Тема: Учет денежных средств

Тема: Учет денежных средств1.Учет наличности в кассе2.Учет наличности в кассе в национальной валюте1.Учет наличности в кассеДля хранения, приема и выдачи денежных средств каждый хозяйствующий субъект имеет кассу. Помещение кассы должно быть изолировано и оборудовано в соответствии с Требованиями по технической укрепленности касс и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации. Руководители субъектов обязаны обеспечить сохранность денег в кассе, а также при доставке их из банка и сдаче в бан...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

25

Тема: Учет денежных средств

1.Учет наличности в кассе

2.Учет наличности в кассе в национальной валюте

1.Учет наличности в кассе

Для хранения, приема и выдачи денежных средств каждый хозяйствующий субъект имеет кассу. Помещение кассы должно быть изолировано и оборудовано в соответствии с Требованиями по технической укрепленности касс и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации. Руководители субъектов обязаны обеспечить сохранность денег в кассе, а также при доставке их из банка и сдаче в банк. Хранение в кассе наличных средств и других ценностей, не принадлежащих данному субъекту, не допускается.

Кассир - материально ответственное лицо. Он должен быть ознакомлен с порядком ведения кассовых операций. После этого с ним заключается договор о его полной индивидуальной материальной ответственности. Если для выдачи оплаты труда и других выплат привлекаются по письменному приказу руководителя субъекта другие лица, то с ними также заключается договора об их полной индивидуальной материальной ответственности.

Учет операций в кассе ведется на активных синтетических счетах подраздела 45 «Наличность в кассе»: 451 «Наличность в кассе в национальной валюте» и 452 «Наличность в кассе в иностранной валюте».

2.Учет наличности в кассе в национальной валюте ведется в соответствии с Правилами ведения кассовых операций, которые утверждаются Нацбанком Республики Казахстан.

Для учета наличия и движения денежных средств в кассе предприятия используется активный счет 451 «Наличность в кассе в национальной валюте». Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе предприятия на начало месяца; оборот по дебету - суммы, поступившие наличными в кассу, а по кредиту - суммы, выданные наличными.

Кассовые операции записываются по кредиту 451 счета и отражаются в журнале-ордере №1. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №1.

Прием денег в кассу осуществляется по приходным кассовым ордерам (ф.№КО-1), подписанным главным бухгалтером.

При выдаче денег по расходному кассовому ордеру отдельному лицу кассир требует предъявление паспорта или удостоверения личности получателя. Заполненный расходный ордер приведен в приложении 2.

При выдаче денег по доверенности в расходном кассовом ордере дополнительно указывается фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Если выдача денег производится по платежной ведомости, на ней делают надпись «По доверенности». Последнюю прикрепляют к расходному кассовому ордеру или ведомости.

Приходные и расходные кассовые ордера и заменяющие их документы выписываются бухгалтерией четко и ясно чернилами или шариковой ручкой.

Подчистки, помарки и исправления, даже оговоренные в кассовых ордерах не допускаются.

Выписанные кассовые ордера или заменяющие их документы регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф.№КО-3), который открывается отдельно на приходные и расходные кассовые документы.

Прием и выдача денег по кассовым ордерам производится только в день их оформления. Получив ордера, кассир обязан проверить: наличие и подлинность подписей руководителя и главного бухгалтера; правильность их оформления; наличие указанных в ордерах приложений.

Учет кассовых операций кассир ведет в Кассовой книге (ф.№ КО-4), которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью; количество листов в ней заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера.

В кассовой книге указывают номер документа, от кого получены и кому выданы деньги, корреспондирующий счет, сумму (приход, расход).

К бланкам строгой отчетности относятся:

-абонементы на получение питания в столовой,

-диетического питания,

-питания в столовых учебных заведений,

-лечебно-профилактического питания;

-талоны для отпуска персоналу бесплатного спецпитания (молока или других равноценных пищевых продуктов) и т.п.

Билеты, талоны, абонементы и другие бланки строгой отчетности учитываются на счете 206 «Прочие материалы», как материальные ценности, по фактической себестоимости их приобретения.

При выдаче денег из кассы кредитуется счет 451 и дебетуются следующие счета:

681 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 682 «Задолженность должностным лицам» - на суммы оплаты труда и другие выплаты выданные персоналу предприятия и должностным лицам;

333 «Задолженность работников и других лиц» - на суммы, выданные в подотчет работникам предприятия;

441 «Наличность на расчетном счету» - на суммы выручки, депонированной заработной платы и других сумм, сданных на расчетный счет предприятия.







Учет наличности в кассе в иностранной валюте.

Субъекты, совершающие операции с валютой, открывают счет 452 «Наличность в кассе в иностранной валюте». Учет в валютной кассе ведется аналогично операциям в кассе субъекта, с той лишь разницей, что в приходных, расходных кассовых ордерах и кассовой книге указывается суммы средств в иностранных валютах и в тенговом эквиваленте.

Для валютной кассы открывается отдельная кассовая книга. При большом объеме валютных операций возможно ведение отдельной машинограммы или других учетных регистров.

При поступлении валюты дебетуют счет 452 «Наличность в кассе в иностранной валюте» и кредитуют следующие счета:

431 «Наличность на валютном счете внутри страны» - при поступлении валюты с валютного счета;

301 «Счет к получению» - на суммы валютной выручки, полученной в кассу;

725 «Доход от курсовой разницы» - на суммы курсовых разниц при падении курса тенге по отношению к соответствующим иностранным валютам;

333 «Задолженность работников и других лиц» - на суммы валюты, сданные подотчетными лицами в кассу.

При выдаче валюты из валютной кассы кредитуют счет 452 «Наличность в кассе в иностранной валюте» и дебетуют следующие счета:

333 «Задолженность работников и других лиц» - на суммы иностранной валюты, выданные под отчет;

431 «Наличность на валютном счете внутри страны» - суммы валюты, сданные на валютный счет;

844 «Расходы по курсовой разнице» - на суммы курсовых разниц, образовавшихся в результате повышения курса тенге по отношению к соответствующим валютам.

Учет наличности на расчетном счете


Расчетные счета открываются предприятиям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный баланс и др.

Порядок открытия расчетного счета регламентирован инструкцией, в соответствии с которой каждому предприятию может быть открыт только один расчетный счет в одном из банков по его выбору.

На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.

С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия - владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).

В особых случаях банк принудительно списывает денежные средства с расчетного счета по документам других организаций. Например, по приказам финансовых органов перечисляются суммы просроченных налогов и сборов, по исполнительным листам, приказам Госарбитража - суммы удовлетворенных исков и т.п. Банк, кроме того, может списывать денежные средства с расчетного счета предприятия без его приказа, по собственной инициативе (например, проценты за пользование ссудами, суммы по просроченным ссудам, за выполненные им услуги).

При расчетах между предприятиями, банками и государством применяется календарная система расчетов, то есть все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в порядке календарной отчетности (в порядке их поступления в банк).

Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании документов специальной формы, утвержденной им же. Из них наиболее распространенными являются: объявление на взнос наличными, чек (денежный), платежное поручение, расчетный чек, платежное требование - поручение.

Предприятие периодически (ежедневно или в другие установленные банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.

Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятием.

Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом "погашено". Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 63 "Расчеты по претензиям", а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.

На полях проверенной выписки против сумм операций и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 "Расчетный счет", а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.

Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листах-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам.

Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия предприятия ведет на счете 51 "Расчетный счет". Это активный счет, по дебету которого записываются остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.

Для отражения оборотов по кредиту счету 51 служит журнал-ордер №2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета.

Суммы с одинаковыми корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и в ведомость итогами.

Обязательное условие для заполнения регистров - использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк журнала-ордера №2 и ведомости №2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале ордере №2, так и в ведомости №2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51. Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей.

В сроки (ежедневно, через день, еженедельно и т.д.) согласованные между субъектом и банком, субъект забирает выписку со своего расчетного счета с приложением подтверждающим каждую операцию по данной выписки. В конце года банк и клиент производят сверку наличности на расчетном счете.

Учет по расчетным счетам ведется на бухгалтерских счетах Раздела IV подраздела 44, если расчетный счет в национальной валюте, и подраздела 43 если расчетный счет валютный.

Данные по выписке банка заносятся в журнал-ордер №2 по кредиту и ведомость №2 по дебету счетов. В конце месяца итоговые данные переносятся в Главную книгу.

В соответствии с действующим законодательством все субъекты обязаны хранить денежные средства на расчетном счете в обслуживающем их учреждении банка. Расчетный счет открывается на основании следующих документов:

  • заявление на открытом счете;

  • карточка с образцами подписей и оттиска печати;

  • справка органа налоговой службы, подтверждающая факт постановки субъекта на налоговый учет;

  • копия свидетельства о государственной регистрации;

  • копия устава;

  • копия учредительного договора (при числе учредителей более одного).

Операции по расчетному счету регулируется действующим законодательством и производится, как правило, на основании письменных приказов владельца счета в пределах свободного остатка денежных средств. С согласия (акцепта) владельца счета осуществляется списание денежных средств по платежным требованиям-поручениям поставщиков и подрядчиков. Без согласия владельца счета списание средств производится при взыскании недоимок по платежам в бюджет, штрафов и в других случаях, для которых установлен бесспорный порядок списания средств по распоряжениям взыскателей.

Все платежи со счетов субъектов, включая платежи в бюджет и выплату заработной платы, осуществляются в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов (наступления сроков платежей). Очередность платежей по обязательствам субъектов, объявленных банками неплатежеспособными, определяется руководителем учреждения банка.

Учет операций по расчетному счету ведется на счете 441 «Наличность на расчетном счете».

По счетам субъектов банк открывает лицевые счета (в двух экземплярах под копировальную бумагу). Первый является выпиской из лицевого счета и выдается хозяйствующему субъекту, второй - лицевым счетом. Выписка заверяется подписью исполнителя и оттиском печати банка «Для выписок». Каждое исправление в выписках должно быть заверено подписями исполнителя и главного бухгалтера или его заместителя и скреплено оттиском печати банка. На документах прилагаемых к выпискам, должны быть проставлены штамп, которым оформляются выписки.

Учет наличности на валютном счете


Операции с иностранной валютой могут осуществлять любые предприятия. С этой целью необходимо открыть в банке, имеющем разрешение (лицензию) от Национального банка Республики Казахстан и на совершение операций в иностранной валюте, текущий валютный счет. Банки, получившие лицензию, называются уполномоченными банками.

Работая по договорам-контрактам, заключенным российскими предприятиями - участниками внешнеэкономической деятельности, оплата которых производится в иностранной валюте, предприятия обязаны 50% выручки продавать на валютном рынке, через уполномоченные банки, в течение 14 дней со дня ее зачисления. Эта особенность требует первоначального отражения всей суммы поступившей выручки в иностранной валюте на так называемый транзитный счет. Банк сообщает клиенту о зачисленных суммах с целью своевременного получения от него документа о продаже и зачислении инвалютных средств на текущий счет. Если распоряжение от предприятия о продаже инвалюты не получено, то банк может проводить ее самостоятельно.

К поручению на обязательную продажу валюты прилагается платежное поручение для возмещения рублевого эквивалента проданной валюты и ее зачисления на расчетный счет предприятия. Таким образом, вся выручка в иностранной валюте делится на две части: 50% в виде инвалюты зачисляется на текущий валютный счет, остальные 50% в тенговом эквиваленте (по курсу, установленному НБ РК) - на расчетный счет.

При ведении операций, приносящих иностранную валюту, предприятия имеют право зачислять на валютный счет выручку, получаемую в соответствии с внешнеэкономической деятельностью, покупать и продавать валюту. При поступлении выручки в иностранной валюте в соответствии с законом предприятие обязано 50% выручки продавать на валютном рынке через уполномоченные банки. Остальные 50% поступают на валютный счет.

Основными первичными документами для ведения валютных операций являются:

1. поручение на обязательную продажу валюты;

2. платежное поручение на ведение безналичных расчетов.

Для получения валюты наличными также применяется чековая книжка. Кстати, в основном выплата в наличной валюте - на командировки, т.к. в РК расчеты в иностранной валюте запрещены.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции связанные с движением капитала. К текущим валютным операциям относятся переводы в РК и из РК иностранной валюты для осуществления расчётов по экспорту и импорту товаров, работ, услуг. (Для получения разрешения определения стоимости в условных единицах предприятие обязано представить следующие документы:

1. Устав предприятия.

2. Свидетельство о регистрации.

3. Учредительный договор заверенный нотариально.

4. Заявка для получения разрешения стоимости товара

5. Справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженности перед бюджетом.

6. Справка из банка о наличии валютного счёта с указанием его номера.

7. Согласие банка на инкассирование наличной иностранной валюты.

8. Ксерокопия валютной лицензии банка.

Все перечисленные выше документы нужно представить в НБ РК.)

К текущим валютным операциям относятся:

1. Получения предоставления финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

2. Переводы в РК и из неё процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, кредитам и прочим операциям;

3. Переводы неторгового характера в РК и из неё включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов и др. аналогичные операции;

К валютным операциям связанных с движением капитала относятся:

1. Прямые инвестиции, т.е. вложения в Уставной фонд предприятия.

2. Портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг.

  1. Предоставление и получение финансовых кредитов.

4. Предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг;

Валютные операции могут совершать резиденты и нерезиденты. Резиденты - это физические лица, имеющие постоянное местожительство в РК и юридические лица созданные в соответствии с законодательством РК и с местонахождением в РК. Нерезиденты - физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РК и юридические лица созданные в соответствии с законодательством иностранного государства и местонахождением за пределами РК. Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений.

Физические лица - резиденты РК - могут приобретать за иностранную валюту жилые дома, квартиры, находящиеся за пределами РК, а также иные права на указанные имущества путём перевода средств на валютные счета этих лиц в уполномоченные банки.


Учет денежных средств на специальных счетах в банках


Учет операций на специальных счетах в банках предприятия ведут на счетах подраздела 42 «Денежные средства на специальных счетах в банках», в который входят следующие счета.

Счет 421 «Денежные средства в аккредитивах». На этом счете учитывают движение денежных средств, находящихся в аккредитивах. Аккредитив - это безусловное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент) , может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им отгрузочных и других документов, предусмотренных в аккредитиве. Могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); отзывные или безотзывные.

При открытии аккредитива дебетуют счет 421 «Денежные средства в аккредитивах» и кредитую счета: 441 «Наличность на расчетном счете» - если аккредитив выставлен с расчетного счета; 601 «Кредиты банков» - если аккредитив выставлен за счет краткосрочного или долгосрочного кредитов. Оплату счетов поставщиков отражают по кредиту счета 421 и дебету счета 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; возврат полностью или частично неиспользованного аккредитива показывают по дебету счетов 441,431,432,601 и кредиту счета 421. оплата комиссионных расходов банку отражается по дебету счета 821 «Общие и административные расходы» и кредиту счета 441 «Наличность на расчетном счете».

На счете 422 «Денежные средства в чековых книжках» учитываются расчеты чеками из чековых книжек. Чек - это письменное поручение клиента (чекодателя) банку, составленное на специальном бланке, о перечислении суммы денежных средств с его счета на счет получателя средств (чекодержателя).

Чеки применяются при расчетах за полученные товарно-материальные ценности, оказанные услуги и в других случаях, предусмотренных «положением о расчетах чеками в Республике Казахстан».

Чеки подразделяются на следующие виды: чеки из расчетно-чековой книжки; чеки из чековой книжки вкладчика (эти расчеты не рассматриваются, так как расчеты по ним ведутся физическими лицами).

Все чеки, эмитируемые банками Республики Казахстан, подлежат приему и оплате банками и их клиентами внутри региона (области), по месту нахождения банка-эмитента. Чеки выписываются только в тенге. Чековая книжка состоит из 25 листов, каждый их которых состоит из двух частей: самого чека и его корешка.

На суммы денежных средств, перечисленных на открытие (пополнение) чековой книжки, дебетуют счет 422 «Денежные средства в чековых книжках» и кредитуют следующие счета:

441 «Наличность на расчетном счете» - на суммы, оплаченные с расчетного счета;

601 «Кредиты банков» - на суммы, оплаченные за счет средств, полученных в кредит.

Чеки из книжек предоставляются чекодержателями в банк для их оплаты при реестре чеков (ф. № 0401007). Выдача под отчет экспедиторам и другим лицам чековых книжек отражается по дебету счета 334 «прочая дебиторская задолженность», аналитический счет «Подотчетные лица по выданным им чековым книжкам» и кредиту счета 687 «прочая кредиторская задолженность и начисления», аналитический счет «Расчеты с подотчетными лицами по чековым книжкам». На сумму оплаченных чеков делаются записи по дебету счета 687 и кредиту счета 422. Согласно отчету экспедитора или другого лица на сумму предъявленных к оплате чеков производятся записи по кредиту счета 687 в дебет счетов:

201 «Сырье и материалы», 202 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали», 203 «Топливо», 204 «Тара и тарные материалы», 205 «Запасные части», 206 «Прочие материалы», 208 «Строительные материалы», 222 «Товары приобретенные» - на суммы материалов и транспортно-заготовительных расходов, оплаченные чеками;

811 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг)» - на сумму расходов по реализации, оплаченных чеками;

301 «Счета к получению» - на сумму железнодорожного тарифа, водного фрахта, оплаченного чеками, отнесенного за счет покупателей продукции;

671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на суммы оплаты счетов поставщиков и подрядчиков.

Остатки по счетам 334 и 687 должны быть одинаковыми. Разница между остатками по счетам 334, 687 и остатками по счету 422 покажет сумму по использованным, но неоплаченным банком чекам.

На счете 423 «Наличность на специальных счетах в банках» учитываются средства, требующие обособленного хранения: средства, полученные в порядке правительственных субсидий, и из местного бюджета, средства предприятия, профсоюзных и других организаций на содержание детских дошкольных учреждений, культурно-просветительных учреждений, лагерей отдыха, средства родителей на содержание их детей детских учреждениях, средства на финансирование капитальных вложений, аккумулируемые и расходуемые по просьбе предприятия с отдельного счета и др.

При поступлении средств на специальные счета в банках дебетуют счет 423 и кредитуют следующие счета:

441 «Наличность на расчетном счете» - при перечислении средств с расчетного счета;

726 «Субсидии исполнительных органов власти» - при поступлении средств их республиканского и местного бюджета.

Расход денежных средств со специальных счетов в банках отражается по кредиту счета 423 и дебету счетов:

451 «Наличность в кассе в национальной валюте» - на суммы оплаты труда и другие расходы, полученные в кассу;

441 «Наличность на расчетном счете» - на суммы, перечисленные на расчетный счет в возмещение расходов по основной деятельности;

671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 631 «Текущий подоходный налог к выплате», 651 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», 652 «Расчеты по фонду занятости», 653 «Расчеты по социальному страхованию и пенсионному обеспечению», 681 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др. - на суммы соответствующих платежей со специальных счетов в банках.

В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия посылают работников в служебные командировки, приобретают в магазинах канцелярские принадлежности, оплачивают почтовые переводы и другие расходы. Эти расходы не всегда можно оплатить путем безналичных расчетов через учреждения банков. Поэтому для оплаты вышеперечисленных и других расходов работниками выдают в подотчет наличные деньги. Деньги выдаются согласно расчету, утвержденному руководителем предприятия. авансы выдаются не ранее наступления действительной надобности в расходах и только тем сотрудникам, на которых распоряжением руководителя возложено осуществление расходов из подотчетных сумм, причитающихся командируемым лицам на оплату проезда к месту командировки и обратно, суточных расходов и расходов по найму помещений на срок командировки.

Прочая дебиторская задолженность (счет 334). На данном счете учитывают следующие виды дебиторской задолженности: по претензиям, с квартиросъемщиками, с родителями за содержание их детей в детских дошкольных учреждениях, с прочими дебиторами.

Учет расчетов по претензиям. Под претензиям понимают письменное требование кредитора к должнику о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением его имущественных прав и интересов. Установлен порядок, при котором до предъявления иска кредитор должен предварительно обратиться с претензией непосредственно к должнику.

Расчеты с квартиросъемщиками. На данном субсчете учитываются расчеты по квартирной плате и за коммунальные услуги (снабжение теплом, водой, электроэнергии, газом, канализация и т.д.).

Расчеты с родителями за содержание их детей в детских дошкольных учреждениях. Детские учреждения содержатся за счет средств, выделяемых из местного бюджета, средств предприятий, субсидий и других источников. Родители возмещают установленную часть средств, необходимых для содержания детских учреждений.

Расчет с прочими дебиторами. На данном субсчете учитывают расчеты с остальными дебиторами (юридическими и физическими лицами) по операциям, не предусмотренным для учета на других счетах: с разными организациями по операциям некоммерческого характера (учебными заведениями, научно-исследовательскими заведениями и т.п.); расчеты за производственный ремонт силами предприятия частных домов и надворных построек; с арендаторами нежилых помещений и др.

Учет внутрихозяйственных расчетов. Внутрихозяйственные расчеты - это расчеты предприятия со своими филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятия (капитальное строительство, подсобное сельское хозяйство, лесозаготовки), выделенными на отдельные несамостоятельные балансы. В практике учета расчеты, возникающие между предприятиями и выделенными на отбельные (несамостоятельные) балансы. В практике учета на отдельные балансы подразделениями, называют внутри балансовыми счетами.

Инвентаризация

денежных средств, ценных бумаг, денежных документов и балансов строгой отчетности


Инвентаризация расчетов с банками по кредитам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами и другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

Инвентаризационной комиссии путем документальной проверки рекомендуется установить:

1) тождественность расчетов с учреждениями банков, органами казначейства, финансовыми, налоговыми органами, со структурными подразделениями субъектов, выделенными на отдельные балансы;

2) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Проверке может быть подвергнут счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в части сумм товаров в пути и расчетов с поставщиками по неотфактурованным поставкам.

По задолженности работникам организации могут быть выявлены суммы своевременно невыплаченной заработной платы, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (дата выдачи, целевое назначение).

При инвентаризации расходов будущих периодов комиссия по документам устанавливает и включает в описи сумму, подлежащую отражению на счете. На счете расходов будущих периодов могут быть оставлены расходы, которые подлежат отнесению на расходы организации в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными организацией расчетами и принятой учетной политикой.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как средствами вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Никаких помарок и подчисток не рекомендуется производить.

В инвентаризационных описях не рекомендуется оставлять незаполненные строки. В последних листах описей незаполненные строки прочеркиваются.

В тех случаях, когда материально ответственное лицо обнаружит после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях, оно может (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом инвентаризационной комиссии. Заявления материально ответственного лица о том, что недостача или излишки были вызваны ошибкой в наименовании, пропуском, просчетом и т.д. принимаются до открытия склада, кладовой, секции, где проводилась инвентаризация. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом.

При необходимости проводятся контрольные проверки инвентаризации, в которых принимают участие и члены инвентаризационных комиссий, и материально ответственное лицо, по окончании инвентаризации обязательно до открытия склада (кладовой, секции и т. п.), где производилась инвентаризация.

За внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках с целью сокрытия недостач или излишков комиссия несет ответственность в установленном законодательством порядке.

В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей (актов).

Сличительные ведомости составляются по активам, при инвентаризации которых выявлены отклонения от учетных данных.

При инвентаризации проверяется фактическая наличность денежных знаков и других ценностей, находящихся в кассе. Проверке подвергаются также бланки строгой отчетности. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги (акции, облигации, чеки, векселя, коносаменты и другие документы, выпускаемые в соответствии с законодательством в качестве ценных бумаг) и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.). расписки в остаток наличности кассы не включаются; заявления кассира о наличии в кассе денежных средств и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию, не принимаются.

В акте инвентаризации наличие денежных средств сверяется с данными учета на день инвентаризации и определяется результат. При обнаружении недостачи или излишков в акте указывается сумма и обстоятельства их возникновения.

Инвентаризация ценных бумаг и денежных документов, хранящихся в кассе предприятия, производится путем их полистного пересчета. Проверка производится по отдельным видам документов с указанием в акте названия, номера, серии и номинальной цены (приложение 5).

Проверка фактического наличия бланков акций и облигаций предприятий и других бланков строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: привилегированные и простые), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по местам хранения иди материально-ответственным лицам.

Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся на этом счете сумм: при сдаче выручки с данными квитанции учреждения банка, отделения связи, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.; по суммам, переведенным материнскому обществу или, наоборот, полученным от него - с данными полученных от них извещений (авизо) с указанием даты, номера поручения, суммы и наименования учреждения банка или отделения связи, принявшего перевод.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном, валютном и специальном счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии предприятия, с данными по выпискам банков.

Суммы излишков денежных средств и ценных бумаг подлежат оприходованию:

Дебет счетов 411 «Денежные переводы в пути», 422 «Денежные средства в чековых книжках», 451 «Наличность в кассе в национальной валюте», 452 «Наличность в кассе в иностранной валюте»,

Кредит счета 727 «Прочие доходы от неосновной деятельности».

Недостачи денежных средств и ценных бумаг списываются на материально ответственные лица: дебет счета 333 «Задолженность работников и других лиц», субсчет «Недостачи и потери от порчи ценностей», кредит счетов 411,422,451,452.

В установленной Учетной политике сроки необходимо производить ревизию хранящихся в кассе денежных средств и бланков строгой отчетности. Ее проводит комиссия, назначаемая руководителем субъекта.

При компьютеризации учета кассовых операций производится также проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Лица, виновные в нарушениях, привлекаются к ответственности в установленном порядке. Результаты ревизий денежных средств и бланков строгой отчетности оформляются Актом инвентаризации наличия денежных средств (ф.№Инв.-15) и Инвентаризационной описью ценностей и бланков документов строгой отчетности (ф.№Инв.-16). Излишки денежных средств, обнаруженных в кассе, приходуют, эта операция отражается по дебету счета 451 «Наличность в кассе в национальной валюте» и кредиту счета 727 «Прочие расходы от неосновной деятельности». Недостача денежных средств и ценных бумаг взыскивается с кассира: дебет счета 333 «Задолженность работников и других лиц», кредит счета 451 «Наличность в кассе в национальной валюте».

Ущерб причиненный субъекту недостачей бланков строгой отчетности, исчисляется исходя из их номинальной стоимости. При этом составляется следующая корреспонденция счетов (приложение 6).

Приложение 1


Приходный кассовый ордер



Форма № КО-1

АО «Цемент» АО «Цемент»

предприятие, организация предприятие, организация

ПРИХОДНЫЙ КАССОВЫЙ ОРДЕР КВИТАНЦИЯ

№ 5656 приходному кассовому ордеру

№5656

Число

Месяц

10

03

Принято от ТайгашиновойЛ.Т.

корреспондирующий

счет, субсчет


код аналитического

учета



сумма


код целевого назначения

334

49

503-00

06


Принято от ТайгашиновойЛ.Т.


Основание : Квартирная плата


Пятьсот тенге 00 тиын


Приложение:




Главный бухгалтер: Салина


Получил кассир : ФисенкоТема: Учет денежных средств

2010 г.

Основание : Квартирная плата


Пятьсот тенге 00 тиын

(прописью)




503 тенге 00 тиын





10 марта 2010 г.


М.П.


Главный бухгалтер: Салина


Получил кассир : Фисенко


Выдачу денег из кассы оформляют расходными кассовыми ордерами











Тема: Учет денежных средств

Приложение 2


Расходный кассовый ордер


АО «Цемент» Форма № КО-2

предприятие, организация

Расходный кассовый ордер

номер документа


дата составления


корреспондирующий

счет, субсчет


код аналитическо

го учета


Сумма тенге




код целевого

назначе

ния



352

10.03.2001

681

317

5340-60

04

Выдать Иванову И.Г.

Основание заработная плата

Пять тысяч триста сорок тенге 60 тиын

Приложение:

Руководитель: Кусков Главный бухгалтер : Семенова

Получил : Пять тысяч триста сорок тенге 60 тиын

10.03.2001 года Подпись: Иванов И.Г.

по паспорту : 09898887 выдан 12 января 1956 года.

Выдал кассир: Алтынбаева




Приложение 3


Платежная ведомость


Типовая межведомственная форма №Т-53

АО «Цемент»

предприятие, организация

цех отдел 1

смена мастера(начальника) Павлов К.П.


К расчетной ведомости № 15

В кассу для оплаты в срок

с 6 марта по 9 марта 2001 г.

Руководитель Кусков

Главный бухгалтер Салина

«5» марта 2001 г.


Дебет



Кредит счета

Дополнительный признак

цех, отдел

участок

корреспондирующий

счет, субсчет

код аналитического

учета

5

3

681

1

451

-



ПЛАТЕЖНАЯ ВЕДОМОСТЬ №15

за февраль 2010 года

Количество листов 1

По настоящей платежной ведомости

Выплачено тенге три тысячи восемьсот двадцать три тиын 00

Депонировано тенге Одна тысяча восемьсот двадцать три тиын 00

Проверил бухгалтер Бахирева

№ по порядку

Табельный номер

Фамилия, И.,О.,

Сумма, тенге

Расписка в получении

примечание

1

2

3

4

5

6

1

0148

Павлов А.А.

1794-00

Павлов А.А


2

01147

Иванов А.Н.

1823-00

депонировано


3

0192

Садиева Ж.А.

1973-00

Садиева Ж.А




ИТОГО:

5590-00





Ведомость составил : Карлова


Ведомость проверил : Салина











Приложение 4


Отчет кассира


Касса за 10 марта 2001 г. лист 29

Номер документа

О кого получено или

кому выдано

Номер корреспоиндирующего счета

Приход

Расход

1

2

3

4

5



242



352



243

Остаток на начало дня

От Иванова И.А.

квартирная плата


Мошков И.Г.

Заработная плата


Из банка по чеку на заработную плату





343


681




441

6440-40



503-00






54800-00






5340-60


ИТОГО:


55303-00

5340-60


Остаток на конец дня

в том числе на зарплату


56402-80



54800,00



Кассир Фисенко

Записи в кассовой книге проверил и документы в количестве:

двух приходных и одного расходных получил

(прописью) (прописью)


Бухгалтер Салина





Приложение 5


Типовая межведомственная форма


АО «Цемент» Типовая межведомственная форма № Инв-15

Предприятие, организация


Номер документа

Дата составления

Код вида операции

Код структур-ной единицы предприятия

Вид производства

Цех, (склад)

Учас-

ток

15

31.12

17

01

-

-

-

АКТ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ НАЛИЧИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Находящихся в кассе АО Цемент» .


РАСПИСКА

К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в юухгалтерию и все денежные средства, поступившие на мою ответственность, опризодованы, а выбывшие списаны в расход.

Материалдьно ответственное лицо

Кассир Ягодина В.П. Ягодина

Должность подпись Ф.И.О.

На основании приказа (распоряжения) от 30 декабря 2001 года №15 проведена инвентаризация денежных средств по состоянию на 31 декабря 2001 года.

При инвентаризации установлено следующее:

1) наличных денег 2736 тенге 40 тиын

2) почтовых марок 596 тенге 30 тиын

3) марок госпошлины 1272 тенге 70 тиын

Итого фактическое наличие 4604 тенге 70 тиын

Четыре тысячи шестьсот четыре тенге 70 тиын

прописью


По учетным данным Пять тысяч сорок тенге 23 тиын

Результаты инвентаризации: излишек - недостача 435 тенге 53 тиын

Последние нмера кассовых ордеров:

Приходного №279 , расходного № 596

Председатель комиссии

Финансовый диркетор Купин В.М.Купин

Должность подпись Ф.И.О.

Члены комиссии:

Зам. Главного бухгалтера Ажибаева З.Н. Ажибаева

Должность подпись Ф.И.О.

Внутренний аудитор Ержанова С.Б. Ержанова

Должность подпись Ф.И.О.

Кассир Ягодина В.П. Ягодина

Должность подпись Ф.И.О.

Подтверждаю, что денежные средства, перечисленные в акте, находятся на моем ответственном хранении.

Материально ответственное лицо Ягодина

31 декабря 2002 года






























Приложение 6

Бланк строго отчетности

№ п.п.

Содержание хозяйственной операции

Сумма,

тенге

Корреспонденция счетов

дебет счета

кредит счета

1

2

3

4

5


1.

Выявлена в кассе недостача бланков строгой отчетности:

По их фактической себестоимости

1200

333 «Задолженность работников и др. лиц» субсчет «дебиторы по недостачам, растратам и хищениям»

206 «Прочие материалы» субсчет «Бланки строгой отчетности»

По их номинальной стоимости

120000

333 «Задолженность работников и др. лиц» субсчет «дебиторы по недостачам, растратам и хищениям»

611«Доходы будущих периодов»

Недостающие бланки списываются с забалансового учета.

120000

-

006 «Бланки строгой отчетности»

На сумму НДС, относящуюся к недостающим бланкам (20% от 1200 тенге)

240

821 «Общие и административные расходы»

331 «Налог на добавленную стоимость к возмещению»

2.

Недостаток бланков строгой отчетности в кассу:

Оплачены в кассу

50000

451 «Наличность в кассе в национальной валюте»

333 «Задолженность работников и др. лиц» субсчет «дебиторы по недостачам, растратам и хищениям»


Удержано из оплаты труда виновных по заявлениям




70000

681 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

333 «Задолженность работников и др. лиц» субсчет «дебиторы по

недостачам, растратам и хищениям»

3.

Сумма доходов будущих периодов после частичной или полной оплаты задолженности относится на доходы от неосновной деятельности.

120000

611 «Доходы будущих периодов»

727 «Прочие доходы от неосновной деятельности»










































© 2010-2022