Методическое пособие по актерскому мастерству Мой любимый тренинг

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ ДОД ДЮЦ

Театр «Забава» Н.В.Громова



Мой любимый тренинг

Методическое пособие










2009 год

В школе всему научиться нельзя,

нужно научиться учиться.

Вс.Э.Мейерхольд

Нашему театру 19 лет. Есть своя история, традиции, успехи. Выпускники театра - являются выпускниками крупнейших вузов страны. Двое из них - студенты престижных театральных вузов. Про всех можно сказать, что это яркие, талантливые, творчески одаренные люди. Взрослея, они научились, прежде всего, думать. И, конечно, каждый оставил в истории театра памятный след. Сменилось уже не одно поколение и, встречаясь с новыми, ещё не знакомыми детьми, я всматриваюсь в них, пытаясь угадать, у кого получится пройти весь этот нелёгкий, но интересный путь творческого поиска.

Я очень люблю наблюдать за детьми. Их лица, движения восхищают и завораживают. В школе, на улице, дома они естественны. Новичка в театре сразу же видно. Держится неуклюже, не знает, куда спрятать непослушные руки, да и ноги будто вросли в сцену. На реплики отвечает, чувствуя себя крайне неловко, а в глазах желание оказаться в любом другом месте, но только не на сцене. Как же добиться того, чтобы они оставались на сцене такими же естественными, как и в жизни? С чего начать?

А начинать необходимо с игры, ведь игра так близка ребенку.

1-ый - подготовительный этап моей образовательной программы построен на игре. Игры на развитие внимания, воображения, фантазии, быстроту реакции, умение напрягать и расслаблять мышцы.

Учиться, играя, что может быть интереснее? Во время игры дети учатся использовать все возможности своего тела, голоса, воображения, приобретают навыки коллективной работы, навыки работы с партнером, учатся строить диалоги, работать с текстом.

2-й этап - учебный. На этом этапе по- настоящему формируется коллектив, актерская труппа.

Достоинства русской школы драматического искусства всемирно известны и в России сохранилась традиция преемственности школы. Станиславский, Мейерхольд, Вахтангов, М.Чехов их ученики, соратники и современные театральные педагоги, которые близко знают самую суть их работы не понаслышке, а имеют практическое представление о «золотом веке» русского театра, дарят и нам возможность учиться, справедливо руководствуясь правилом многих поколений русских актеров: «Умеешь сам - научи другого».

Великое наследие мастеров призвано помочь актеру в создании ярких сценических образов, в органичном существовании на сцене.

Чтобы сценический образ был художественно убедительным, актер должен не казаться существующим, а действительно существовать на сцене - жить. Он должен всегда оставаться живым человеком, т.е. искренне чувствовать, мыслить и действовать в предлагаемых обстоятельствах роли, соблюдая жизненную логику и законы органической природы. А для этого актеру необходимы знания по формированию артистической техники.

Работа актера над собой должна следовать принципу «от сознательного овладения техникой к подсознательному пользованию ею».

К.С.Станиславский создал своеобразный актерский тренинг, который стал школой актерского мастерства во всех театральных учебных заведениях, в том числе и в детских театральных объединениях. Понятие тренинг / энц./ определено как процесс совершенствования организма, приспособления его к повышенным требованиям в определенной работе путем систематических упражнений все увеличивающейся нагрузки и возрастающей сложности. Тренинг / англ. Train /- тренировать, тренироваться. Это обучение чему-либо, развитие у человека умений и навыков.

В основе системы Станиславского понятие о сценическом действии.

Сценическое действие - это непрерывный психофизический процесс, направленный на преодоление препятствий для достижения определенной цели.

Станиславский понимал, что актеры должны заниматься психотехникой и поэтому сценическое действие условно разделил на элементы. Перечислю лишь некоторые из них:

- Сценическое внимание

- Общение

- Воображение, фантазия.

- Мышечная свобода и пластичность

- Логичность и последовательность действий и чувств;

Необходимо специально оговориться, что такое разбиение на темы имеет целью только обозначение направлений работы и является достаточно условным, так как большинство упражнений охватывает сразу несколько тем.

К. С. Станиславский верил, что тренинг - это способ овладения актерской техникой и призывал относиться к упражнениям так, как танцор, певец, музыкант относятся к обязательным своим экзерсисам и гаммам - гарантии сохранения себя в творческой форме.

Наша задача в тренинге не только понять, но и почувствовать. Станиславский говорил: «Когда занимаетесь техникой - в тренинге, в репетициях, - добивайтесь точности. А когда вы играете на сцене, забудьте о точности и о технике. Искусство - это нарушение точности, нарушение догм!» Очень важно, чтобы любое, самое незначительное упражнение, было доведено до внутреннего ощущения правды и убедительности действия и в каждом бы присутствовало творческое начало.

Л. Петерсон и Д. О, Коннор - авторы книги «Дети на сцене», в течение многих лет занимались воспитанием и развитием врожденных способностей детей к игре и предлагают систему комплексного использования десяти основных элементов игры.

Во-первых, это пять основных вопросов:

Кто? Что? Где? Когда? Почему?

Во-вторых, это пять органов чувств:

Зрение Слух Обоняние Вкус Осязание

Основной принцип данного подхода заключается в следующем: пьеса - это, прежде всего, история, которая может быть простой и сложной. Она может быть страшной, забавной или трогательной. И как всякая хорошая история, она должна иметь завязку, кульминацию и развязку. Именно здесь и пригодится принцип «пяти вопросов»:

- Кто они /герои истории/?

- Что они делают?

- Где они находятся?

- Когда происходит действие?

- Почему они это делают?

Ответы на некоторые вопросы зрители получают из фабулы истории, что-то - из диалогов артистов, из различных звуков, музыки, декораций, освещения, костюмов. И очень много деталей из манеры актера раскрывать поведение своего персонажа.

Игра актера важна для раскрытия сути истории.

Все, что человек думает, знает, говорит или делает, является результатом того, что он видел, слышал, обонял, пробовал, осязал. Таким образом, игра актера на сцене - результат воплощения ощущений, полученных из фабулы пьесы.

Чем ярче актеру удастся воссоздать для себя чувства, мысли, желания своего персонажа, тем больше зритель поверит актеру и тем большее удовольствие получит от его игры.

Чем больше актеру удастся вжиться в воображаемые ощущения и действовать соответственно им, чем богаче воображение актера, тем больше будут захвачены зрители и тем интереснее им будет спектакль и персонаж.

Далее я предлагаю вашему вниманию описание упражнений разработанных С. В. Гиппиусом, в основе которых - признанная во всем мире за эталон актерского мастерства - система К. С.Станиславского. Вот уже более сорока лет книга «Актерский тренинг. Гимнастика чувств» остается в числе основных пособий театральных педагогов. Здесь же будут предложены и игры из книги Л. Петерсон и Д. О, Коннор «Дети на сцене».

Упражнения подобраны с учетом возрастных особенностей детей и отработаны на занятиях в нашем театре. Все они расположены по темам и возможны любые вариации их использования.

Вы можете подобрать упражнения в соответствии с теми задачами, которые вы ставите перед собой сегодня. Это может быть комплексный тренинг, пластический тренинг или тренинг по сценической речи.

На занятиях в нашем театре на тренинг отводится в среднем 20 минут каждого занятия, и чаще всего - это комплексный тренинг.

Упражнения, используемые в разминочной части занятия, не должны быть особенно сложными. Их задача - настроить группу на работу, задать её ритм, ведь тренинг - настройка «актёрского» аппарата перед репетицией.

Очень хорошо подходят к этим задачам дыхательные упражнения «Мельница» и «Насос». Эти простые упражнения призваны не только «размять» группу, но и активизировать групповое и индивидуальное внимание.

Упражнение №1

Насос

Стоя. Руки опущены перед собой. Руки свободно и легко опускаются к полу, но не касаются его. Вдох носом в конечной фазе наклона: Закончился наклон туловища - закончился вдох. Вдох - максимально шумный и короткий. Выдох - ртом. Разогнувшись, не поднимать голову вверх.

Упражнение №2

Мельница

Стоя. Руки опущены вниз. На шумном вдохе руки отводятся вправо и возвращаются на выдохе через рот в исходную позицию. Теперь в левую сторону. Количество поворотов кратно 8.

Придумать ситуацию, в которой ритм работы насоса или мельницы менялся в зависимости от типа насоса или мельницы: водяной или воздушный; мощный или слабосильный.

I. Освобождение мышц.

Почему движения, привычные и легко выполнимые в жизни, в театре становятся неудобными и невыразительными? Одна из причин этого - неспособность актёра координировать как новые, так и знакомые ему движения в условиях сцены. Очень важно, чтобы актер стремился сделать свое тело «мудрым», то есть гибким и подвижным, смелым и ловким, послушным и отзывчивым, умным и образованным. На урок надо приходить с мечтой измениться.

Актерская профессия, связана не столько с работой мышц, сколько с душевными усилиями. Выполняя упражнения, необходимо добиваться результатов не за счет многократного повторения одного и того же упражнения, а за счет осознанного подхода к тому, как это упражнение выполняется. Актер не может и не должен одинаково повторять что-то несколько раз подряд. Упражнение, выполняемое актером в четвертый раз без каких-либо новых ощущений - механика. А в актерской профессии важны душевные, а не физические достижения.

Причиной невыразительной игры часто становится «невоспитанное» тело.

Степень творческого совершенства актера определяется тем, насколько успешно эта проблема решается, насколько сознательно актер подходит к процессу творчества, насколько ясно и ярко актер может выразить в жесте, движении мысли и эмоции персонажа.

Упражнение № 3

«Растирание»

Представьте, что вы находитесь на остановке автобуса - все очень замёрзли. По хлопку нужно начать активно растирать уши, чтобы их согреть и чтобы они стали бардовыми. После переключиться на растирание ладоней (сюда также можно подключить похлопывание ладоней друг о друга в разных ритмах и амплитудах). После растереть предплечья, полностью руки, плечи, грудную клетку, живот. Затем выстроиться в круг - в затылок друг за другом и активно растереть спину впереди стоящему. После опять разойтись и начать растирать бёдра, ягодицы и заднюю часть бедра, затем - лодыжки.

Это упражнение хорошо разогревает и усиливает кровообращение.

Упражнение № 4

Цель: избавиться от напряжения.

Ход работы: Попросите всех встать и встряхнуть каждую часть своего тела. Затем встаньте очень свободно и несколько раз вздохните.

Упражнение № 5

Попросите всех расслабить только какую-то часть тела, обратив внимание на то, как, расслабляя только одну часть тела, все тело расслабляется.

Упражнение № 6

Цель: полностью расслабить тело.

Ход игры: попросите всех встать. По команде начните напрягать все мускулы, начиная с кончиков пальцев на ногах, и до самой макушки / давайте команды, какие мускулы напрягать в данный момент /. Затем расслабьте все мускулы в обратном направлении, начиная от макушки и до кончиков пальцев на ногах. Затем сделайте несколько глубоких вдохов, слегка нагнитесь, потрясите всеми частями тела.

Упражнение № 7

Попросите всех расслабиться, словно вареные макароны или мокрое белье. Затем попросите детей представить, что они лежат на какой-то очень приятной поверхности, например:

в гамаке в удобном кресле

на куче листьев в высокой траве

Упражнение № 8

Попросите всех лечь на пол. Пройдите и мимоходом поднимайте у кого-то то руку, то ногу, чтобы проверить, что дети полностью расслаблены.

Упражнение № 9

Напряжение по заказу

- Запомните порядок напряжений и раскрепощений:

1-й хлопок - ступня левой ноги;

2-й хлопок - кулак правой руки;

3-й хлопок - шея;

4-й хлопок - кулак левой руки;

- Отрепетируйте мысленно эту очередность…Внимание, начали!

- Старайтесь, чтобы по каждому хлопку мгновенно возникали нужные мускульные импульсы: напрягалась ступня - хлопок - ступня расслабляется, а кулак правой руки напрягается; хлопок - кулак расслабляется, напрягается шея…

Упражнение № 10

Повтори позу.

В центре круга учеников - ведущий. По первому сигналу педагога ведущий кидает свое тело в неожиданную позу. По второму сигналу все ученики воспроизводят позу ведущего, и каждый из них находит позе свое оправдание. Вот здесь применим принцип пяти вопросов: Кто? Что? Где? Когда? Почему?

Упражнение № 11

Оправдание поз в движении

Ученики ходят по кругу. Сигнал - хлопок в ладоши - обязывает их остановиться, бросить тело в неожиданную для себя позу и оправдать ее. Для каждой позы нужно найти несколько оправданий.

- Нельзя придумывать позу заранее, до сигнала. И еще одно предупреждение. Раньше всего может прийти в голову самое простое, самое удобное оправдание: «я - испугался», например, или «я пугаю брата», «я играю», «я пляшу». Такие банальные оправдания, которыми можно объяснить любую позу, категорически запрещаются. Ищите действие, соответствующее именно этому положению вашего тела, только этому и никакому другому.

- Напрягая и расслабляя мышцы, ищите: «А если руки освободить - куда я смотрю?.. А если голову освободить - что я держу в руках?.. А ноги мои, почему так напряжены?.. Почему я не могу разогнуться?.. Что над моей головой?..» Вот эти ваши мысленные мышечные поиски - главное в упражнении.

Упражнение № 12

«Растяжка у стены»

Встать спиной к стене на расстоянии 20-30 см.

- тянуться к стене только одной точкой - макушкой головы. Сгибать тело нельзя. Также нельзя падать на стену. Нужно мягко отклонять тело и также осторожно возвращаться.

- тянуться к стене от седьмого шейного позвонка

- тянуться к стене точкой, которая находиться между лопаток

- точкой на пояснице

- копчиком

- пройтись по каждой точке 3-4 раза.

Затем повернуться к стене. Тянуться к стене следующими точками:

«третьим глазом» - точкой в середине лба

- подбородком

- солнечным сплетением

- пупком

Упражнение № 13

«Баланс»

Стоим на одной пятке, в руке держим «веер», делаем им лёгкие движения, сохраняя баланс и устойчивость. Если нам удалось устоять 3-5 секунд, меняем опорную ногу и одновременно свободной от веера рукой зовём предполагаемого партнёра, продолжая движения «веером».

Упражнение № 14

«Баланс и координация»

Стоим на одной ноге. Правой рукой зовём, левой рукой прогоняем, поднятой ногой отталкиваем. Все три движения выполняются одновременно. По сигналу - прыжком смена опорной ноги.

Упражнение № 15

«Баланс над пропастью»

Бежим. По сигналу «хлопок» перед нами возникает «пропасть». Фиксируем позицию на одной ноге. Играем ситуацию баланса. Мягко опускаем поднятую ногу и фиксируем позицию.

Упражнение № 16

«Сдвинуть воображаемую стенку»

Пытаемся сдвинуть огромный воображаемый камень, упершись в него руками и ногой, сохраняя баланс на одной ноге. По сигналу - смена опорной ноги. Пытаемся сдвинуть камень, упершись в него в него правым плечом и левой рукой. По такому принципу можно сконструировать ещё несколько позиций, но все они предполагают баланс на одной ноге и поэтапное увеличение напряжения.

Работа со скоростью начинается с обычной ходьбы. Средняя скорость сценической ходьбы - это скорость привычного для нас движения, когда мы не спешим, но и не замедляем шаг специально. Условно назовем её пятой скоростью. От средней - пятой - установим условно четыре скорости на замедление (4,3,2,1) и четыре на ускорение (6,7,8,9). Это вовсе не значит, что скоростей может быть только 9. Условные 9 единиц необходимы для создания у актёра «внутреннего спидометра» движения.



Упражнение № 17

«Батут»

Встать в круг. Представить, что все находятся на огромном батуте. Всем нужно начать прыгать (хорошо при этом использовать ритмичную заводную музыку). Прыжки должны быть разными.

В прыжках поменяться местами в круге, предварительно связавшись глазами с партнёром. Следить за ритмичностью дыхания. Можно использовать фонационный выдох (на {Ф} или на {С}). Характер прыжков: мелкие и быстрые; большие и высокие; пятками достать ягодицы; колени вверх.

Упражнение № 18

«Прыгающая тряпочка»

Легкими движениями с одной ноги на другую встряхнуть тело;

Не терять пружинящего прыжка.

Продвигаться прыжками по залу в разных направлениях. Добиваться лёгкости в прыжке, внимательно следить за продвижениями партнёров, стараться не сталкиваться с ними, не делать много прыжков, работать разнообразно и аккуратно.

Перейти на ходьбу в разных направлениях. Чаще менять направление движения. Использовать 9 скоростей движения. Пробовать контрастные изменения скорости - от 9-ой к 1-ой, от 1-ой к 9-ой. Переход от 9-ой к 1-ой должен происходить за счёт быстрого, но плавного торможения без рывка и остановки, от 1-ой к 9-ой за счёт плавного, быстрого ускорения.

Упражнение № 19

«Камень, бревно, собака»

Встать напротив педагога стайкой, в свободном положении. По команде начать бег на месте. Педагог может регулировать бега, показывая рукой «выше/ ниже», что означает «быстрее/медленнее». Согласно следующим командам, выполнять определённые действия:

- «камень слева!» - отклониться вправо

- «камень справа!» - отклониться влево

- «камень сверху!» - пригнуться или присесть

- «бревно!» - подпрыгнуть на месте

- «собака!» - повернуться назад и гавкнуть.

Начать со средней скорости, затем увеличить скорость, к концу выполнения

Упражнения - снова замедлить.


Упражнение № 20

«Объятие»

Партнёрам надо броситься навстречу друг другу, обняться и замереть. Не упрощайте момент объятий остановки, но старайтесь и не ударить друг друга. Думайте о партнёре.

Упражнение № 21

«Способ передвижения к партнёру»

Сесть на пол напротив своего партнёра на расстоянии 4-5 шагов. Найти способ передвижения к партнёру, не касаясь, пола ни кистью, ни стопой. Тот, кто сблизился с партнером, может взять его за руку и продолжить упражнение вдвоём. Задача: двигаться аккуратно, не помогая себе руками и ногами, стараясь не мешать партнёру. Повторить упражнение с закрытыми глазами.

Упражнение № 22

Компас

Задача: развивать чувство ориентации в пространстве.

Участники стоят в круге. Один - ведущий - в центре круга. Ведущему нужно запомнить, кто, где стоит (на определенный счет). После этого ведущий закрывает глаза и вытягивает руки вперед в виде стрелки компаса. Педагог называет имя человека, на которого нужно указать ведущему. Он с

закрытыми глазами показывает.

Упражнение № 23

Змейка

Организованность, рабочая четкость - требования этого упражнения

Ученики идут по комнате змейкой, в затылок друг другу. Ведущий обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы и канавы, а все остальные повторяют его движения.

По знаку педагога ведущий переходит в хвост змейки, а следующий за ним становится новым ведущим.

II. Сценическое внимание.

Ни одно из упражнений предыдущих /и последующих/ разделов, конечно, не может быть правильно выполнено, если у исполнителя нет сценического внимания.

Внимание у человека в жизни непроизвольно и непрерывно. У каждого человека внимание бывает различно. В жизни нередко встречаются рассеянные люди с поверхностным и неустойчивым вниманием. Их взгляд мгновенно переходит с одного предмета на другой. Есть люди, которые, наоборот, длительно сосредоточивают свое внимание на одном, интересующем их предмете и с большим трудом переключают его на другие объекты.

Сценическое внимание, как элемент сценического действия, рассматривается не только как противоположность рассеянности, как умение сосредоточиться на заданном объекте, но, прежде всего как активный познавательный процесс, как необходимое условие органического действия, осуществляемого с помощью восприятия / зрение, слух, осязание, вкус, обоняние /.

Будущие актеры должны овладеть умением, сосредотачиваться на чем-то (на объекте) и отключать все мешающее, научиться по своей воле, переносить внимание с предмета на предмет (с объекта на объект). Другими словами - развить у себя управляемое внимание, гибкое и послушное, цепкое и активное. Внимание, способное переключаться в нужный момент с одного объекта на другой.

Мышечная свобода и внимание находятся в тесной зависимости друг от друга. Если мы по-настоящему сосредоточены на каком-то объекте и одновременно отвлечены от других, мы непременно свободны. С другой стороны, отсутствие мышечной свободы не даст нам возможности полностью сосредоточить свое внимание на нужном объекте. Таким образом, внимание и мышечная свобода, тесно переплетаясь, сопровождают процесс сценического действия и являются необходимым условием актерского творчества. Поэтому, упражнения на внимание и мышечную свободу можно объединять.

Упражнение № 24

Отвечай!

Ученики, один за другим, отвечают хлопком на хлопок педагога, который постоянно меняет темп и силу ударов. Характер хлопков ученика должен точно соответствовать заданному темпу и его постоянному изменению.

- Я как будто спрашиваю вас о чем-то, а вы отвечаете. Отвечайте мне в том же тоне и с той же силой удара, с какой я задаю вопрос.

- А теперь поспорим! Чем тише я хлопаю, тем громче отвечайте. Чем громче будет мой хлопок, тем тише должен быть ваш. Если я ухожу от спора - наступайте. Если же я наступаю - отступайте тихими хлопками.

Упражнение № 25

Мячи и числа

- Кидая мяч, назовите любое число от единицы до девятнадцати. Тот, кому кинули мяч, должен мгновенно откликнуться, назвав число на единицу больше, и снова кинуть мяч, назвав новое число. Запрещается, когда кидаешь мяч, называть число, следующее по порядку за тем, которым только что откликнулся.

- Семь! - кидает один.

- Восемь! - откликается другой, ловит мяч и кидает его снова.

- Пятнадцать!

- Шестнадцать! - откликается третий.

Это не сразу удается. Когда два числа произносятся одно за другим в быстром темпе, третье число так и норовит соскочить с языка - следующим по порядку. Навык рабочей сосредоточенности поможет ученику сбить эту рефлекторную последовательность.

- Постепенно меняйте темп бросков. Называть число нужно одновременно с броском. Отвечать на число - сразу же, пока мяч летит в воздухе.

Упражнение № 26

Вороны и воробьи

Учеников разделить на две группы. Одной дать название «воробьи», а другой - «вороны». Объяснить условия игры: если будут названы «воробьи», то они должны убегать, а вторая группа, «вороны», будут ловить и наоборот. Поставить группы спиной друг к другу. Ведущий объявляет: «Приготовиться!» Потом медленно произносит, растягивая по слогам, «во-ро- /пауза /-бьи» или «во-ро- /пауза/-ны!» Это упражнение развивает не только внимание, но и выдержку.

Упражнение № 27

Пишущая машинка

Педагог распределяет между учениками все буквы алфавита /в зависимости от состава группы, некоторым ученикам может быть дана не одна, а две-три буквы/. Затем педагог предлагает какую-нибудь фразу, пословицу, строки из басни или из стихотворения. Например, строки А. Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

Педагог хлопает в ладоши / «нажимает на клавишу буквы»/, ученик отхлопывает свою букву, очередную в слове / « бьет буквой по бумаге»/. Интервал между словами отхлопывают все.

1/ хлопок педагога - клавиша буквы Б;

2/ хлопок одного из учеников - буква Б;

3/ хлопок педагога - клавиша буквы У;

4/ хлопок ученика - буква У; и т. д. - до конца фразы.

В этом упражнении важно, чтобы ученик, повторяя мысленно всю фразу по буквам, вовремя вступил со своим хлопком, не нарушая общего темпа, в котором прохлопывается фраза. Так же надо следить, чтобы хлопки по своей звучности были одинаковы.

Как показывает практика, тексты, «отпечатанные» на такой пишущей машинке, прочно сохраняются в памяти учеников после упражнения, поэтому стоит обратить внимание на содержание того, что именно мы впечатываем в их память.

Упражнение № 28

Три точки

- Быстро менять: среднюю, близкую, точку. Каждый раз оправдывать перемену. Зрение, а значит и мысль о предмете.

Умение произвольно переключать механизмы восприятия - ценный навык, помогающий управлять собой в действии.

На первых порах это трудно. Надо дать достаточно времени, чтобы ученики смогли собрать мысли, вспомнить, о чем думали. Потом сокращать паузы между переключениями. И, наконец, усложнить упражнение:

Введем промежуточный, средний объект-точку. Дальний!.. Средний!.. Близкий!.. Средний!

Упражнение № 29

Круги внимания

В предыдущем упражнении мы рассматривали объект внимания в виде точек. Но когда в поле зрения появляется несколько предметов или точек, то, естественно, расширяется и круг внимания.

Круг внимания представляет собой пространство, площадь, заключающую в себе множество отдельных, самостоятельных объектов, ограниченную линиями самих предметов. Взгляд перескакивает с одного предмета на другой, но не выходит из границ, очерченных кругом внимания. Круги внимания бывают: малый, средний, большой.

- Положить на стол несколько предметов. Предложить каждому ученику рассмотреть один из этих предметов и, отвернувшись от стола, рассказать о предмете, который он рассматривал. При этом педагог напоминает, что предмет, который они рассматривали, - это объект-точка.

- Тот же стол с предметами. Предложить каждому ученику рассмотреть на столе все предметы и рассказать о них, об их особенностях - это малый круг внимания.

- Рассмотреть часть комнаты с находящимся в нем столом /обязательно наметить границы обзора комнаты/ и рассказать, что в ней увидели, - средний круг внимания.

- Рассмотреть всю комнату и рассказать о том, что вы в ней увидели, какие предметы, - большой круг внимания.

Внимание к объекту в искусстве должно быть чрезвычайно стойким. Чтобы удержать внимание на объекте, надо оправдать это внимание к объекту, окружить этот объект привлекательным вымыслом воображения и начать действовать.

Упражнение №30

Рассмотреть один из предметов, разложенных на столе /перчатки, ключи, очки, кольцо, сумочка и т.д. / и наделить его интересным вымыслом воображения.

Эти упражнения проводятся примерно так:

Педагог. Какой у вас объект?

Ученица. Я рассматриваю шарф.

Педагог. Оправдайте, почему вы так внимательно его рассматриваете?

Ученица. Я сегодня иду в театр. У меня есть хорошее платье, туфли. А этот шарф так подходит к моему платью, он в тон его расцветки. К тому же сейчас очень модны эти шарфы. Ведь так красиво…накинуть шарф на плечи…Мне интересно его примерить и посмотреть, пойдет ли мне к лицу сиреневый цвет.

Педагог. Ну что ж, возьмите, разверните и примерьте. Начинайте дейстовать.

Упражнение № 31

- Спросить внезапно ученика: «Во что одет сегодня ваш сосед?» Или: «Какое настроение и самочувствие у вашей соседки, сидящей справа?»

- Предложить ученикам рассмотреть предметы, хорошо им знакомые /свою сумку, шарф, шапку, кофту/, и сказать об изменениях, происшедших с этими предметами в течение последнего времени.

- Дать ученикам домашнее задание на серию упражнений:

а/ рассмотреть изменения, происшедшие на вашей улице;

б/ вести наблюдения за людьми в повседневной жизни, замечая интересные типажи, характеры, темпераменты и т. д., а потом рассказать на занятиях о том, что дали вам эти наблюдения, что замечено интересного.

Пусть дети рассказывают о своих впечатлениях. Таким образом, они обогащают друг друга жизненными фактами, эмоциями.

Смотреть и видеть.

Актер должен быть внимательным не только на сцене, но и в жизни. Рекомендуйте ученикам, чтобы они, наблюдая в жизни какое-нибудь событие, случай, встретившись с интересными людьми, всегда при этом ставили бы себе вопросы: кто, что, когда, где, почему так действует?

Очень хорошо, если ученики будут вести дневники наблюдений. А.Д. Попов говорил актерам: «Наблюдайте жизнь, научитесь сравнивать жизнь и театр, с предпочтением к жизни, она богаче. Заведите тетради. Записывайте в них свои наблюдения:

- Оригинальные жизненные мизансцены.

- Подсмотренные в жизни интересные физические самочувствия.

- Интересную атмосферу.

Смотреть - занятие пассивное. Видеть - активное жизненное действие. Видеть - это значит соединить зрение и мысль в одном фокусе, на одном предмете. Говоря о зрительном внимании как об орудии добывания творческого материала, Станиславский писал, что надо по лицу, по взгляду, по тембру голоса уметь различать, что делается с человеком, в каком состоянии он находится, о чем думает. Мы в жизни постоянно пытаемся это делать, но часто ограничиваемся первыми, поверхностными впечатлениями или «судим по себе». Актеру надо тренировать себя в более глубоком проникновении в состояние собеседника. Такая способность - развивается.

Упражнение № 32

Рассмотрите предметы

Возьмите любой предмет: цветок, лист, часы, ручку...Постарайтесь определить словами, что вам в них нравится…

- На что похоже дерево за окном? Узоры на окне? Облака?

Надо выработать в себе не просто привычку наблюдать, а сделать так, чтобы было невозможно жить и не наблюдать, не впитывать все впечатления, которые дарит человечеству жизнь.

Упражнение № 33

Обмен

- Задание каждому: возьмите из своих вещей какой-нибудь небольшой предмет - расческу, ручку, ключ. Пока вы считаете до двадцати, внимательно рассмотрите предмет. …19! 20! Обменяйтесь предметами соседом. Рассмотрите этот новый предмет. …19! 20! Стоп! Теперь расскажите друг другу по очереди сначала об одном предмете, потом о другом, а сосед пусть проверит вас.

Не пропускайте ни одной мельчайшей подробности! А что это за царапина на расческе, когда она появилась, отчего? Вспомните или придумайте это.

Так тренировка зрительной памяти связывается с развитием воображения, неотделимого от наблюдения.

Упражнение № 34

Фотографы

Ученики сидят полукругом. Один из них, стоя перед полукругом, «фотографирует» всех /с заранее оговоренной выдержкой - минута, две или на счет /, а затем выходит за дверь. Все пересаживаются на другие места. Можно звать « фотографа». Как раньше сидели? Кто изменил позу? Необходимо всех посадить на свои места, вернув всем прежнее положение. На площадке расставлены стулья. Один или несколько учеников «фотографируют» на счет / выберите сами / общий вид комнаты и выходят. Пока они за дверью, расположение стульев меняется, причем лучше не делать полную перестановку, а только чуть изменить положение двух - трех стульев.

Упражнение № 35

Что нового?

Проверяя степень развития наблюдательности, педагог спрашивает в начале занятия:

- Что нового вы заметили сегодня в нашей аудитории?

- Что нового сегодня в одежде товарищей?

- Вспомните, что нового вы увидели сегодня на улице, когда вышли из дома?

Упражнение № 36

Рычажок переключения

Ученики - в полукруге. Каждый берет какой-нибудь предмет - часы, расческу, ключ.

- Рассмотрите внимательно, что у вас в руках. Решите: почему и с какой целью вы эту вещь рассматриваете?

- По хлопку переключайте зрение с предмета на стену и снова на предмет. Контролируйте, как бегут ваши мысли. Когда разглядываете часы, выискивайте в них новые, неизвестные вам особенности, а потом, по хлопку, как бы переключите рычажок внимания на все пространство стены - запомните, на какой мысли вы остановились. Вернувшись по следующей команде к этому предмету, возвращайтесь и к прерванной мысли, продолжайте ее, а не начинайте все сначала.

Промежутки между командами постепенно сокращаются - от минуты до нескольких секунд.

Упражнение № 37

Слышать только одного

Задание:

« Одновременно читают вслух два человека. Одни слушают только одного, другие - другого».

Лучше всего, если читаемые тексты будут незнакомы. Помните, что надо не только слушать, но и услышать. А услышать - значит понять, получить представление и непременно увидеть что-то на экране внутреннего зрения.

Настройте волну своего слуха на одного читающего. Второго вы тоже будете слушать, но слышать - только первого.

«Читающие, стоп! Кто из слушателей расскажет подробно и последовательно все, что услышал?»

К этому разделу можно отнести несколько упражнений Л. Петерсон.

Упражнение № 38

Концентрация на реальных объектах

Передавайте по кругу яблоко или дайте каждому ребенку печенье или небольшую коробочку с изюмом. Назовите какой-то из органов чувств и попросите детей исследовать данный предмет с помощью названного органа чувств. Например, вы говорите: «Потрогай». И если это яблоко, то тогда ребенок может ответить: «Тяжелое, круглое, твердое, мягкое пятнышко возле черенка» и так далее. Продолжайте дальше подобным образом до тех пор, пока вы не почувствуете, что дети истощили всю свою фантазию.

Упражнение № 39

Медленное движение

Позовите на сцену троих детей. Попросите одного совершать какие-то простые движения, например, взять книгу, пролистать ее, положить на место. Попросите оставшихся двух детей совершить те же самые движения, но только в очень медленном темпе. Затем обсудите со зрителями, какие движения они повторили, а какие - нет. Повторите упражнение еще с несколькими тройками детей. Попросите детей самим предложить какие-то движения.


Упражнение № 40

Наблюдаем за людьми

Попросите детей воспроизвести «принесенную с собой» походку и обсудить ее. Попросите их обратить внимание на детали и предположить, кому может «принадлежать» данная походка. Затем попросите воспроизвести движение, которые, как они заметили, делают люди, просто стоя на месте и разговаривая. Обсудите это, особое внимание обратите на то, что делают люди со своими руками. Предположите возможные ответы на пять вопросов, исходя из полученной информации.

II. Воображение. Фантазия.

Неразвитая фантазия тормозит творчество.

Известный психолог актёрского творчества Н.Б.Рождественская с болью отмечает, что «Современные дети всё меньше читают, потому что всё их свободное время отнимают компютерные игры и просмотр телевизионных передач. А ведь книга в детстве - мощный источник нравственного развития, потому что через образы воображаемых героев непосредственно воздействует на эмоциональную сферу, т.е. на подсознание». Всё, что ребёнок читает, видит, слышит очень важно для него - это его жизненный опыт, а в работе над образом в спектакле - творческий «багаж».

Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое.

Упражнение №41

Метафоры (по С.В. Гиппиус)

Преподаватель произносит слово, например: «Гаснут...» Все учащиеся описывают, что они увидели на своем внутреннем экране (звезды, окна, силы, глаза...). Это упражнение совершенствует ассоциативное мышление и фантазию.

Упражнение №42

Не очень реальный предмет. Нужно постараться представить предметы, которых нет перед вами, и которые носят странные названия: абракадабра, чашка с ручкой внутрь, веник из слоновой кости, дырдоска, головотяпарь, умоотвод.

Упражнение №43

Образы идей.

Несколько абстрактных понятий, внутренний образ которых предлагается создать и описать: красота, порядок, энергия, мир, гармония, общение.

Упражнение №44

Путешествие картины.

Учащемуся показывается репродукция известного полотна и предлагается рассказать о том, что там изображено. После одной-двух фраз он передает репродукцию другому, который тоже добавит свою фразу. Таким образом, организуется целостный этюд или рассказ со своим сюжетом.

Упражнение №45

Скульптор и глина.

Учащиеся разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем «скульптор» и «глина» меняются местами. Учащимся не разрешается переговариваться.

Слушать и слышать! Рождение слова.

Есть люди, которые не любят слушать, им гораздо интереснее говорить самим. Они томятся, когда все же приходится что-то выслушать в разговоре, но с нетерпением выискивают момент, когда можно перебить собеседника. И есть люди, которые любят слушать. Разговаривать с ними - удовольствие. Замечено, что люди, умеющие слушать, обладают более развитым интеллектом и воображением. Так что - учитесь слушать! Везде, всегда.

Упражнение № 46

- Когда вы идете по шумной людной улице, попробуйте, не глядя по сторонам, лишь по доносящимся до вас звукам ясно представить себе зрительно, что происходит вокруг.

- Попробуйте улавливать звуки выборочно - слушать, к примеру, только шумы проезжающих машин, не обращая внимания на все остальное. Думайте, что это за машины, угадывайте, какие они, придумывайте, куда они едут, кто в них сидит.

- Прислушайтесь к шагам отдельных прохожих, но не смотрите на них. По характеру шагов - нафантазируйте себе внешний облик прохожего, и даже его мысли, его биографию. Угадайте, куда он идет.

Упражнение № 47

Соноскоп предметов

Этот фантастический прибор нашего воображения способен по звуку увидеть любой предмет.

- Отвернитесь. По какому предмету я стучу карандашом?.. А теперь?

Звуки разные - карандаш постукивает то по книге, то по столу, то по руке, то по часам.

Помогая осознанию связи между внутренними видениями и звуками, мы тренируем образное мышление.

Упражнение № 48

- По нескольким разным звукам нафантазируйте картину. Слушайте!

Один из учеников /он располагается в таком месте комнаты, чтобы его не было видно/ «задает звуки», остальные - выстраивают цепочку событий по ним. Сначала ученики слышат, например, тихое насвистывание какой-нибудь мелодии, затем - резкий стук. Маленькая пауза. Громкий возглас: «Что это такое?»

- Откройте глаза. Что происходило?

- Шел человек по лесу, насвистывал. Вдруг - выстрел…или

- Человек вошел в свою квартиру, ищет выключатель, чтобы зажечь свет, а выключателя нет. Споткнулся о детскую коляску. Понял, что забрел в чужую квартиру.

- Расскажите подробнее все, что видели в своем воображении. С начала до конца, последовательно, ничего не пропуская.

- Что за человек? Расскажите о нем так, чтобы мы увидели его. Вам он известен? Ведь мы увидим его только в том случае, если вы сами хорошо представляете себе, какой он. Он может быть вашим знакомым, а может быть придуманным только что. То и другое допустимо, лишь бы вы видели его и хотели, чтобы и мы увидели.

- Почему раздался выстрел? Что случилось в лесу?

Упражнение № 49

Другие события

К предыдущему упражнению, как и к остальным, нужно возвращаться на следующих занятиях, добиваясь все более полного и углубленного выполнения упражнения.

- Прокрутите в своем воображении «звуковую киноленту» из предыдущего упражнения.

- Послушайте снова эти звуки, только учтите, что действие происходит не в лесу, а в поезде или в вашей комнате, или в каком-нибудь другом месте. Расскажите подробно, что произошло, не забыв при этом о пяти вопросах: кто, что, где, когда, почему.

Упражнение № 50

Действуй словом

Прежде чем переходить к разговорным этюдам, надо сделать много упражнений на одно-два слова, которым поверят и исполнитель, и зрители. Например:

- Вы отстали от товарищей и потеряли дорогу в лесу. Вышли на бугор, откуда далеко видно. Глубокая осень, холодно. Темнеет. Что делать, куда идти? Посмотрите, кажется, вдалеке - люди! Или это колышутся дальние кусты? Зовут? Или это ветер? Всмотритесь, вслушайтесь! Когда вам покажется, что это люди, кричите: «Сюда!»

Долгая подготовка к слову - действие в предлагаемых обстоятельствах, вера в их реальность - приведет к рождению живого позыва к крику.

Упражнение № 51

Оправдание слова

Упражнения, подобные предыдущему, выполняются на основе любого заданного слова. Каждому из учеников дается одно любое слово.

Две минуты на мысленное представление обстоятельств и оправдание слова. Сообщаются два требования до того, как ученики начнут придумывать и объяснять обстоятельства:

  1. Если слово адресуется воображаемому партнеру, то лучше, чтобы он был где-нибудь за стеной, за дверью, вдалеке, а не здесь же на площадке. Не стоит общаться с воображаемым партнером, находящимся якобы рядом.

  2. Слово надо произнести тогда, когда его необходимо сказать, когда оно само просится, когда логика и последовательность действий привели к неизбежности того слова. Например:

С порывом сквозняка вылетели из окна нашей комнаты в сад редкие марки, которые мы с другом рассматривали. Я ищу их - в траве, в кустах. Было их восемь, а нашел пока только три. Вот четвертая, пятая…Слава Богу, теперь все! И вот я кричу другу в окошко: «Восемь!»

Слово должно быть живым. Не думайте, как его произнести. Забудьте о нем поначалу. Постарайтесь не рвать действие, тяните непрерывную цепочку поисков.

Экран внутреннего видения. / Мысленное действие/

- Мы видим все, о чем нам рассказывают. Только не всегда осознаем эти видения. Или осознаем их отрывочно, редкими клочками картин. Надо упражняться в непрерывности видений. Воспитайте в себе такую привычку: когда слушаете какой-нибудь рассказ, старайтесь видеть непрерывно все, о чем слушаете. Мысленная речь поможет впоследствии перейти к внутреннему монологу, к мысленному и словесному действию, поможет думать в момент действия так, как думал бы изображаемый актером герой.

Упражнение № 52

Мысленная речь

- Вспомните сегодняшнее утро, всю цепь маленьких эпизодов с той минуты, когда вы вышли из дома. Нужно увидеть в воображении весь путь, шаг за шагом. На что вы смотрели по дороге, о чем думали, что делали? Старайтесь увидеть все подробности в их тогдашней последовательности, а одновременно, чтобы укрепить видения, бормочите тихонечко вслух: «Вышел из дома. Какое было утро? Серенькое. На небо посмотрел - облака сизые-сизые, как голубиное крыло. И тут о голубях подумал…

Тренировка мысленной речи - начало отработки мысленного и словесного действия.

- Вспомните самое интересное событие вашей жизни за прошедшее лето.

- Вспомните самое важное для вас событие вчерашнего дня. В каждом дне среди множества малых эпизодов можно найти и наиболее важное, определяющее вашу дальнейшую жизнь хоть немного.

Тренировка логики и последовательность мысленной речи - работа над приближением к логике и последовательности чувств.

Упражнение № 53

Кинолента прожитого дня.

Домашний индивидуальный тренинг.

«Ложась спать и потушив свет, приучите себя ежедневно мысленно просматривать всю жизнь каждого прошедшего дня, старайтесь при этом детализировать свои воспоминания».

И Станиславский уточняет, до какой степени необходимо детализировать воспоминания - если, например, восстанавливаете в памяти, как вы обедали сегодня, то надо вспомнить:

- все, что вы ели и в какой очередности;

- вкус всего съеденного;

- всю посуду и общую ее расстановку на столе;

Такая детализация необходима при любом воспоминании. Понятно, что весь день таким образом не вспомнить - времени не хватит. Пусть вспомнится немного, но зато подробно!

Создавайте новые киноленты, возвращайтесь к старым - создание их - отличный способ заготовки материала для творчества.

Упражнение № 54

Кинофильм

Назовите название фильма. Например, «Подруги».

Первый ученик повторяет слово «подруги» и называет следующее слово, которое определяет ту картину, что представилась его воображению:

- Подруги…Лес…

Второй ученик повторяет сказанное и добавляет свое слово, развивая сюжет:

- Подруги…Лес…Вечер…

Так накапливаются слова-кадры Слово - это как бы название картины, которая видится вашему воображению. Поэтому сначала надо увидеть картину, потом назвать ее словом. Каждый раз, при каждом повторении - вы ли говорите или ваш товарищ - прокручивайте киноленту снова и снова, переключайтесь с одного видения на другое и называйте слово только тогда, когда увидите картину.

Начинающие часто механически запоминают слова. Иногда они невольно связывают слово с человеком, назвавшим его. Тогда ученик вспоминает слово за словом, глядя на товарищей, - в какой последовательности они сидят. Надо сразу же предостеречь учеников от такой ошибки. Главное в упражнении - непрерывная логическая последовательность кадров- событий, непрерывность внутреннего видения. Каждое новое слово как бы поворачивает сюжет, иногда весьма неожиданно для всех. Поэтому ученики на первых порах часто протестуют: слово, названное очередным учеником, «не укладывается», не совмещается с общей картиной, создающейся в воображении каждого. Протесты не должны приниматься. Здесь действует принцип: «Авторское слово - закон!» Каждое, даже самое неудобное слово нужно оправдать.

В следующем упражнении можно расширить рамки задания - сочинять, пользуясь большими фразами. Живите в атмосфере вымысла, в атмосфере рассказа в течение всего упражнения. Заставляйте себя мгновенно переключаться с одной картины на другую.

Упражнение № 55 /Л. Петерсон/

Где?

Задача: представить себе как можно больше деталей воображаемого места.

Ход игры: попросите кого-то назвать какое-либо место. Попросите нескольких детей назвать какие-то ощущения, характерные для этого места. Например, местом является пляж. Вы можете спросить: «Запах?» и вам ответят: «Пахнет морем». Затем спросить: «Что слышите?» и вам ответят: «Шум волн». Продолжайте в том же духе, пока воображение детей не истощится.

Упражнение № 56

Задача: Исследовать самые различные аспекты Где.

Ход игры: позовите на сцену детей и предложите каждому свой ответ на вопрос где. Помогите их воображению, задавая вопросы, которые помогут им реально ощутить свое местоположение всеми органами чувств, например:

- там темно или светло?

- вы находитесь высоко?

- какова температура окружающей среды?

- чем пахнет больше всего?

- что вы слышите?

- есть ли что-то, что вы можете попробовать?

- есть ли что-то, что вы можете съесть или выпить?

- каковы предметы в этом месте: тяжелые, легкие, твердые, мягкие?

- слышите ли вы какую-нибудь музыку или царит полная тишина?

- вам нравится или не нравится в этом месте?

В качестве одного из вариантов данного упражнения можно отправить одного ребенка на сцену, задать ему, где он находится, и попросить остальных детей давать ему более детальные инструкции, которые помогают ему развить дальнейшее действие. Инструкции могут напоминать что-то вроде: «Ты идешь, скользя по льду. Твой шарф развевается и поэтому твои уши мерзнут. Вдруг ты видишь глубокую трещину во льду. Ты поскальзываешься и начинаешь звать на помощь. Но все сидят вокруг костра, и никто не слышит тебя».

Используйте органы чувств при работе над вопросом Где?

Например: - в луже жидкой грязи; - в куче сухих листьев;

- в лесу; - в дымной комнате;

- на скользкой тропинке.

IV. Общение.

Выполняя цепь сценических задач и действуя таким образом по отношению к партнеру, актер неизбежно и сам подвергается воздействию со стороны партнера. В результате возникает взаимодействие, борьба. Актер должен уметь общаться. Это не так просто. Для этого он должен научиться не только действовать, но и воспринимать действия партнера, ставить себя в зависимость от партнера, быть чутким, податливым и отзывчивым по отношению ко всему, что исходит от партнера, подставлять себя под его воздействие и радоваться всякого рода неожиданностям, неизбежно возникающим при наличии настоящего общения.

В чем проявляется общение? Во взаимозависимости приспособлений. Сценическое общение налицо тогда, когда едва заметное изменение в интонации одного вызывает соответствующее изменение в интонации другого. При наличии общения реплики двух актеров музыкально между собой связаны: раз один сказал так, другой ответил непременно этак, и никак не иначе. То же самое относится и к мимике. Чуть заметное изменение в лице одного влечет за собой ответное изменение в лице другого.

Искусственно, внешним путем, этой взаимозависимости сценических красок добиться невозможно. К этому можно прийти только изнутри, путем подлинного внимания и органического действия со стороны обоих. Если нарушена органика поведения хотя бы одним из партнеров, общения уже нет.

Навыки взаимосвязи и взаимодействия хорошо тренируются упражнениями на парные физические действия:

Упражнение №57

Встреча

Начинаем свободное движение по комнате. Не смотрим на партнеров. Двигаемся, как бы погруженные в собственные мысли. Избегаем не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуем заполнить равномерно все части комнаты. Даже углы не оставляем пустыми.

Теперь встречаемся глазами с каждым, кто проходит рядом с нами. Секундная задержка - остановка на зрительный контакт - и вновь движение к следующей встрече. Приостановились - взгляд - движение.

Если до сих пор наш зрительный контакт с партнерами был чисто механической фиксацией, то теперь давайте наполним встречу эмоциями. Что выражает ваш взгляд при каждой новой встречи: радость, удивление, приветствие, безразличие и др.

Продолжаем движение и каждому, кто встретится нам на пути, пожимаем руку. Темп не снижается, поэтому вам придется быть достаточно расторопными, чтобы успеть здороваться и с теми, кто проходит справа от вас, и с теми, кто пробегает слева. Попытайтесь не пропустить ни одного человека, никого не оставить без приветствия. Ходить кругами совсем не обязательно: вся комната в нашем распоряжении. Импровизируем в выборе маршрута.

Теперь вместо рукопожатия касаемся каждого встречного той частью тела, которую называет педагог. «Локоть!» - значит, к локтю встречного прикладываем свой локоть и останавливаем бег, пока я не проверю, все ли нашли себе пару. «Плечо!» - значит, стоим плечом к плечу»;

Упражнение №58

Зеркало.

Учащиеся разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». На первых порах проработки задания педагог вводит некоторые ограничения на действия «оригинала»: 1) не делать сложных движений, т.е. не производить одновременно несколько движений, 2) не делать мимических движений; 3) выполнять движения в очень медленном темпе. Через некоторое время учащиеся меняются ролями.
В ходе выполнения упражнения учащиеся, работающие на "отражение", довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схватывать логику его движений. От раза к разу следить за "оригиналом" становится все легче и все чаще возникает ситуация предвосхищения и даже опережения его действий. Упражнение - очень хорошее средство для установления психологического контакта.

Упражнение №59

Предмет по кругу.

Группа рассаживается или становится в полукруг. Ведущий показывает учащимся предмет (палку, линейку, банку, книгу, мяч, любой попавшийся в поле зрения предмет) учащиеся должны передавать друг другу по кругу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то решает обыграть линейку как скрипку. Он передает ее следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно, как скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй учащийся обыгрывает эту же линейку, например, как ружье или кисть и т.д. Важно, чтобы учащиеся не просто делали какие-то жесты или формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отношение к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Чтобы обыграть линейку как скрипку, нужно, прежде всего, увидеть эту скрипку. И чем менее похож новый, «увиденный» предмет на предложенный, тем лучше учащийся справился с заданием. Кроме того, это упражнение - на взаимодействие, ведь человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.

Упражнение №60

Разговор через стекло.

Учащиеся разбиваются на пары. Ведущий: «Представьте себе, что вас и вашего партнера разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо передать ему какую-то информацию. Говорить запрещено - ваш партнер вас все равно не услышит. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что нужно, и получить ответ. Встаньте друг против друга. Начинайте». Все остальные учащиеся внимательно наблюдают, не комментируя происходящее. После окончания этюда все обсуждают увиденное.

Упражнение №61

Согласованные действия.

Навыки взаимосвязи и взаимодействия хорошо тренируются упражнениями на парные физические действия. Учащимся предлагается выполнить этюды: - пилка дров; - гребля; - перемотка ниток; - перетягивание каната и т.д.
Сначала эти упражнения представляются довольно простыми. Однако при выполнении их учащимся необходимо помнить о согласованности действий и о целесообразности распределения напряжения. Можно предложить включиться в выполнение упражнения и другим учащимся (перетягивание каната, прыгалки, игра в воображаемый мячик и т.д.).

Упражнение №62

Учащиеся разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре представить себя сиамскими близнецами, сросшимися любыми частями тела. «Вы вынуждены действовать как одно целое. Пройдитесь по комнате, попробуйте сесть, привыкните друг к другу. А теперь покажите нам какой-нибудь эпизод из вашей жизни: вы завтракаете, одеваетесь и т.д.» Упражнение тренирует навыки взаимосвязи и взаимозависимости в едином взаимодействии.

Органическое действие актера подчинено законам жизненного действия. Без познания законов жизненного действия (это одна из задач психофизического тренинга) невозможно освоить сценическое действие. В рамках психофизического тренинга, решая задачи определенные изучаемой темой, выбирайте упражнения с учетом индивидуальных способностей учащихся, и степени освоения учащимися предыдущих тем, и своего видения той стадии, на которой учащиеся находятся в данный момент на пути к конечному результату. Нет в психофизическом тренинге актера стандартного набора и стандартной последовательности отрабатываемых элементов, которые гарантировали бы заданный результат. Помощники педагога - его интуиция, творческий и педагогический опыт.









.







© 2010-2022