Статья Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Тульский областной центр образования»















Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС



Подготовила

учитель первой категории

Барышникова О.В.











Тула, 2016г

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

  1. Актуальность темы:

Свое сообщение я бы хотела начать с цитаты Конфуция «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». По-моему, именно это высказывание определяет особенности урока в условиях введения ФГОС.

  1. Характеристика современного урока:

В чем же новизна современного урока?

  • минимум фронтальной работы, максимум - индивидуальных и групповых форм работы на уроке. В случае дистанционного образования - при подготовке урока приоритетным считать индивидуальные особенности и интересы ребенка;

  • создание условий для проявления самостоятельности учащихся;

  • сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.

Перед тем, как перейти непосредственно к требованиям следует обозначить 3 постулата современного урока.

1.Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

2.Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

3.Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на урокевсегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

3. Требования к уроку:

Итак, можно обозначить основные требования к современному уроку:

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

  • вывод делают сами учащиеся;

  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

  • время-сбережение и здоровье-сбережение;

  • в центре внимания урока - дети;

  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;

  • планирование обратной связи;

  • урок должен быть добрым.

Основными требованиями к современному уроку являются требования к результатам обучения. Их делят на три группы: личностные, метапредметные ипредметные. Совершенно очевидно, что они не могут быть отделены друг от друга.

1. Личностные результаты - сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

2. Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

3. Предметные результаты - усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;

Обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образованияличностные результаты в отечественной психологии определяются как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. К окончанию школьного обучения такими новообразованиями становятся личностное и профессиональное самоопределение, то есть сформированное мировоззрение, обретение личностной идентичности, готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

Требования к метапредметным результатам обученииотмечены в Стандарте основного общего образования. Среди них можно выделить такие, как умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и тд.

Требования к предметным результатам обучения традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять наибольшее (хорошо, если не единственное) внимание.



Практическая часть

Теперь поэтапно рассмотрим, как построить урок, который будет соответствовать всем этим требованиям. При выборе методов, приемов и средств обучения педагог должен руководствоваться всеми обозначенными выше требованиями, особое внимание уделяя достижению всех трех видов групп результатов.

4. Этапы современного урока

На смену традиционного построение урока приходит инновационная, которая обычно включает в себя следующие блоки:

1. Организационный блок

2. Мотивационный блок

3. Информационный блок

4. Аналитический блок

5. Оценочный блок

6. Рефлексивный блок



  1. Организационный блок

Образовательные задачи Возможные приемы и методы их решения

  • Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Поинтересоваться о здоровье ученика, о его настроении, перечислить всё необходимое для урока, проверить всё ли он подготовил.

  • Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы, использование тренажеров на сайтах и т.п.



  1. Мотивационный блок

Общие требования к мотивации на уроке:

  • направленность на социальный опыт учащихся или их интересы;

  • возможность высказывать разные точки зрения;

  • связь с изучаемой темой или определёнными вопросами;

  • необычность формы или манеры подачи материала;

  • доступность для понимания (простота языка и способа изложения);

  • проблемность или дискуссионность.

Образовательные задачи Возможные приемы и методы их решения

  • Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов.В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом



  1. Информационный блок

Изменившаяся ситуация требует от системы образования не только загружать человека набором сведений и фактов, а создавать условия для развития умений понимать и осмысливать, искать и выбирать. Очень важно, чтобы информация была чёткой, иллюстративной, разнообразной по форме (это особенно важно в современном информационном обществе), корректной (в том числе и с научной точки зрения), представляющей разные позиции (там, где это возможно и целесообразно), доступной для понимания школьника (ориентированной на возрастные особенности и уровень подготовленности).

Образовательные задачи Возможные приемы и методы их решения

  • Этап усвоения новых знаний и способов действий

  • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

  • Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

  • Работа с определением

  • Использование обыденных аналогий

  • Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения



  1. Аналитический блок

Учащиеся должны уметь переводить текстовую информацию в графический формат и наоборот, обобщать полученные данные, различать важное и второстепенное, сравнивать с точки зрения общего и различий, синтезировать новый продукт своей познавательной деятельности, проявлять творчество, выбирать из имеющихся альтернатив, формулировать аргументы и контраргументы.

Образовательные задачи Возможные приемы и методы их решения

  • Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу.

  • Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

  • Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, дискуссия

  • Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Учебные ситуации, «пересечение тем»

  • Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

  • Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

  • Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений

  • Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками

  • Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

  • Стандартный минимум

  • Повышенный

  • Творческий

ФГОС вводят новое понятие - учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично - запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.



  1. Оценочный блок

Оценка не сводится к выставлению отметок. Помимо формализованной стороны (баллы, «зачёт - незачёт» и т.п.), в оценивании показывается отношение каждого участника урока к происходящему на уроке.

Ключевые положения:

  • оценивание на занятии происходит в любом случае (нередко помимо воли того, кто оценивает);

  • оценка не должна умалять достоинство человека;

  • следует оценивать учебные результаты, а не личностные особенности;

  • важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок;

  • оценивание не следует сводить к выставлению отметок учителем (стоит учитывать потенциал самооценивания, взаимооценивания, внешней экспертизы и т.п.);

оценка должна мотивировать к учению, а не «отбивать руки» у школьников.

Образовательные задачи Возможные приемы и методы их решения

  • Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы учащихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися.

Объяснение оценки, ее обсуждение



  1. Рефлексивный блок

Рефлексия является не просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов. Создаются условия для понимания того, что можно было бы изменить, знания об удачных способах действий. Важно, чтобы учащиеся могли сформулировать основную идею, перечислить основные виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы: что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее важным? Что было наиболее интересным?

Образовательные задачи Возможные приемы и методы их решения

  • Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем

Создание «облака тегов» (сегодня я узнал..., было трудно…, я понял, что…, я научился…, я смог…, было интересно узнать, что…, меня удивило…, мне захотелось… и т.д.)



© 2010-2022