- Преподавателю
- Другое
- Методический доклад на тему Гордость земли Курской. Творчество Г. В. Свиридова
Методический доклад на тему Гордость земли Курской. Творчество Г. В. Свиридова
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Комашко С.Д. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МКОУ ДОД «Дмитриевская детская школа искусств им. А.М.Любимова»
2015 г.
Георгий Васильевич Свиридов - один из самых замечательных композиторов второй половины XX века, и утверждать это позволяет, прежде всего, необыкновенное духовное богатство и содержательность его музыки. В ней наиболее глубоко отразились исторические события. Попавшие в поле художественного зрения композитора, с отчётливой полнотой воплотились мысли и чувства наших современников.
Большое искусство всегда было остро социально. Гомер и Толстой, Бальзак и Достоевский, Диккенс и Гейне чутко отражали биение общественного пульса своего времени. Творчество Свиридова это почти всегда по сути своей проповедь или агитация. Недаром он создал самое значительное в мировой музыкальной литературе произведение на стихи Маяковского - «Патетическую ораторию». И даже тогда, когда композитор передаёт, казалось бы, личные чувства и мысли, он и тогда очень ярко учит - чистоте души и ума, активному добру.
Мудрость и ясность Пушкина, весенний романтизм Блока, интеллектуализм Пастернака, социальная конфликтность Есенина, простое благородство Бернса, народная песня и духовный стих - всё это привлекает Свиридова к союзу с музыкой, чтобы воспитывать душу человека на самом великом. Вся музыка Свиридова - искусство добрых начал. Среди его произведений нет ни одного, где специально изображалось бы зло. И хотя есть и горькие и скорбные, и трагические моменты и драматизм и накал и отчаяние, но нет истошно вопящей одинокой души. В творчестве Свиридова мы слышим страстный порыв к добру, всё то новое, что привнёс он в музыку нашего времени!
В декабре этого года вся музыкальная общественность нашей страны отмечает 100-летие со дня рождения этого выдающегося композитора современности:
«Я хочу, чтобы вся моя музыка была проста и доступна,
Но говорила о вещах сложных и серьёзных»
Свиридов раскрылся во всей оригинальности своего дара главным образом как автор вокальной музыки - романсов, хоров, ораторий.
Не потому ли так велико пристрастие этого композитора к вокальным жанрам, что свои детские годы он провёл в знаменитом Курском песенном краю. Сначала в маленьком городке Курской губернии Фатеже, затем в Курске, куда семья переехала после гибели отца, убитого деникинцами.
Постепенно возникает осознанный интерес к музыкальным занятиям, и будущий музыкант начинает играть в оркестре народных инструментов, состоящем из любителей, а затем поступает в музыкальную школу в класс фортепиано. Нелегко было ему 14-летнему, начинать музыкальное образование, но влечение к музыке было столь велико, что в 1932 году юноша, не имея никаких средств, едет в Ленинград, где обучается в центральном музыкальном техникуме. И хотя жилось ему не легко, он стоически переносил все невзгоды, и упорно учился музыке, которая к тому времени стала его призванием. Здесь им было создано не мало сочинений, многие исполнялись тогда же в малом зале Ленинградской консерватории и снискали автору значительную известность. Среди них выделяется вокальный цикл на стихи Пушкина (1935 г.), отдельные песни из которого, такие как «Роняет лес», «Подъезжая под Ижоры», «Зимняя дорога» и сейчас очень часто исполняются нашими певцами. Успех этого цикла вдохновил молодого композитора на создание нового цикла, в этот раз стихи Лермонтова послужили ему поэтической основой. С тех пор Свиридов часто обращается к жанру вокального цикла, используя для этого стихи Шекспира, Есенина, Бернса, Исаакяна. В этих произведениях воспел он красоту человеческой души, глубину её чувственности и отразил в своей музыке значительность философских мыслей. Завидная и редкая судьба: на четвёртом году обучения композитор создаёт яркие значительные сочинения, которые не только завоёвывают ему почётную известность, но и продолжают жить в последующие десятилетия, пленяя свежестью и новизной, воспринимаются как высокие художественные творения. Уже потом, занимаясь в Ленинградской консерватории (с 1936 года) он становится автором более крупных сочинений: концерта для фортепиано с оркестром, 2-х сонат - фортепианной и скрипичной.
Окончание консерватории совпало с началом войны (1941 г.).
После недолгого пребывания в военном училище Свиридов был демобилизован (из-за слабого зрения) и некоторое время жил в Новосибирске, куда были эвакуированы Ленинградская филармония и некоторые театры. Одной из самых интересных работ этого времени оказалась вокальная «Сюита» на слова Шекспира.
В конце 40-х годов Свиридов впервые обращается к миру поэтических образов классика армянской поэзии Исаакяна, на стихи которого вскоре создаёт одно из лучших своих произведений - поэму для тенора и баса с фортепиано - «Страна отцов». Этот вокальный цикл знаменует собой период зрелости, возмужания, замечательного таланта. И последующее творчество Свиридова - свидетельство тому. Он создаёт одно за другим произведения столь яркие и самобытные, что каждое их них становится событием в нашей культурной жизни.
Поэтической основой большинства сочинений становятся стихи русских поэтов: Сергея Есенина, Александра Блока, А.С. Пушкина и поэтов - декабристов.
В 1955 году Свиридов создаёт одно из лучших своих сочинений - «Поэму памяти С. Есенина». «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки». Так композитор определил суть своего творческого замысла и отношение к одному из лучших поэтов России. Поэма «Памяти Есенина» - это первая его монументальная оратория.
Однажды в ноябре 1955 г. композитор в гостях у друзей целый вечер слушал стихи Сергея Есенина. Вернувшись, домой, под сильным впечатлением, он долго не мог заснуть. В голове рождалась музыка. Пятнадцать часов, как вспоминал потом Свиридов, он не вставал из-за рояля. Так была написана ключевая часть поэмы «Я последний поэт деревни». Всё остальное возникло за две недели. Небывалая быстрота сочинения говорит о вдохновении и горячем творческом подъёме.
В этом сочинении Свиридов нашёл действительно своего самого близкого ему по духу поэта, как и он, болевшего всем сердцем за судьбы родной земли.
Сам Есенин стал главным героем произведения. Его судьба - стержнем трагедии. Первые две части поэмы воссоздают образ Родины, увиденной глазами поэта и воспетой композитором. Тихие звуки арфы и звон челесты напоминают отдалённый звон колокола, звучит задумчивая мелодия со стонущими подголосками. Это лирический русский пейзаж с избами, с черёмухой, сенокосом и дальним монастырём. Сочетание простора со щемящей грустью и болью за свою бедную крестьянскую Русь. Образ драматизируется, становится всё более горестным. Боль и тоска выражены в музыке с широтой и размахом. Это уже песня, поднятая до трагического выражения. А в конце затихает драматическое звучание. Облик любимой Родины снова становится в памяти светлым, поэтически сказочным, манящим.
Совсем иная картина Руси во второй части поэмы «Поёт зима». Здесь возникают другие образы русской, родной природы. Грандиозные, могучие, богатырские. Словно разверзлись недра земли и вырвались из них наружу неведомые вихри.
Что это? Только ли картина бушующей метели или преддверие тех мощных бурь, которые вскоре потрясут русскую землю. Не случайно в ауканье зимы призывные интонации. А весеннее просветление в конце этой части? Пленительный, прекрасный образ весны, словно расцветающий в отзвуках угомонившегося вихря, говорит о счастливом завершении грядущей грозной бури.
«Русская тройка» - один из прекрасных - поэтических образов нашего искусства. В XIX веке её запечатлели и народные певцы, и великие поэты, и композиторы классики. И советские музыканты воскрешают в своей музыке образы, русской старины, нередко обращённые к картине безудержно - летящей тройки - своего рода символу устремлённой вперёд России. Такой воспел птицу-тройку Гоголь. А у Свиридова «Тройка Пушкинская» из иллюстрации к повести «Метель». И невольно вспомнишь:
«Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика
То разгулье удалое
То сердечная тоска»
Неприхотливая узорчатая русская мелодия начинается из далека, постепенно набирает силу, близится постёгиваемым ритмом скачка. А потом со всей своей удалью, лихостью, щелканьем кнута проносится мимо и скрывается в дали.
К постижению вершины пушкинского творчества Свиридов приближался всю жизнь - и не в одиночку, но в русле поисков путей к Пушкину, которые на разных этапах по-разному велись в нашей культуре. Композитор впервые обратился к творчеству Пушкина в годы, предшествовавшие 100 летнему юбилею со дня смерти поэта, когда он вновь обрёл подобающее ему звание, после долгих лет сбрасывания его с «корабля современности». Возвращение Пушкину места первого русского поэта было прямо связано с преодолением разрушительных негативных тенденций в советской культуре и решительным поворотом её к классическому идеалу. В те годы и несколько позднее классически совершенные стихи Пушкина привлекли великих советских композиторов Мясковского, Прокофьева, Шапорина, Шостаковича и других.
Пушкинские романсы Свиридова на многие годы станут эталоном его стиля, по которому будут проверяться все его последующие сочинения.
Кантата Свиридова «Курские песни» для хора и оркестра - произведение, в каждой части которого использована одна из песен родной для композитора Курской области. Песни эти старинные, очень оригинальные. Счастливая судьба ожидала «Курские песни» с первого дня их появления перед слушателями. Любая аудитория принимает их горячо и восторженно, как явление увлекательное и близкое, своё.
Начинает первый номер «Зелёный дубок» характерный для Свиридова тихо тянущийся аккомпанемент струнных и хрустальный звон челесты. На этом фоне звучит задумчивый, целомудренный напев хора альтов. Песня исполняется от лица девушки, в сердце которой впервые проснулась любовь.
Во второй песне - коротком, радостном хоре «Ты воспой жавороночек» звучит дружное славление весны. На этой песне лежит отпечаток глубокой древности. Композитор находит музыкальные краски, вызывающие ощущение ослепительного света, льющегося с небес. Незамысловатая песенная мелодия, исполняемая большим хором, отличается характерным перебоем на середине слова, которое потом подхватывается на более высоком уровне, чтобы завершиться радостью, широко, задорно, с весёлым размахом.
Как мы уже видели на примере «Курских песен» в зрелые годы композитор достигает той высокой творческой мудрости, которая позволяет простейшими красками, скупыми штрихами запечатлеть образы большой глубины и содержания. Он создаёт музыку вызывающую и строгую, музыку духовной красоты и нравственных идеалов, продолжая в этом смысле одну из самых древних и исконных традиций национального искусства.
Слушая его симфонический маленький Триптих, невольно вспоминаешь о русской старине, о возвышенной гармоничности старинных архитектурных ансамблей, о живописи Андрея Рублёва, о задумчивой прелести русских полей и лесов, о тихом течении светлых полноводных рек.
Свиридов стремился развивать богатейшие традиции древнерусской художественной культуры, в частности русского духовного хорового пения без сопровождения. Он умеет удивительно глубоко вникнуть в самую суть этого возвышенного искусства пения акапелла.
Для трагедии А.К.Толстого «Царь Фёдор Иванович» он написал три хора, звучание которых помогает не только воссоздать атмосферу подлинной Руси XVI века, но и определить своего рода нравственный эталон, по которому измеряется жизнь и поступки героев драмы. Таков чистый прозрачный хор «Любовь святая» на слова народные.
К числу самых знаменитых сочинений композитора принадлежит «Патетическая оратория» на слова Маяковского. В грандиозном музыкальном Свиридов обращается к теме: поэт и революция. Создавая монументальные образы - символы, впервые в истории найдя оригинальные вокальные воплощения в трудной для музыки поэзии Маяковского. Когда-то ещё Александр Блок сказал о музыке революции и её грозовом вихре, поющем о великом. Именно такова музыка Свиридова в патетической оратории. Музыка, воспроизводящая великий вихрь, революционный героизм народа - созидателя, а в филиале создающая образ выстоявшей и победившей родной земли, над которой воссияло солнце поэзии и свободы. И воспитание будущего счастья Родины, перерастает в мощный гимн искусству, назначение поэта: «Светить, подобно солнцу».
Творческая деятельность композитора продолжалась более пяти десятилетий. Свиридов умер в канун Рождественского сочельника в 1998 году.