Учебная единица по менеджменту

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебная единица по менеджменту




Учебная единица по менеджменту

«Принятие управленческих решений»




Учебная единица по менеджменту



Тема: Система методов управления. Самоменеджмент.

Управленческое решение.








Разработчик:

Преподаватель экономических дисциплин

Жигунова Н.Ю.



г.Нальчик, 2012г.


Сущность и классификация методов управления.

Разнообразие методов управления вызывает необходимость упорядочения всей их совокупности при помощи классификации по определенным критериям. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их

· направленность

· содержание

· организационную форму

Учебная единица по менеджменту

Содержание методов управления. Экономическое,организационно-административное и социально-психологическое управление.

1.Экономические методыУчебная единица по менеджментуЭкономические методы - способы осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов и категорий.

Классификация экономических методов управления:

Плановое ведение хозяйства: 1) свободное предпринимательство; 2) план экономического развития; 3) портфель заказов; 4) критерий эффективности; 5) конечные результаты.

2.Социально-психологические методы Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т. д. ).

а) Социологические методы

Эти методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Классификация социологических методов управления.

Социальное планирование: 1) цели; 2) методы; 3) критерии; 4) нормативы; 5) результаты.

б) Психологические методы

Эти методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Классификация элементов, регулируемых психологическими методами управления:

Психологическое планирование: 1) цели; 2) критерии; 3) методы; 4) нормативы; 5) результаты.

Психологическое планирование - новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия.

3. Практическое применение методов управления для мотивации персонала организации

Административные методы управления

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т. п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Задание 1.Выписать основные определения.

Информационное обеспечение системы менеджмента.

Иными словами - это информация, необходимая для решения конкретной задачи

Слухи - информация, передаваемая по неформальным каналам сообщения

Шум - фактор или совокупность факторов, искажающих информацию

Самоменеджмент.

Учебная единица по менеджментуСамоменеджмент включает в себя постановку целей, принятие решений, планирование, планирование личного времени, самопознание, самоорганизацию, самоконтроль, самообразование и многие другие составляющие. Иногда под самоменеджментом подразумевают правильную организацию собственной деятельности и рабочего времени, но самоменеджмент - это более широкое понятие, которое включает и эти аспекты тоже.

Самоменеджмент призван помочь:

  • поставить цель;

  • найти ресурсы для ее достижения;

  • подобрать наиболее эффективные методы использования этих ресурсов;

  • целенаправленно и последовательно применять эти методы на практике;

УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И РЕЖИМА РАБОТЫ

Учебная единица по менеджменту


В зависимости от характера и последствий воздействия на работника различают условия труда: благоприятные, способствующие развитию личности, формированию творческого отношения к труду, удовлетворенности трудом, повышению его производительности и качества; неблагоприятные, порождающие преждевременное утомление и усталость, снижение дееспособности человека, возникновение профессиональных заболеваний, отрицательное отношение к выполняемой работе, снижение производительности и качества труда.

Факторы условий труда:

благоприятные, способствуют развитию личности, формированию творческого отношения к труду, удовлетворенности трудом, повышению его производительности и качества;

неблагоприятные, порождающие преждевременное утомление и усталость, снижение дееспособности человека, возникновение профессиональных заболеваний, отрицательное отношение к выполняемой работе, снижение производительности и качества труда.

Задание2. Как вы считаете как можно улучшить условия труда работников.

Анализ участия коллектива в управлении.

Анализ участия в управлении коллективом показывает, что

а). одна часть работников занимается управлением активно;

б). другая (большая часть) -пассивно.

Это объясняется их неравным доступом к управленческой деятельности из-за различий в компетентности, предполагающей, кроме профессиональных качеств, и информированность членов трудового коллектива о течении производственно-хозяйственных процессов. Не имея достаточного количества информации, общество, трудовой коллектив (отдельные его члены) лишены возможности не только принимать управленческие решения, но и участвовать в их подготовке и реализации, качественно выполнять функцию контроля.

Ортобиоз, слагаемые ортобиоза: релаксация, рекреация

1.Ортобиоз - это естественное желание человека в продлении физической жизни тела при соблюдении рациональной гигиены. Поэтому каждая человеческая личность обязана совершенствоваться в соответствии с интересами человеческого общества и одновременно совершенствовать общественные формы человеческой жизни.

2.Релаксация - это расслабление, снятие психического напряжения; может возникнуть как непроизвольная или произвольная реакция в результате особой работы человека над собственным психическим состоянием и связана с умением отвлечься от неприятных мыслей и эмоций путем сочетания физического и умственного расслабления.

3.Рекреация - это:

- расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;

- любая игра, развлечение , используемые для восстановления физических и умственных сил;

- наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;

- цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях.

ВИДЫ РЕШЕНИЙ

Учебная единица по менеджменту В зависимости от целей и методов разработки различают следующие основные разновидности управленческих решений:

1. по масштабам объекта - глобальные, охватывающие все звенья управляемой системы; локальные, адресованные определённому звену или подразделению.

2. по характеру целей - стратегические, определяющие генеральные задачи; тактические, в которых разрабатываются более частные задачи, направленные на осуществление ранее выработанной стратегии; оперативные, направленные на осуществление первоочередных задач.

3. по периоду времени осуществления - перспективные (долгосрочные), рассчитанные на длительный период времени; текущие (среднесрочные), являющиеся частью, детализацией и уточнением перспективных; регулировочные (краткосрочные), направленные на обеспечение выполнения текущих и перспективных решений.

4.в зависимости от круга проблем, которые рассматриваются в решении - комплексные, связанные с изменением многих сторон деятельности управляемого объекта; частные (тематические), относящиеся к одной из сторон деятельности управляемого объекта; в их составе по преобладающему содержанию различают технические, экономические, социальные, организационные решения.

Задание3.Какие решения из выше перечисленных можно не брать во внимание. Почему?

МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Основой моделирования является необходимость относительного упрощения реальной жизненной ситуации или события, вместе с тем это упрощение не должно нарушать основных закономерностей функционирования изучаемой системы.

Типы моделей:

1.физическая, аналоговая (организационная схема, график);

2. математическая (использование символов для описания действия или объектов).

Процесс построения моделей состоит из нескольких этапов:

  1. постановка задачи;

  2. построение модели;

  3. проверка модели на достоверность описания данного процесса, объекта или явления;

  4. применение модели; обновление модели в процессе исследования или реализации.

Эффективность модели может быть снижена за счет ряда потенциальных погрешностей, к которым можно отнести недостоверные исходные допущения, информационные ограничения, непонимание модели самими пользователями, чрезмерная стоимость создания модели и т.п.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ

ЧУчебная единица по менеджментуеловека можно назвать менеджером тогда, когда он принимает организационные решения и реализует их через других людей, учитывая при этом их собственные цели и интересы. Принятие решения, как и обмен информацией, является основной составляющей любой управленческой деятельности.

Учебная единица по менеджменту


Цель организационного решения - обеспечение последовательного движения организации к намеченным целям.

Организационные решения бывают запрограммированными и незапрограммированными. Запрограммированными решениями являются те, которые сопутствуют получению результата, и определены некоторой, уже отработанной последовательностью шагов, решений или действий. Незапрограммированные решения - те, которые возникают вследствие новой необычной ситуации.

Компромисс - соглашение, достигнутое путем приемлемых взаимных уступок.

Интуитивное решение - выбор, сделанный только на основе ощущения, озарения.


ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Учебная единица по менеджментуУчебная единица по менеджменту

Диагностирование сложной проблемы - это осознание и установление причин затруднений и имеющихся возможностей их преодоления.

К признакам наличия проблем в организации относятся:

Признаки проблем в организации

Низкая

прибыль

Малый

сбыт продукции

Низкая производительность труда и качество продукции

Чрезмерные издержки в производственном процессе

Конфликты в организации и большая текучесть в кадрах

Выявление этих симптомов позволяет определить общие проблемы в данной организации.

Для более детального анализа существующих проблем необходимо собрать предварительную информацию, касающуюся состояния внешней и внутренней среды организации.

Причины затруднений чаще всего зависят от конкретной ситуации и конкретных руководителей: возможно, это недостаточное количество работников необходимой квалификации; отсутствие прогрессивной технологии как руководства различными процессами, связанными с функционированием организации, так и непосредственно производственным процессом; острая конкуренция; иногда даже действующие законы и нормативные акты в данной стране.

Решение окажется более оптимальным , если оно будет согласовано с теми, кого непосредственно затрагивает, или с теми, кто помогал в подготовке принятия данного решения. В связи с этим, для успешной реализации любого значимого решения целесообразно привлекать к его выработке наибольшее количество сотрудников организации.

После того, как решение принято, и начало осуществляться, обязательно необходимо установление обратной связи. Система контроля необходима для обеспечения оптимального исполнения данного процесса или действия. Обратная связь позволяет руководителю частично корректировать принятое решение, и способствовать его лучшей реализации.

Оценка результатов реализации решений позволяет учесть имеющийся опыт просчетов и недостатков в последующей работе.

.

КАК ПРОВОДИТЬ СОВЕЩАНИЯ

Учебная единица по менеджментуНесколько правил проведения совещаний:

- руководитель опрашивает каждого участника относительно обсуждаемых проблем;

- проблема заносится в общий список и нумеруется;

- список вывешивается на видном месте;

Круговая система проведения заседания:

- выделяются подгруппы по три-четыре человека;

каждый записывает две-три идеи на карточке;- происходит обмен карточками;

- каждый дополняет и развивает идеи других;

Определение приоритетов:

- каждому дается пять голосов;

- он может отдать все голоса за одну идею или по одному за каждую, или как-то иначе по своему усмотрению;

- идеи зачитываются под своими номерами;

- члены группы голосуют поднятием рук;

- число показанных пальцев на руке указывает на количество голосов;

- голоса подсчитываются;

- процесс повторяется несколько раз;

- в итоге выявляется общее мнение относительно идеи, получившей наивысший приоритет.

Чрезвычайно важно сделать группировку перечня способов решения проблемы. Это проясняет все многообразие возможных подходов, если речь идет о способах решения конкретной проблемы.

Задание 4 Смогли бы вы провести совещание. Если да к какому приоритету уделили больше внимания.


ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Весь процесс подготовки и принятия решения можно представить в виде следующих этапов:

1)выявление проблемной ситуации, определение цели решения и критериев оценки его результатов;

2) информационный цикл, этап сбора информации для ознакомления с вопросом, по которому принимается решение (это самый важный этап, он требует наиболее квалифицированного управленческого труда, умения анализировать, выбирать наилучший вариант решения);

3). организация выполнения принятого решения (разработка плана реализации решения, определение сроков выполнения операций, назначение ответственных лиц, инструктаж и другие мероприятия, которые могут потребоваться для выполнения принятого решения);

4) контроль выполнения решения. Только при сочетании всех звеньев процесса управления и соблюдении всего технологического цикла принятия решения этот процесс будет осуществлен объективно, на научной основе. Подготовка, принятие и реализация решений как процесс управленческого труда руководителя имеют определенную технологию: совокупность последовательно применяемых приемов и способов достижения целей деятельности.

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Учебная единица по менеджментуУчебная единица по менеджменту

Среди формальных методов прогнозирования можно выделить детерминированно-экстраполяционные, вероятностно-экстраполяционные и методы системной динамики.

Детерминированно-экстраполяционные методы основаны на аналитическом продолжении кривой изменения какого-либо показателя или характеристики на некоторый интервал времени будущего.

Среди вероятностно-экстраполяционных методов прогнозирования можно отметить методы линейной и нелинейной регрессии, а также метод Байеса. Заметим, однако, что точность прогнозирования довольно сильно зависит не только от объекта, используемой статистической информации, но и от длительности интервала прогнозирования. И в любом случае чем больше этот интервал, тем выше погрешность прогноза.

Логическая схема разработки решения: диагноз проблемы.

Учебная единица по менеджменту

Формулировка ограничений

Ограничения корректирующих действий сужают возможности в принятии решений. Перед тем, как переходить к следующему этапу процесса, руководитель должен беспристрастно определить суть ограничений и только потом выявлять альтернативы. Если этого не сделать, как минимум, будет потеряна масса времени. Еще хуже, если будет выбрано нереалистичное направление действий. Это усугубит, а не разрешит существующую проблему.

Ограничения варьируются и зависят от ситуации и конкретных руководителей. некоторые общие ограничения - это неадекватность средств; недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт; неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам; потребность в технологии, еще не разработанной или чересчур дорогой; исключительно острая конкуренция; законы или этические соображения. Как правило, для крупной организации существует меньше ограничений, чем для мелкой или одолеваемой множеством трудностей.

Существенным ограничителем всех управленческих решений, хотя иногда вполне устранимым, является определяемое высшим руководящим звеном сужение полномочий всех членов организации. Другими словами менеджер может принимать или осуществлять решение только в том случае, если высшее руководство наделило его этим правом.

ПУчебная единица по менеджментуонятие процесса управления


Природа и классификация управленческих решений

Управленческое решение -это творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системой и анализе управленческой информации о её состоянии, направленное на достижение поставленных целей.

Объект управленческого решения - система или операция.

Субъектом управленческого решения- могут быть как управляющая подсистема организационно-производственной системы, так и лицо, принимающее решение.

Для практического осуществления целенаправленного воздействия на объект управления

ТИПЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Первый тип: руководитель, сочетающий заботу о производстве с безразличием к людям. Обычно такой человек является профессионалом, который заранее знает, как достичь поставленной цели и добивается ее любой ценой, направляя на это всю свою активность и силы подчиненных. Он постоянно испытывает страх потерять авторитет и влияние на исполнителей, поэтому сосредотачивает в своих руках все полномочия, требует слепого послушания, не признает чужих точек зрения; навязывает подчиненным свою волю, отвергает их советы, дает указания по каждой мелочи, решения принимает самостоятельно и никогда их не пересматривает.

Другой тип являет собой руководитель, максимально заботящийся о людях и минимально о производстве. Он создает все условия для удовлетворения потребностей работников, которых подбирает по принципу личной симпатии, поддерживает и помогает им, охотно поощряет, стремится быть на дружеской ноге со всеми, смягчает давление высшего руководства формирует благоприятный морально-психологический климат. Он не любит нарушения привычного жизненного уклада, преобразований, поэтому воспринимает преимущественно позитивные моменты ситуации, сглаживая проблемы и конфликты (что далеко не всегда разумно).

Третьим типом является руководитель ни на что не ориентированный.Он инертен, безучастен, избегает конфликтов, спорные вопросы «спускает на тормозах», занимает позицию постороннего наблюдателя и ни во что не вмешивается. Этот руководитель уклоняется от принятия самостоятельных решений активных действий, ожидая, что все разрешится само собой или поступят указания сверху, которые он добросовестно передаст исполнителям.

Четвертый тип руководителя по классификации Р. Блейка и Д. Моутон - промежуточный. Он решает проблемы на основе компромисса, стремится к стабилизации, равновесию и избежанию крайностей, чтобы произвести хорошее впечатление на окружающих, но не выделяться из общей массы. Поэтому он стремится к сохранению существующего положения, соблюдает принятый порядок и традиции, затушевывает противоречия, избегает открытых столкновений и требует того же от подчиненных, что в конце концов ведет к бюрократизации.

Менеджер пятого типа осуществляет синтез приоритетов. Он привлекает стратегически мыслящих работников, желающих внести вклад в достижение целей организации, подключает их к решению проблем с учетом их личных интересов, помогает раскрыть способности, осуществляет широкий обмен информацией и мнениями. Это обеспечивает высокую активность, раскрытие способностей исполнителей, прежде всего в рамках коллективного творчества, повышает их удовлетворенность трудом.

Задание 5. Представьте себе что вы руководитель фирмы . К какому типу руководителя вы бы себя отнесли и почему?

Методы принятия решений можно разделить на 3 основных вида:

1. Интуиция. Интуитивное решение - выбор, сделанный только на основе ощущения, озарения.

2. Здравый смысл. Это выбор, основанный на уже имеющихся знаниях или в соответствии с накопленным опытом.

3. Рациональное решение- это решение, которое основывается на базе аналитического процесса и часто не зависит от предшествующего опыта.

Содержание процесса принятия управленческого решения

Основные понятия процесса принятия управленческого решения

Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

  • выработку и постановку цели;

  • изучение проблемы на основе получаемой информации;

  • выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

  • обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);

  • выбор и формулирование оптимального решения;

  • принятие решения;

  • конкретизацию решения для его исполнителей.

Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений

Поскольку принятие решений зависит как от личности ЛПР и его психологических особенностей, так и от объективных условий, в которых он находится, все факторы, влияющие на этот процесс, можно разделить на две большие группы - личностные (субъективные) и ситуационные (объективные).
1.Личностные факторы определяются своеобразием психических процессов, состояний и качеств ЛПР, влияющих на процесс принятия решений. Поэтому их можно представить в виде трех уровней, соответствующих традиционной психической структуре личности. К ним относятся психические процессы, психические состояния и психические свойства.
а).Психические процессы. Психические процессы обычно разделяют на ощущение, восприятие, память, мышление, представление, воображение и внимание.
б).Психическое состояние. В современной психологии под психическим состоянием понимается целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение некоторого полезного результата. Психические состояния очень изменчивы и мало подвластны человеку.

в).Психические свойства. присущие всем людям, и прежде всего, ограничения индивидуальных возможностей по хранению и переработке информации. Например, всегда ограничена скорость переработки информации человеком.

2.Ситуационные факторы. Принятие решений зависит не только от психологических особенностей ЛПР, но также от ситуационных факторов, т.е. конкретных обстоятельств, в которых принимается управленческое решение.

ЭТАПЫ И ПРОЦЕДУРЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Принятие решений происходит во времени, поэтому вводится понятие процесса принятия решений. Этот процесс состоит из последовательности этапов и процедур и направлен на разрешение проблемной ситуации.

Представление процесса принятия решений как логически упорядоченной совокупности неформальных и формальных процедур есть описание технологической схемы выполнения этого процесса. Такое описание позволяет структурно упорядочить процесс принятия решений и выбрать методы, на основе которых рационально проводится поиск и принятие наилучшего решения.

Текущий контроль.

1.Метод управления:

а).направленность;

б).совокупность управленческих приемов;

в).ориентация людей.

2.Экономические методы. Плановое ведение хозяйства:

а).конечный результат, свободное предпринимательство, портфель заказов, сбыт;

б).реализация, конечный результат, портфель заказов, свободное предпринимательство;

в).свободное предпринимательство, портфель заказов, конечный результат,

социологические методы.

3.Классификация социологических методов управления:

а).цели, методы, результаты;

б).методы, конечный результат, цели;

в).результаты, портфель заказов, методы.

4.Слухи - это:

а).информация передаваемая кем то;

б).информация передаваемая по неформальным каналам;

в).информация передаваемая неверно.

5.Самоменеджмент призван помочь:

а).найти общий язык с коллективом;

б).установить благоприятные условия труда;

в).поставить цель.

6.Улучшение условий труда - это:

а).нахождение подходящих ресурсов;

б).совокупность элементов произведенной среды;

в).подбор подходящего персонала.

7.Факторы условий труда. Установить соответствие

а).неблагоприятные; 1).Развитие личности;

б).благоприятные. 2).Порождающие преждевременное утомление и

усталость.

8.Что показывает анализ участия в управлении.

а).творческие отношения к труду;

б).дееспособность человека на предприятии;

в).одна часть работников управления занимается активно, а другая пассивно.

9.Ортобиоз - это:

а).естественное желание человека в продлении физической жизни тела при соблюдении

гигиены;

б).расслабление, снятие психологического напряжения;

в).расширение эмоциональных сил человека.

10.Релаксация - это:

а). расширение эмоциональных сил человека;

б).расслабление, снятие психологического напряжения;

в).естественное желание человека в продлении физической жизни тела при соблюдении

гигиены.

11.Что не относится к разновидностям управленческих решений:

а).по масштабам;

б).по характеру;

в).по периоду времени;

г). по качеству.

12.Каких типов моделей не бывает:

а). психологический;

б). математический;

в).физический.

13.Решение- это:

а). выбор стратегии;

б).выбор модели;

в).выбор более приемлемой альтернативы.

14.Незапрограммированные решения - это:

а). те, которые сопутствуют получению результатов;

б).это выбор который делает руководитель;

в).те, которые возникают вследствие новой необычной ситуации.

15.К признакам наличия проблем в организации не относятся:

а). низкая прибыль;

б).малый сбыт продукции;

в).низкая производительность;

г).малая вероятность получить прибыль.

16.Как проводятся совещания. Несколько правил поведения. Что не относится к этим

правилам?

а). выявление проблемной ситуации;

б).руководитель опрашивает каждого участника относительно обсуждаемых проблем;

в).определение целей и критериев оценки результатов.

17.Что позволяет предвидеть «прогнозирование»

а).последствия принимаемых решений;

б).способы достижения целей;

в).информационный цикл.

18.Перед тем как переходить к следующему этапу руководитель должен:

а). может перейти к следующему этапу без проблем;

б).не может перейти к следующему этапу;

в).беспристрастно определить суть ограничений и только потом выявлять

альтернативы.

19.Процесс управления - это:

а). это совокупность принимаемых действий;

б).это творческий процесс;

в).это совокупность отдельных видов деятельности.

20.Управленческие решения- это:

а).определение целей;

б).творческое и волевое воздействие субъекта управленческой деятельности;

в).разрешение возникших проблем.

21.Методы принятия решения можно разделить на три основных вида .

а).интуиция, классификация, рациональное решение;

б). рациональное решение, интуиция, процесс;

в). здравый смысл, рациональное решение, интуиция.

22.Факторы влияющие на процесс принятия решений.

а). личностные, интуитивные;

б). ситуационные, психологические;

в). личностные, ситуационные.

! Самостоятельная внеурочная работа. Составление кроссвордов по этой УЕ.

13


© 2010-2022