Методический доклад на тему Гордость земли Курской. Творчество Г. В. Свиридова

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МКОУ ДОД «Дмитриевская детская школа искусств им. А.М.Любимова»






Методический доклад на тему Гордость земли Курской. Творчество Г.В.Свиридова



Методический доклад на тему Гордость земли Курской. Творчество Г.В.Свиридова




Методический доклад на тему Гордость земли Курской. Творчество Г.В.Свиридова

2015 г.

Георгий Васильевич Свиридов - один из самых замечательных композиторов второй половины XX века, и утверждать это позволяет, прежде всего, необыкновенное духовное богатство и содержательность его музыки. В ней наиболее глубоко отразились исторические события. Попавшие в поле художественного зрения композитора, с отчётливой полнотой воплотились мысли и чувства наших современников.

Большое искусство всегда было остро социально. Гомер и Толстой, Бальзак и Достоевский, Диккенс и Гейне чутко отражали биение общественного пульса своего времени. Творчество Свиридова это почти всегда по сути своей проповедь или агитация. Недаром он создал самое значительное в мировой музыкальной литературе произведение на стихи Маяковского - «Патетическую ораторию». И даже тогда, когда композитор передаёт, казалось бы, личные чувства и мысли, он и тогда очень ярко учит - чистоте души и ума, активному добру.

Мудрость и ясность Пушкина, весенний романтизм Блока, интеллектуализм Пастернака, социальная конфликтность Есенина, простое благородство Бернса, народная песня и духовный стих - всё это привлекает Свиридова к союзу с музыкой, чтобы воспитывать душу человека на самом великом. Вся музыка Свиридова - искусство добрых начал. Среди его произведений нет ни одного, где специально изображалось бы зло. И хотя есть и горькие и скорбные, и трагические моменты и драматизм и накал и отчаяние, но нет истошно вопящей одинокой души. В творчестве Свиридова мы слышим страстный порыв к добру, всё то новое, что привнёс он в музыку нашего времени!

В декабре этого года вся музыкальная общественность нашей страны отмечает 100-летие со дня рождения этого выдающегося композитора современности:

«Я хочу, чтобы вся моя музыка была проста и доступна,

Но говорила о вещах сложных и серьёзных»

Свиридов раскрылся во всей оригинальности своего дара главным образом как автор вокальной музыки - романсов, хоров, ораторий.

Не потому ли так велико пристрастие этого композитора к вокальным жанрам, что свои детские годы он провёл в знаменитом Курском песенном краю. Сначала в маленьком городке Курской губернии Фатеже, затем в Курске, куда семья переехала после гибели отца, убитого деникинцами.

Постепенно возникает осознанный интерес к музыкальным занятиям, и будущий музыкант начинает играть в оркестре народных инструментов, состоящем из любителей, а затем поступает в музыкальную школу в класс фортепиано. Нелегко было ему 14-летнему, начинать музыкальное образование, но влечение к музыке было столь велико, что в 1932 году юноша, не имея никаких средств, едет в Ленинград, где обучается в центральном музыкальном техникуме. И хотя жилось ему не легко, он стоически переносил все невзгоды, и упорно учился музыке, которая к тому времени стала его призванием. Здесь им было создано не мало сочинений, многие исполнялись тогда же в малом зале Ленинградской консерватории и снискали автору значительную известность. Среди них выделяется вокальный цикл на стихи Пушкина (1935 г.), отдельные песни из которого, такие как «Роняет лес», «Подъезжая под Ижоры», «Зимняя дорога» и сейчас очень часто исполняются нашими певцами. Успех этого цикла вдохновил молодого композитора на создание нового цикла, в этот раз стихи Лермонтова послужили ему поэтической основой. С тех пор Свиридов часто обращается к жанру вокального цикла, используя для этого стихи Шекспира, Есенина, Бернса, Исаакяна. В этих произведениях воспел он красоту человеческой души, глубину её чувственности и отразил в своей музыке значительность философских мыслей. Завидная и редкая судьба: на четвёртом году обучения композитор создаёт яркие значительные сочинения, которые не только завоёвывают ему почётную известность, но и продолжают жить в последующие десятилетия, пленяя свежестью и новизной, воспринимаются как высокие художественные творения. Уже потом, занимаясь в Ленинградской консерватории (с 1936 года) он становится автором более крупных сочинений: концерта для фортепиано с оркестром, 2-х сонат - фортепианной и скрипичной.

Окончание консерватории совпало с началом войны (1941 г.).

После недолгого пребывания в военном училище Свиридов был демобилизован (из-за слабого зрения) и некоторое время жил в Новосибирске, куда были эвакуированы Ленинградская филармония и некоторые театры. Одной из самых интересных работ этого времени оказалась вокальная «Сюита» на слова Шекспира.

В конце 40-х годов Свиридов впервые обращается к миру поэтических образов классика армянской поэзии Исаакяна, на стихи которого вскоре создаёт одно из лучших своих произведений - поэму для тенора и баса с фортепиано - «Страна отцов». Этот вокальный цикл знаменует собой период зрелости, возмужания, замечательного таланта. И последующее творчество Свиридова - свидетельство тому. Он создаёт одно за другим произведения столь яркие и самобытные, что каждое их них становится событием в нашей культурной жизни.

Поэтической основой большинства сочинений становятся стихи русских поэтов: Сергея Есенина, Александра Блока, А.С. Пушкина и поэтов - декабристов.

В 1955 году Свиридов создаёт одно из лучших своих сочинений - «Поэму памяти С. Есенина». «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки». Так композитор определил суть своего творческого замысла и отношение к одному из лучших поэтов России. Поэма «Памяти Есенина» - это первая его монументальная оратория.

Однажды в ноябре 1955 г. композитор в гостях у друзей целый вечер слушал стихи Сергея Есенина. Вернувшись, домой, под сильным впечатлением, он долго не мог заснуть. В голове рождалась музыка. Пятнадцать часов, как вспоминал потом Свиридов, он не вставал из-за рояля. Так была написана ключевая часть поэмы «Я последний поэт деревни». Всё остальное возникло за две недели. Небывалая быстрота сочинения говорит о вдохновении и горячем творческом подъёме.

В этом сочинении Свиридов нашёл действительно своего самого близкого ему по духу поэта, как и он, болевшего всем сердцем за судьбы родной земли.

Сам Есенин стал главным героем произведения. Его судьба - стержнем трагедии. Первые две части поэмы воссоздают образ Родины, увиденной глазами поэта и воспетой композитором. Тихие звуки арфы и звон челесты напоминают отдалённый звон колокола, звучит задумчивая мелодия со стонущими подголосками. Это лирический русский пейзаж с избами, с черёмухой, сенокосом и дальним монастырём. Сочетание простора со щемящей грустью и болью за свою бедную крестьянскую Русь. Образ драматизируется, становится всё более горестным. Боль и тоска выражены в музыке с широтой и размахом. Это уже песня, поднятая до трагического выражения. А в конце затихает драматическое звучание. Облик любимой Родины снова становится в памяти светлым, поэтически сказочным, манящим.

Совсем иная картина Руси во второй части поэмы «Поёт зима». Здесь возникают другие образы русской, родной природы. Грандиозные, могучие, богатырские. Словно разверзлись недра земли и вырвались из них наружу неведомые вихри.

Что это? Только ли картина бушующей метели или преддверие тех мощных бурь, которые вскоре потрясут русскую землю. Не случайно в ауканье зимы призывные интонации. А весеннее просветление в конце этой части? Пленительный, прекрасный образ весны, словно расцветающий в отзвуках угомонившегося вихря, говорит о счастливом завершении грядущей грозной бури.

«Русская тройка» - один из прекрасных - поэтических образов нашего искусства. В XIX веке её запечатлели и народные певцы, и великие поэты, и композиторы классики. И советские музыканты воскрешают в своей музыке образы, русской старины, нередко обращённые к картине безудержно - летящей тройки - своего рода символу устремлённой вперёд России. Такой воспел птицу-тройку Гоголь. А у Свиридова «Тройка Пушкинская» из иллюстрации к повести «Метель». И невольно вспомнишь:

«Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика

То разгулье удалое

То сердечная тоска»

Неприхотливая узорчатая русская мелодия начинается из далека, постепенно набирает силу, близится постёгиваемым ритмом скачка. А потом со всей своей удалью, лихостью, щелканьем кнута проносится мимо и скрывается в дали.

К постижению вершины пушкинского творчества Свиридов приближался всю жизнь - и не в одиночку, но в русле поисков путей к Пушкину, которые на разных этапах по-разному велись в нашей культуре. Композитор впервые обратился к творчеству Пушкина в годы, предшествовавшие 100 летнему юбилею со дня смерти поэта, когда он вновь обрёл подобающее ему звание, после долгих лет сбрасывания его с «корабля современности». Возвращение Пушкину места первого русского поэта было прямо связано с преодолением разрушительных негативных тенденций в советской культуре и решительным поворотом её к классическому идеалу. В те годы и несколько позднее классически совершенные стихи Пушкина привлекли великих советских композиторов Мясковского, Прокофьева, Шапорина, Шостаковича и других.

Пушкинские романсы Свиридова на многие годы станут эталоном его стиля, по которому будут проверяться все его последующие сочинения.

Кантата Свиридова «Курские песни» для хора и оркестра - произведение, в каждой части которого использована одна из песен родной для композитора Курской области. Песни эти старинные, очень оригинальные. Счастливая судьба ожидала «Курские песни» с первого дня их появления перед слушателями. Любая аудитория принимает их горячо и восторженно, как явление увлекательное и близкое, своё.

Начинает первый номер «Зелёный дубок» характерный для Свиридова тихо тянущийся аккомпанемент струнных и хрустальный звон челесты. На этом фоне звучит задумчивый, целомудренный напев хора альтов. Песня исполняется от лица девушки, в сердце которой впервые проснулась любовь.

Во второй песне - коротком, радостном хоре «Ты воспой жавороночек» звучит дружное славление весны. На этой песне лежит отпечаток глубокой древности. Композитор находит музыкальные краски, вызывающие ощущение ослепительного света, льющегося с небес. Незамысловатая песенная мелодия, исполняемая большим хором, отличается характерным перебоем на середине слова, которое потом подхватывается на более высоком уровне, чтобы завершиться радостью, широко, задорно, с весёлым размахом.

Как мы уже видели на примере «Курских песен» в зрелые годы композитор достигает той высокой творческой мудрости, которая позволяет простейшими красками, скупыми штрихами запечатлеть образы большой глубины и содержания. Он создаёт музыку вызывающую и строгую, музыку духовной красоты и нравственных идеалов, продолжая в этом смысле одну из самых древних и исконных традиций национального искусства.

Слушая его симфонический маленький Триптих, невольно вспоминаешь о русской старине, о возвышенной гармоничности старинных архитектурных ансамблей, о живописи Андрея Рублёва, о задумчивой прелести русских полей и лесов, о тихом течении светлых полноводных рек.

Свиридов стремился развивать богатейшие традиции древнерусской художественной культуры, в частности русского духовного хорового пения без сопровождения. Он умеет удивительно глубоко вникнуть в самую суть этого возвышенного искусства пения акапелла.

Для трагедии А.К.Толстого «Царь Фёдор Иванович» он написал три хора, звучание которых помогает не только воссоздать атмосферу подлинной Руси XVI века, но и определить своего рода нравственный эталон, по которому измеряется жизнь и поступки героев драмы. Таков чистый прозрачный хор «Любовь святая» на слова народные.

К числу самых знаменитых сочинений композитора принадлежит «Патетическая оратория» на слова Маяковского. В грандиозном музыкальном Свиридов обращается к теме: поэт и революция. Создавая монументальные образы - символы, впервые в истории найдя оригинальные вокальные воплощения в трудной для музыки поэзии Маяковского. Когда-то ещё Александр Блок сказал о музыке революции и её грозовом вихре, поющем о великом. Именно такова музыка Свиридова в патетической оратории. Музыка, воспроизводящая великий вихрь, революционный героизм народа - созидателя, а в филиале создающая образ выстоявшей и победившей родной земли, над которой воссияло солнце поэзии и свободы. И воспитание будущего счастья Родины, перерастает в мощный гимн искусству, назначение поэта: «Светить, подобно солнцу».

Творческая деятельность композитора продолжалась более пяти десятилетий. Свиридов умер в канун Рождественского сочельника в 1998 году.


© 2010-2022