План работы школьной библиотеки на 2015-2016 учебный год

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Старостаничная средняя общеобразовательная школа

Каменского района Ростовской области

«Утверждаю»

Директор МБОУ Старостаничной СОШ

Приказ от 28.08.2015 № 348

___________________М.А.Буслаева

М.П.

План работы


школьной библиотеки




Библиотекарь: Скворцова Галина Анатольевна

План работы разработан на основе справочника школьного библиотекаря / авт.-сост. И. Б. Горшкова. - Волгоград : Учитель, 2015. - 201 с.












Цель: пропаганда чтения, как культурного досуга, создание качественных условий библиотечно-информационного обслуживания пользователей,информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Задачи библиотеки:

- Формировать у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучать правилам пользования книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке.

-Развивать правовую культуру читателей, гражданственность, патриотизм, связь семьи и школьной библиотеки. Расширять читательский интерес к истории России и Донского края.

-Совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии.

-Приобщать читателей к художественным традициям и внедрять новые формы культурно-досуговой деятельности.

-Проводить индивидуальную работу с читателями как основу формирования информационной культуры личности школьников.

-Обеспечить участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам - доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях.


Нормативные документы.


  1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г., зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009г., рег. № 17785)

  2. Федеральный закон «О библиотечном деле».

  3. «Конвенция о правах ребенка».

  4. «Манифест школьных библиотек ИФЛА-ЮНЕСКО»

  5. Приказ Минобразования РФ от 24 августа 2000 г. № 2488 «Об учете фонда библиотек образовательных учреждений»

  6. Приложение №1 к приказу № 2488 «Инструкция об учете библиотечного фонда».

  7. Приложение №2 к приказу № 2488 Методические рекомендации по применению «Инструкция об учете библиотечного фонда».

  8. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253);

  9. Устав школы (25.12.2011 №1482п);

  10. Распорядительные документы ОУ.



Основные функции библиотеки:


  • Образовательная - поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе.

  • Информационная - предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.

  • Культурная - организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию обучающихся.


Организация книжных фондов.

I. Работа с фондом учебной литературы.


п/п

Содержание работы

Срок исполнения

1

1

Анализ обеспеченности ОУ учебниками в предыдущем году (определение вышедших из употребления учебников по причинам: ветхости, и исключения из федерального перечня на следующий год).

Сбор и изучение заявок от педагогов школы на УМК последующего года.

Изучение пакета нормативно-правовых документов по учебномукнигообеспечению ОУ.

Участие в формировании общешкольного пакета нормативно-правовых документов по учебномукнигообеспечению ОУ.

Организация работы с книготорговыми фирмами.

Сентябрь-ноябрь

2


Списание вышедших из употребления учебников по причинам: ветхости, и исключения из федерального перечня на следующий год Оформление бланка заказа УМК на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016/2017 учебный год.

Утверждение заказа директором школы.

Декабрь-январь

3

Информирование всех участников образовательного процесса об УМК последующего учебного года.

Информирование педагогов ОУ на заседаниях ШМО об обеспеченности ОУ УМК (по предмету) на следующий учебный год.

Выставление информации об обеспеченности УМК на информационный стенд школы и на сайте ОУ.

Апрель-май


4

Получение учебников от книготоргующей компании, выигравшей тендер на поставку литературы в ОУ.

Обработка учебников, запись в КСУ и журнал регистрации учебников.

Участие в процедуре муниципального взаимообмена. Устранение дефицита комплектования за счет ресурса обменного фонда.

Выдача УМК учащимся.

Август-сентябрь

5

Составление электронной базы данных «Основные показатели».

В течение

года

II. Работа с фондом художественной литературы.

1

Своевременное проведение обработки и регистрации изданий.

По мере поступления в течение года

2

Обеспечение свободного доступа в школьной библиотеки:

• к художественному фонду (для всех обучающихся и сотрудников школы).

Постоянно

3

Ведение работы по сохранности фонда.

Постоянно

4

Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей.

Постоянно

5

Оформление книжной выставки «Любимые писатели».

В течение
года

6

Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа.

Декабрь, июнь

III. Комплектование фонда периодики.

1

Оформление подписки на первое и второе полугодия.

Октябрь,
апрель

IV. Индивидуальная работа с пользователями.

1

Обслуживание читателей на абонементе: обучающихся, педагогов, технического персонала школы, родителей.

Постоянно

2

Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки.

Постоянно

3

Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов просмотра до сведения классных руководителей.

Один раз
в месяц

4

Подготовка рекомендаций для читателей - в соответствии с возрастными категориями.

Постоянно

5


Оформление и периодическое обновление стенда-рекомендации

«Я - книга! Я - товарищ твой!».

Август

6

«Летнее чтение с увлечением» - подбор списков литературы для

дополнительного изучения истории, литературы, географии и биологии.

Май

7

«Чтобы легче было учиться» - подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучаться в следующем учебном году.

Май

V. Работа с обучающимися школы.

1

Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в школьной библиотеки.

Постоянно

2

Рекомендательные беседы при выдаче книг.

Постоянно

3

Беседы со школьниками о прочитанном.

Постоянно

4

Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку.

По мере

поступления

VI. Работа с родительской общественностью.

1

Составление списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления.

Май,

август

2

Выступление на родительских собраниях с информацией о новых поступлениях в фонд библиотеки.


VII. Работа с педагогическим коллективом.

1

Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах.

Периодически (на совещаниях)

2

Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году.

Март

VIII. Воспитание информационной культуры школьников (библиотечные уроки).

1

1класс

Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг)?


Ноябрь

2

2класс

Структура книги. Кто и как создает книги? Из чего состоит книга? Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация.

Январь

3

2класс

Викторина «Сколько лет Деду Морозу?»

Февраль

4

3класс

Беседа о здоровом питании.

Сентябрь

5

3класс

Структура книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие.

Октябрь

6

3класс

История книги. Знакомство с необычными книгами. Какими бывают книги? Методы самостоятельной работы с книгой.

Февраль

7

4класс

«Твои первые энциклопедии, словари и справочники». Представление о словаре, справочнике, энциклопедии.

Март

8

4класс

История книги. Знакомство с историей книги от ее истоков до настоящего времени. Древнейшие библиотеки.

Апрель

9

5класс

Библиотечный урок «Книга и библиотека. Путешествие во времени и пространстве».

Март

10

5класс

Библиотечный урок «Первые библиотекари от А до Я».

Апрель

11

6класс

Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.

Ноябрь

12

7класс

Книга на Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Декабрь

13

8класс.

Викторина. Поклонимся великим тем годам.

Май

IХ. Массовая работа.

1

Выставка плакатов «2 сентября - 70 лет победы во Второй мировой войне».

Сентябрь

2

Выставка учебных изданий к предметным неделям «Методическая копилка» (подбор материала к газетам, рефератам, викторинам).

По предметным неделям

3

Выставки к юбилейным датам писателей.

В течение

года

4

Выставки книг юбиляров.

В течение

года

5

Подготовка к Женскому дню 8 Марта.

Март

6

Подготовка к Новому году.

Декабрь

7

Подготовка к проведению предметных недель (подбор материала к школьным газетам, рефератам, викторинам).

В течение года, согласно плану предметных недель

8

Месячник военно-патриотического воспитания:

- громкое чтение книг о войне (1-4 классы - выборочно);

- подготовка поздравления ветеранам войны;

- подбор материалов к выступлениям, рефератам;

- подбор плакатов о патриотическом воспитании.

Февраль





9

Выставка 55-летию первого полета человека в космос.

Апрель

10

Неделя детской книги:

- чтение сказок.

Весенние
каникулы

11

Празднование Дня Победы - митинг.

Май


IХ. Нравственное воспитание.


1

Тематические книжные полки «Читайте с увлечением все эти приключения».

По мере

требования

2

Книжно-журнальная выставка «Мир, в котором тебя любят».

Постоянно


Х. Безопасность и здоровый образ жизни


3

Выпуск газеты «Здоровье - это здорово!»

Март

ХI. Экологическое воспитание

1

Выставка «Берегите воду!»

Постоянно

ХII. Работа по формированию интереса к истории Отечества и Донского края

1

Фольклорный час «Кто такие казаки?».

Апрель

2

Книжная выставка «Писатели Дона».

Постоянно


ХIII. Выставки к юбилейным датам русских и зарубежных писателей, памятных дат.


3. 10

120 лет со дня рождения русского поэта Сергея Есенина (1895-1925).

Октябрь

13.11.

165 лет со дня рождения английского писателя Роберта Стивенсона

(1850 - 1894)

Ноябрь

28.11.

100 лет со дня рождения русского поэта, писателя Константина (Кирилла) Михайловича Симонова (1915-1979).

Ноябрь


05.12.

195 лет со дня рождения русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета (н.ф. Шеншин) (1820-1892).

Декабрь

24.01

240 лет со дня рождения немецкого писателя, композитора, художника Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822)

Январь


17.02.

110 лет со дня рождения русской поэтессы Агнии Львовны Барто (1906-1981)

Февраль

20.03.

100 лет со дня рождения донского писателя Петра Васильевича Лебеденко (1916-2003). «Сказки Тихого Дона», «Доброе сердце дороже красоты», «Шхуна «Мальва».

Март

15.05

160 лет со дня рождения американского писателя, сказочника Лаймена Фрэнка Баума (1856-1919)

Май

06.06.

Пушкинский день России

Июнь

22.06.

22 июня - День памяти и скорби.

Июнь

ХIV.Книги-юбиляры.

235 лет Фонвизин Д. И. «Недоросль» (1781)

185 лет Гоголь Н. В. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831),

185 лет Грибоедов А. С. «Горе от ума» (1831)

180 лет Гоголь Н. В. «Ревизор» (1836), Пушки А. С. «Капитанская дочка» (1836)

135 лет Лесков Н. С. «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» (1881)

115 лет - Чехов А.П. «Три сестры» (1900)

90 лет - Шолохов М.А. «Нахаленок» (1925)

70 лет Полевой Б. Н. «Повесть о настоящем человеке» (1946)

45 лет - Изюмский Б.В. «Нина Грибоедова» (1970)

ХV. Реклама библиотеки.

1.Создание фирменного стиля.

1

Украшение помещения библиотеки цветами, красочное оформление отдела детской литературы для начальной школы

Октябрь

2. Рекламная деятельность школьной библиотеки

3

Устная реклама (во время перемен, на классных часах, классных

собраниях, родительских собраниях).

Постоянно

4

Наглядная реклама (информационные объявления о выставках проводимых библиотекой).

Постоянно

5

Оформление информационных стендов-папок:

- «Правила пользования книгой»;

- «Правила поведения в библиотеке».

В течение

года

6

Оформление выставки одного автора «Календарь знаменательных и памятных дат»

В течение

года

7

Организация экскурсии учащихся младших классов в библиотеку

В течение

года

8

Сотрудничество с детской библиотекой, центром эстетического воспитания детей.

Постоянно

9

Информирование пользователей о режиме работы.

Сентябрь

10

Проведение недели детской книги

Март

ХVI. Профессиональное развитие сотрудников библиотеки.

1

Участие в районных совещаниях школьных библиотекарей.

В течение

года

2

Участие в семинарах методического объединения.

В течение

года

3

Совершенствование умения и навыков работы на персональном компьютере.

В течение

года

4

Продолжение электронной записи учебников (Основные показатели).

В течение

года

5

Изучение журналов «Школьная библиотека», «Библиотека» и другие периодические издания.

Постоянно

6

Изучать передовой опыт других библиотек.

Постоянно

ХVII. Взаимодействие школьной библиотеки с другими библиотеками.

1

Обмен учебниками с библиотеками школ района.

Август - сентябрь, май - июнь

2

Экскурсия для начальных классов в детскую библиотеку.

Ноябрь

3

Участие в мероприятиях по проведению Недели детской книги в детской библиотеке.

Март


ХVIII. Использование новых информационных технологий.


1

Электронная каталогизация учебного фонда.

Постоянно

2

Использование компьютерных презентаций на библиотечных уроках.

Постоянно


ХIХ. Основные показатели.


2013-2014

2014-2015

2015-2016

Количество обучающихся в школе:

550

583

588

Количество читателей всего:

591

639

647

Из них:

1-4 классы


261


266


246

5-9 классы

240

270

287

10-11 классы

49

47

55

Учителя, сотрудники школы:

41

56

59




Количество посещений:

6 513

7308


Количество книговыдач:

6 118

6 571





Посещаемость1:

11

11,4


Читаемость2:

10,4

10,2


Обращаемость3:

0,62

0,67


Сведения о библиотечном фонде:

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Состоит в фонде всего:

17892

18731

18921

Из них:


книжный фонд:

9855

9858

9858

учебный фонд:

8037

8873

9547


Поступило всего:

943

2496

3296

Из них:


книжный фонд:


3

учебный фонд:

943

2493

3296

Выбыло:


книжный фонд:


учебный фонд:

1688

1657

3106

Фонд библиотеки укомплектован:

Наименование

Кол-во

экз.

из них:

Кол-во

экз.

Методическая литература для педагогов (с 2003 года.)

10


Энциклопедии


91

История

16

Большой Российский энциклопедический словарь

1

Большая Российская Энциклопедия

19

Энциклопедия для детей

56

Зарубежная литература

662

Русская литература (100-томник)

1142

Детская литература

101


Хрестоматии


273

Хрестоматия 1 класс

Хрестоматия 2 класс

Хрестоматия 3 класс

Хрестоматия 4 класс

Хрестоматия 5 - 7 класс в 2-х ч.

Хрестоматия 8 - 9 класс в 2-х ч.

Литература Дона 1-4 класс

Литература Дона 5-7 класс

Литература Дона 8-9 класс

Литература Дона 10-11 класс

Зарубежная литература 8-10 класс в 2-х ч.

21

21

21

21

21

21

21

21

21

21

21

Прочая литература поступившая в фонд библиотеки до 2003 года

7580

В фонде имеются периодические издания (Вестник образования России, Учительская газета).

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

Федотова М. С. __________

(подпись)

«Рекомендовать план работы школьной библиотеки к утверждению»

Протокол заседания педагогического совета

от 26.0.2015 года № 1

1 Посещаемость показывает среднее число посещений, которое приходится на одного читателя библиотеки. (Справочник школьного библиотекаря; Под ред. Ю.Н. Столярова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 2-е изд., испр. И дополн. - 456 с. Стр. 217.)

2 Читаемость - это отношение книговыдачи к числу читателей. (Справочник школьного библиотекаря; Под ред. Ю.Н. Столярова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 2-е изд., испр. И дополн. - 456 с. Стр. 217.)

3 Обращаемость - это отношение книговыдачи к объему фонда. (Справочник школьного библиотекаря; Под ред. Ю.Н. Столярова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 2-е изд., испр. И дополн. - 456 с. Стр. 217.)

© 2010-2022