• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект урока по курсу Уроки гражданственности Донбасса на тему: Человек - часть природы (5 класс)

Конспект урока по курсу Уроки гражданственности Донбасса на тему: Человек - часть природы (5 класс)

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по курсу «Уроки гражданственности Донбасса» (5 класс)


Тема: Человек - часть природы.

Цель:

  • Образовательная: выявить особенности природы и взаимосвязь с ней человека в нашем крае;

  • Развивающая: познакомить учеников с особенностями природы родного края.

  • Воспитательная: воспитать чувство гражданственности и патриотизма; продолжить воспитывать экологическое воспитание учащихся

Оборудование: учебник, атлас, тетради.

Тип урока: обзорное, комбинированное занятие.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивации учебной деятельности.

В разных частях земного шара природа имеет свои характерные черты. Даже на территории одной страны могут быть отличия. Поэтому родная природа для каждого человека - своя.

Например, для одних людей, природа родного края - это горы, красивые отвесные скалы, склоны, покрытые травой или лесами, загадочные камни, растения, характерные только для этих мест. Для других - родной край - это холодное северное море, седые волны, косяки рыб, за которыми отправляются рыболовные сейнера. А для третьих - это море южное, теплое, с песчаными или галечными пляжами, с жарким солнцем над ними, с виноградниками, которые растут по всему побережью.

Есть родная природа - простой лесок, обычная зеленая лужайка, привычные птицы, простые знакомые цветы. Тому, кто здесь живет, такая природа покажется слишком незамысловатой. А тому, кто раньше такого не видел, наоборот, очень романтичной, необыкновенной.

Край Амвросиевский мой… Земля отцов, малая наша Родина!

О твоем богатом историческом прошлом сегодня напоминают величественные курганы - безмолвные хранители тайн наших предков, свидетели преображавших тебя событий; изваяния каменных баб, которые словно пытаются поведать о чем-то потомкам, донести до них твои легенды и поверья. Да и ты сама, земля родная, словно мудрая книга.

Несмотря на то, что Амвросиевский район полностью находится в зоне степей, его природа богата и разнообразна.

В средине лета в нашем крае зацветает «шелковая трава» - ковыль, и степь превращается в море серебристых волн

3. Изучение нового материала.

Донецкий кряж плавно опускается к Азовскому морю, меняя абсолютные отметки высоты земной поверхности от +300м до 0. На главном Дебальцевско-Ивановском водоразделе находится наивысшая отметка кряжа - 367 м. Максимальная амплитуда высот в этом районе достигает 200 м.

Природа Северного Приазовья и Донецкой возвышенности весьма разнообразна. Приазовье характерно для украинской степи, а холмистые возвышенности Донецкого кряжа изрезаны глубокими балками с протекающими по ним ручьями и речушками.

В виду бурной хозяйтсвенной деятельности практически на всех ручьях построены маленькие и большие прудовые хозяйства а также водохранилища, из которых наиболее крупные - Ольховское, Нижнекрынское, Кураховское, Карловское, Клебан-Быкское, Старобешевское, Углегорское... Всего насчитывается 154 водохранилища и 1011 прудов общей площадью водной поверхности 8049 га. Естественные озера, в основном, расположены в долине реки Северский Донец.

По территории Донецкой области протекает 246 рек, которые принадлежат бассейнам Черного и Азовского морей, из них 47 имеют протяженность более 25 км каждая. Наибольшая река - Северский Донец и ее притоки - Казенный Торец, Бахмут, Лугань (бассейн Дона); река Волчья с притоками Сухие и Мокрые Ялы (бассейн Днепра); реки Кальмиус, Грузский Еланчик, Крынка (бассейн Азовского моря). Реки - равнинного типа, преимущественно снегового и дождевого питания. Бальнеологическое значение имеют Славянские соленые озера (Репное, Слепное, Вейсовое) и источники минеральных вод (Доброполье, Славянск).

Донецкая область по своему географическому расположению относится к Центральной степи. Климат области континентальный с засухо-суховейными явлениями. Ветряные массы, которые приходят с Азиатского материка и Нижневолжских степей, обусловливают низкие температуры зимой с холодными, а осенью и летом - сухими горячими ветрами.

Средняя температура самого теплого месяца (июля) + 26, самого холодного (января) - 6. Абсолютный максимум температур в июле + 38, абсолютный минимум в январе - 36.

Рельеф Донецкой области разнообразный, с характерной сильной эрозией почв. В местах залегания известняков (бассейн Мокрой и Сухой Волновахи) и соляных отложений развиваются карстовые формы рельефа. Распространены антропогенные формы рельефа - терриконы, карьеры, древние курганы (могильники).

Донецкая область обладает богатейшими запасами высококачественного каменного угля (антрациты и коксующиеся угли), каменной соли, флюсовых и строительных известняков, мергелей, гипса, огнеупорных глин, каолина, мела, гранита, ртути, кварцита и других полезных ископаемых.

Леса занимают 4,8 % территории области. В пределах Донецкого кряжа преобладают небольшие лиственные леса (дуб, клен, ясень, береза); вдоль Северского Донца - сосновые боры и пойменные леса (ольха, береза).

Распространены полезащитные лесные полосы (дуб, клен, ясень, белая акация, абрикос).

Современная фауна представлена в большинстве степными и некоторыми лесными животными. В области насчитывается более 50 видов млекопитающих (лисица, заяц-русак, суслик, тушканчик, мыши), 41 - рыб (лещ, судак, сом), 12 - пресмыкающихся (уж, ящерица, гадюка степная), около 300 видов птиц (коршун, ястреб, жаворонки, куропатка, дикие утки). В лесах можно встретить лисицу, барсука, лося, косулю, кабана, белку, ежа; из птиц - сову, соловья, дятла, горлицу. На побережье Азовского моря - гусей, уток, куликов.

В Азовском море водятся: дельфин (азовка) и 79 видов рыб, из которых промышленное значение имеют: тюлька, хамса, бычки, сельдь, кефаль, камбала, осетровые.

4. Закрепление изученных знаний.

Задание 1.

  1. В каком климатическом поясе расположен наш край?

  2. Какие почвы преобладают?

  3. Самая высшая точка Донетчины - это ….?

  4. Какие реки вы знаете в Донецкой области?

  5. Есть ли водопады в нашем крае?

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

Изучить конспект. Нарисовать рисунок природа моего края.

© 2010-2022