Весы с разновесами, комплект лабораторной посуды, лупы ручные, микроскопы, термометр почвенный, микропрепараты, модели цветка. Раздаточный материал: грибы трутовики, спилы деревьев, побеги растений, семена растений, муляжи плодов.

3. ТСО: телевизор, видеомагнитофон, DVD, мультимедийный проектор, ноутбук.

4. Учебно-практическое оборудование: Компасы. Термометр. Флюгер. Барометр. Рулетка. Глобус. Магнитная доска.

5. Коллекции: горных пород. Полезных ископаемых.

6.Гербарии растений.

Литература:

  1. Коринская И.В.За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005.

  2. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии.

  3. Акаткина А.М. Животный и растительный мир Уссурийской тайги.

  4. Болотникова Н.В. уроки-игры в средней школе.

  5. Селищев Е.Н. География для любознательных.

  6. Майорова Т.С. Новейший справочник школьника.

  7. Субботин Г.П. География туризма

  8. Интернет - ресурсы.

  9. Скворцов В.Э. Охраняемые растения Приморского края.

  10. Животный мир Уссурийской тайги под ред. Врища А.Э.

© 2010-2022