Программа по формированию коммуникативной культуры

Основанием для разработки данной программы является новый закон "Об образовании в Российской Федерации" от 01.09.2013 года и  программа развития воспитательной компоненты, принятой в данной образовательной организации. Можно дать определение коммуникативной компетентности (Понятие "коммуникативная компетенция" по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собесед...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

«…единственная настоящая роскошь - это роскошь

человеческого общения…»

Антуан де Сент-Экзюпери.

Основанием для разработки данной программы является новый закон "Об образовании в Российской Федерации" от 01.09.2013 года и программа развития воспитательной компоненты, принятой в данной образовательной организации.

Можно дать определение коммуникативной компетентности

(Понятие "коммуникативная компетенция" по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику и т.д.)

Проблема формирования навыков коммуникативной культуры воспитанников - одна из самых актуальных в современном образовании и воспитании.

Для подростков обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе воспитанников именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. Важно сформировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими их людьми на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть.

Задача программы формирование коммуникативных компетенций не только в том, чтобы воспитанники получили определенный багаж знаний, умений, навыков, но чтобы были и стали самостоятельными, воспитанными, умеющими вести себя вежливо и выходить из любой ситуации, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. Программа нацелена на культивирование в среде воспитанников духа взаимопонимания, уважения к себе и другим.
Формирование коммуникативных компетенций невозможно без культурно-речевого воспитания, развитых коммуникативных навыков.
Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Как писал известный русский ученый A. M. Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить, ...там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга».
Данная программа предназначена для воспитанников закрытого учебно- воспитательного учреждения г. Сургута специальной общеобразовательной школы закрытого типа. Воспитанники школы имеют негативный жизненный опыт, накопленный до поступления в школу, в плане общения тоже.

Все вышесказанное объясняет актуальность и выбор данной программы

Цель программы: формирование коммуникативной компетентности воспитанников

Задачи.

  1. Сформировать у воспитанников навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации.

  2. Вооружить воспитанников знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.

  3. Обучить воспитанников основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

  4. Культивировать в среде воспитанников принципы взаимопонимания, уважения к себе и окружающим людям и обучать способам толерантного взаимодействия и конструктивного разрешения конфликтов.

  5. Корректировать и развивать речь, память, внимание, мышление, умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Методические принципы формирования коммуникативной культуры поведения:

1. От простого к сложному.

2. От более конкретного к более абстрактному.

3. От норм общения к правилам и приемам эффективного общения.

4. Концентрический принцип изучения материала.

Дидактические принципы:

доступность, посильность, связь теории с практикой, системность, преемственность;

Формирование знаний и развитие умений предусмотрено с учетом индивидуальных, психологических особенностей данного контингента воспитанников и будет происходить в концентрической системе, т.е. из года в год-повторение, углубление и расширение объема знаний и умений.

При проведении занятий используются:

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический;

Методы контроля за знаниями, умениями и навыками: наблюдение, устный опрос, анкеты, тесты.

Формы работы: групповые занятия, работа в парах, индивидуальная, обобщающие занятия.

Реализация программы рассчитана на 3 года, включает в себя теоретическую и практическую части.

Основные требования к знаниям и умениям воспитанников.

Воспитанники должны знать: (в соответствии с задачами)

- установленные в обществе правила и нормы поведения, общения, элементы речевой культуры;
- понятия: толерантность, коммуникативность, рефлексия;

-причины и виды конфликтов;
- способы решения и выхода из конфликтной ситуации;
- виды и формы общения;

- влияние речевой культуры на продуктивное взаимодействие участников речевой ситуации;
- значение мимики и жестов;

Воспитанники должны уметь:

- объяснить разницу между различными видами общения, уметь начинать, поддерживать и прекращать разговор;
- преодолевать недопонимание при помощи общения;
- правильно употреблять словесные формы при общении в различных жизненных ситуациях;
- выражать своё мнение при общении и владеть навыками словесного отстаивания своего мнения и умение сказать «нет».

Программа состоит из 4-х разделов, которые связаны между собой: один раздел переходит в другой. На изучение каждого раздела отводится определенное количество часов, которое может варьироваться в зависимости от потребностей воспитанников отряда. Содержание программы носит личностно- ориентированный характер, т. е. позволяет актуализировать личностный потенциал воспитанников. Каждый раздел пронизан идеей формирования успешных воспитанников: через этические, коммуникативные, языковые нормы.

Освоение программы заканчивается занятием, где будут подведены итоги освоения ( реализации) программы с заключительным тестированием.

Содержание программы

  1. Раздел Общение (8 часов).

Вводное (анкетирование). Значение общения в жизни человека. Роскошь человеческого общения. Виды и формы общения. Диалогическое общение. Толерантность, как принцип диалогического общения.

Основные понятия:

Взаимодействие, контакт, диалогическое общение, успешное общение, коммуникативные барьеры, уместность речи, доступность речи, лаконичность, выразительность, снисходительность, толерантность, терпимость.

2.Раздел Речевой этикет (14ч.)

Сущность понятия Речевой этикет. Речевые правила доброжелательности. Этикетные слова. Национальное своеобразие речевого этикета. Русский речевой этикет. Неисполнение правил речевого этикета. Приемы, с помощью которых можно расположить к себе собеседника. Устойчивые формулы речевого этикета. Этикетные формулы обращения. Особенности русского имени, формулы обращения, этикетная роль жестов и мимики. Национальный характер жестов и мимики.

Речевой этикет, вежливость, доброжелательность, приветствие, прощание, извинение, расположение, утешение, соболезнование, просьба, комплимент, одобрение, жест, мимика.

3.Раздел Чистота речи.(5часов)

Отступление от лексических норм, как проявление нетерпимости. О молодежном сленге. Табуированная лексика (матерная ругань, мат)

Основные понятия:

Брань, сленг, плеоназм, этические нормы.

4. Раздел « Конфликты в нашей жизни».(5 часов)

Причины возникновения конфликтов. Как бороться с конфликтами.

Основные понятия:

Спор, эгоизм, конфликт, конструктивный диалог.

Итоговые занятия: 2часа (проведение анкетирования, анализ анкет).

Тематическое планирование программы по формированию коммуникативной культуры.


Разделы программы

Тема занятий


Основные понятия



Количество

часов

Общение

1.Роль общения в жизни человека.

2.Роскошь человеческого общения.

3.Виды и формы общения.

4.Диалогическое общение.

5.Толерантность как принцип диалогического общения.

6.Взаимосвязь речи и культуры поведения.

Успешное общение, коммуникативные барьеры, уместность речи, точность речи, богатство речи, доступность речи, выразительность речи, взаимодействие, обмен информацией, понимание партнеров, активное диалогическое отношение, толерантность, снисходительность, компоненты толерантности, лаконичность.

8

Речевой этикет

1.Сущность понятия «Речевой этикет».

2.Речевые правила доброжелательности.

3.Этикетные слова.

4.Национальное своеобразие речевого этикета.

6.Неисполнение правил речевого этикета. Русский речевой этикет.

7.Этикетные формулы обращения.

8.Приемы, с помощью которых можно расположить к себе собеседника.

9. Этикетная роль жестов и мимики.

10. Национальный характер жестов и мимики.

11.Обобщающее.

Речевой этикет, вежливость, доброжелательность, приветствие, прощание, извинение, утешение, соболезнование, просьба, комплимент, расположение, одобрение, жест, мимика

14

Чистота речи

1.Отступление от лексических норм, как проявление нетерпимости.

2.О молодежном сленге.

3.Табуированная лексика (матерная ругань, мат).

Брань, сленг, плеоназм, этические нормы.

5

Конфликты в нашей жизни.

1.Причины возникновения конфликтов.

2.Как бороться с конфликтами.

3.Учимся разрешать конфликты.

Спор, эгоизм, конфликт, конструктивный диалог.

5

Итоговое занятие

Тестирование, анализ теста.

2


© 2010-2022