• Преподавателю
  • Другое
  • Публикация на тему: Творческие работы малой формы как средство формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся

Публикация на тему: Творческие работы малой формы как средство формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся

В данной статье описана роль творческих работ малой формы в формировании коммуникативно-речевой компетенции учащихся. В  работе приведены примеры текстов  и темы для сочинений. Размышляя над данной проблемой  я пришла к выводу, что одной из реальных возможностей усилить речевую направленность уроков русского языка является широкое и систематическое использование творческих работ малой формы, такие как изложение-миниатюра, сочинение-миниатюра.     Достаточно большое время следует уделять, во-перв...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческие работы малой формы как средство формирования коммуникативно-речевой компетенции учащихся.

Как часто от детей приходится слышать недовольное: «Опять сочинение!» и читать бесцветные и скучные работы учеников. Парадоксальность учебной ситуации заключается в том, что школьники для которых родной язык должен служить средством самореализации в устных и письменных высказываниях, скованны, неестественны в выражении душевных впечатлений, не чувствуют себя свободными в творческом проявлении своего «я». Одной из реальных возможностей усилить речевую направленность уроков русского языка является использование творческих работ малой формы, такие как изложение-миниатюра, сочинение-миниатюра.

Под изложением - миниатюрой понимается такой вид работы, в основе которого лежит воспроизведение исходного текста малого объема, малой формы. Для изложений-миниатюр в зависимости от класса подбираются тексты объемом от 35 до 110 слов; это могут быть тексты любого типа и стиля речи. Обычно на изложение малого объема отводится от 8 до 20 минут урока. Как и изложения полного объема, изложения-миниатюры могут быть подробными и сжатыми; полными, выборочными, с дополнительными заданиями различного характера.

Основное назначение изложений-миниатюр (как и изложение полного объема) - формирование коммуникативно-речевых умений. Например, мини-изложение используется для отработки умения определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок, выделять микротемы текста и составлять редактировать текст. Обычно учитель использует изложение для решения нескольких задач, хотя какая-то одна выступает на первый план.

1.Изложение-миниатюра может быть использовано на этапе рассредоточенной подготовки к предстоящему изложению полного объема.В этом случае в качестве исходного текста для изложения малой план, формы берется фрагмент из текста будущего изложения. Это может быть та микротема (или часть ее), понимание и воспроизведение которой может вызвать у детей затруднения со стороны структуры, языкового оформления. Это может быть та часть исходного текста, изобразительно-выразительные средства которой важны для передачи основной мысли текста, для реализации авторского замысла, а также для обогащения речи детей. Так, например, в 5-м классе за несколько уроков до написания изложения по Г.А.Скребицкому «Хитрый заяц» (Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Москва.Просвещение.2010г. с.28, упр.66), я использовала следующий фрагмент:

«Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?». Эта микротема вызывает у учащихся затруднения как при воспроизведении, так и при языковом оформлении текста. Выясняем значение слова «вырубка», «гоняют», «носятся», «гляжу», тем самым пополняя словарный запас. Разбираем постановку знаков препинания в предложениях, повторяя пунктуацию. Воспроизводим, сохраняя стиль повествования. При написании подробного изложения, эта микротема уже не вызывает затруднений при воспроизведении всего текста изложения.

2.В школьной практике часто используются изложения с различными дополнительными заданиями (лексическими, грамматическими, стилистическими и др.). В числе заданий особо следует выделить такие, при выполнении которых школьники учатся интерпретировать текст. В качестве примера текста, который может быть использован на начальном этапе обучения изложению малой формы с элементами интерпретации на уроках русского языка в 5 классе, приведем миниатюру А.Приставкина .

Муравей.

Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из ней капал сок и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.

По тропинке шел человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидал муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовнькое!»

И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше.

Текст сопровождался заданиями:

1.Напишите подробное изложение.

2.Выразите свое отношение к поступку человека.

Выражая свое отношение к поступку человека, учащиеся обращаются за доказательствами к исходному тексту, толкуют, интерпретируют его содержание.

3.Изложене-миниатюра может проводиться и на этапе подготовки к сочинению.

При знакомстве учащихся с новым жанром школьного сочинения используется текст-образец (на сходную тему того же жанра, типа речи, той же стилистической окраски). Роль образца может выполнять и изложение-миниатюра, работая над которым школьники усваивают, о чем и как следует писать в предстоящем сочинении. Особенно полезен этот вид работы в недостаточно подготовленных классах, так как изложение-миниатюра оказывает большое влияние на языковое оформление будущих сочинений, чем обычный анализ текста - образца. Я использовала миниатюру И.С.Соколова-Микитова в качестве текста-образца при подготовке к сочинению - описанию природы по личным впечатлениям.

Тропинка.

Через поляны, через душистый сосновый бор и веселые березовые перелески вьется лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут , разговаривают между собой деревья и меняются времена долгого года.

Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка.

После прочтения учащиеся определили тему, основную мысль и стилистическую принадлежность текста, выделили микротемы, составили план, написали изложение.

На дом учащиеся получили задание написать сочинение. Форма задания была такой: сегодня вы узнали о любимой тропинке И.С.Соколова-Микитова. А у вас есть любимая тропинка в лесу (в парке, саду, по дороге в школу)? Какие чудеса она раскрывает перед вами. Расскажите об этом в своем сочинении.

Сочинения разнообразны по видам, среди них выделяются и работы малой формы - миниатюры. Признаками созданного или создаваемого текста малой формы являются, во-первых, небольшой объем (0,5 школьной страницы на 7-10 минут работы в начале или конце урока), во-вторых, характер содержания: обычно это впечатление, быстрый отклик на что-то. Результатом творческой работы могут быть зарисовка, этюд, художественная миниатюра. Стимулом для создания текста могут стать впечатления от природы, музыки, картин, литературных произведений.

Один из приемов, полезных при организации сочинений малой формы -прием сотворчества, когда учитель предлагает поработать над созданием текста всем вместе. В этом случае пишется коллективное мини- сочинение, когда учитывается ход мысли ученика , придумавшего первое предложение, затем -ученика, который с учетом первого предложения составил последующее, и т. д При этом своевременно исправляются ошибки в оформлении мысли, тщательнее отбирается лексика, контролируется развитие темы и микротемы. Ценность - помогает школьнику найти форму самовыражения.

Заданий для коллективного сочинения можно придумать достаточно, например:

1.Под окнами школы растут деревья, они дотянулись до третьего этажа. А ведь эти деревья- ровесники школы. Пусть дети расскажут о деревьях, заглядывающих в окна класса.

2.А вот наступила весна. Появились первые почки. Заметили ли их дети? Пусть они расскажут о первых почках, первых проталинах и цветах.

Успешно проходит сочинение по началу. «Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом. И не узнаю улицы. Какое великолепие и спокойствие!..». Учащиеся описывают улицу зимой.

По мере приобретения учащимися опыта творческого самовыражения в разных высказываниях - текстах малой формы- учитель может привлекать все более сложный художественный материал, в том числе поэтический. Например: напишите сочинение-сказку о том, как приходит зима. Возможно, что в этом вам поможет стихотворение Е.Трутневой.

Осенью над лесом и болотом

Туча пролетела самолетом.

Пролетела туча низко-низко.

Прыгнула с нее парашютистка,

А за ней сейчас же и другая,

И уже летит за стаей стая.

Спрыгивают, спрыгивают стайки

На пустые нивы и лужайки,

На высокий берег у реки,

В темные лесные тайники...

И тогда в притихшие дома

Через окна глянула зима.

Таким образом, одной из реальных возможностей усилить речевую направленность уроков русского языка является широкое и систематическое использование творческих работ малой формы, такие как изложение-миниатюра, сочинение-миниатюра. Достаточно большое время следует уделять, во-первых, анализу готовых текстов и, во-вторых, тренировке в продуцировании собственных текстов.

Литература: Ф.А.Новожилова. Изложение-миниатюра на уроках русского языка. РЯШ №5 1994г. С. 10-16.

А.Д.Дейкина. Сочинение малой формы в школьном обучении русскому языку. РЯШ № 5 1994г.с.16-21;34.

Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.Русский язык.5класс:учебник для общеобразовательных учреждений.37-изд. Москва.Просвещение,2010г.

© 2010-2022