• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа дополнительного образования по профориентации посредством декоративно-прикладного творчества «Удивительное рядом»

Рабочая программа дополнительного образования по профориентации посредством декоративно-прикладного творчества «Удивительное рядом»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Абазинский детский дом»










Рабочая программа

дополнительного образования по профориентации

посредством декоративно-прикладного творчества

«Удивительное рядом»














Автор:

воспитатель ГБОУ РХ

«Абазинский детский дом»

Потоцкая Ольга Владимировна













Абаза 2015

Содержание

Пояснительная записка_______________________________3 стр.

Актуальность. Новизна.______________________________4 стр.

Цель программы____________________________________5 стр.

Задачи ____________________________________________ 6 стр.

Ожидаемый результат_______________________________ 8 стр.

Содержание образовательной деятельности_____________ 9 стр.

Ведущие формы и методы работы_____________________10 стр.

Содержание программы______________________________12 стр.

Тематический план__________________________________13 стр.

Методическое обеспечение___________________________27 стр.

Список литературы__________________________________28 стр.
























Пояснительная записка


«Истоки способностей и дарования детей

находятся на кончиках пальцев»

/Сухомлинский В.А. /


В последние годы в нашем обществе произошли серьезные изменения. С одной стороны, усложнились социально-экономические условия, и на первый план выходит подготовка детей к будущей взрослой жизни, ранняя профессионализация и социальная адаптация. Но, с другой стороны, общественная система все больше диктует обращение к человеку, к личности ребенка, которому необходимо выразить свою индивидуальность, неповторимость.

Динамизм современного общества ставит каждого педагога в ситуацию поиска. Использование народных традиций, развитие декоративно-прикладного творчества позволяет ребятам по-новому взглянуть на привычные вещи. Приобщение к интересному творческому труду обогатит внутренний мир ребёнка, заполнит свободное время интересным делом, а так же поможет получить начальную профессиональную подготовку.

Особенностью программы является дифференциация содержания по трем этапам обучения, где наряду с основным, определен повышенный уровень для углубленного изучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства с целью развития интереса к предмету, профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки.

На занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства воспитанники учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия формируют эстетический вкус ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, дают им необходимые технические знания , развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, выбору профессии.

Актуальность программы обусловлена, тем, что она направлена на создание условий для творческого развития ребенка, на развитие мотиваций к познанию и творчеству, профилактику асоциального поведения детей. Декоративно-прикладная деятельность является актуальным видом деятельности для подростков, которая помогает преодолеть кризис художественного творчества, провести пропедевтическую профориентацию, повысить уверенность подростка в собственных силах. В содержании программы выделен обязательный для каждого воспитанника уровень требований и повышенный уровень, способствующий развитию творческих способностей детей, проявивших интерес к углубленному изучению предмета и ориентированных на получение профессии в области изобразительной деятельности.

Новизна программы состоит в том, что впервые в одной программе представлены практически все известные виды современного декоративно -прикладного творчества: бисероплетение, декупаж, квиллинг, работа с тканью, кожей, резервными материалами. Это дает возможность раскрыть воспитанникам всё богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества. . Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.


Цель программы:

  • овладение разнообразием художественных техник и материалов; развитие мелкой моторики рук; углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение особенностей мировоззрения выдающихся художников - творцов;

  • формирование интереса к изучению мировой и русской, удмуртской культуры; постижение знаний о многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира.

Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения ребенка в современное информационное, социокультурное пространство.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но дает возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Цели:

  • формирование у детей устойчивой систематической потребности к саморазвитию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям

  • раскрытие перед обучаемыми социальной роли изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

  • обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности;

  • создание предпосылок для изучения основ народного творчества средствами знакомства с различными видами искусства;

  • содействие жизненному самоопределению учащихся.

Задачи:

Обучающие:

  • Раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;

  • Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

  • Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

  • Обучать технологиям разных видов мастерства.

Воспитательные:

  • Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной ;

  • Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);

  • Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценки и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

  • Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

  • Воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива.

Развивающие:

  • Развивать природные задатки, творческий потенциал ребенка: фантазию, наблюдательность;

  • Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, глазомер, совершенствовать моторику рук;

  • Развивать положительные эмоции и волевые качества;

  • Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели;

  • Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.

Большое внимание в работе с детьми уделяется приобщению к национально-региональным особенностям, знанию родного края. На занятиях обучаемые приобщаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретной работы, качественной обработке. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания , самоопределения и самоутверждения в коллективе и в жизни в целом, общения в совместной деятельности сверстников, самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения.

Программа основана на тестировании детей и диагностике педагогической деятельности. Тематическое планирование зависит от поставленных целей и запросов детей. Основой данного курса является эксперимент, в который заложена система обучения, отработанная в течение нескольких лет, основанная на изучении групп материалов, их качеств (природных, технологических, прикладных). На основе различных техник с постоянным усложнением разработаны следующие темы:

  • выполнение аппликаций из засушенного природного материала;

  • художественная обработка соломки;

  • использование различных материалов и тканей в сложных композициях (коллажи).

Ожидаемый результат

1 .Самостоятельное планирование и выполнение изделий.

2.Умение использование знаний о цвете и цветовом спектре.

3.Умение пользоваться готовыми схемами, выкройками, чертежами и

рисунками.

4.Самореализация детей в творческой деятельности.

5.Приобретение навыков общения и совместной деятельности.

6.Выражение собственной индивидуальности

7.Создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

8.Всестороннее развитие творческих способностей.

9.Участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

10. Формирование специалиста, владеющего профессиональными знаниями, навыками по декоративно-прикладному творчеству

Особенности содержания программы связаны с доступностью материалов, не требующих больших финансовых затрат, работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближение ребёнка с природой. Обучение изготовлению изделий народных художественных промыслов и предметов декоративно-прикладного искусства предполагает решение следующих задач:

  • привить любовь к традиционному народному искусству;

  • сформировать представление о народном мастере, как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителей традиций коллективного опыта;

  • освоить специфику художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация).

Программа «Удивительное рядом» по классификации предусматривает:

  • образовательный уровень - освоение и совершенствование мастерства;

  • вид образовательной деятельности - художественный;

  • уровень освоения - профессионально-ориентированный;

  • задача, реализуемая программой - развитие художественной одарённости;

  • форма организации содержания - интегрированная;

  • форма организации деятельности - мастерская;

  • условия вхождения в программу - собеседование;

  • продолжительность реализации - 3 года;

  • предположительный возраст обучающихся - от 6 до 16 лет

Содержание образовательной деятельности

Перечень тем, согласно учебному плану программы в целом:

  • введение в программу учебного года

  • декоративные возможности природного материала

  • изобразительные виды декора

  • символические изображения в народном творчестве

  • художественная обработка природного материала

  • декоративные возможности различных материалов

  • доработка изделий, подготовка к итоговой выставке детского творчества

В соответствии с годами обучения материал ступенчато усложняется, дополняется промежуточными темами. Спецификой занятий является равномерное выполнение заданий с учётом индивидуального диапазона возможностей ребёнка.

Ведущие формы работы

  • Учебные занятия (комбинированные и практические)

  • Индивидуальная работа

  • Работа дифференцированными группами

  • Игра

  • Беседа

  • Обзорная лекция

  • Инструктаж

  • Коллективно-творческое дело

  • Экскурсия

  • Выставки (итоговые и промежуточные)

Методы обучения

  • Объяснительно - иллюстративное

  • Наглядные (технологические карты, образцы, наглядный пример)

  • Практические

  • Поисковые (наблюдение, сравнение, самоанализ)

  • Аналитические (наблюдение, сравнение, самоанализ)

  • Стимулирующие (поощрение, поддержка, награждение)

Используемые принципы

  • Целостность педагогического процесса(единство целей и требований, взаимодействие с общеобразовательной школой, воспитателями и администрацией детского дома)

  • Креативности (творческое отношение к делу)

  • Культуросообразности (через овладение умениями к истокам прикладного творчества)

  • Природосообразности (соответствие обучения индивидуальным психическим особенностям детей)

  • Коммуникативности (введение на занятиях элементов коллективно- творческой деятельности )

Дидактический материал

  • Видео и фотоматериалы

  • Образцы изделий (работы, выполненные педагогом, контрольные работы детей и т.д.)

  • Наглядно-иллюстративный материал (рисунки, журналы, альбомы, плакаты и т.д.)

  • Раздаточный материал (шаблоны, лекала, трафареты)

  • Технологический материал (инструкции по ТБ, карты цвета, образцы по материаловедению)

  • Информационно-технологический материал

Оборудование для занятий

У каждого ребёнка удобное, хорошо оборудованное место.

Инструменты: ножницы, линейка, карандаш, нож для резки бумаги, шило, циркуль, пробойники.

Материалы: бумага эскизная, калька, альбом для черчения, гуашь, акварель, тушь, клей ПВА, клей «Момент», наждачная бумага, краска масляная, заготовки рамок, ДВП

Кабинет должен быть оснащён утюгом, выжигателем, пилкой по дереву.

Содержание программы

Задачи занятий первого года обучения

  • Познакомить детей с историческими сведениями по декоративно - прикладному искусству родного края.

  • Научить пользоваться инструментами и приспособлениями с соблюдением ТБ.

  • Научить выполнять несложные операции при изготовлении изделий репродуктивным методом.

  • Развивать художественный вкус, внимание, память, продуктивные виды деятельности (конструирование, аппликации и т.д.)

  • Воспитывать аккуратность, ответственность, коммуникативные способности.

  • Развитие мелкой моторики, мотивации, коррекционная работа.

К концу первого года обучения дети должны научиться и владеть:

  • историческими сведениями о родном крае в области декоративно-прикладного творчества;

  • освоить приёмы пользования инструментами и приспособлениями, соблюдая правила безопасности работы с ними;

  • различать природные материалы, используемые на занятиях;

  • выполнять самостоятельно несложные операции при изготовлении изделий;

  • изготовлять аппликации из различных материалов репродуктивным методом;

  • самостоятельно подготавливать фон для будущих изделий, уметь применять разнообразные элементы декоративного оформления;

  • рационально планировать свою работу.

Тематический план.

1-й год обучения.

Возрастная группа 6-10 лет.

№п/п

Наименование тем

Всего

часов

Теория

Прак-

тика

1

1.1

1.2

1.3

Вводные ознакомительные занятия

Приглашение в волшебный мир природы.

Знакомство с техникой безопасности. Инструменты и как ими пользоваться.

Материаловедение. Основы композиции.





3



2





4





2



2





2





1



-





2

2

2.1

2.2

2.3

Декоративность природного материала

В стране «Листопадии». Экскурсия в лес.

Основы флористики.

Изготовление аппликаций из засушенных листьев.





4

6

10





2

2

4





2

4

6

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

Изобразительные виды декора

«Берестовый мир»

Материаловедение .

Изготовление аппликации из бересты.

Изготовление панно по шаблону.

Сюжетные изображения репродуктивным методом.

Изготовление панно.

Наш вернисаж.



2

2

2

4

4



4

4



1

1

1

1

1



1

4



1

1

1

3

3



3

-

4

4.1

4.2

4.3

Символические изображения в народном творчестве

Символические изображения.

Хакасский национальный орнамент.

Выполнение аппликации по шаблону.





2

2

6





1

1

2





1

1

4

5

5.1

5.2

5.3

Художественная обработка природного материала

«Соломенное царство»

Аппликация из соломки.

Выполнение панно по образцу.





4

10

8





2

2

2





2

8

6

6

6.1

6.2

Декоративные возможности различных материалов

Тканепластика. Декоративные возможности. Работа с драпом.

Выполнение панно.





10



8





3



2





7



6

7

Подготовка к итоговой выставке детского творчества



14



2



12

8

Выставка работ «Поделюсь с другом впечатлением об удивительном путешествии в великий мир природы»





4





4





-

Итого:

114 ч.





Содержание первого года обучения.

1 раздел. Вводное занятие «Приглашение к путешествию в волшебный мир природы».

Раздел предусматривает серию организационных вопросов после комплектования групп. Обязательное знакомство с правилами организации труда и техники безопасности. Краткий курс по материаловедению и композиции, знакомство с учебным планом. Используются видео и фотоматериалы, технологические карты. Освоение и закрепление навыков пользования инструментами.

2 раздел. Декоративность природного материала. «В стране Листопадии» - экскурсия в лес. Основы техники высушивания растений различными способами. Игровое упражнение «Осенние листья». Дидактическая игра «Подберём краски». Основы композиции в аппликации из засушенных листьев. Аппликация - коллаж «Подводный мир». Мини-выставка работ «Ах, какая красота!»

3 раздел. Изобразительные виды декора.

История развития берестового ремесла «Берестовый мир», продолжение путешествия. Урок экологии в школе мастеров. Материаловедение (заготовка, прессование) - практическая работа. Основы аппликации из бересты «Береста- материал особый». Сюжетные изображения репродуктивным методом. Изготовление эскиза для будущего панно. Наклеивание бересты на бумагу, тонирование. Наш вернисаж.

4 раздел. Символические изображения в народном творчестве.

Мини-лекция о народном орнаменте «Символические изображения». Знакомство с элементами хакасского национального орнамента. Основы композиции орнамента. Игровое упражнение «Орнамент в кругу, полосе, квадрате». Рисование элементов орнамента. Аппликации орнамента по шаблону. Промежуточный просмотр работ.

5 раздел. Художественная обработка природного материала «Соломенное царство». Исторические сведения об использовании соломки, как декоративного материала. Просмотр фильма «Соломенная аппликация и инкрустация народных умельцев». Разработка эскизов. Выполнение аппликации соломкой по образцу.

6 раздел. Декоративные возможности различных материалов.

«В пещере у тряпичников». Знакомство с различными материалами, используемых для аппликаций. Цветосочетание, работа с драпом. Изготовление панно по замыслу.

7 раздел. Подготовка к итоговой выставке детского творчества.

Доработка изделий.

8 раздел. Выставка работ «Поделюсь с другом».

Задачи занятий второго года обучения

  • Углубить познания в истории декоративно-прикладного творчества.

  • Укрепить знание инструментов и материалов, умения ими пользоваться, соблюдая правила техники безопасности.

  • Научить выполнять сложные операции при изготовлении изделий.

  • Содействовать самостоятельному творчеству.

  • Развивать художественный вкус.

  • Развивать личностные компоненты познавательной деятельности (активность, самостоятельность и т.д.)

  • Воспитывать дисциплинированность, желание и умение вносить красоту в свой быт. Уважение к людям труда и мастерам своего дела.

  • Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Дети второго года обучения должны знать и научиться

  • Правильно использовать все необходимые инструменты с соблюдением правил техники безопасности.

  • Иметь более глубокие исторические знания по декоративному искусству родного края.

  • Самостоятельно заготавливать требуемый материал к занятию.

  • Творчески подходить к выполнению замысла.

  • Использовать в работе дополнительные материалы (мех, ракушки, бусы и т.д)

  • Оформлять выставку своих работ.

  • Рационально использовать материалы и планировать рабочее время.

  • Повысить культуру общения.

Тематический план.

2-й год обучения.

Возрастная группа 11-13 лет.

№п/п

Наименование тем

Всего

часов

Теория

Прак-тика

1

1.1

1.2



1.3

1.4

Введение в программу.

Вводное занятие. Техника безопасности.

Обзорная лекция «Функции декоративно-прикладного творчества».

Материаловедение.

Композиция.



4

2



4

4



2

2



1

1



2

-



3

3

2



2.1



2.2

2.3

2.4



2.5

Декоративность природного материала.

Искусство «Флористика». Исторические сведения.

Экскурсия в лес.

Законы цветосочетания и композиции.

Составление композиций из засушенных растений с учётом основных законов.

Коллаж из листьев и травы. Свободная тема.





2



4



8



8





2



-



4



2





-



4



4



6

3

3.1



3.2

3.3

3.4



3.5

3.6

3.7

Изобразительные виды декора.

Художественная обработка природных материалов «Берестовое ремесло».

Материаловедение.

Эскизная работа на заданную тему.

Выполнение панно в технике аппликации.

Объёмные аппликации.

Изготовление панно.

Выставка работ.



2



4

8

8



4

4

4



2



2

2

2



1

1

4



-



2

6

6



3

3

-

4



4.1



4.2

4.3

4.4



4.5

Символические изображения в народном творчестве.

Исторические сведения о национальных орнаментах разных народов.

Символика цвета и формы.

Особенности построения орнамента.

Выполнение декоративного панно по замыслу.

Коллективное творческое дело «Мир народного искусства»





2



4

4

8



12





2



2

2

2





-



2

2

6

5

5.1





5.2



5.3



5.4



5.5

Художественная обработка материала.

Инкрустация соломкой. Искусство или ремесло? Виды декоративных работ из соломки.

Материаловедение. Особенности материала.

Эскизная деятельность по теме «Сюжетная композиция».

Выполнение декоративного панно по замыслу.

Выставка работ.



2





6



8



12



2



2





2



2



2



2



-





4



6



10

6

Декоративные возможности различных материалов.

Знакомство с различными видами кожи.

Эскизная работа.

Плоскостная операция из кожи.

Выполнение панно по замыслу.





2

8

10

10





2

2

2

2





-

6

8

8

7

Подготовка к итоговой выставке детского творчества

10

-

10

8

Тематическое планирование на следующий год.

4

4

-

9

Итоговая выставка детского творчества

4

4



Итого:

184 ч.



Содержание второго года обучения.

1 раздел. Вводное занятие. Установление режима работы удобного для детей. Техника безопасности работы. Обзорная лекция «Функции декоративно-прикладного творчества». Материаловедение (общие знания об использовании природных материалов). Закрепление приёмов работ с инструментами. Основы композиционного построения. Цветосочетание. Закрепление пройденного материала. Игра-загадка «Волшебный конверт».

2 раздел. Декоративность природного материала.

Обзорная лекция по теме: «Исторические сведения об искусстве «Флористика». Игровое занятие «Узнай по описанию». Экскурсия «Золотая осень». Урок экологии в школе мастеров «Вторая жизнь растений». Способы засушивания растений. Законы цветосочетания и построения композиций. Плоскостная аппликация по темам: «Вспомним чудные мгновения», «Память о лете». Выполнение панно - коллажа из листьев и трав (тема свободная).

3 раздел. Изобразительные виды декора.

Мини-лекция и показ видеофильма «Художественная обработка природного материала», «Береста - материал особый». Материаловедение (особенности заготовки берестяных пластов, обработка и хранение). Эскизная работа по теме: «Рисунок из мультфильма». Особенности аппликации из берёзовой коры. Практическое занятие «Выполнение панно по разработанному эскизу». Домашняя мастерская. Особенности объёмной аппликации. Контрольная работа «Выполнение панно по замыслу» выставка работ.

4 раздел. Символические изображения в народном творчестве.

Обзорная лекция по теме: «Символика цвета и формы в орнаментах разных народов». Подготовка реферата по теме: «Орнаменты народов России». Особенности композиционного построения, орнамент в полосе, круге, овале и квадрате. Эскизные работы по темам: «Гжель», «Хохлома», «Хакасский народный орнамент». Изготовление декоративного панно с использованием орнамента. Подготовка коллективно-творческого дела «Мир народного искусства». Проведение праздника с приглашением народных мастеров.

5 раздел. Художественная обработка природного материала.

«Инкрустация соломкой. Искусство или ремесло?» - просмотр видеоматериала. Инкрустация, аппликация, соломенная игрушка - фотоматериалы и вырезки из журналов. Материаловедение. Технологические особенности при работе с соломкой. Способы заготовки. Эскизная деятельность по темам: «Времена года», «Сказочный мир». Сюжетные изображения на темы: «Птицы», «Цветы», «Фрукты» и т.п. Особенности работы при выполнении объёмной аппликации. Дизайн, оформление и основы композиции при работе с соломкой. Выполнение панно по замыслу. Закрепление пройденного материала. Домашняя мастерская. Выполнение самостоятельно задания на свободную тему выставка работ «Это чудо».

6 раздел. Декоративные возможности различных материалов.

Беседа о современных мастерах бижутерии. Знакомство с различными видами декоративных, кожаных изделий. Материаловедение. Основы цветосочетания и построения композиций в аппликации из кожи. Выполнение отдельных элементов композиции. Изготовление коллективного панно. Разработка эскиза по замыслу, изготовление панно.

7 раздел. Подготовка к отчётной выставке детского творчества.

Доработка изделий. Использование дополнительных материалов для оформления изделий.

8 раздел. Тематическое планирование на следующий год.

Анкетирование «Ах, скучно жить, скучно…» - проведение годовой диагностики.

9 раздел. Выставка работ детского творчества « Не проходите мимо».

Задачи занятий третьего года обучения.

  • Закрепить полученные знания по декоративно-прикладному творчеству.

  • Совершенствовать умения и навыки при работе с различными материалами.

  • Научить изготавливать сложные изделия самостоятельно, воплощать в жизнь свои творческие идеи и замыслы.

  • Развивать образное мышление, творческую активность, способность к приобретению новых знаний.

  • Развивать способность видеть и воспринимать прекрасное.

  • Воспитывать уважение к своему и чужому труду.

  • Воспитывать бережное отношение к природе, формирование здорового образа жизни.

  • Коррекция эмоционально - волевой сферы.

Дети третьего года обучения должны знать и научиться

  • Использовать технологические особенности работы с различными материалами, самостоятельно изучать дополнительную литературу.

  • Уметь ориентироваться в терминологиях и различных понятиях по декоративно-прикладному творчеству.

  • Уметь разрабатывать эскиз для изготовления сложного изделия.

  • Планировать свою работу.

  • Быть наставником и консультантом у младших ребят.

  • Оформлять экспозицию своих работ на выставках любого уровня.

  • Применять имеющийся опыт при оформлении интерьера жилых помещений.

  • Свободно общаться.

  • Подготовиться к защите проекта по декоративно-прикладному творчеству в изученной области.

№п/п

Наименование тем

Всего часов

Теория

Прак-

тика

1

1.1

1.2

1.3

Введение в программу учебного года.

Режим работы.

«Декоративно-прикладное искусство, как изображение мудрости народа»-устный журнал.

Материаловедение. Правила техники безопасности.





2

4





3








2

4





1





-

-





2

2

2.1

2.2

2.3

Декоративные возможности природного материала.

Подготовка рефератов по теме: «Флористика: история и современность».

Композиция. Дизайн. Использование флористики в современном интерьере.

Выполнение композиций из засушенных растений.





10





8



16





2





2



4





8





6



12

3

3.1

3.2

3.3

3.4

Изобразительные виды декора.

Подготовка рефератов «Художественная обработка природного материала».

Материаловедение. Углубленное изучение особенностей материала.

Выполнение самостоятельной работы по замыслу в технике «коллаж».

Выставка работ.



8





10



16



4



2





2



2



4



6





8



14



-

4

4.1

4.2

4.3

4.4

Символические изображения в народном творчестве.

История костюмов хакасского и русского народов.

Разработка эскиза хакасского костюма.

Выполнение куклы-грелки на чайник с использованием народных орнаментов.

Защита своих работ. Кукольная театрализация «Подружки-хвастушки»





4



8

20



8





2



2

4



4





2



6

16



4

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

Художественная обработка природного материала.

Подготовка рефератов «Соломка золотая».

Объёмная аппликация из соломенных пластин.

Выполнение эскиза. Панно по замыслу.

Соломенная игрушка.

Мини-выставка.





6



6



10



10

4





4



2



2



4

4





2



4



8



6

-

6

6.1

6.2

Декоративные возможности различных материалов.

Художественная обработка натуральной кожи.

Выполнение объёмных работ с ажурной оплёткой.





6



12





2



2





4



10

7

Подготовка дипломных проектов. Подготовка к выставке. Защита проектов.

40

20

20

Итого:

217ч.



Содержание третьего года обучения.

1 раздел. Вводное занятие.

Установление режима работ. Подготовка к защите рефератов по теме: «Декоративно-прикладное искусство, как изображение мудрости народа» в форме устного журнала. Материаловедение. Заготовка природного материала для работы. Правила техники безопасности.

2 раздел. Декоративные возможности природного материала.

Обзорная беседа по теме «Флористика». Подготовка рефератов по теме: «Вторая жизнь растений», «Флористика в истории и современности». Композиция. Цветосочетание, дизайн во флористике. « Использование элементов флористики в оформлении современного интерьера» - обзорная лекция. Самостоятельная работа на свободную тему. Выполнение объёмных композиций из засушенных растений.

3 раздел. Изобразительные виды декора.

Материаловедение. Подготовка и защита рефератов по теме: «Художественная обработка природного материала». Особенности обработки бересты для объёмной аппликации. Материаловедение. Углубленное изучение особенностей материала. Выполнение коллажа из бересты. Участие в коллективно-творческом деле «Праздник русской берёзки». Изготовление призов. Участие в театрализации.

4раздел. Символические изображения в народном творчестве.

Рассказ об истории русского народного костюма. Особенности хакасского костюма и вышивки. Разработки эскиза национального костюма. Технология изготовления куклы-грелки на чайник. Практическая работа по выполнению куклы в национальном костюме. Коллективно-творческое дело кукольная театрализация «Подружки - хвастушки».

5раздел. Художественная обработка природного материала.

Подготовка рефератов «Соломка золотая». Использование соломки в современном дизайне. Современность и исторические сведения. Заготовка материала. Выполнение панно по замыслу. Мини-лекция «Соломенная игрушка». Выполнение куклы из соломки. Мини-выставка.

6 раздел. Декоративные возможности различных материалов.

Особенности технологии художественной обработки натуральной кожи. Использование в современной жизни художественных изделий из кожи. Изготовление работ «Карандашница», «Ваза под сухоцветы» (ажурное плетение). Использование различной фурнитуры для оформления изделий из кожи.

7раздел. Подготовка проектов. Выставка.

1.Составление плана.

2.Подбор литературы.

3. Практическая работа. Подготовка к выставке. Защита проектов.





Методическое обеспечение

Для повышения эффективности освоения различных видов декоративно- прикладного творчества составителем программы разработаны и изготовлены следующие наглядные пособия (дидактические папки):

1. Изонить

2. Макраме

3. Бисероплетение

4. Природный материал

5. Рукоделие

6. Изготовление изделий из кожи и меха

7 Хакасское пого.

8. Оригами

9. Гобелен

10. Вязание крючком

11. Оформительская работа

12. Подготовка к Новому году

13. Образовательные ресурсы сети Интернет

Дидактические папки представляют собой сборники образцов различных приемов, техник соответствующего вида декоративно-прикладного творчества и используются в процессе занятий как наглядное пособие для воспитанников.

Список использованной литературы

1. Технология, 1-11 кл, под ред. Е. С. Забалуевой. - М.: Просвещение, 2012.

2. Игрушки - самоделки, Авт. - сост. Л. Н. Лосич. - Мн.: Элайда, 2006.

3. Кашпо и вазы для цветов, Кузьмина. - М.: Эксмо - Пресс, 2000.

4. Мягкая игрушка, Н. Деревянко. - М.: Эксмо - Пресс, 2003.

5. Бисер, Л. В. Базулина. - Яросл.: Академия развития, 2011.

6. Фенечки из цветных ниток и бисера, Н. М. Волчек. - Минс.: Современный литератор, 2014.

7. Цветы оригами для любимой мамы, Авт. - сост. Л. В. Иванова. - М. ООО Издательство АСТ; М. Сталкер, 2005.

8. Забавные поделки крючком и спицами, С. Ф. Тарасенко. - М.: Просвещение, 2009

9. Трепетунова Л.И., Природный материал и фантазия. - программа, рекомендации, разработки занятий, Волгоград: Учитель, 2009.

10. Маркелова О.Н., Технология. Организация кружковой работы в школе. -конспекты занятий, Волгоград: Учитель, 2008.

11. Голубева Н.Н., Аппликации из природных материалов. - М.: Культура и традиции, 2002.

12. Черныш И., Поделки из природных материалов. - М.,2000.

13. Невдахина З.И. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ. Вып. 3. - М.: Народное образование, 2007

14. А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- "Техническая эстетика", 1985г., N4

15. Проснякова Т.Н."Уроки мастерства". М.:Учебная литература, 2003

16. Цирулик Н.А.,Хлебникова С.И."Твори. Выдумывай. Пробуй". Самара: Корп. Федоров, 2004

17. Кирсановой. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. - 96с., цв.ил.



© 2010-2022