• Преподавателю
  • Другое
  • Формирование общих и профессиональных компетенций посредством активных и интерактивных методов и приёмов обучения

Формирование общих и профессиональных компетенций посредством активных и интерактивных методов и приёмов обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование общих и профессиональных компетенций посредством активных и интерактивных методов и приёмов обучения

В колледже студенты завершают среднее общее образование и получают азы профессионального образования, т.е. у них закладываются основы профессиональной компетенции, а в процессе изучения общеобразовательных дисциплин формируются общие компетенции, направленные на подготовку и усвоение специальных дисциплин. Каждая изучаемая дисциплина должна вносить вклад в профессиональное образование, давая учащимся целостную картину явлений и процессов. Любое обучение должно способствовать воспитанию интереса к знаниям, самостоятельности, трудолюбия и добросовестности.

В связи с введением нового закона об образовании и ФГОС ДО, в рамках которых широкое распространение получило инклюзивное образование, специальные методики воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии - одна из актуальных на сегодняшний день дисциплин.

Современное образование ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей, на обучение применять знания и умения в профессиональной и повседневной жизни, адаптироваться к меняющимся условиям трудовой деятельности. Не секрет, что в рамках традиционного обучения студенты не имеют возможности для равноправного диалога с преподавателем, поэтому выбирают диалог с соседом по парте или роль молчаливого слушателя.

Меняя приёмы и методы ведения занятий, разнообразя их, ставится задача - сделать студента активным участником учебного процесса, совместная работа делает урок интерактивным. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность студентов в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Приёмы и методы эти разнообразны:

- Приём первый: апелляция к жизненному опыту учащихся

Например, при изучении темы «Варианты девиантного поведения» студентам четвертого курса, которые уже имеют некоторый опыт работы с детьми на практике задается вопрос: «Была ли у вас ситуация когда вы не знали что делать с хулиганом, всезнайкой или непоседой? ».

- Приём второй: ссылка на то, что приобретаемые сегодня знания понадобятся при изучении последующего материала

Например, такая тема, как «Дифференциальная диагностика УО и ЗПР» впоследствии будет необходима для решения ситуационных задач и составления характеристики ребенка на практике и в последующей профессиональной деятельности.

- Приём третий: создание проблемной ситуации

Например, приход ребенка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную группу, перспективы его развития. Анализ проблемной ситуации развивает аналитическое мышление, т.е. формируется такая компетенция, как способность к анализу.

- Прием четвёртый: использование занимательной информации на уроке и пользование интернет-ресурсами

Не секрет, что успех обучения во многом зависит от того, насколько интересен изучаемый предмет для человека. Например, при изучении вопроса «Особенности развития мыслительных операций у дошкольников» задается вопрос: знаете ли вы что в день у человека рождается около 20 000 мыслей по совершенно различным поводам?

Данный приём повышает информационную компетенцию студентов, расширяет их кругозор, формирует исследовательские навыки. Развивается компетенция самостоятельной познавательной деятельности - умение находить и анализировать информацию из разных источников, способность учиться.

- Приём пятый: интеграция учебного материала

На занятиях существует богатая возможность применения интегрированных занятий, так как специальные методики предполагают необходимость знаний всех дошкольных методик изученных студентами ранее. Например, чтобы понять особенности организации продуктивных видов деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо вспомнить общие требования и методику работы в ДОУ по данному направлению.

Это яркая возможность показать межпредметные взаимосвязи, активизирует познавательный процесс, развивает кругозор, способствует повторению изученного материала по другим предметам, формированию научно-материалистического мировоззрения.

- Приём шестой: использование разнообразных форм деятельности учащихся на уроке

На занятиях предлагаются различные виды деятельности: составление опорно-логических конспектов; составление таблиц и схем; работа с учебником, конспектирование отдельных фрагментов; практическая работа; выполнение упражнений; решение задач; проверочные работы; тестирование; работа над ошибками; анализирование домашней работы; использование дополнительной литературы, подготовка небольших докладов и сообщений; составление кроссвордов; консультирование, взаимопроверка и многое другое.

Многообразие форм деятельности позволяет студентам реализовать свои способности, найти для себя тот вид деятельности, который больше нравится, в котором ученик более успешен и позволит получить положительную оценку на занятии. Формируется компетенция самоорганизации и самоуправления - уверенность в себе, способность к рефлексии, способность целенаправленно организовать свою работу индивидуально и в коллективе. Развитию исследовательской компетенции способствуют уроки с элементами исследовательской деятельности.

- Прием седьмой: разнообразные формы контроля

Наряду с традиционными контрольными, проверочными работами, тестированием для проверки знаний используются и другие разнообразные способы: терминологические и графические диктанты, задания по принципу «верно-неверно», составление кроссвордов, рейтинговые задания и т.д. Поскольку психика у студентов разная, разная скорость реакции, организованность, темперамент, то использование разных форм проверки позволяет студенту показать свои знания различными способами и более объективно оценить их знания.

Говоря о проверке знаний, хочется особо сказать о таких, приемах интерактивного обучения, как взаимопроверка и консультирование. Особенно эффективен метод консультирования. В группе всегда найдется несколько человек, которые справляются с заданием быстрее и успешнее, которые хорошо усваивают материал. Такие студенты могут выполнять роль консультантов, помогая другим выполнить задания, что-то объяснить. Многие охотнее принимают помощь от своих сверстников, не стесняются спрашивать. Более упрощенно этот метод выглядит так: в группе те студенты, которые уже справились с заданием, назначаются на роль консультантов и помогают другим. Более сложную организацию можно использовать на практических занятиях: группа делится на команды по 4-5 человек, из которых один назначается консультантом. Консультанты предварительно готовятся к выполнению работы. На занятии они организуют и направляют работу в своей команде. В процессе такой работы повышается самооценка учащихся, вера в собственные силы. Формируется компетенция социального взаимодействия - коммуникативность, умение слушать, работать в команде.

- Приём восьмой: формирование способности учащихся понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Формирование данной способности - очень важный процесс, т.к. это является одной из составляющих профессиональной компетенции. При составлении программы и календарно-тематического планирования делается акцент на определенные вопросы, например, «Причины патологии внутриутробного развития», студенткам необходимо знать как будущим мамам; «Методы и приемы снятия агрессии у дошкольников», т.к. эта проблема становится все актуальнее, «Организация работы по взаимодействию с родителями», т.к. они являются одними из активных участников коррекционно-образовательного процесса с детьми с ОВЗ, от включения которых напрямую зависит успешность коррекции и компенсации.

Стоит отметить, что при изучении специальных методик помимо специальных знаний в области тифлопедагогики, сурдопедагогики, олигофренопедагогики и логопедии, можно выделить ещё ряд изучаемых направлений:

1. невропатология, которая дает понимание о причинах и патогенезе того или иного нарушения, что в последствии позволяет отобрать наиболее эффективные методы и приемы коррекционной работы;

2. психопатология позволяет понять причины и использовать профилактические меры, которые не позволят ухудшить состояние ребенка, неосторожным словом; например элементы сказкотерапии, психотерапии, элементы которых демонстрируются на занятиях.

3. детская психология: зная возрастные особенности психического развития ребенка, молодой специалист не упустит сензитивный период для начала коррекционных и профилактических мер, что не позволит возникнуть вторичным дефектам, которые часто становятся серьезной проблемой коррекции;

4. философия - отношение во все временны к детям с ОВЗ были и остаются неоднозначными и данный вопрос не оставляет равнодушными даже самых пассивных студентов и позволяет сформировать ряд профессиональных компетенций, обозначая общепедагогические и коррекционные принципы.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно отметить, что при изучении специальных методик можно создавать условия для формирования общих компетенций:

- аналитическая компетенция;

- информационная компетенция;

- самостоятельная познавательная деятельность;

- самоорганизация и самоуправление;

- исследовательская компетенция;

- социальное взаимодействие;

- профессиональная компетенция.

В процессе формирования общих компетенций у студентов развиваются способности:

- умение находить и анализировать информацию из разных источников, способность учиться;

- уверенность в себе, способность к рефлексии, способность целенаправленно организовать свою работу индивидуально и в коллективе;

- аналитическое мышление;

- расширяется кругозор, формируются исследовательские навыки;

- коммуникативность, умение слушать, работать в команде;

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем;

- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

И в заключении, хочется отметить что, любой самый скучный и строгий предмет можно сделать любимым и значимым для каждого студента, если использовать различные методы и приемы активизирующие и мотивирующие студентов на обучение.

Преподаватель ГБПОУ СПО (ССУЗ)

«Челябинский педагогический колледж №2»

Минивалеева Т.О.



© 2010-2022