- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа Факультативного курса учебного предмета профессионально-трудовое обучение швейное дело специальной (коррекционной школы-интерната VIII вида
Рабочая программа Факультативного курса учебного предмета профессионально-трудовое обучение швейное дело специальной (коррекционной школы-интерната VIII вида
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Носкова Н.Г. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультативного курса Профессионально-трудового обучения: «Швейное дело» для учащихся 7-8 классов на 2015-2016год |
Рабочая программа составлена на основе авторской программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, Авторов: Мирский С.А, Журавлёв Б.А, Иноземцев Л. С, Ковалёва Е.А, Васенков Г. В.Под редакцией В.В. Воронковой Москва, ВЛАДОС - 2011 года |
Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
« Г. Змеиногорска специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
НОСКОВА НАДЕЖДА ГРИГОРЬЕВНА. Учитель школы-интерната VIII вида Г. Змеиногорска
2015год
Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Г. Змеиногорска специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Рекомендовано:___________ Согласовано: ________ Утверждаю:____________
Заседанием М.О «____»_______________2015г Приказ от «___»______2015г
Учителей трудового обучения. Зам. директора по У.В.Р. №_____________
От «___»___________2015 г _________ Александрова С.А.
Руководитель М/О Директор:________
Юрченко Н. Н.
Принято:_________________ Демидов Игорь Иванович.
Педсовет «__»_______2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативного курса Профессионально трудового обучения: «Швейное дело» для 7-8 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, Авторов: Мирский С.А, Журавлёв Б.А, Иноземцев Л. С, Ковалёва Е.А, Васенков Г. В.
Под редакцией В.В. Воронковой Москва, ВЛАДОС - 2011 года.
НОСКОВА НАДЕЖДА ГРИГОРЬЕВНА
Учитель школы-интерната VIII вида Г. Змеиногорска
2015год
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Дополнительное образование, в виде факультативных занятий, в таком как наше коррекционном учреждении круглосуточного пребывания большей части детей имеет возможность выстраивать единое образовательное пространство, обеспечивающее связь между процессами обучения, воспитания, коррекции и развития.
Данная возможность способствует подготовке детей к самостоятельной жизни в обществе, их социализации, созданию адекватной среды жизнедеятельности, обеспечению условий для личностного, физического, психического и умственного развития школьников.
Каждый ребёнок в своём развитии направлен на формирование готовности освоения социального опыта и занятия данного курса призваны в этом ему содействовать.
Программа факультативного курса, «Деловые мастерицы», - по реконструкции и изготовлению швейных изделий, разработана для учащихся 5-9 классов, желающих заниматься швейным делом.
В программу включены вопросы предмета швейного дела по технике и технологии изготовления и ремонта, швейных изделий, конструированию и моделированию, материаловедению и машиноведению, что позволяет не только закреплению знаний, умений и навыков, получаемых на уроках, но и способствует их совершенствованию, расширению и систематизации. Это обеспечивает целенаправленность программы на подготовку детей к самостоятельной трудовой деятельности, формирование практических умений, рачительного и экономного хозяйствования в жизни и в быту.
Основными принципами создания программы являются практическая направленность, доступность содержания используемого теоретического и практического материала, посильность выполнения видов и объема, практических работ, связь теории с практикой, актуальность и заинтересованность учащихся.
Занятия по данному курсу воспитывают у школьников эстетический вкус, пробуждают фантазию, учат чувствовать и создавать прекрасное, конструировать и моделировать одежду для себя, помогает ощутить себя мастером и творцом своего дела, максимально использовать физические возможности и умственные способности.
К результативности работы факультативного курса следует отнести и самое важное, - развитие творческих способностей учащихся, их наблюдательности, памяти, логического и образного мышления, воображения. Многого стоит уже только желание ребёнка освоить технику ремонта, реставрации и изготовления новых швейных изделий для себя и своих друзей, достижения психологической готовности учащихся изготавливать изделия для себя и своей семьи.
Целесообразность факультативного курса «Деловые мастерицы» сводится к тому, чтобы пробудить в детях, в каждом ребёнке его творческое начало, учить увидеть, распознать, понимать и любить красоту и учиться творить её своими руками, своим трудом. Умные руки защита от скуки, но руки не рождаются умными, детские руки умнеют в труде и добреют их детские души, когда они видят результаты этого своего труда.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Истинное сокровище для человека - умение трудиться. Целенаправленный и педагогически обоснованный труд факультативных занятий содействует формированию трудовых умений и навыков, расширяет кругозор учащихся, создаёт благоприятные условия психофизического развития школьников, повышает успешность в обучении, укрепляет сознательную дисциплину. Основной задачей программы является освоение и расширение техники и технологии ремонта и пошива швейных изделий, обеспечение устойчивого положительного отношения к труду, на фоне развития творческих способностей и самостоятельности учащихся.
Цели программы:
- Обеспечить учащимся возможность закреплять и совершенствовать знания и практические умения, получаемые на уроках. - Способствовать развитию индивидуальных трудовых способностей каждого ребёнка и адаптировать их к индивидуальной трудовой деятельности. - Работать над осмыслением необходимости и своевременности выполнения, ремонтных работ швейных изделий для выполнения санитарно-гигиенических требований к одежде; - Расширять кругозор в направлении декоративно-прикладного искусства при выполнении техники и технологии ремонта и реставрации изделий; - Развивать творческие способности школьников при обучении изготовлению различных видов швейных изделий. - Нарабатывать умения работы с журналами, готовыми выкройками, чертежами и шаблонами. - Совершенствовать умение работы на специальной обмёточной машине и навыки работы на электрических швейных машинах. - Способствовать коррекции имеющихся у детей умственных и двигательных дефектов развития в процессе трудовой деятельности. - Содействовать формированию технических и технологических знаний, прививать навыки профессиональных приёмов труда. - Воспитывать аккуратность, любознательность, ответственность за выполняемую работу, доброжелательное взаимоотношение учащихся.
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение.
В жизни человека одежда играет большую роль. Она влияет на его самочувствие, настроение и работоспособность. Одежда защищает человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды, подчеркивает достоинства фигуры, или скрывает её недостатки. Поэтому к любой одежде предъявляются требования санитарно-гигиенические, эксплуатационные, эстетические. Хорошо, что в мастерской всё, что надо под рукой для выполнения ремонта, обновления вещей и изготовления новых швейных изделий с соблюдением всех предъявляемых требований. Для организации коррекционного обучения, воспитания и развития детей составлена данная программа факультативного курса. Тематическое планирование разработано с учётом интересов и возможностей учащихся. Допускается варьирование и замена отдельных тем, количества часов по темам в связи с возникающими потребностями в интересах детей. Для проведения занятий предусмотрено Учебнометодическое обеспечение: - образцы, рисунки, чертежи и модели выполняемых изделий; - образцы поэтапного изготовления и выполнения, наиболее сложных работ и изделий. - Словарные слова, новые используемые термины при выполнении работ;
- журналы мод, листы вкладыши с контурами деталей изделия, готовые выкройки, чертежи в масштабе, шаблоны, трафареты, чертежи выкройки; - инструкционные карты по выполнению работ; - инструкции по технике безопасной работы при выполнении швейных и утюжильных работ, учебная и техническая литература.
Для осуществления материально технического обеспечения:
Хлопчатобумажные ткани для изготовления изделий и других работ, - отделочные материалы, бумага для изготовления выкроек и чертежей, - фурнитура, материалы для выполнения ремонтных работ, швейные нитки. - Изделия для выполнения ремонта, обновления или реставрации. - Швейные машины универсальные с электроприводом; - Специальная обмёточная швейная машина 4х ниточная с электроприводом; - Измерительные инструменты и лекала; - Рабочие инструменты, принадлежности и приспособления для работ; - Утюжильные места, электроутюги с отпаривающим устройством, колодки.
Пояснительная записка.
В настоящее время на первый план деятельности школы выдвигается трудовое обучение и воспитание. Оно играет важную роль в трудовом становлении, нравственном формировании личности, в выработке осознанного отношения детей к учёбе, подготовке их к вступлению в самостоятельную жизнь.
Данная программа, по изготовлению швейных изделий, способствует развитию творческих способностей детей. Является средством расширения профессионального кругозора, способствует увлекательному заполнению досуга. Обогащает внутренний мир развитием способности воспринимать и чувствовать красоту в одежде. Создаются условия для воспитания у детей выдержки, терпения, усидчивости, сдержанности, проявления самостоятельности, выполнения самоконтроля, приучает к аккуратности, воспитывает культуру труда и ответственность за выполняемую работу.
Принципы организации и проведение занятий факультативного курс, являются средством расширения всестороннего развития учащихся, совершенствования их трудового обучения и эстетического воспитания. Изучение курса рекомендуется для учащихся 5-9 классов. В программу включен содержательный материал по ремонту, обновлению и изготовлению швейных изделий, учитываются все пожелания учащихся, их творческие способности и материальные возможности. Культ взаимопомощи, доброжелательности и взаимоподдержку помогает войти в положение каждого ребёнка, тем самым обеспечить каждому чувство внутренней комфортности, веру в свои силы и возможности направленные на развитие их творческой активности. Большое внимание уделено основам моделирования и конструирования одежды. Даются общие сведения о современных материалах - их структуре и физико-механических свойствах, влияющих на технологию изготовления изделий.
В основу программы положен принцип от простого материала к сложному, принцип доступности и посильности выполнения работ, что дает возможность развивать наблюдательность, память, мышление, воображение и желание сделать своими руками. При составлении программы соблюдены единые требования к терминологии, применяемой в производстве и относящейся к ремонту и изготовлению изделий.
Содержание факультативного курса технологии «швейное дело» 70час.год.2ч в нед.
№ темы
Наименование включенных тем.
Всего часов
I четверть
18 часов
1
Вводное занятие.
2
2
Машиноведение.
4
3
Виды одежды. Требования к одежде.
Общее представления о ремонте швейных изделий.
8
4
Виды ремонта деталей застёжки в женских и детских поясных изделиях.
6
IIчетверть
14 часов
5
Вводное занятие.
2
6
Особенности ремонта застёжки в среднем шве брюк, ремонт и замена «молнии» в брюках, в куртках.
4
7
Общие понятия о приёмах обработки нижнего среза изделия и рукавов в зависимости от цели назначения и вида ремонта
8
IIIчетверть
22 часа
8
Вводное занятие.
2
9
Изготовление изделия из ткани или переделка изделий.
20
IVчетверть
16 часов
10
Вводное занятие
4
11
Изготовление головных уборов кепи и других.
12
Календарно - тематическое планирование факультативных занятий.
тема
№
п.п.
Содержание темы.
колл.
часов
Дата
I
Первая четверть
18часов
Занятия по 2 часа каждый четверг.
1.
Тема
1-2.
Вводное занятие.
Планирование работы. Цели и задачи на год и на 1 четверть. Беседа по выбору изделий для ремонта, реставрации или изготовления изделий с каждым ребёнком для её подготовки к следующему занятию.
2 часа.
2
2.
Тема
3-4.
5-6.
Машиноведение.
Универсальные и специальная обмёточная швейные машины. Их назначение и применение для изготовления и выполнения ремонта изделий.
Инструктаж по технике безопасности.
Машинные швы и строчки, техника их выполнения.
4 часа.
2
2
3.
Тема
7-8.
9-10.
11-12
Виды одежды. Требования к одежде.
Общее представление о ремонте швейных изделий.
Виды ремонта и техника его выполнения. Изготовление вешалки и пришивание пуговиц.
Ремонт одежды по распоровшемуся шву.
Ремонт одежды в месте разрыва ткани.
Виды заплат. Ремонт одежды наложением заплаты. Подготовка изделия и подбор необходимых материалов для выполнения работ.
8 часов.
2
2
2
4.
Тема
13-14
15-16
17-18
Виды ремонта деталей застёжки в женских и детских поясных изделиях.
Ремонт застёжки в юбках с заменой тесьмы - молнии на новую тесьму-молнию или другой вид застёжки.
Техника пришивания крючков, петель, кнопок.
Техника изготовления петель из ниток для крючков и пуговиц. Определение её длины.
Техника выполнения обметных петель.
Особенности разметки длины петли для плоской и шарообразной пуговицы.
6 часов
2
2
2
II
Вторая четверть.
14часов
5.
Тема
1-2
Вводное занятие. План и задачи на 2 четверть. Беседа по выбору ткани и фасона изделия для самостоятельного изготовления.
2 часа
2
6.
Тема
3-4
5-6
Особенности ремонта застёжки в среднем шве брюк, ремонт и замена «молнии» в брюках, в куртках.
Выполнение замены тесьмы - молнии.
Замена тесьмы «молнии» на пуговицы, липкую ленту.
Правила разметки выметной петли.
Выметывание петли на имеющихся в мастерской вариантах универсальных машин на брюках и куртке.
4 часа
2
2
7
Тема
7-8
9-10
11-12
13-14
Общие понятия о приёмах обработки нижнего среза изделия и рукавов в зависимости от цели, назначения и вида ремонта.
Реконструкция изделий с вынужденным частичным перекроем - ремонт отрепавшегося низа, прожёг, пятно.
Изменение длины брюк с учётом фигуры человека.
Изменение ширины и длины рукава с притачиванием или удалением манжеты.
Изменение размера и фасона рукавов.
Виды и способы изменения обработки нижнего среза юбок. Виды обработки нижнего среза брюк, шорт.
Особенности влажнотепловой обработки изделий в зависимости от состава волокон ткани, из которой изготовлено изделие.
8 часов
2
2
2
2
III.
Третья четверть.
22 часа
8.
Тема
1-2
Вводное занятие.
Анализ работы за первую четверть.
Подведение итогов работы за 2 четверть и план работы на 3 четверть.
Изделия: Изготовление штор для дома, подушек, покрывала. Поделки из лоскута.
Платье - туника, блузка из х./б ткани, топики, фартуки.
2ч.
9.
Тема
3-4
Изготовление изделия из ткани или переделка изделий.
Задача для каждого: Чтобы результаты вашей работы были достойны похвалы - надо просто постараться - и у вас обязательно всё получится хорошо или даже отлично
На каком, этапе выполнения изготовления находится ваше изделие. Анализ качества выполненной предыдущей операции и план предстоящей работы. Требования к следующей операции, которую предстоит выполнить.
20
2
5-6
Общие сведения о возможностях увеличения или уменьшения ширины различных видов изделий.
Способы уменьшения или увеличения ширины брюк по нижнему срезу, по линии колена и линии бёдер.
2
7-8
Увеличение или уменьшение объёма брюк, юбок в поясе с обработкой кармана, использование вытачек складок или подрезов, вставлением тесьмы или замков. Корректировка высоты сиденья.
2
9-10
Технология изготовления швейных плечевых изделий на основе выкройки сорочки. Поэтапное изготовление швейных изделий.
1 этап: Выбор фасона, ткани и вида отделки.
Окантовочный шов, разновидности способов его выполнения для обмена образцами и обеспечения доброжелательности взаимоотношений.
2
11-12
2 этап: Снятие и запись мерок.
Конструирование и моделирование деталей одежды. Использование своей выкройки.
2
13-14
3 этап: Построение чертежей и подготовка деталей выкройки к раскрою.
Моделирование фасонов изделия на одной основе. Изготовление для вашего изделия (оборки, пояса, карманы, обтачки).
Расчёт расхода ткани на изделие с учётом её ширины.
2
15-16
4 этап: Подготовка ткани к раскрою.
5 этап: Раскладка деталей выкройки изделия на ткани и раскрой изделия с учётом экономного расходования ткани. Техника безопасности при раскраивании.
Проверка наличия комплектности деталей и отделочных материалов для поделок.
Требования, предъявляемые к подготовке деталей кроя изделия к обработке для изготовления вашего изделия.
2
17-18
19-20
21-22.
6 этап: Пошив изделия по плану.
1). Подготовка изделия к первой примерке.
2). Пошив изделия после первой примерки.
3). Вторая примерка (по необходимости).
4). Пошив изделия после второй примерки.
5). Окончательная отделка, чистка
и влажнотепловая обработка изделия.
2
2
2
IV.
Четвёртая четверть.
16часов
10
11
Тема
1-2
3-4
Тема
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16.
Вводное занятие.
Анализ работы за 3 четверть. Итоги подготовки и проведения выставки.
Головной убор для изготовления и его детали кроя
из ткани, уже использованной вами для изготовления летних изделий. Сходства и отличия деталей кроя
Расчёты построения чертежа деталей на свой размер и фасон.
Планирование этапов и пошив головного убора в групповой беседе с уточнением каждым по фасону своей модели: козырёк, околыш, карман, поля, хлястики, паты и др.
Технические и технологические требования к соединению клиньев головки и подкладки кепи.
Окончательная обработка и отделка изделий.
Анализ качества и демонстрация полученных вариантов.
Проанализируй фасоны, у которого больше += лучший?
Итоги работы, цели и задачи на следующую победу себя.
4 часа
2
2
12часов
2
2
2
2
2
2
Итого:
70 час.
Cписок учащихся.
-
Жабина Вика - староста группы.
-
Никулина Оля - ответственная за мастерскую.
-
Мусинова Оля
-
Забелина Катя.
-
Сандакова Оксана - инструментальщик.
-
Карасёва Саша
-
Кремнёва Наташа
-
Филимонова Катя
-
Мусинова Настя
Дежурство
1.Жабина Вика
2.Никулина Оля
3.Мусинова Оля
4.Забелина Катя
5. Сандакова Оксана
6.Карасёва Саша
7.Кремнева Наташа
8.Филимонова Катя.
9.Мусинова Настя.
Cписок учащихся.
-
Жабина Вика - староста группы.
-
Никулина Оля - ответственная за мастерскую.
-
Мусинова Оля
-
Забелина Катя.
-
Сандакова Оксана - инструментальщик.
-
Карасёва Саша
-
Кремнёва Наташа
-
Филимонова Катя
-
Мусинова Настя
Дежурство
1.Жабина Вика
2.Никулина Оля
3.Мусинова Оля
4.Забелина Катя
5. Сандакова Оксана
6.Карасёва Саша
7.Кремнева Наташа
8.Филимонова Катя.
9.Мусинова Настя.
Содержание
№ п/п.
Оглавление
№ Стр.
Титульный лист
1-2
Актуальность.
3
Цели и задачи.
3
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение.
4
Пояснительная записка.
5
Содержание факультативного курса технологии «швейное дело»
5
Учебно-тематический план
6-8
8 .
Список учащихся для дежурства
9-10
9 .
Содержание
11