Задания для контрольной работы по дисциплине Менеджмент

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное бюджетное

учреждение среднего профессионального образования

«Воронежский юридический техникум»


Методические указания и контрольные задания

по дисциплине «Менеджмент»

для специальности

030912 «Право и организация социального обеспечения»

080118 «Страховое дело (по отраслям)»

среднего профессионального образования

Составил преподаватель менеджмента Васильева С.В.




2015 год

1. Введение

Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков в области современного менеджмента.

Дисциплина "Менеджмент" является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.

Основными задачами изучения дисциплины являются: усвоение знаний о системе эффективного управления организацией в рыночной экономике; о новой роли и месте менеджера в управлении персоналом; приобретение навыков анализа ситуации, выявления проблем, постановки целей и принятия решений.

В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организации (предприятия), но и методы управления ими, поэтому в результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

~ о характерных чертах современного менеджмента;

знать:

- цикл менеджмента;

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- формы делового и управленческого общения в коллективе;

уметь:

~ применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.

В ходе выполнения контрольной работы студент самостоятельно работает с учебными источниками и осмысливает материал, определяет собственную точку зрения. Автор контрольной работы должен продемонстрировать умение систематизировать материал в соответствии с логикой выбранной темы.

2. Требование к оформлению контрольной работы:

1. Объем контрольной работы должен составлять 20 - 24 страницы рукописного текста или 8-10 страниц компьютерного текста (формат А 4, шрифт -14, интервал - 1,5).

2. Работа предваряется планом, изложение каждого вопроса заканчивается выводом, работа завершается списком литературы.

3. Контрольная работа должна быть сдана в учебную часть в соответствии с графиком до начала сессии.

4. В случае неудовлетворительного выполнения работа должна быть переделана в установленные сроки.

5. Номер темы работы определяется последней цифрой индивидуального номера студента.

6. Практическое задание следует выполнять только после изучения теоретической стороны вопроса.

3. Примерное содержание учебной дисциплины и вопросы для самоконтроля.




1. Методологические основы менеджмента

Понятие менеджмента, его многозначность. Организация (предприятие) - основа менеджмента. Характерные черты и общие принципы построения организации. Цели и задачи менеджмента. Внутренние переменные элементы системы управления: цели, стратегии, структура, кадры, технология. Внешняя среда организации: состояние экономики, техническое развитие, политические изменения, поставщики, потребители, конкуренты, органы государственного управления.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие, сущность, значение, особенности менеджмента.

2. Определение организации. Формальные и неформальные организации.

3. Менеджер. Качества современного менеджера.

4. Внутренняя и внешняя среда организации.

2. Процесс и функции менеджмента

Управленческий цикл. Цели делового управления: экономические, количественные, качественные, инновационные. Основные функции менеджмента: прогнозирование и планирование, организация, мотивация, контроль. Выработка стратегии, ее реализация. Стратегическое и текущее планирование. Руководство. Стили руководства. Власть, виды власти. Лидерство.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как взаимосвязаны цели управления и средства их достижения?

2. Управленческих цикл - общие функции управления.

3. Что такое миссия организации?

4. Перечислить и пояснить этапы выбора стратегии.

5. В чем различия и руководство.

6. Что характеризует лидера?

3. Организация менеджмента

Специализация и разделения труда в аппарате управления. Организационные структуры, принципы их построения. Делегирование полномочий.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой организация в менеджменте?

2. Назовите принципы построения организаций.

3. Типовые схемы управления, их достоинства и недостатки.

4. Чем вызвана необходимость делегирования в организации задач

4. Информация, коммуникации и принятие решения

Информационные потоки, состав и виды информации. Деловые коммуникации. Управленческие решения, их виды. Этапы подготовки и принятия решений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Значение информации в работе менеджера.

2. Каким требованиям должна отвечать полезная информация?

3. Что представляет собой коммуникации и почему они необходимы организациям?

4. Охарактеризовать элементы процесса коммуникации.

5. Охарактеризовать основные виды управленческих решений.

6. Что называется процессом принятия решений и каковы его основные этапы?

5. Управление персоналом

Задачи управления персоналом. Принципы подбора и расстановки кадров. Формы и методы работы с кадрами. Самоменеджмент. Планирование карьеры. Оценка эффективности менеджмента.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит управление человеческими ресурсами?

2. Что входит в подбор кадров?

3. Какие факторы влияют на эффективность управления?

4. В чем суть оценки эффективности управления?

6. Деловое общение

Организационная культура. Система ценностей, вырабатываемых обществом и организациями. Деловое общение. Межличностные отношения. Руководитель и коллектив. Правила служебной этики. Конфликты, их типы, анализ, разрешение.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое культура организации?

2. Какие факторы влияют на культуру организации?

3. Перечислить основные правила этикета.

4. Основные принципы делового общения.

5. Конфликт, виды конфликтов, источники и стили разрешения конфликтов.

7. Этика менеджмента

Этика менеджмента - природа и сущность. Этика менеджмента как профессиональная этика. Место и роль этика в системе категорий и понятий менеджмента. Связь этики менеджмента с экономикой и психологией. Этика менеджера. Этика организации.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое этика менеджмента?

2. Каково место и роль этики менеджмента в системе категорий и понятий менеджмента?

3. В чем прослеживается связь этики менеджмента с экономикой и психологией?

4. Сущность этики менеджера и организации.

4. Варианты контрольных работ

Вариант 1

1. Организация (предприятие) - основа менеджмента.

2. Контроль.. Значение контроля на производстве.

3. Практическое задание

Один из ваших подчиненных заявил, что он не испытывает удовлетворения от своей работы, она ему не по душе, и просит поручить ему более интересное дело. Как вы отреагируете на подобное заявление подчиненного? Аргументируйте свой выбор.

1. Установлю, какая работа дала бы ему удовлетворение, и если есть возможность, как можно быстрее предоставлю ему такую возможность.

2. Думаю, что любой хотел бы иметь работу по душе, приносящую удовлетворение. Однако фирма не может предоставить такую возможность всем работникам. Поэтому постараюсь убедить работника, что многие сотрудники терпеливо трудятся на порученных им участках.

3. Объясню, что удовлетворенность работой определяется тем, как к ней относиться и как ее выполнять. Надо доказать, что и от выполняемой им работы можно получать большое удовлетворение, если видеть в ней творческое начало.

4. Другой вариант ответа.

Вариант 2

1. Организационная структура. Типы структур и их характеристика.

2. Руководство. Стили руководства.

3. Практическое задание

Стимулирование интереса к работе - очень важный фактор усиления трудовой мотивации. Выберите из приводимых ниже вариантов несколько наиболее эффективных, повышающих интерес к выполняемой работе (при этом особые случаи исключаются). Аргументируйте свой выбор.

1. Руководство должно подробно информировать коллектив о характере выполняемой им работы.

2. Время от времени следует менять поручаемую сотрудникам работу, чтобы она не надоедала.

3. Если нужно заставить людей выполнять работу, следует объединить хорошо понимающих друг друга сотрудников в одну группу.

4. Подробно, в деталях сотрудникам нужно объяснить характер работы, помочь им выполнить ее без срывов.

5. Работу, которую нужно выполнять, следует время от времени дополнять новыми задачами. Неплохо организовать соревнование за лучший результат.

6. Точно указать на недостаток и положительные моменты выполняемой сотрудниками работы.

7. Другой вариант.

Вариант 3

1. Внутренняя и внешняя среда организации.

2. Ценности делового человека.

3. Практическое занятие

В круг служебных обязанностей управляющего входит много вопросов, в частности исполнение указаний, исходящих от высших инстанций. Управляющий должен решить, как именно добиться успешной реализации этих указаний, как мобилизовать на это подчиненных и т. д. Однако вышестоящее руководство может не дать четких указаний, не определить конкретные задачи.

Как должен действовать управляющий в этих случаях? Какой вариант действий выбрать? Аргументируйте свой выбор.

1. Запросить необходимые указания у начальства.

2. Проанализировать обстановку, определить, что нужно сделать по собственной инициативе в интересах своей организации, и приступить к действиям по мобилизации персонала на решение выявленных задач.

3. Отсутствие четких указаний и постановки конкретных целей со стороны вышестоящей инстанции может объясняться тем, что там считают нецелесообразным и несвоевременным принимать поспешные решения. Поэтому принимать какие-либо практические действия лучше только после того, как поступят указания «сверху».

4. Другой вариант ответа.

Вариант 4

1. Основные зарубежные модели менеджмента.

2. Имидж менеджера.

3. Практическое задание

Проанализируйте на конкретной проблеме процесс принятия решения.

Вариант 5

1. Управленческие решения. Процесс принятия решения в организации.

2. Деловое общение.

3. Практическое задание

Определите вид коммуникации. Аргументируйте свой ответ:

1. Отчет вашей бухгалтерии, переданный в налоговую инспекцию.

2. Вылазка всем коллективом в воскресенье на лыжную базу.

3. Приказ руководителя о премировании сотрудников вашего отдела.

4. Деловой разговор руководителя вашего цеха по телефону с руководителем другого цеха.

5. Один рабочий дает профессиональный совет другому.

6. Секретарь пытается объяснить через оконное стекло своему начальнику, садящемуся в автомобиль, что он забыл папку с документами

Вариант 6

1. Миссия, цели и функции организации.

2. Информационное обеспечение управления.

3. Практическое задание

Определить, что может являться коммуникационным шумом в следующих ситуациях

Ситуация 1:

Вы ведете деловые переговоры с представителем болгарской фирмы. Иногда вы замечаете, что на ваши предложения он кивает головой. Во время беседы вы иногда ловите себя на мысли, что модненький речевой сорняк «как бы» часто вырывается наружу. Несмотря на все ваши старания желанный договор не заключен. Почему?

Ситуация 2:

Туманное утро. В Ливерпульском порту два катера пытаются разойтись, на задев друг друга. Сигнальщики на каждом из кораблей передают друг другу сообщения, усердно работая флажками. Но катера все-таки столкнулись. Почему?

Вариант 7

1. Власть. Виды власти.

2. Конфликт, сущность, источники, типы стили разрешения конфликтов.

3. Практическое задание

Определить все составляющие коммуникационного процесса, имеющего место в предложенной ситуации

Ситуация:

Вы входите в кабинет вашего руководителя с целью познакомить его со своим предложением по усовершенствованию производственного оборудования. Он продолжает рассматривать бумаги у себя на столе. Затем начинает складывать их в портфель и, глядя на часы, отчужденным голосом спрашивает: «Чем могу быть полезен?» Не дослушав вас до конца, со словами «Зайдите завтра» берется за дверную ручку.

Вариант 8

1. Сущность, функции и входы планирования.

2. Лидерство, его сущность и стили.

3. Практическое задание

При анализе работы гостиницы руководство рост текучести кадров. На ваш взгляд, в чем причина этого явления? Дайте рекомендации

Вариант 9

1. Управление персоналом в организации.

2. Коммуникация в системе управления.

3. Практическое задание

Вы работаете с недавнего времени директором большого туркомплекса. Проходя в свой кабинет, вы видите на площадке несколько оживленно беседующих сотрудников. Проходя через 30 минут, вы наблюдаете ту же картину. Как вы будете действовать?

Вариант 10

1. Сущность функции планирования.

2. Этика и менеджмент.

3. Практическое задание

Вы - кадровый менеджер, ждете собеседования с кандидатом на должность горничной. Составьте план вашей встречи с кандидатом и перечень вопросов для беседы.

5. Вопросы к экзамену по предмету.

1. Понятие менеджмента. Его значение в рыночной экономике.

2. Субъект и объект управления. Прямые и обратные связи, система управления, окружающая среда.

3. Организация (предприятия) - как основа менеджмента.

4. Жизненный цикл управления организации.

5. Типы организационных структур.

6. Внутренняя среда организации. Анализ внутренней среды.

7. Внешняя среда организации.

8. Законы управления производством. Принципы.

9. Общие функции управления производством, их связи и взаимосвязь.

10. Функция прогнозирования и планирования (сущность, цели, задачи,

11. способы, виды планирования).

12. Функции организации, координирования и регулирования.

13. Функции контроля.

14. Стратегическое и оперативное планирование. Виды деловых стратегий. Основные зарубежные школы бизнеса.

15. Принятие решений в организации.

16. Управление риском в организации.

17. Информационное обеспечение управлением.

18. Система методов управления и их классификация.

19. Коммуникации в системе управления.

20. Изменение в управлении. Сопротивление изменениям.

21. Делегирование полномочий.

22. Кадровая политика организации (управление человеческими ресурсами).

23. Основные характеристики подчиненных.

24. Проблемные работники. Решение проблем подчиненных.

25. Менеджер - профессия или призвание.

26. Понятие предпринимательства, бизнеса. Этика бизнеса.

27. Власть, руководство, лидерство.

28. Деловое общение.

29. Имидж менеджера. Имидж организации.

30. Финансовый менеджмент.

31. Стресс (источники, виды, профилактика).

32. Конфликт. Понятие, источники, типы, пути разрешения конфликтов.

33. Ценности делового общения.

34. Техника личной работы руководителя.

35. Самоменеджмент.

Список рекомендуемой литературы:

1. "Основы менеджмента" М. Мескон, М. Альберт и др., Москва, "Дело", 2000 г.

2. "Менеджмент" О. С. Виханский, А. И. Наумов, Москва, "Гардарики", 2001 г.

3. "Управление персоналом" Е. Егоршин, Москва, "Высшая школа",

2000 г.

4. " Основы управленческой деятельности" В. Г. Шипунов, Е. Н. Кишкель, Москва, "Высшая школа", 2000 г.

5. "Основы менеджмента" Д. Бодди, Р. Пэйтон, С.- Петербург, "Питер", 1999 г.

6. "Курс менеджмента" Э. А. Уткин, Москва, "Зерцало", 1998 г.

7. "Менеджмент" В.Е. Гребцова, Ростов-на-Дону, "Феникс", 2000 г.

8. "Основы менеджмента" О.Т. Лебедев, А. Р. Каньковская, С.- Петербург, Издательский Дом "МиМ", 1998 г.

9. "Управление персоналом предприятия" Е.В. Маслов, Москва - Новосибирск, "Инфра - М", 1998 г.

10. "Справочник менеджера" под ред. Уткина Э. А.., Москва, "ЭКМОС", 1998 г.

11. "Деловое администрирование" (гл. 5) А. П. Мельничук, Москва, "ЭКМОС", 1998 г.

12. "Деловая психология", А. В. Морозов, С. - Петербург, "Издательство Союз", 2000 г.

13. "Этика" Л. А. Попов, Москва, "Центр", 1998 г.

14. «Менеджмент» (конспект лекций) Колесник М., Москва, издательство «Приор», 2000 г.

15. «Основы менеджмента» (система дистанционного образования) Ильенкова, Москва, 1997 г.

16. «Имидж - путь к успеху» Лиллиан Браун, С - Петербург, 2001 г.

© 2010-2022