• Преподавателю
  • Другое
  • Обобщение опыта по теме Исследовательская деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности

Обобщение опыта по теме Исследовательская деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урочная и внеурочная исследовательская деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС


«Исследовать - значит видеть то,
что видели все, и думать так,
как не думал никто»
А. Сент-Дьердьи

(слайд 1)

В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности, к обновлению компетенций». Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними. Системно-деятельностный подход выбран в качестве ведущего не случайно - условия жизни в XXI веке значительно изменились, объем информации, с которой сталкивается современный человек, огромен. Следовательно, запомнить всю информацию невозможно, поэтому традиционная формула «послушай - повтори - выполни - получи отметку» не обеспечивает успешную социализацию в обществе. Ребенка XXI века необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели в ситуации «разрыва» (знаю - не знаю, могу действовать - не могу действовать, ищу новый способ действия), контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. Технология системно-деятельностного подхода способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает результат своих усилий. Только те знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными. Этим обусловлено внедрение исследовательской и проектной деятельности в образование. Основными целями исследовательской деятельности в образовании является: (слайд 2)

  • Приобретение учащимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения познания действительности;

  • Активизация мышления, когда учащийся вынужден быть активным;

  • Активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно полученных, личностно - значимых, уже известных).

Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования (постановка проблемы, изучение теории, подбор методик, сбор собственного материала, анализ и обобщение, собственные выводы).

Исследования в учебном процессе могут проводиться в форме занятий и практической деятельности в учебное и внеурочное время.

Формы организации исследовательской деятельности


Учебная

Внеклассная

урок - исследование

элективные курсы

факультатив

спецкурс

научное общество

проблемный кружок

экспедиция

По характеру исследовательская деятельность может быть самостоятельной и под руководством (косвенное управление деятельностью).

Исследования в форме дополнительных занятий во внеурочное время дают возможность реализации самостоятельной или индивидуальной исследовательской деятельности, а также реализации общей схемы исследовательской работы (несколько адаптированной): выбор темы, постановка проблемы, определение цели и задачи исследования; изучение литературы, подбор методик, сбор собственного материала, анализ и обобщение, оформление результатов, защита (публикация)).

Исследовательскую деятельность учащихся можно разделить на несколько видов. Традиционные формы исследовательской деятельности учащихся:

- самостоятельная работа и подготовка докладов и рефератов для выступления на кружках, семинарах, на конференциях;

- работа в проблемных кружках;

- работа школьного научного общества учащихся.

Среди форм организации исследовательской деятельности выделим главные :

1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам. При этом реализуется проблемный подход к ведению урока - представление учителем различных точек зрения на заданную тему, организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ учащимися представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся по поставленным в качестве домашних заданиям (с написанием проблемно-реферативных работ), отражающим различные точки зрения на проблему с режиссурой научной дискуссии с формулировкой выводов.

2. Специальные учебные предметы в сетке базисного компонента учебного плана. Например, курс «Методы научных исследований», в рамках которого дается методология исследовательской деятельности с иллюстрацией на конкретных задачах в рамках образовательных областей и отработке постановке и реализации исследовательских задач в рамках домашних заданий и последующей их презентации на уроках.

3. Курсы в рамках школьного компонента - элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов.

4. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера. Постановка индивидуальных исследовательских задач

5. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности и как элементов годового цикла проведения учебных исследований.

6. Проведение научно-практических конференций и конкурсов - форм презентации исследовательской деятельности. с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.

(слайд 3)

Методы формирования исследовательских навыков и умений

Теоретические:

Эмпирические:

Комплексные:

Анализ

Изучение литературы, документов и результатов деятельности

Эксперимент

Синтез

Наблюдение

Абстрагирование

Сравнение

Конкретизация

Измерение

Аналогия

Обобщение

Моделирование

Классификация

При выборе содержания исследовательской деятельности учащихся необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и производственное окружение учебного заведения. Определяя содержание ученических исследований, надо учитывать, чтобы задания были простыми по содержанию, доступными для понимания.

Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету к процессу исследовательской деятельности, если ему удается что-то открыть самому. Задача учителя вызвать интерес к процессу исследовательской деятельности, увлечь содержанием и способом выполнения работы.

Интерес к глубокому изучению предмета, привитие элементов исследовательской культуры осуществляется посредством организации профессионально ориентированной исследовательской деятельности учащихся.

Любой урок - исследование начинается с создания проблемной ситуации (теоретической или практической ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая, поэтому заставляет остановиться и задуматься) или выдвижения проблемного вопроса. Следующий этап урока - исследования этап построения новых знаний, т.е. идет поиск путей решения проблемы.

(слайд 4)

Финальной точкой в уроке - исследовании является этап рефлексии. Рефлексия - оценка оснований собственных действий и суждений. Он может быть в форме отчета устным или письменного. Виды рефлексии:

  • Резюме -

Я понял, что….

Меня удивило…

Я сделал открытие…

Оказывается….

  • Образ - развитие образа мышления, творчества (рисунок, схема и т.д.)

  • Синквейн.

  1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  2. Во второй строке - два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  4. Четвертая строка - фраза из четырех слов - выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

(слайд 5)

В своей педагогической деятельности с целью заинтересовать предметом, повысить интерес у ученику к процессу обучения в целом, я использую метод исследования достаточно часто. Знакомство детей с исследовательской деятельностью, которые обучаются еще по традиционной системе, я начинала в 5 классе на уроках природоведения (тема урока «Знакомство с лабораторным оборудованием»).

(слайд 6)

Далее продолжили с учениками 5 класса заниматься исследовательской деятельностью в рамках мероприятии при проведении Месячника «Качество». На уроках кубановедения в 6 классе при изучении темы «Биоиндикаторы» с учениками исследовали типы лишайников, которые встречаются на территории школы. Лишайники являются индикаторами чистоты атмосферного воздуха (на рост лишайников пагубно влияет двуоксид серы, оксиды азота, оксиды углерода, соединения фтора). Далее уже на уроках биологии в 7 классе, продолжили изучение видов лишайников и их требований к состоянию атмосферного воздуха. Многие мальчики являются заядлыми рыбаками. По результатами опроса среди них составили перечень видов рыб, которые чаще всего встречаются в низовьях реки Кубань. Прочитали в исторических источниках, что в 19 веке Кубань буквально «кишела» форелью. А сейчас этой рыбы в реке нет. Было дано задание- выяснить причину исчезновения этой рыбы из низовий Кубани (кроме антропогенных факторов). Выяснили, что данный вид рыбы очень требователен к чистоте воды, поэтому сейчас форель встречается только в верховьях Кубани (питомник в районе Сочи).

(слайд 7-8)

Ученики 8 класса после изучения темы «Обрядовые традиции Кубани» изъявили желание узнать больше информации о праздновании свадьбы в кубанских хуторах и станицах. А я уже в последствии предложила сделать сравнительный анализ свадебных обрядов и традиций 19-20 веков и современной свадьбы. На уроке химии учащиеся в исследовательских группах учились определять уровень кислотности почвенной вытяжки из образца школьного розария, школьного огорода, а также исследовали уровень кислотности яблочного, свекольного, капустного морковного свежевыжатых соков. Делая выводы по теме урока ученики сами определили, где в жизни эти знания окажутся им полезными.

(слайд 9-13)

Исследовательская работа по определению качества молока, выпускаемого кубанскими производителями, в том числе и предприятиями Славянского района, в условиях школьной лаборатории кабинета химии, является ярким примеров формирования метапредметных УУД. Эта тема исследования очень интересна для наших учащихся тем, что по данным опроса 97% учащихся употребляют молоко в свежем виде и 100% учащихся - в различных молочных продуктах. В основном молоко в семьях покупное, поскольку в хуторе всего 7 коров. И ребятам конечно же было интересно, насколько домашнее молоко и молоко из магазина являются полезными для растущего организма ребенка. Данное исследование объединило в себе такие предметы, как кубановедение (кубанские производители молока), биологию (содержание в молоке питательных веществ, витаминов), химию (внешние признаки химических реакций, использование химических веществ в качестве индикаторов (йод, этанол, уксусная кислота) ; качественная реакция йода на крахмал даёт посинение раствора, осаждение белка казеина под действием спирта с образованием хлопьев). На таких занятиях каждый ученик, не зависимо от уровня способностей, чувствует себя комфортно и добивается определённых успехов. На каникулы каждый исследовательская группа получила задание- выяснить в чем причина длительности скисания отдельных образцов молока. Ответ на данные вопрос будет доведен до сведения учащихся каждого класса при проведении классных часов. Сводная таблица полученных результатов будет размещена в последствии на странице школьного сайта. Члены исследовательской группы выступят с полученными результатами перед родительской общественностью на общешкольном собрании. (слайд 13)

6


© 2010-2022