Проблемы и перспективы внедрения дистанционных образовательных технологий

Дистанционноеобучение для современных общеобразовательныхшкол является инновационным направлениемработы, имеющим огромные перспективыдальнейшего развития. Это связано и свведением новых Федеральных государственныхобщеобразовательных стандартов,предполагающих формирование универсальныхучебных навыков еще на уровне начальнойшколы, а значит, как следствие, предпосылокдля создания мотивации к самостоятельномуполучению знаний. Конечно же,дистанционное образование не может заменить очное. Однако разум...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воробьева Татьяна Владимировна,

координатор муниципальной площадки дистанционного

обучения детей с ОВЗ Вязниковского района.

Проблемы и перспективы внедрения дистанционных

образовательных технологий.

Дистанционное обучение для современных общеобразовательных школ является инновационным направлением работы, имеющим огромные перспективы дальнейшего развития. Это связано и с введением новых Федеральных государственных общеобразовательных стандартов, предполагающих формирование универсальных учебных навыков еще на уровне начальной школы, а значит, как следствие, предпосылок для создания мотивации к самостоятельному получению знаний.

Для введения дистанционного обучения на школьном уровне разрабатываются соответствующие локальные акты - приказы, положения.

Согласно рекомендациям Министерства образования для проведения дистанционных занятий детей - инвалидов, рабочие места учителей оснащаются комплектом оборудования и обеспечиваются доступом в Интернет по месту проживания учителя. Преимуществом данного варианта является то, что организация и проведение занятий в дистанционной форме не требуют обязательного присутствия учителя в образовательном учреждении, соответственно учитель получает возможность более гибко и эффективно планировать и осуществлять учебный процесс.

Дистанционное обучение детей должны осуществлять учителя, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей, а также в области методик и технологий организации образовательного процесса для детей в очной и дистанционной формах. Поэтому все учителя, участвующие в процессе дистанционного обучения детей - инвалидов, проходят курсы повышения квалификации соответствующей тематики.

Для дистанционного образования разрабатываются учебный план, индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребенка, утверждается расписание расписание, тарификация сотрудников, осуществляющих дистанционное обучение. Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся зависит от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.

Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме, способствует развитию у учащегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчивой мотивации познавательной деятельности по многим направлениям, что способствует повышения качества образованности учащегося.

Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем. Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Кроме того по состоянию здоровья дети могут периодически посещать образовательное учреждение.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.

Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы... Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.

Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.

При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки - работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит отчеты о деятельности (портфолио) каждого ребенка: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам, все сообщения в форуме.

Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости.

Специальная учебная среда позволяет контролировать «посещаемость», активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке.

Общение учителей и учащихся осуществляется через программу Skype, которая позволяет не только видеть собеседников, но также и демонстрировать то, что происходит на экранах обучающихся и учителей, пересылать файлы, общаться в чате.

Внедрение дистанционных форм обучения выяявляет целый ряд проблем.

Первая проблема - проблема создания нормативно-правовой основы дистанционного образования. Нормативно-правовая база должна регулировать все отношения в системе организации и проведения дистанционного обучения. Дистанционное обучение - процесс значительно более трудоемкий, чем очное. Но урок для 25 человек - это одно, а проведение занятия с теми же 25 учениками дистанционно - это совсем другое. Для этого потребуется значительно больше времени и хотя бы потому, что информация вводится через клавиатуру. И комментирование заданий учащихся, даже если они идут от групп, требует значительных временных затрат.

Вторая проблема - проблема подготовки преподавателей дистанционного обучения. Преподаватель дистанционного обучения должен владеть всем арсеналом пользовательских навыков работы с применением ИКТ, интернет-технологий. Но главное все-таки - психолого-педагогическое мастерство преподавателя. В отличие от очных форм обучения преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь определять психологический настрой и психологические особенности своих учеников на расстоянии, чтобы больше внимания уделять, например, интровертам, стимулируя их к активной деятельности в форумах, чатах, пр., подчас сдерживать пыл экстравертов и т.д. Приходится предотвращать конфликтные ситуации. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует достаточно сложных знаний и умений со стороны педагога, специальной и достаточно серьезной подготовки. Преподаватель очного обучения не готов к такой системе ведения учебного процесса.

Для обучения учителей разработке своих курсов для дистанционной формы требуется много времени, да и работать они должны совместно с программистами, поскольку создание курса это не только большая методическая, но и квалифицированная техническая работа.

Третья проблема - создания учебно-материального обеспечения дистанционного обучения.

Готовые (не требующие доработки) курсы не всегда бесплатные и их стоимость достаточно высока. И тогда встает вопрос создания дистанционных курсов. А для этого необходимы значительные усилия не только программистов, специалистов в области компьютерных коммуникаций, интернет-технологий, но и специалистов в предметных областях, методистов, хорошо знакомых со спецификой интернет и коммуникационных технологий, знакомых с современными тенденциями в системе образования, современными концепциями, теориями, педагогическими технологиями, психологическими особенностями взаимодействия в сети и пр.

Сочетание дистанционных и очных форм обучения представляется на сегодняшний день наиболее перспективной и востребованной для школ, особенно с учетом профильной школы. Здесь также требуется определенная правовая поддержка профильных курсов, практических и лабораторных работ, выполняемых виртуально, тестирования и пр.

Перспективы дистанционного образования в рамках общеобразовательной школы.

Организация учебного процесса с использованием информационной среды дистанционного обучения в общеобразовательной школе позволяют решить не только проблему обучения детей с особенностями развития, но и проблему компенсации пробелов в знаниях для следующих категорий учащихся:

- обучающиеся , занимающиеся углублённо по определённым предметам;

- отсутствующие на занятиях по болезни в течение учебного года;

- отсутствующие на занятиях по личным причинам (например, участники спортивных соревнований).

Дистанционное образование можно использовать в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Не секрет, что в настоящее время в школах учащимся 9-11 классов предлагают элективные курсы и предметы в основном того профиля, который реализует школа. Это существенно ограничивает выбор учащихся. Разработка дистанционных элективных курсов для профильной школы может помочь в решении данной проблемы. Учащиеся, оставаясь на своих местах в классе, могут дистанционно освоить базовые и профильные предметы учебного плана выбранного ими профиля или элективные курсы, по которым в штате образовательного учреждения отсутствуют педагоги, получив доступ к соответствующему сетевому ресурсу и педагогическое сопровождение к ним.

Кроме того, информационная среда дистанционного обучения может быть основой для самостоятельной познавательной, творческо-поисковой деятельности учащихся, которая становится важнейшим компонентом учебного процесса.

Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.

Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму взаимодействия преподавателя с учащимися:

  • в режиме он-лайн учащимся, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места;

  • в режиме офф-лайн. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме.

Системный подход в построении учебного материала сетевых учебных курсов способствует развитию у учащегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчивой мотивации познавательной деятельности по многим направлениям, что способствует повышения качества образованности учащегося.

Системное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения (ДО) - эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Конечно же, дистанционное образование не может заменить очное. Однако разумное сочетание различных форм обучения позволит решить одну из важнейших задач модернизации общего среднего образования - задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям.


© 2010-2022