Методическая разработка урока Ценные бумаги

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема Ценные бумаги. Фондовая биржа.

Время: 1 час.30 мин.

Цели урока:

1.Способствовать формированию у обучающихся представлений о ценных

бумагах, их видах, свойствах; познакомить со структурой рынка ценных бумаг; раскрыть понятие - фондовая биржа, определить основные ее функции и цели; показать, как устанавливается курс акций.

2.Содействовать совершенствованию умений выделять главное в содержании материала и составлять план-конспект, работать с различными источниками информации.

3.Продолжить работу по воспитанию организационной культуры, развитию интереса к познанию законов экономической жизни общества.

Тип урока: урок лекция с элементами беседы.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проектов.

План

1.Ценные бумаги и их виды.

2.Рынок ценных бумаг и его структура.

3.Фондовая биржа и ее функции.

4.Субъекты фондовой биржи.

5.Курс акции и его определение.

6.Рыночная стоимость фирмы.

Ход урока.

  1. Организационный момент

II Актуализация знаний

Отправляемся c вами в новое путешествие по необъятным просторам государства «Экономика». Сегодня нам предстоит постичь новую область экономических знаний.

Мы постараемся рассмотреть следующие вопросы (вопросы записаны на доске). Вспомним, какие организационно-правовые формы вы узнали ранее.

- Известно, что большим преимуществом АО является то, что акционер в любое время имеет право продать свои акции, но одного права недостаточно. Должна быть еще и возможность.

-Давайте вспомним, что мы называем ценными бумагами?

Ценная бумага - это документ, удостоверяющий, что владелец является собственником или ее кредитором фирмы, частного лица или государства.

- Какие виды ценных бумаг известны? ( акции, облигации, векселя, опционы, купоны, сертификаты.)

Акции - это особая ценная бумага, подтверждающая, что ее владелец является одним из собственников фирмы и имеет право на получение прибыли в виде дивиденда.

Облигации - это ценная бумага, являющаяся долговым обязательством фирмы и государства. Ее держатель получает определенный процент ее номинальной стоимости, а по истечении определенного срока облигации погашаются.

Вексель - это письменное долговое обязательство строго установленной законом формы.

Опционы - это договорное право купить или продать определенный вид финансовых прав по-заранее установленной цене в пределах согласованного периода.

Ценные бумаги выпускаются юридическими лицами: государственными и коммерческими организациями. Покупателями могут быть и юридические и физические лица. Главная цель эмиссии ценных бумаг - это привлечение денежных средств для увеличения капитала организации и финансирование ее деятельности. Уставный капитал АО образуется за счет выпуска и продажи акций, поэтому если в стране действуют АО, то и должен функционировать рынок ценных бумаг, где бы эти бумаги продавались и покупались.

- Как вы думаете, что такое рынок труда?

( Рынок труда - это рынок , где происходит купля-продажа ценных бумаг.)

Рынок ценных бумаг подразделяется на два уровня.

Первичный рынок, на котором происходит размещение новых ценных бумаг. Эмитент (фирма, выпустившая ценные бумаги) продает их «оптом» подписчику (так называют фирму-специалиста по размещению ценных бумаг). А фирма-подписчик распродает их розничным покупателям. Размещение ценных бумаг происходит двумя путями:

1) Путь прямого обращения к инвестору Э И.
2) Через посредника Э П И.

Вторичный рынок - здесь происходит перепродажа акций акционерами другим вкладчикам. Без этого рынка невозможно развитие системы рыночных отношений. В структуре вторичного рынка выделяются два уровня: внебиржевой - еще его называют « уличным рынком» и биржевой - где ценные бумаги продаются на фондовой бирже.

Работа с текстом.

- Сейчас найдите у себя на столе текст под названием «Фондовая биржа». Прочитайте и найдите ответы на предложенные ниже текста вопросы.

Беседа по содержанию текста.

1. Что такое фондовая биржа?

2. Откуда пошло название биржа и что оно означает?

3. Какие крупные биржи вам известны?

4. назовите основные функции биржи?

5. Какие выделяют биржи по организационно-правовой форме?

6. Основная цель фондовой биржи?

7. Какой характер носит фондовая биржа в России?

8. Субъекты, работающие на бирже?

Вы решили купить акции компании «Газпром». Для этого достаточно позвонить брокеру ( т.е. торговцу ценными бумагами, зарегистрированному на бирже, и попросить его купить для вас 10 акций «Газпрома» и по какой цене. Он с радостью примет ваш заказ потому что из этой сделки он получит определенную сумму денег ( комиссионные). Брокер быстро свяжется с другими брокерами и спросит, кто из них продает акции «Газпрома» и по какой цене. Если предлагаемая сумма для продажи укладывается в определенные вами цены, то брокер покупает акции и высылает вам сертификат ( документ), подтверждающий, что вы их владелец. Вы в ответ переводите ему деньги, включая комиссионные. Сделка завершена.

- Внешний вид фондовой биржи в последние годы очень изменился. Если раньше брокеры выкрикивали цены или показывали их друг другу на пальцах, (показать рисунок) то теперь в основном сделки совершаются через компьютеры.

- Но главными членами на фондовой бирже являются так называемые «биржевые спекулянты» ( не надо путать слово спекулянт с уголовным понятием ). Само слово происходит от вполне положительного латинского слова (спекунтио), что означает- умеющий высмотреть и предвидеть. Главная цель их - это получение прибыли на купле-продаже акций. Выделяют две группы биржевых спекулянтов.

Первая группа стремиться купить акции по низкой цене и этим самым увеличивает спрос, и курс акций начинает расти, и тогда их начинают продавать. Таких оптимистов-брокеров называют « быками» или играющими на повышении курса акций. Их искусство заключается том, чтобы успеть, как можно быстрее продать подорожавшие акции.

Вторая группа биржевых спекулянтов верит в то, что курс акций начнет падать, она старается как можно быстрее продать акции по боле высокой цене и тем самым, ускоряя их падение, а затем покупает их по боле низкой цене. Таких торговцев называют «медведями» или играющими на понижении.

Если инвестор хочет вложить свои деньги с меньшим риском, то он покупает облигации, которые продаются и покупаются на фондовой бирже. Цена их меньше зависит от судьбы компании или отрасли, чем курс акций.

-Теперь мы рассмотрим следующий вопрос, что же такое курс акции и как он устанавливается на рынке? Нам известно, что акции имеют несколько видов стоимости.

- Что мы называем нарицательной стоимостью или номиналом акции?

( Это произвольная стоимость акции, установленная при выпуске ее и указанная на акции).

- Что такое балансовая стоимость акции?

( Это частное от деления чистой стоимости активов АО на количество выпущенных акций).

- Какая еще существует стоимость акции?

( Рыночная, которая устанавливается на фондовой бирже или по другому ее называют курсом акции).

- Какими механизмами рынка устанавливается курс акции?

( Как и на любом рынке стоимость товара определяется соотношением спроса и предложения также и курс акции зависит от этих же рыночных механизмов: спроса и предложения)

Каждый день курс акций на фондовой бирже то растет, то падает.

-Как вы думаете, отчего это может зависеть?

Ответы обучающихся: На повышение курса акции могут оказать влияние следующие факторы: 1. Мода на товары, выпускаемые фирмой.

2. Использование новых технологий, увеличивающих производительность труда.

На понижение курса акций оказывают влияние: 1. появление на рынке сильного конкурента, 2. Информация о несчастном случае, произошедшем на предприятии данной фирмы, 3. Подано заявление в суд за нарушение прав потребителей.

-Да, это может влиять на курс акции, но все же основными факторами, определяющими курс акции, являются текущая и ожидаемая доходность АО и размеры ссудного процента.

Предположим, что АО, капитал которого равен 1 млн. руб., получило 100 тыс. руб. годовой прибыли, из которой 50 тыс. руб. направлено на выплату дивидендов. Весь капитал АО разбит на 10тыс акций номинальной стоимостью 100 рублей (1 млн. руб. : 10 тыс. = 100 руб.) Спрашивается, каков же будет биржевой курс акции в этом случае? Мы видим, что на одну акцию придется 5 руб. дивиденда ( 50 тыс.руб. : 10 тыс. = 5 руб.) , при условии, что ставка ссудного % равна 1%, курс акции будет равен 5 : 1 * 100% =500 руб.

- Что же произошло с курсом акции на фондовом рынке? ( Он оказался выше номинальной стоимости в 5 раз), а может произойти и наоборот.

Ка = Дивиденд : на Норму ссудного % * 100% ( запись формулы в тетрадь).

-Какое главное свойство характерно для акций? ( Акции должны обладать ликвидностью).

- Какие условия необходимо соблюдать, чтобы рынок акций являлся ликвидным:

1. Частые сделки; 2. Узким разрывом между ценой покупателя и ценой продавца; 3. Небольшим колебанием цен.

Вот и настало время ответить еще на один вопрос, сколько же стоит фирма? Как вы думаете? (столько, сколько стоите имущество).

- Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо вспомнить, как формируется уставный капитал АО? (За счет выпуска и продажи акций).

-Значит, можно сказать, что стоимость всех акций - это рыночная стоимость

фирмы.

- Что же будет происходить со стоимостью фирмы при повышении курса ее акций? Фирма дорожает, и, наоборот, при понижении курса акций - фирма дешевеет. Поэтому другая фирма может приобрести компанию по очень низкой цене. Менеджеры фирмы должны очень внимательно следить за курсом ее акций, а то может произойти очень неприятный случай, когда ее могут купить другие.

Физкультминутка.

Закрепление нового материала.

1.Решение задач.

Сейчас, я предлагаю решить задачи. У вас на столах находятся листы с условиями задач. (По окончании решения проводим проверку).

2. Упражнение « Техника заключения сделок».

- Заключение сделок сложная и сугубо профессиональная проблема. Рассмотрим пример котировки акций, приводящий к заключению сделки. Предположим, что инвестор отдает приказ на покупку или продажу определенного кол-ва акций фирмы «В». Брокер, исполняющий этот приказ, идет к другому брокеру, который специализируется на акциях фирмы «В» и узнает необходимую информацию. (Брокеры в прошлом вели книжку котировок акций. В современных условиях книжка компьютеризирована). Левая и правая части книжки соответствуют спросу и предложению акций. Брокер записывает кол-во акций и их курс. Сопоставляя спрос и предложение, он находит вариант, при котором будет реализовано наибольшее кол-во приказов. Представьте, что вы брокер, и вы имеете полную информацию о купле-продаже акций фирмы «В», которая отражена в таблице. Ваша задача определить максимальное соответствие между спросом и предложением и установить единый курс акций фирмы «В».

Поручения на покупку (число бумаг, запрашиваемых при условии данного верхнего предельного уровня цены)

Предельный уровень цены, по которой надлежит исполнить поручение.

Поручения на продажу (число бумаг, предлагаемых при условиях данного нижнего предельного уровня цены)

110

Запрашиваются на возможно лучших условиях

_

20

30

50

90

100

210

320

420

415

410

400

395

380

375

180

130

80

60

55

40

30

_

Предлагаются на возможно лучших условиях

80

В данном примере, брокер видит, что при курсе акций в 410 рублей к продаже предлагается 345 акций (80+30+40+55+60+80), но запрашивается только 210 (110+20+30+50). При курсе в 395 рублей спрос составляет 400 (110+20+30+50+90+100) акций , но предлагается только 205 (80+3-+40+55) акций. Произведя данный анализ, брокер обнаруживает максимальное соответствие между спросом и предложением при курсе 400 рублей за акцию. В этом случае реализации подлежит 265 (80+30+40+55+60) акций, а курс акций в 400 рублей и есть единый курс акций фирмы «В».

3.Работа с тестами.

Закрепление нового материала:

1.​ Что интересное вы узнали на уроке?

2.​ С какими новыми экономическими понятиями вы познакомились?

3.​ Какую роль выполняют брокеры на фондовой бирже?

4.​ Кто такие « биржевые спекулянты»?

5.​ Какова их главная цель?

6.​ Что такое курс акций?

7.​ Какие факторы формируют курс акций?

Рефлексия.

Закончи предложение:

Самым интересным для меня было…

Вопросы, рассмотренные на занятии для меня…

Мне понравилось…

Теперь я хотел бы узнать…

Я был бы рад…

Самым неинтересным для меня было…


© 2010-2022