Статья на тему Маркетинг образовательных услуг в системе среднего образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 339.138:371

Маркетинг образовательных услуг в системе среднего образования

Marketing of educational services in secondary education

С.Н. Цветкова

д.э.н., профессор кафедры «Маркетинг и инженерная экономика» ДГТУ,

Россия, ДГТУ, кафедра «Маркетинг и инженерная экономика»

e-mail: tsvetcova-six

Н.Немец

магистрант кафедры «Маркетинг и инженерная экономика» ДГТУ,

Россия, ДГТУ, кафедра «Маркетинг и инженерная экономика»

e-mail:

S. N. Tsvetkova

doctor of Economics, Professor of the Department "Marketing and engineering Economics" from the supply,

Russia, the don state technical University, Department "Marketing and engineering Economics"

e-mail: tsvetcova-six

N. Nemetc

graduate student of Department "Marketing and engineering Economics" from the supply,

Russia, the don state technical University, Department "Marketing and engineering Economics"

e-mail:


Аннотация. В статье раскрыты основные функции маркетинга образовательных услуг, особенности специфики маркетинга в системе среднего образования, а также определены проблемы при формировании продуктовой стратегии образовательной организации.

In the article the basic functions of marketing of educational services, especially the specifics of marketing in the secondary school system, as well as identify problems in the formation of product strategy educational organization.

Ключевые слова или словосочетания. Маркетинг образовательных услуг, рынок образовательных услуг, продуктовая стратегия.

Key words or phrases. Marketing of educational services, market of educational services and product strategy.

В странах с высоко развитой рыночной экономикой маркетинг играет весьма важную роль. Разрабатывать и продвигать эффективные стратегии, формировать, развивать спрос на товары и услуги, всё это заслуга маркетинга. По мере того, как отрасль за отраслью подходили к ситуации, когда увеличивающийся объем предложения товаров, услуг впервые сбалансировал преобладающий ранее спрос и в будущем устойчиво превышал его возникла необходимость маркетинга.

Эта особенность, легко наблюдается применительно к материальным товарам, еще более характерна для сферы услуг, особенно интеллектуальных, хотя проявляется значительно сложнее, в том числе - в сфере образования.

Маркетинг образования представляет собой систему управления рыночной деятельностью образовательного учреждения, в которой приоритетными целями становится изучение образовательного рынка для удовлетворения потребностей личности в образовании, а так же развитие образовательного учреждения

Всем известно, что для начала формирования маркетинговой деятельности должна существовать определённая база т.е. маркетинговые исследования, для этого нужно иметь точную, хорошую информацию о состоянии рынка, конкурентах и потребителях.

В целом в мире, образование - это одна из наиболее бурно растущих и многообещающих сфер экономики. По оценкам специалистов, во всем мире объемы спроса и предложения образовательных услуг растут весьма существенно, особенно в системе среднего и высшего образовании.

Маркетинг образовательных услуг - это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей общества, то есть совокупность разнообразных приемов, методов и инструментов организации работы.

Особенно интересна точка зрения, в рамках которой само образование рассматривается как средство маркетинговой деятельности и предполагает применение образовательной функции в процессе формирования спроса на различные группы товаров. Так, например, маркетинг образования как специальный раздел маркетинга услуг характеризуется, по мнению В. Загерса и Ф. Хеберлина, не только наличием маркетинга образовательной деятельности (действий в целях внешней продажи образовательных услуг и улучшения образовательного климата внутри образовательного учреждения); но и использованием образования как маркетингового средства (образование может применяться для услуг и продуктов, чтобы привлечь клиентов или сохранить их).

Я полностью согласна с данной точкой зрения, ведь на сегодняшний день существует огромное количество общеобразовательный учреждений (школ, лицеев, гимназий ), которые имеют разные профили, направления подготовки, тем самым привлекая обучающихся и их родителей по их собственным интересам.

В функции маркетинга образовательных услуг входит анализ структур маркетинговых основ и прогнозирование особенности рынка образовательных услуг, выявление перспективных образовательных услуг и необходимости совершенствования. Маркетинг образовательных услуг должен обеспечивать и собственное развитие, решая проблемы персонала для осуществления маркетинговой деятельности в образовании.

Можно определить, что образовательная программа - это комплекс образовательных услуг, направленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации.

Выделим проблемы, решение которых прямо определяет свойства и параметры образовательных услуг:

1. Цели обучения и верное им соотношение между общекультурными, фундаментальными и специальными знаниями.

2. Тип образовательного учреждения, с учетом места его расположения.

3. Характеристики персонала, оказывающего образовательные услуги.

Чтобы определить сущность маркетинга в сфере образования и определить, как она проявляется на рынке образовательных услуг необходимо проанализировать обширный комплекс его элементов и аспектов.

Реальными участниками маркетинговых отношений в сфере образования являются не только образовательные организации, но и потребители, широкие круги посредников, а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных услуг на рынке.

Специфика маркетинга в системе среднего образования частично проявляется как специфика услуг как таковых, частично - как специфика научных, интеллектуальных услуг.

Ясно, что маркетинг в средней, высшей школе и в последипломном и дополнительном образовании действует в разных условиях и обладает определенной спецификой.

Для средней школы, как и для дошкольных образовательных организаций роль и активность по предложению образовательных услуг ограничена географическим (прилегающая территория) и возрастным факторами. Решающим субъектом - заказчиком образовательных услуг выступают личности не столько самих обучающихся, сколько родителей: вместе с тем их выбор часто ограничен (опять же в силу территориального фактора). Для маркетинга образовательных услуг именно в системе среднего образования характерны следующие особенности:

-услуги малозаметны до момента приобретения, поэтому приходится верить на слово;

-производители стараются формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их наглядно. В образовании этим целям служат учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях оказания услуг; сертификаты, лицензии, дипломы;

-услуги неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих их. Замена преподавателя вносит коррективы в процесс и результат образовательной услуги;

-общительность, доброжелательность, умение владеть собой - обязательные требования к работникам сферы образовательных услуг.

Особенность данного вида услуг в том, что их оказание и потребление начинаются одновременно. Более того, технология предоставления образовательных услуг включает активное взаимодействие с их будущим потребителем. Качество образовательных услуг непостоянно. Это связано с их неотделимостью от субъектов-исполнителей (результат услуги зависит даже от настроения преподавателя), а также с невозможностью и нецелесообразностью жесткой стандартизации процессов и результатов оказания услуг.

В настоящее время маркетинг образовательных услуг в системе среднего образования находится на стадии развития. Во многих общеобразовательных учреждениях создаются отделы по продвижению своих образовательных услуг на рынок.

В своей статье я бы хотела уделить большее внимание именно маркетингу образовательных услуг в системе среднего образования. Ведь на сегодняшний день всем известно, что в системе среднего образования ежегодно происходят существенные изменения, которые в дальнейшем помогают выпускнику и его родителям определится с выбором высшего учебного заведения, а значит и с выбором будущей профессии, но это уже тема маркетинга в системе высшего образования.

Общепризнанным авторитетом в области маркетинга является Филипп Котлер, который выделял в качестве одного из понятия маркетинга - нужда, потребность. И конечно же никто не может на сегодняшний день представить себя без какого-либо образования, а базой любому средне специальному высшему образованию является средняя школа. Поэтому немало важно выбрать среднее учебное заведение, которое в дальнейшем откроет путь в профессию.

Поэтому среднее образование - это потребность и нужда всего современного общества и поэтому в каждой экономически развитой стране очень большое внимание уделяется данной сфере услуг.

На основании всего выше изложенного, я считаю, что на сегодняшний день тема маркетинга образовательных услуг в системе среднего образования является, актуальна, как и для тех, кто получает образовательные услуги. Так и для самих учителей, которые предоставляют данные образовательные услуги.

Поэтому не секрет, что сейчас преобладает конкуренция среди средних учебных заведений.

Родитель любого обучающегося, прежде чем выбрать учебное заведении рассматривает достаточно большое количества различных факторов, которые отличаю одно учебное заведение от другого и к ним относятся:

  1. Расположение учебного заведение (любой родитель желает, чтобы у ребёнка время на дорогу было минимальным)

  2. Очень важен педагогический состав и уровень подготовки преподавателей

  3. Оснащенность кабинетов и использование современных технологий

  4. Программа обучения

  5. Наличие группы продленного дня, организация питания, охрана школы, дополнительные занятия, кружки и спортивные секции.

И это ещё не все факторы по которым родитель выбирает учебное заведение для своего ребёнка, тем более если учитывать, то что сегодня почти каждая школа соответствует каждому из перечисленных критериев, поэтому любое учебное заведение, старается заработать себе очень хорошую «добрую» репутацию. И когда мы видим в газетах, на экранах телевизоров о том как одна из школ, например, попала в 500 лучших школ России (а это сейчас действительно модно устанавливать рейтинг учебных заведений), то в подсознании любого россиянина срабатывает сразу сигнал о том, что он бы хотел обучать ребёнка именно в этой школе, лицее и т.д. и другие учебные заведения по сравнении со школой, которая попала в «Топ 500 лучших» сразу меркнуть. Поэтому очень важно и в системе среднего образования делать рекламу своего учебного заведения, а для этого есть сейчас масса возможностей.

Неустойчивость образовательных услуг имеет еще одну причину - изменчивость «исходного материала», то есть обучающихся.
Услуги не поддаются сохранению.

Вместе с тем нельзя утверждать, что в дошкольном, среднем, высшем и дополнительном образовании уместен какой-то особый, "свой" маркетинг. Его основные элементы, связи между ними и направленность похожи во всех этих сферах, да и решает он одни и те же проблемы. Главный принцип маркетинга образовательных услуг сфокусирован в его философии и ставит в центр внимания не нужды производителя товаров и услуг, а запросы и нужды потребителя.

Таким образом, маркетинговая деятельность образовательной организации состоит в создании более высокой по сравнению с конкурентами ценности образовательных услуг для потребителя, способной в большой степени удовлетворить его потребности.






Список использованной литературы:

1. Панкрухин А.П. Основы маркетинга в сфере образования [текст] - СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2012.

2.Абабкова М.Ю. Маркетинг образовательных услуг. Маркетинговые технологии в управлении международным образованием : учеб. пособие / М.Ю. Абабкова. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014.

3.Куркин Е. Б. Управление образованием в условиях рынка : учеб. пособие / Е. Б. Куркина. - 3 - е изд., испр. и доп. - М. : Новая школа, 2013.

4.Формирование продуктовой стратегии [Электронный ресурс] // Режим доступа: bussines-gid.ru/marketing-v-turizme/formirovanie-produktovoy-strategii.html









6


© 2010-2022