- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка рабочей программы Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
Методическая разработка рабочей программы Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ю И.Н. |
Дата | 19.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования Республики Башкортостан Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Акъярский горный колледж имени И. Тасимова
Утверждаю
Директор ГБПОУ Акъярский горный колледж имени И. Тасимова _____________Р.И. Арсланов 04 сентября 2015 г. Приказ № 103-о/д от 31 августа 2015 г.
Рабочая программа
дисциплина: Основы материаловедения и технология общеслесарных работ.
Профессия: 35.01.13. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
курс: II
группа: ТРМ 14-1
ТРМ 14-2
с. Акъяр
2015 г.
ОДОБРЕНА
на заседании предметной цикловой комиссии
специальных дисциплин рабочих профессий первой ступени
Протокол № ________
от « » ______ 2015 г.
РАЗРАБОТАНА на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.01.13. Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства
Председатель ПЦК СД
/________/ Мухаметов рР.М.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебной работе
/____________/ Бактыбаева А. Х.
.
Разработал(а):.Юлдашбаев И.Н., преподаватель первой категории
Внутренний
рецензент ________________________________________________________
________________________________________________________
Внешний
рецензент ________________________________________________________
________________________________________________________
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) 35.01.13. Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства
Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Акъярский горный колледж имени И. Тасимова
Разработчик:
Юлдашбаев И.Н. преподаватель первой категории
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
14
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ.
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.13. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять материалы и их свойства;
- выбирать режимы обработки с учетом характеристик металлов и сплавов;
- соблюдать технологическую последовательность при выполнении общеслесарных работ: разметки, рубки, правки, гибки, резки и опиливании металла, шабрении, сверлении, зенковании, зенкеровании и развертывании отверстий, нарезании резьбы, клепки, пайки, лужении и склеивании;
- подбирать режимы и материалы для смазки деталей и узлов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные виды металлических и неметаллических материалов;
- основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов;
- о технологической и производственной культуре при выполнении общеслесарных работ;
- особенности применения общеслесарных работ в различных отраслях производства и в быту;
- особенности строения металлов и сплавов, технологию их производства;
- виды обработки металлов и сплавов;
- основные виды слесарных работ;
- правила техники безопасности при слесарных работах;
- правила выбора и применения инструментов;
- последовательность слесарных операций;
- приемы выполнения общеслесарных работ;
- требования к качеству обработки деталей;
- виды износа деталей и узлов;
- свойства смазочных материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часов;
самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
64
в том числе:
лабораторные работы
10
практические занятия
22
контрольные работы
4
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
32
в том числе:
индивидуальное проектное задание
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
32
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Материаловедение
38
Введение
Роль материалов в современной технике
2
1
Тема 1.1. Металловедение
Технологические характеристики применяемых металлов и сплавов: прочность, упругость, ковкость, пластичность, электропроводность, теплопроводность, вязкость, порог хладноломкости и др.
Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов.
8
2
Технологии производства металлов и сплавов. Производство чугуна и стали. Прокат. Углеродистые и легированные стали. Производство сплавов цветных металлов: алюминия, меди, магния, никеля, титана, цинка, свинца, олова и др. Припои. Твердые сплавы. Маркировка сплавов. Основные материалы для сельскохозяйственной техники.
1
Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов: литье, обработка давлением и резанием, термообработка, термомеханическая и химико-термическая обработка, сварка, пайка и др. Отжиг. Нормализация. Закалка стали. Гальванические, диффузионные и распылительные процессы нанесения металлических защитных и защитно-декоративных покрытий. Свойства покрытий. Области применения.
1
Основные типы деформаций. Пластическая деформация. Изменение структуры и свойств металла при пластическом деформировании. Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла. Много - и малоцикловая, термическая и коррозионная усталость. Окисление. Коррозия. Виды износа. Способы предохранения.
2
Лабораторные работы
8
Ознакомление со структурой и свойствами сталей и чугунов
Влияние режимов термообработки на структуру и свойства стали
Ознакомление со структурой и свойствами цветных металлов и сплавов
Влияние деформаций на механические свойства металлов и сплавов
Контрольная работа по теме «Металловедение»
2
Тема 1.2. Неметаллические материалы
Строение и назначение резины, пластических масс и полимерных материалов. Особенности их структуры и технологических свойств..
4
1
Строение и назначение стекла и керамических материалов. Технологические характеристики изделий из них. Электроизоляционные свойства.
1
Строение и назначение композиционных материалов.
1
Смазочные и антикоррозионные материалы. Специальные жидкости. Их назначение. Особенности применения.
2
Абразивные материалы. Общие сведения. Абразивный инструмент.
2
Лабораторная работа
2
Влияние различных условий на свойства смазочных материалов
Контрольная работа по теме «Неметаллические материалы»
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Применение основных свойств металлов и сплавов в сельскохозяйственной технике.
Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.
Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке.
Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий.
10
Раздел 2. Слесарное дело
58
Тема 2.1. Организация слесарных работ
Правила техники безопасности при слесарных работах
6
3
Организация рабочего места слесаря: устройство и назначение слесарного верстака, параллельных тисков, рабочего, измерительного и разметочного инструмента, защитного экрана. Правила освещения рабочего места.
3
Правила выбора и применения инструментов для различных видов слесарных работ. Заточка инструмента.
3
Тема 2.2. Общеслесарные работы
Виды слесарных работ: плоскостная разметка, правка и гибка металла, резание металла, опиливание металла, шабрение, сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий, обработка резьбовых поверхностей, выполнение неразъемных соединений, в т.ч. клепка, пайка и лужение, склеивание.
8
3
Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия.
3
Приемы выполнения общеслесарных работ (по видам)
3
Требования к качеству обработки деталей
3
Практические занятия
22
Разметка плоских поверхностей
Рубка металла
Правка металла
Гибка металла
Резка металла
Опиливание металла
Сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий
Нарезание внешней резьбы
Нарезание внутренней резьбы
Клепка
Пайка и лужение
Склеивание
Шабрение
Самостоятельная работа выполнение индивидуального проектного задания по теме «Изготовление изделий из металла»
22
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения» и слесарной мастерской.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование мастерской:
по количеству обучающихся:
- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;
- параллельные поворотные тиски;
- комплект рабочих инструментов;
- измерительный и разметочный инструмент;
на мастерскую:
- сверлильные станки;
- стационарные роликовые гибочные станки;
- заточные станки;
- электроточила;
- рычажные и стуловые ножницы;
- вытяжная и приточная вентиляция.
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. - М: ОИЦ «Академия», 2013. - 288 с. - Серия: Начальное профессиональное образование.
-
Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. - М.: ОИЦ «Академия», 2012.
-
Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. - М.: ОИЦ «Академия», 2012.
-
Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. - М.: ОИЦ «Академия», 2007. - 272 с.
-
Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. - ОИЦ «Академия», 2008. - 336 с.
Дополнительные источники:
-
Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. - М.: ОИЦ «Академия», 2005. - 30 шт.
-
Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: metalhandling.ru
-
Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб. пособие для проф. техн. училищ. - М.: 1982. - 208 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
определять материалы и их свойства
лабораторные работы
выбирать режимы обработки с учетом характеристик металлов и сплавов
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
соблюдать технологическую последовательность при выполнении общеслесарных работ: разметки, рубки, правки, гибки, резки и опиливании металла, сверлении, зенковании, зенкеровании и развертывании отверстий, нарезании резьбы, клепки, пайки, лужении и склеивании, шабрении
практические занятия
подбирать режимы и материалы для смазки деталей и узлов
лабораторная работа
Знания:
основные виды металлических и неметаллических материалов
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
о технологической и производственной культуре при выполнении работ общеслесарных
практические занятия
особенности применения общеслесарных работ в различных отраслях производства и в быту
практические занятия
особенности строения металлов и сплавов, технологию их производства
контрольная работа
виды обработки металлов и сплавов
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
виды износа деталей и узлов
контрольная работа
свойства смазочных материалов
контрольная работа
основные виды слесарных работ
практические занятия
правила техники безопасности при слесарных работах
практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
правила выбора и применения инструментов
практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
последовательность слесарных операций
практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
приемы выполнения работ общеслесарных
практические занятия
требования к качеству обработки деталей
практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
№
№ раздела
№ темы
Наименование темы самостоятельной работы
Рекомендуемая литература
Кол-во часов
Формы выполнения
1
1
1.1.
1.2.
Применение основных свойств металлов и сплавов в сельскохозяйственной технике.
Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.
Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке.
Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий.
Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. - М: ОИЦ «Академия», 2013.
10
сообщение
2
1
1.1
Выполнение индивидуального проектного задания по теме «Изготовление изделий из металла»
Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. - М.: ОИЦ «Академия», 2012.
22
Защита проекта
Всего:
32
ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Перечень практических работ
№
№ раздела
№ темы
Наименование темы практической работы
Кол-во часов
1
1.1
Лабораторные работы
10
1
Ознакомление со структурой и свойствами сталей и чугунов
2
2
1
1.1
Влияние режимов термообработки на структуру и свойства стали
2
3
1
1.1
Ознакомление со структурой и свойствами цветных металлов и сплавов
2
4
1
1.1
Влияние деформаций на механические свойства металлов и сплавов
2
5
1
1.2
Влияние различных условий на свойства смазочных материалов
2
Практические занятия
22
6
2
Разметка плоских поверхностей
2
7
2
Рубка металла
2
8
2
Правка металла
2
9
2
Гибка металла
2
10
2
Резка металла
2
11
2
Опиливание металла
2
12
2
Сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий
2
13
2
Нарезание внешней резьбы
2
14
2
Нарезание внутренней резьбы
2
15
2
Клепка
2
16
2
Пайка и лужение
2
17
2
Склеивание
1
18
2
Шабрение
1
Всего:
32