Открытый урок на тему: «Основные аппликатурные принципы игры на аккордеоне»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Открытый урок


на тему:


«Основные аппликатурные принципы игры на аккордеоне»


преподавателя по классу аккордеон


Ковалёвой С.В.




Локоть - 2014

Главным принципом наилучшей аппликатуры является та аппликатура, которая позволяет верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с ее смыслом.

Г. Нейгауз

На уроке используются элементы методики И.Алексеева «Методика преподавания на баяне», А. Мирека «Школа игры на аккордеоне». CD-диски в исполнении Е. Дербенко и Р. Бажилина.

Цель урока:

освоение основных принципов и методов аппликатуры на разных этапах обучения.

Задачи урока:

Обучающая: научить слышать музыкальное произведение. Прививать сознательное отношение к аппликатуре.

Подбор удобной и целесообразной аппликатуры помогает осуществлять художественные задачи. Основной аппликатурный принцип - художественная выразительность.

Развивающая: развивать внутренний слух, музыкальную память.

Воспитательная: прививать любовь к музыке посредством прекрасного инструмента аккордеона.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний и навыков.

Форма: индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные.

Оборудование: аккордеоны, стол, стулья, пульт, ноты, наглядные пособия, музыкальный центр.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Применение знаний и умений.

4. Обобщение занятий, подведение итогов.

Организационный момент

Приветствие. Оглашение темы урока: «Основные аппликатурные принципы игры на аккордеоне».

Актуализация опорных знаний.

Аппликатура (лат. - прикладываю, прижимаю) - способ переборки пальцев на музыкальном инструменте, расстановка, постановка пальцев. Аппликатура всецело зависит от произведения, в котором она указана. Она определяет интонацию и мельчайшие оттенки исполнения, необходимые для выразительности произведения.

Аппликатуру нужно выбирать в начальной стадии работы. Необходимо изучить редакционные и авторские указания. Но не следует слепо заучивать все то, что написано в нотах. Встречается неудачная и неудобная аппликатура, которую приходится переделывать. Важно помнить, что нельзя заучивать механически, без участия головы и слуха.

В своей педагогической практике я использую аппликатурные принципы: гибкость, изменчивость, вариантность аппликатуры, в связи с характером, стилем данного автора; принцип физического удобства аппликатуры для данной руки в связи с ее индивидуальными особенностями.

Упражнение №1. Урок начинаем с исполнения гаммы ля минор (т.к. Этюд в этой тональности).

Главное условие - работа над звуком, соблюдение динамических оттенков

р < F > р. Необходимо обращать внимание на сжим и разжим меха.

Упражнение №2. Далее учащаяся исполняет дуоли, триоли, квартоли с ударением в гамме до мажор. Следует соблюдать грамотное исполнение аппликатуры, плавную подмену пальцев с поворотом кисти, акцентирование мехом.

Упражнение №3.Ученица исполняет короткие и длинные арпеджио на легато и стаккато. Соблюдает точную аппликатуру. Особенно часто приходится сталкиваться с заменой «слабого» четвертого «сильным» третьим пальцем в арпеджио, что считается нарушением. Отрабатываются динамические оттенки, после упражнений проводится небольшая физическая разминка.

Применение знаний и умений.

Работа ведется по фразам и предложениям, затем по частям. Четко работает слуховой контроль.

1. В. Мотов. «Этюд №4» ля минор.

Учащаяся применяет подмену пальцев, гаммообразные ходы, опевание, скачки по звукам трезвучия. Отрабатывается аппликатурная гибкость.

Обратить внимание на то, чтобы рука по возможности находилась в естественном, собранном положении.

Преподаватель исполняет Этюд в том темпе, который указывает автор, акцентируя внимание на ошибки, допущенные учеником. Далее, ученица исполняет «Этюд», учитывая вышесказанные замечания.

2. Обработка В. Иванова русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени».

Учащаяся исполняет приемы репетиции, скачки октав, секст по звукам трезвучия. Добивается непрерывности развития музыкальной мысли, динамической нюансировки.

Отрабатывает вариации по фразам. Преподаватель наглядно исполняет произведение.

3. Е. Дербенко. «Интермеццо».

Ведется работа над интонацией, артикуляцией звука, тремоло мехом. Педагог наглядно показывает приемы тремоло мехом.

Слушаем запись (CD) в исполнении автора.

Обобщение занятия и подведение итогов.

Обобщить урок и подвести итоги.

Оценить работу учащегося и поставить оценку.

Домашнее задание:

В гамме необходимо обратить внимание на плавный переход при игре на легато квартолями, т.к. диапазон инструмента 2 октавы.

Этюд - ярче акцентирование. Приблизить темп к Allegro.

«Ах, вы сени, мои сени» - обратить внимание на пятый палец левой руки - сильнее опора. Рука - это аппарат, удивительный по своей природе. Во время исполнения она может быть помягче и покрепче.

Подключить слуховой контроль, иначе получается небрежный звук.

«Интермеццо» - поработать над артикуляцией звука. Прием игры мехом помогает организовать управление звуком. Штрихи приучают к качественной артикуляции.

Основные принципы аппликатуры на разных этапах обучения освоены. Аппликатура должна подчиняться задачам художественной выразительности - это важнейший и основной аппликатурный принцип.

Таким образом, учащейся внушается, что хорошая аппликатура - серьезная техническая работа. Умение найти ее приходит с опытом, а опыт накапливается в процессе сознательной работы.



© 2010-2022