• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка рабочей программы Основы материаловедения и технология общеслесарных работ

Методическая разработка рабочей программы Основы материаловедения и технология общеслесарных работ

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Акъярский горный колледж имени И. ТасимоваМетодическая разработка рабочей программы Основы материаловедения и технология общеслесарных работМетодическая разработка рабочей программы Основы материаловедения и технология общеслесарных работ

Утверждаю

Директор ГБПОУ Акъярский горный колледж имени И. Тасимова _____________Р.И. Арсланов 04 сентября 2015 г. Приказ № 103-о/д от 31 августа 2015 г.



Рабочая программа

дисциплина: Основы материаловедения и технология общеслесарных работ.



Профессия: 35.01.13. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

курс: II

группа: ТРМ 14-1

ТРМ 14-2

с. Акъяр

2015 г.



ОДОБРЕНА

на заседании предметной цикловой комиссии

специальных дисциплин рабочих профессий первой ступени

Протокол № ________

от « » ______ 2015 г.

РАЗРАБОТАНА на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.01.13. Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства

Председатель ПЦК СД
/________/ Мухаметов рР.М.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебной работе

/____________/ Бактыбаева А. Х.

.


Разработал(а):.Юлдашбаев И.Н., преподаватель первой категории

Внутренний

рецензент ________________________________________________________

________________________________________________________

Внешний

рецензент ________________________________________________________

________________________________________________________

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) 35.01.13. Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства



Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Акъярский горный колледж имени И. Тасимова

Разработчик:

Юлдашбаев И.Н. преподаватель первой категории



























СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14









1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ.

1.1. Область применения программы.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.13. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять материалы и их свойства;

- выбирать режимы обработки с учетом характеристик металлов и сплавов;

- соблюдать технологическую последовательность при выполнении общеслесарных работ: разметки, рубки, правки, гибки, резки и опиливании металла, шабрении, сверлении, зенковании, зенкеровании и развертывании отверстий, нарезании резьбы, клепки, пайки, лужении и склеивании;

- подбирать режимы и материалы для смазки деталей и узлов.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные виды металлических и неметаллических материалов;

- основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов;

- о технологической и производственной культуре при выполнении общеслесарных работ;

- особенности применения общеслесарных работ в различных отраслях производства и в быту;

- особенности строения металлов и сплавов, технологию их производства;

- виды обработки металлов и сплавов;

- основные виды слесарных работ;

- правила техники безопасности при слесарных работах;

- правила выбора и применения инструментов;

- последовательность слесарных операций;

- приемы выполнения общеслесарных работ;

- требования к качеству обработки деталей;

- виды износа деталей и узлов;

- свойства смазочных материалов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часов;

самостоятельной работы обучающегося 32 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

лабораторные работы

10

практические занятия

22

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:

индивидуальное проектное задание

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

32

Итоговая аттестация в форме зачета







2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Материаловедение

38

Введение

Роль материалов в современной технике

2

1

Тема 1.1. Металловедение

Технологические характеристики применяемых металлов и сплавов: прочность, упругость, ковкость, пластичность, электропроводность, теплопроводность, вязкость, порог хладноломкости и др.

Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов.

8

2

Технологии производства металлов и сплавов. Производство чугуна и стали. Прокат. Углеродистые и легированные стали. Производство сплавов цветных металлов: алюминия, меди, магния, никеля, титана, цинка, свинца, олова и др. Припои. Твердые сплавы. Маркировка сплавов. Основные материалы для сельскохозяйственной техники.

1

Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов: литье, обработка давлением и резанием, термообработка, термомеханическая и химико-термическая обработка, сварка, пайка и др. Отжиг. Нормализация. Закалка стали. Гальванические, диффузионные и распылительные процессы нанесения металлических защитных и защитно-декоративных покрытий. Свойства покрытий. Области применения.

1

Основные типы деформаций. Пластическая деформация. Изменение структуры и свойств металла при пластическом деформировании. Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла. Много - и малоцикловая, термическая и коррозионная усталость. Окисление. Коррозия. Виды износа. Способы предохранения.

2

Лабораторные работы

8

Ознакомление со структурой и свойствами сталей и чугунов

Влияние режимов термообработки на структуру и свойства стали

Ознакомление со структурой и свойствами цветных металлов и сплавов

Влияние деформаций на механические свойства металлов и сплавов

Контрольная работа по теме «Металловедение»

2

Тема 1.2. Неметаллические материалы

Строение и назначение резины, пластических масс и полимерных материалов. Особенности их структуры и технологических свойств..

4

1

Строение и назначение стекла и керамических материалов. Технологические характеристики изделий из них. Электроизоляционные свойства.

1

Строение и назначение композиционных материалов.

1

Смазочные и антикоррозионные материалы. Специальные жидкости. Их назначение. Особенности применения.

2

Абразивные материалы. Общие сведения. Абразивный инструмент.

2

Лабораторная работа

2

Влияние различных условий на свойства смазочных материалов

Контрольная работа по теме «Неметаллические материалы»

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Применение основных свойств металлов и сплавов в сельскохозяйственной технике.

Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.

Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке.

Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий.

10

Раздел 2. Слесарное дело

58

Тема 2.1. Организация слесарных работ

Правила техники безопасности при слесарных работах

6

3

Организация рабочего места слесаря: устройство и назначение слесарного верстака, параллельных тисков, рабочего, измерительного и разметочного инструмента, защитного экрана. Правила освещения рабочего места.

3

Правила выбора и применения инструментов для различных видов слесарных работ. Заточка инструмента.

3

Тема 2.2. Общеслесарные работы

Виды слесарных работ: плоскостная разметка, правка и гибка металла, резание металла, опиливание металла, шабрение, сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий, обработка резьбовых поверхностей, выполнение неразъемных соединений, в т.ч. клепка, пайка и лужение, склеивание.

8

3

Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия.

3

Приемы выполнения общеслесарных работ (по видам)

3

Требования к качеству обработки деталей

3

Практические занятия

22

Разметка плоских поверхностей

Рубка металла

Правка металла

Гибка металла

Резка металла

Опиливание металла

Сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий

Нарезание внешней резьбы

Нарезание внутренней резьбы

Клепка

Пайка и лужение

Склеивание

Шабрение

Самостоятельная работа выполнение индивидуального проектного задания по теме «Изготовление изделий из металла»

22











3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения» и слесарной мастерской.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы неметаллических материалов.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

Оборудование мастерской:

по количеству обучающихся:

- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;

- параллельные поворотные тиски;

- комплект рабочих инструментов;

- измерительный и разметочный инструмент;

на мастерскую:

- сверлильные станки;

- стационарные роликовые гибочные станки;

- заточные станки;

- электроточила;

- рычажные и стуловые ножницы;

- вытяжная и приточная вентиляция.



3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. - М: ОИЦ «Академия», 2013. - 288 с. - Серия: Начальное профессиональное образование.

  2. Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. - М.: ОИЦ «Академия», 2012.

  3. Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. - М.: ОИЦ «Академия», 2012.

  4. Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. - М.: ОИЦ «Академия», 2007. - 272 с.

  5. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. - ОИЦ «Академия», 2008. - 336 с.

Дополнительные источники:

  1. Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. - М.: ОИЦ «Академия», 2005. - 30 шт.

  2. Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: metalhandling.ru

  3. Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб. пособие для проф. техн. училищ. - М.: 1982. - 208 с.







4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

определять материалы и их свойства

лабораторные работы

выбирать режимы обработки с учетом характеристик металлов и сплавов

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

соблюдать технологическую последовательность при выполнении общеслесарных работ: разметки, рубки, правки, гибки, резки и опиливании металла, сверлении, зенковании, зенкеровании и развертывании отверстий, нарезании резьбы, клепки, пайки, лужении и склеивании, шабрении

практические занятия

подбирать режимы и материалы для смазки деталей и узлов

лабораторная работа

Знания:

основные виды металлических и неметаллических материалов

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

о технологической и производственной культуре при выполнении работ общеслесарных

практические занятия

особенности применения общеслесарных работ в различных отраслях производства и в быту

практические занятия

особенности строения металлов и сплавов, технологию их производства

контрольная работа

виды обработки металлов и сплавов

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

виды износа деталей и узлов

контрольная работа

свойства смазочных материалов

контрольная работа

основные виды слесарных работ

практические занятия

правила техники безопасности при слесарных работах

практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий

правила выбора и применения инструментов

практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий

последовательность слесарных операций

практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий

приемы выполнения работ общеслесарных

практические занятия

требования к качеству обработки деталей

практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий









№ раздела

№ темы

Наименование темы самостоятельной работы

Рекомендуемая литература

Кол-во часов

Формы выполнения

1

1

1.1.

1.2.

Применение основных свойств металлов и сплавов в сельскохозяйственной технике.

Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.

Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке.

Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий.

Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. - М: ОИЦ «Академия», 2013.

10

сообщение

2

1

1.1

Выполнение индивидуального проектного задания по теме «Изготовление изделий из металла»

Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. - М.: ОИЦ «Академия», 2012.

22

Защита проекта


Всего:

32

ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ











Перечень практических работ

№ раздела

№ темы

Наименование темы практической работы

Кол-во часов


1

1.1

Лабораторные работы

10

1



Ознакомление со структурой и свойствами сталей и чугунов

2

2

1

1.1

Влияние режимов термообработки на структуру и свойства стали

2

3

1

1.1

Ознакомление со структурой и свойствами цветных металлов и сплавов

2

4

1

1.1

Влияние деформаций на механические свойства металлов и сплавов

2

5

1

1.2

Влияние различных условий на свойства смазочных материалов

2




Практические занятия

22

6

2


Разметка плоских поверхностей

2

7

2


Рубка металла

2

8

2


Правка металла

2

9

2


Гибка металла

2

10

2


Резка металла

2

11

2


Опиливание металла

2

12

2


Сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий

2

13

2


Нарезание внешней резьбы

2

14

2


Нарезание внутренней резьбы

2

15

2



Клепка

2

16

2


Пайка и лужение

2

17

2


Склеивание

1

18

2


Шабрение

1




Всего:

32









© 2010-2022