• Преподавателю
  • Другое
  • Программа внеурочной деятельности Программа развития познавательных способностей учащихся

Программа внеурочной деятельности Программа развития познавательных способностей учащихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2

Формирование обобщенных умений предметного характера, т.е. специальных умений, происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые в первую очередь функцией учебного предмета и его предметным содержанием. Успешность развития универсальных учебных действий в этих условиях решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов.

Одним из путей формирования общеучебных умений и способов деятельности является организация специального предметно-ориентированного тренинга, построенного на материале курсов физики, химии, математики, биологии и других предметных областей. Основной целью таких занятий является формирование надпредметных умений, т.е. учебно-интеллектуальных, учебно-информационных, учебно-коммуникативных и др. среди них важное место занимают учебно-интеллектуальные умения, т.е. освоение учащимися приемов мыслительной деятельности: обобщения, сравнения, классификации, анализа, аналогии, установления причинно-следственных связей, поиска закономерностей и др. но вербальный интеллект нельзя развить в отрыве от содержания обучения. Поэтому идет речь о предметно-ориентированном тренинге, т.е. системе упражнений и заданий, предполагающих формирование способов умственных действий на основе работы с понятиями соответствующего предмета.

При этом следует иметь ввиду, что:

  1. усвоенные учащимися приемы и способы умственной деятельности служат основой развития специальных приемов и способов учебной познавательной деятельности школьников и обеспечивают успешное усвоение содержания учебных предметов;

  2. система специальных интеллектуально-тренинговых занятий, проводимых на предметном материале, формирует формально-логический компонент мышления и создает условия для развития творческого мышления.

Для эффективного переноса приемов, способов мыслительной деятельности, сформированных на занятиях, в учебную деятельность школьников необходимо соблюдение ряда условий:

  1. полное включение умственных операций и приемов в структуру учебной деятельности. Структура занятий по выполнению интеллектуальных упражнений должна включать следующие этапы: мотивацию, целеполагание, планирование, действие по реализации плана, самоконтроль, самоанализ, самооценку;

  2. осознание применения приемов и способов мыследеятельности, освоенных на занятиях по изучению основных учебных предметов;

  3. развитие каждым педагогом не только специальных умений учащихся по своему предмету, но и общих способностей системы развивающих упражнений. Развитие общих способностей будет способствовать развитию специальных.

Соблюдение перечисленных условий позволяет обеспечить преемственность в формировании умений надпредметного характера в учебной и внеучебной деятельности. В процессе освоения программы общего образования должно происходить постепенное расширение сферы самостоятельности и ответственности учащихся. Ученики действуют самостоятельно, решая сначала специально отобранные и сконструированные учебные задачи в начальной школе, затем, в основной школе, задачи, в том числе творческие, включая социальный контекст. Наконец, в старшей школе они приобретают самостоятельность и эффективность в решении широкого круга жизненных задач.

Система занятий предметно-ориентированного тренинга способствует развитию мотивации умственного труда школьников и предоставляет достаточно широкие возможности для развития их познавательного интереса.

Главным условием реализации общешкольной программы формирования общеучебных умений и навыков учащихся является разработка и реализация межпредметной схемы разъяснения на всех ступенях обучения общих способов учебно-познавательной деятельности. Для этого необходимо учитывать, при изучении какой дисциплины, на каком уроке, в какой методической форме происходит формирование общеучебных приемов и принципов. Именно межпредметный подход позволяет скоординировать работу в данном направлении всех учителей-предметников дает возможность сделать процесс формирования общеучебных умений и навыков учащихся заранее спланированным и управляемым, целенаправленным и систематическим, преемственным и последовательным. Развитие учащихся в процессе специальных интеллектуальных занятий должно быть синхронизировано с обучением, развитием учащихся на основных школьных предметах.

© 2010-2022