Исследовательская работа «Фронтовые письма»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Завьяловская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»



Районная научно-практическая конференция школьников

«Исследователи 21 века»

Секция: краеведение



Исследовательская работа

«Фронтовые письма»






Выполнили: Петрова Полина, Айрапетян Ноем, ученицы 7 класса

Руководитель: Байсарова Ангелина Алексеевна, учитель удмуртского языка и литературы, руководитель школьного музея









с. Завьялово, 2014

Содержание

  1. Введение

Глава1 Фронтовые письма

1.1. Письма времен войны

Глава 2 Письма с фронта (1941-1945) ученикам Завьяловской школы

2.1. Из истории неожиданной находки солдатских писем с фронта

2.2 География писем, даты отправления. Авторство военных писем, их содержание и эмоциональный настрой.

2.3. Патриотическая направленность солдатских писем.

Глава 3 «Роль военных писем для современных молодых людей»

4. Заключение

5. Список дополнительных источников информации

6. Приложения

Введение

«Никто не забыт, и ничто не забыто» - печальные и торжественные слова из надписи на камне мемориальной стены Пискаревского кладбища-музея в Петербурге, увековечившего бессмертный подвиг не только этого Города Славы, по и подвиг всего народа в Великой Отечественной войне(1941-1945).

Эти слова глубокого смысла, обращенные не только в прошлое, но и в будущее нашего Отечества, которому, как Государству, в сентябре 2014 года исполнилось 1152 года. Из них 40е годы XX столетия были для России огромным испытанием.

О 40х «огневых» сказали свое слово люди всех видов искусств: художники и композиторы, архитекторы, литераторы. Библиотеки хранят книги-энциклопедии, художественную литературу, воспоминания ветеранов об этом периоде пашей истории,

Нам, молодым людям, война знакома по книгам, кинофильмам, рассказам родителей о тех, кто воевал в те годы, защищая наше будущее. Немаловажную ценность представляют письма с фронта, которым посвящены целые сборники, среди которых книги: «Последние письма с фронта. 1941» сборник «Никто не забыт и ничто не забыто» Ю.К. Стрижкова и другие. Составители этих сборников представили письма живых свидетелей войны - её участников: корреспондентов, журналистов, обычных солдат, людей разных профессий.

В художественной литературе имеются письма-шедевры. Одно из них - стихотворение К.Симонова «Жди меня», ставшее олицетворением великой надежды тех, кто воюет и кто ждет, на встречу друг с другом :

Жди, когда снега метут.

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут.

Позабыв вчера.

В архивах хранятся письма - свидетельства суровой правды о том, как жилось в годы войны тем, родные которых воевали на фронте. Эти письма потрясают нас своей страшной, суровой правдой о голоде, который переживали семьи в тылу. Сохранились разные письма солдат, которые обращались к местным властям о помощи их семьям. К сожалению, подобные письма редко доходили до места назначения. Анализу этих писем посвящена тяжелая по эмоциональному восприятию статья кандидата экономических наук А. Базарова «Здравствуй, Ваня!»

Актуальность работы:

Письма с фронта... - это бесстрастные документы военной эпохи XX века. Письма, имеющиеся в Историческом школьном музее, как нам кажется, представляют не меньший интерес. Актуальность изучения фронтовых писем заключается в том, что они являются носителями особой информации, ценной для анализа психологии человека военного времени, для поиска и установления мест гибели воинов.

Цель: оценить историческую значимость писем с фронта.

Задачи:

  1. Изучить имеющуюся литературу по теме.

  2. Узнать историю находки писем с фронта.

  3. Проанализировать географию и содержание писем.

  4. Оценить роль писем с фронта для нашего поколения.

  5. Провести анкетирование среди подростков по теме: « Из каких
    материалов они узнают о Великой Отечественной войне»

Объект исследования: фронтовые письма

Предмет исследования: содержание 14 фронтовых писем

Гипотеза: мы считаем, что изучение писем с фронта играет большую роль в формировании патриотических, гражданских, нравственных чувств.

Методы исследования:

Теоретический: изучение литературы о фронтовых письмах

Практический: опрос, анализ солдатских писем

Глава1 Фронтовые письма

1.1. Письма времен войны

Изучение субъективной реальности войны возможно, главным образом, на основе источников личного происхождения. К ним относятся письма, дневники, воспоминания. Мы решили остановиться на изучении фронтовых писем.

Писем, отправленных на фронт, чрезвычайно мало, ведь сохранить их в боевых условиях было сложно. Публикуемые письма были отправлены родным и близким, знакомым, бывшим коллегам, школьным учителям, преподавателям, партийным и советским органам, организациям, где их авторы трудились до войны, незнакомым людям, родственникам погибших.

Безусловно, фронтовые письма не самый надежный источник для изучения истории Великой Отечественной войны. Зачастую их писали после боя, в минуты затишья, некоторые вещи припоминались. Бытует мнение, что люди боялись откровенно излагать свои мысли, помня о цензуре. Думается, что нежелание подробно рассказывать о войне диктовалось не столько страхом перед военной цензурой, сколько стремлением хоть ненадолго оторваться от страшной реальности, попыткой вернуться в привычный домашний мир. Именно поэтому бойцы так ждали писем из дома и старались на них ответить.

Письма времен войны - это не просто факт жизни ее участников, это целое явление ее истории, относящееся одновременно к пониманию человека на войне и к пониманию человека в тылу, и отражающее одновременно некие душевные состояния человека, находящегося не просто в экстремальной ситуации, но в ситуации, постоянно и реально угрожающей его жизни.

Почему письмо-треугольник?

Во все времена, всем людям приятно и даже жизненно необходимо получать весточки от родных и близких людей. Особенно это было важно во времена войны. Для солдата такое письмо - не просто поддержание связи с родными. Оно словно кусочек родного дома, с запахом Родины и ароматом маленького ничем незаменимого счастья. Невозможно представить без мурашек по коже, как ждали маленьких треугольничков жены и матери солдат. Увы, не всегда такая весточка, приносила хорошие новости. Но и тогда, письма хранили у сердца, лаская их дрожащей рукой. В военные годы было трудно с конвертами. А письмо - треугольник - это и письмо и конверт в одном. Наклейки тогда были не нужны, адрес писался на лицевой стороне треугольника. А запечатывание письма и вовсе было бы пустой тратой времени, ибо каждая строчка проходила жесткую цензуру.

Оформление фронтовых писем

Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «пишу из Пруссии», «отстояли Одер», «привет из Беларуси».

Важное значение в годы войны придавалось художественному оформлению связывающей фронт и тыл почтовой корреспонденции - конвертов, открыток, бумаги..

Многие военные открытки сопровождались не только картинками, но и официальной цитатой Сталина: «Мы можем и должны очистить свою землю от гитлеровской нечисти». Люди писали в письмах и открытках, приближая победу: «Я буду бить врага до последних сил…», «…отомщу за разрушенное село», «Верю, что расквитаемся с фрицами», «Мама, немчура бежит от нас, мы им зубы переломаем.

Письма писали на листочках из обычной тетрадки, чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Были раньше такие карандаши, называли их химические, очень похожие на простые карандаши, но если кончик грифеля химического карандаша намочить, то он начинал писать, как чернила.

Не было в окопах ни стола, ни стула, ни настольной лампы. Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке, под свет лучины или луны.

Не было на войне почты, конвертов и обратного адреса, но почтальоны были, был номер полевой почты. В минуты затишья написанные письма складывали в "солдатский треугольник", писали адрес назначения, вместо обратного адреса писали № воинской части, складывали все письма в холщовый мешок и отправляли на попутном транспорте в тыл. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому солдаты старались писать их очень часто, вдруг хоть одно письмецо из 10 дойдёт до родных.

Получить такой "треугольничек" было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись. В конвертах приходили похоронки или извещение о том, что кто-то пропал без вести. Об этом говорится и в стихотворении

Год 41-й…

Стали тоньше нервы…
Она прошла лишь два квартала…
Девчушечка 14ти-лет
Нести устала с похоронкою конверт.
Нет горше, нет ужасней новостей;
Ей кажется невыносимой ноша:
Сейчас ведь зарыдают пять детей,
Жена заплачет: "Лёшенька! Алёша!"
Когда ж девчушка "треугольничек" вручала,
Вся улица и пела, и плясала!
И, получив привет с передовой,
Заплачет мать: "Сыночек мой! Живой!"

В августе 1941 года в газете «Правда» в «передовице» было написано о том, что очень важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте. И далее: «Каждое письмо, посылка…. вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги». А каждая весточка с фронта давала огромную надежду домашним на встречу со своими героями, связь помогала людям чувствовать себя едиными. Немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. В стране была создана система военно-полевой почты под началом Центрального управления полевой связи.

Только в первый военный год Государственный комитет обороны принял несколько решений, которые касались продвижения корреспонденции между фронтом и тылом. В частности, было запрещено использовать почтовый транспорт для хозяйственных работ. Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам.

Глава 2 Письма с фронта (1941-1945) ученикам Завьяловской школы

2.1. Из истории неожиданной находки солдатских писем с фронта Письма с фронтов Великой Отечественной войны - документы огромной силы. В пропахших порохом строках - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…

Сегодня почти невозможно найти музей или архив, где бы не хранились письма фронтовиков.

В нашем историко-краеведческом музее их 14.

27.04.1985 года неожиданно раздался робкий стук в дверь Исторического музея Завьяловской средней школы. Вошли дети. Среди них был Сосунов Сергей Николаевич, который передал музею перевязанную суровой ниткой пачку запыленных, пожелтевших от времени 14 солдатских писем - треугольников с печатью «Полевая почта». На вопрос: «Где нашли?», последовал ответ: в старом доме на улице Садовой, где в 40е - 70е и последующие годы жила эвакуированная в Великую Отечественную войну, семья Знаменских Калисы Павловны, учителя русского языка и литературы, награжденной двумя орденами В.И. Ленина, и ее мужа - учителя истории, директора школы в 40е годы - Михаила Алексеевича. К сожалению, этих педагогов в живых уже нет. Можно предположить, что эти письма в их архиве хранились не случайно, педагоги понимали, что это очень важные свидетельства-документы о связи тыла и фронта. Известно, что будучи директором школы, Знаменский Михаил Алексеевич, чтобы как-то мобилизовать детский и учительский коллективы на помощь воюющим бойцам, по всей вероятности, предложил им установить связь со многими частями Советской Армии посредством переписки. Кроме того, судя не только по этим письмам, ученический детский и педагогический коллектив активно включились в сбор денежных средств для фронта. В 1942 году в школу пришли Высшие Правительственные телеграммы (в памяти старых педагогов сохранились лишь сведения, что этих телеграмм было несколько). Их получили 3 лучших пионерских отряда 4-5 классов, где учились Ия Борисова (она внесла в фонд обороны 600 рублей),Клавдия Мерзлякова - 1800 рублей, Коля Вахрушев -2000 рублей. К сожалению, эти телеграммы утеряны. Но об этом сообщается в книге Т.П. Костицыной «Родина, Родина, ты - это мы!»(изд-во «Удмуртия» 1980) Сохранилась лишь копия той телеграммы, которая была адресована школьному коллективу. Cодержание телеграммы: «Прошу передать учителям и учащимся Завьяловской средней школы, собравшим 19 тысяч 446 рублей в фонд обороны страны, мой горячий привет и благодарность Красной Армии. Иосиф Сталин».

Чтобы приблизить час победы, школьники и педагоги, хотя в тылу жить было очень тяжело, отвечали делом: посылали на фронт посылки и письма. Все: и дети, и взрослые знали:

Чтоб вернуть па землю тишину,

Нам было суждено убить войну. (А. Сурков)

В школе висел плакат: «Всё для фронта! Всё для победы!» Все в школе пытались внести свою маленькую лепту в общее дело победы над гитлеровской Германией: мальчики в 10 лет вставали за плуг, дети работали па полях и фермах колхоза наравне со взрослыми. И ... отправляли письма на фронт от имени классного коллектива. Мы не знаем, о чем писали бойцам дети, но ясно было, что это были обещания хорошо учиться и трудиться. На эти письма классы и классные руководители получали ответные письма воинов с разных фронтов нашей Родины.

2.2 География писем, даты отправления. Авторство военных писем, их содержание и эмоциональный настрой.

Исследуя письма, мы узнали, что их география очень обширная. Письма шли с разных фронтов: Прибалтийского, Белорусского и других. Вот номера полевой почты с которых приходили письма: 0643 - Г; 779; 07931; 45893 -М; 36169-Н; 41465-М; 18491 • Э; 33538 - Щ и другие. На полустертых страницах треугольников можно определить годы получения школой военных писем: 29.07.1941, 8.12.1943, 10.01.1944, 11.11.1944, 8.11.1944, 12.11.1944,9.11.1944, 13.11.1944, 12.12.1944, 12.01.1945, 13.01.1945. Судя по этим датам, делаем вывод, что школьники писали на фронт письма в течение всех лет войны, но больше всех, датированы 1944 годом, когда медленно, но верно русский народ громил врага и шел к победе.

Многие исследователи фронтовых писем отчетливо делят их на 3 разновидности: первая, самая многочисленная - персональные письма персональным адресатам: родным, близким, знакомым. Вторая -персональные и коллективные письма в партийные, советские и комсомольские организации. Третья - коллективные письма с фронта родным и близким фронтовиков.

А вот солдатские письма с фронта к незнакомым школьникам, - к какой разновидности их отнести? Скорей всего, это будет вторая их разновидность. На некоторых письмах, правда, указаны фамилии и имена адресатов. Среди них незнакомые фронтовикам учителя военных лет: Мерзлякона Елена Трофимовна, Буслаева Надежда Прокопьевна, Знаменская Калиса Павловна. Письма адресованы и просто на классы: 6а, 7и 8, комсомольскую организацию. Большую активность, по всей вероятности, проявлял 6 класс, так как военных писем к этому классу в музее больше всего.

Представляют немалый интерес и авторы военных писем. Среди них группы бойцов, сержанты, лейтенанты, артиллеристы, курсанты, будущие офицеры, гвардейцы, красноармейцы, старшины, комсорги подразделений.

Удивителен эмоциональный пафос победных писем: в их содержании нет отчаяния, в них - огромная вера в победу, большой оптимизм. Вот ряд примеров из некоторых из них,

«Мы, дорогие ребята, бьём врагов хорошо. Сам товарищ Сталин так сказал»(13.11.1944 - сержант Федор Пивоваров, в/ч 33538- Щ).

«Ребята, будьте уверены, что мы, воины нашего народа, очистим наши территории и освободим наших братьев и сестер от поганых гадов...» (18.12.1943 - солдат Василий Николаевич Зверев, п/п 18491 - Э).

«... мы провожаем врага чутко, как только можем, ничего не жалеем, ни снарядов, ни бомб, ни мин, пусть кушает на здоровье... » (10.11.1944 -первый Прибалтийский фронт, группа бойцов и командиров).

« мы с победой закончим войну!» (12.01.1945 - группа бойцов, п/п 41465 -М).

Эти некоторые выдержки из разных писем - свидетельство большой уверенности русских воинов в победе над фашистской Германией.

2.3. Патриотическая направленность солдатских писем.

Все солдатские письма проникнуты не только оптимизмом, но и огромным чувством патриотического долга воинов: ведь патриотизм всегда был символом мужества, доблести и героизма русского человека во все дни испытаний. Оно присутствовало в них и в 1612 году, когда ополчение К.Минина и Д.Пожарского освобождало Москву от поляков, и в Куликовской битве 1380 года под предводительством Д.Донского, и в 1240 года в войне со шведами под предводительством А.Невского, и в 1812 году в войне с Наполеоном, победу над которым мы отметили в сентябре 2012 года.

Читая письма воинов, мы пытаемся познать глубже события 1941-1945 годов. Фронтовики садились за письма в короткие минуты отдыха, они писали о самом важном: о любви к Родине, к своим близким и совсем незнакомым им детям.

Вот как пишет боец Москвин Георгий Борисович. (П/п 06443-Г от 8 ноября 1944 года) учащимся 6 класса:

«Мы бьёмся за нашу землю, мы бьёмся за нашу науку, за наши книги, за нашу культуру, за нашу трудовую и счастливую жизнь, за наше поколение, за наше историческое прошлое. Мы прошли свой славный боевой путь, покорив в течение месяца 550 км, тогда как никакая другая армия в мире не смогла б пройти такое расстояние».

Строки этого письма словно пахнут по-прежнему порохом и дымом. Такие письма показывали примеры мужества, вызывали чувство гордости, любви к Родине, вдохновляли учеников нашей школы на преодоление всех трудностей. Известно, что на уроках в годы Великой Отечественной войны некоторые ученики падали от голода в обморок прямо во время урока. Надо думать, как помогали подобные письма выживать детям в тылу: они делились друг с другом последним кусочком хлеба.

Все 14 солдатских писем с фронта в школьном музее, пожелтевшие от времени, написанные карандашом или чернилами на тетрадных или на таких листах, которые попались под руку, связаны единым содержанием: ненавистью к врагу - желанием как можно быстрее освободить Родину.

Группа бойцов с Прибалтийского фронта сообщает ученикам 6 "А" класса нашей школы: «Мы все тронуты до глубины души вашим маленьким, скромным и чутким письмом, которое придает нам новые силы для нанесения новых сокрушительных ударов по нашему заклятому врагу - немецким захватчикам, которые приведут к полному уничтожению одичалого зверя на нашей земле».

Не только в этом письме, но и в других, существует неразрывная нить, связывающая тыл и фронт в этом патриотическом чувстве, эта связь была так необходима всем. Из-за существовавшей жесткой цензуры за содержанием писем фронтовые письма несколько бедны в описании повседневности войны. Лишь отдельные детали в одном из писем проскальзывают о фронтовой жизни, например, « о трудностях перехода 550 км военного пути».

Дух жертвенности, мщения пронизывает все 14 писем фронтовиков. Поразительный факт: в солдатских письмах с фронта практически не упоминается партия, комсомол(лишь одно письмо адресовано комсомольской организации 7 класса). 11ст в солдатских письмах и места Богу ( лишь в одном из писем проскользнуло христианское выражение " братья и сестры")- Всего лишь в 2 письмах названо имя Сталина. Вероятно, неосознанно авторы писем отражали жизненную реальность: старый Бог был вытравлен безбожной властью, новый Бог - партия, а вместе с ней и ее воплощение в лике вождя - так и остался не принятым в подсознательном, самом искреннем. Поэтому патриотический настрой солдатских писем - это на генетическом уровне сохранившееся чувство: всегда защищать Родину от любого врага, кто бы ни правил страной. Бойцы защищали не партию, не вождя, они защищали от врага Родину, дом свой.

Наверно, во время войны старшеклассников не было в школе, а в

комсомол принимали с 14 лет.

У каждого "треугольника" своя история: счастливая или несчастная. Вот боец Александров Алексей, артиллерист, пишет 11 ноября 1944 года незнакомым ученикам: « Писем я ни от кого не получаю, в армии нахожусь 3 года, родителей у меня пет с 1930 года, в армии нас было 3 брата, один погиб за город Ленина, , за которого, я даю слово, что еще отомщу гитлеровским бандитам, поплатятся они своей собачьей жизнью Смерть немецким захватчикам!»

Действительно, много грусти в трагичном содержании этого солдатского письма, автор которого - сирота, который так мечтает о новой мирной жизни и подруге, которая бы ему, незнакомому солдату, написала письмо.

Во всех 14 солдатских письмах, пропахших порохом войны, чувствуется душа тех, кто воевал за нас и не дожил до победы, или погиб, не вернувшись с фронта. Перечитывая строки разных писем, словно ощущаешь того, кто написал, живым. Солдатские треугольники в школьном музее - это символ грозной эпохи 1941-1945 годов, которые неумолимо уходят в прошлое.

Глава 3. «Роль военных писем для современных молодых людей»

В ходе работы нами проведено анкетирование среди учащихся и педагогов школы. Заданы были следующие вопросы:

  1. Считаете ли Вы письма с фронта документами?

а) да б) нет в) не знаю

  1. Считаете ли Вы письма с фронта памятниками истории?

а) да б) нет

  1. Читали ли вы солдатские письма в книгах, музее. интернете?

а) да б) нет в) не знаю

  1. Есть ли у ваших родных письма с фронта?

а) да б) нет в) не знаю

  1. Нужно ли писать в наше время рукописные письма?

Вывод по данным анкетирования :

  1. вопрос : ответов да - 35, нет - 24, не знаю - 21

  2. вопрос : да - 76, нет - 0, не знаю - 4

  3. вопрос : да - 28, нет - 52, не знаю - О

  4. вопрос : да - 0, нет - 54, не знаю - 26

  5. вопрос ; да - 37, нет - 20, не знаю - 23

В анкетировании, в котором было 5 вопросов, приняли участие 80 человек разных возрастов, в основном подростки да 14 лет (20 человек), до 15 лет (20 человек), до 16 лет (20 человек) и учителя от 30 до 50 лет (20 человек).

На первый вопрос: «Считаете ли вы письма с фронта документами?» - из 80 респондентов 35 ответили положительно, 24 человека ответили отрицательно и 21- не знают ответа на вопрос. Это, считаем те подростки, которые в своей жизни не сталкивались с таким явлением как солдатские

письма, не задумывались никогда над их значением в истории. Учителя же в большинстве своем считают солдатские письма документами,

Думаем, что молодому поколению стоит обратить внимание на такой эпистолярный жанр, как солдатские письма, и осознать его значимость для истории.

На второй вопрос: « Считаете ли вы письма с фронта памятниками истории?» - большинство участников анкетирования (76 человек) ответили утвердительно, о чем свидетельствует то, что они имеют представление о памятниках ( рукописи, берестяные грамоты, воспоминания), о которых узнают на уроках истории.

На третий вопрос: « Читали ли вы солдатские письма в книгах, музее. интернете?» - всего 28 человек ответили утвердительно, 52 человека этим жанром вообще не интересуются. Думаем, что стремления познать историю войны через солдатские письма как у подростков, так и у педагогов нет. Считаем, что это тревожный сигнал, который ещё раз подтверждает, что далеко не все понимают глубокий смысл, который несут по своему содержанию письма с фронта.

На четвертый вопрос : «Есть ли у ваших родных письма с фронта?» - 54 человека из 80 ответили отрицательно, 26 человек вообще не знают, есть ли в домашних архивах подобные письма. Сюда входит и категория учителей -респондентов.

Можно предположить, что одна из причин, что молодое поколение не интересуется солдатскими письмами, состоит и в том, что в семьях этому не придается значение, не соблюдаются лучшие семейные традиции: знать и помнить историю своих предков. А эта история часто узнается именно через письма, которые хранит семья.

Последний, пятый вопрос: « Нужно ли писать в наше время рукописные письма?»- мы задали респондентам не случайно. В век технического прогресса ( наличия телефонов, интернета и т.д.) сохраняется ли в народе этот эпистолярный жанр? Но, к сожалению, из 80 респондентов лишь 37 человек ответили положительно. Значит, люди в наше время предпочитают общаться друг с другом по телефону, общаться через интернет. В итоге, история человеческой жизни, общества не "фиксируется" на чистых листах бумаги. Все меньше и меньше носят почтальоны в своих сумках писем. Будущие потомки историю пашей эпохи будут изучать по электронным носителям, потому что могут исчезнуть и книги. Наверное, им придется сожалеть о том, что не оставила человеческая рука этих прекрасных творений живой души - писем, что они не прикоснуться к листам, на которых " пульсирует" чья -то мысль, чьи-то думы о времени и о себе.

На основе анкетирования можно сделать такие выводы:

  • Солдатские письма с фронта - это и документы и памятники истории.

  • К сожалению, юное поколение не интересуется таким жанром, как
    солдатское письмо, т.к. не знает этой семейной традиции.

  • Юные респонденты не считают солдатские письма источником информации, источником для изучения человеческих солдатских судеб.

Считаем, что наше исследование поможет молодому поколению обратить внимание на значимость солдатских писем с фронта, поможет в воспитании в них чувства благодарности к тем, кто заботился о будущем поколении и воевал за него.

Заключение.

Уходит в далекое прошлое эпоха 1941 - 1945 годов. Меняется время, психология поколения. В наше время компьютерных технологий, мобильных телефонов сильно обеднело письменное общение поколений. Люди сейчас обмениваются мыслями через интернет, социальные сети.

Редкость в наше время получить рукописное письмо от друзей, родных! Но если задуматься более глубоко, то о веках Древней Руси, последующих веках именно эпистолярный жанр помогает современным ученым - историкам более конкретно узнавать свою отечественную историю. Когда мы изучаем биографии великих людей, многое о них, как личностях, их времени узнаем именно из переписки с близкими. История хранит такие сборники писем. Но неоценимое достояние для истории - это письма с фронта, которые хранятся в государственных, семейных архивах, музеях.

Изучая и анализируя солдатские письма с фронта, мы делаем важные выводы:

  1. Письма с фронта имеют большое значение в патриотическом
    воспитании подрастающего поколения.

  2. Они доносят до нас дыхание времени, дух бойцов,
    отстоявших нашу Родину от вероломного врага. Эти письма доносят
    до нас Правду о войне.

  3. Письма бойцов - это своего рода летопись того, как непросто досталась
    России Победа над фашистской Германией,

  4. Письма помогают нам более осознанно ценить то, что завоевано
    военным поколением 1941-1945 годов.

14 солдатских писем с фронта Завьяловской школе - это исторические документы ушедшей в прошлое Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В них думы, переживания не генералов, а простых тружеников войны. Это письма в основном обычных солдат, мечтающих о мире, победе, грустящих о доме, родных, невестах.

Желтеют от времени проносившиеся до дыр солдатские треугольники, открытки с рисунком и надписью « Победим врага!», выцветают чернила, и от этого они становятся ещё ценнее, дороже: ведь их писала живая человеческая рука бойца, у которого билось сердце, работала мысль. Мы не знаем дальнейшей судьбы солдатских адресатов. Это, наверное, тоже важно. Но мы своей целью ставили изучение содержания этих писем военного времени. Тем более, надо знать, что в паше время, к сожалению, находится немало людей, которые пытаются преуменьшить роль России, вооруженных сил в разгроме фашизма, затушевать, предать забвению массовый героизм русских людей при защите Родины, исказить роль России в войне 40х годов.

Поэтому очень важно в наше время сохранить правду о войне 1941-3945 годов, правду о нашей Победе, сохранить в своих душах и сердцах память о ней и передавать эту память другим поколениям.

Письма солдат с фронтов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов нашей школе - это та историческая память о ней, которая никогда не должна прерываться в поколениях.

Изучив эти документы школьного музея, считаем, что мы поняли главное - это Правду о войне, которую мы всегда должны помнить не только по фильмам и книгам, но и по документам военного времени - солдатским письмам с фронта бывшим ученикам нашей школы.

Мы считаем, что выдвинутая гипотеза изучение писем с фронта играет большую роль в формировании патриотических, гражданских, нравственных чувств подтвердилась.

Список литературы

  1. Базаров А. Здравствуй,Ваня! «Родина » - 2005-2007

  2. Костицына Т.П. Родина,Родина, ты - это мы! Ижевск - изд. Удмуртия.
    1980 год.

  3. Никаноров А.В. Наша правда о победе бессмертна. М.- 2005

  4. Останина Т.И. Музей и современность Ижевск, 2005 год.

  5. Ресурсы интернета



© 2010-2022