• Преподавателю
  • Другое
  • Открытый урок чтения в 4 классе. «Чтение сказки «Какая бывает зима» по М. Пляцковскому»

Открытый урок чтения в 4 классе. «Чтение сказки «Какая бывает зима» по М. Пляцковскому»

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок чтения в 4 классе.

Тема урока: Чтение сказки «Какая бывает зима» По М.Пляцковскому.


Задачи урока:

  • Отрабатывать навык выразительного осознанного чтения целыми словами, учить отвечать на вопросы полными ответами; выделять главную мысль; давать характеристику героям; формировать навык выборочного чтения и чтения по ролям.

  • Способствовать коррекции мыслительной деятельности (анализа, сравнения, обобщения), памяти (слуховой и зрительной), внимания, воображения; расширению и уточнению словарного запаса, развитию и активизации связной устной речи;

  • Воспитывать познавательный интерес, любовь и бережное отношение окружающей природе.

Оборудование: классная доска, компьютер, предметные и пейзажные иллюстрации, диктофонная запись.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, и, как полагается, гостей нужно поприветствовать. Давайте повернёмся к ним и обменяемся улыбками.

  • физминутка:

Раз-два-три - на месте шаг,

Палки лыжные в руках.

Мы вперёд руками вертим.

Пусть по классу дует ветер!

А теперь назад покрутим,

Снова ветер делать будем.

Возле парты мы идём

И в ладоши звонко бьём.

Раз - хлопок, и два - хлопок,

И за парту сядь, дружок.

  • психолого-эмоциональный настрой:

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

- Чтобы наша речь была чёткой и понятной нам нужно провести артикуляционную гимнастику. («Внуки»)

3. Повторение и закрепление изученного:

- Сегодня на уроке мы поговорим об одном из четырех времен года. Вы узнаете, о каком, если отгадаете загадку:

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица -

Белокоса, белолица.

Как взмахнула рукавом -

Всё покрыла серебром! (зима)

- Ребята, сегодня утром мне позвонил один любознательный мальчик Почемучка. Там где он живёт, никогда не бывает зимы. И он просит рассказать всё о зиме.

- Чтобы нам было легче и интереснее рассказать о зиме, окунёмся в зимнюю прекрасную сказку (Звучит музыка А. Вивальди "Времена года. Зима", показ слайдов);

- Сколько месяцев длится зима?

- В каком порядке следуют зимние месяцы? Загадки, помогут вам это определить.

Этот месяц год кончает, а зиму начинает. ………….

- А как звучит название этого месяца по-казахски?

Этот месяц - году начало, а зиме середина. ………….

- Назовите по-казахски - январь.

Месяц этот всех короче,

И короче стали ночи. …………..

- А как будет по-казахски - февраль?

- Еще раз повторим зимние месяцы - это декабрь, январь, февраль.

- Любит народ зиму-зимушку. И всячески изображает её красоту. Художник это делает с помощью кисти и красок, создавая прекрасные картины природы, композитор - с помощью звуков, создавая чудесную музыку, а поэт Николай Некрасов "рисовал" картины зимы словами. Одно из его стихотворений «Не ветер бушует над бором…» мы читали на предыдущем уроке, а на дом было задание - выучить его наизусть. Я надеюсь, вы все выполнили домашнее задание и готовы отвечать, но перед этим стихотворение необходимо повторить.

- Чтение стихотворения хором;

- Самостоятельное повторение стихотворения;

- Опрос учащихся на оценку.

- В сказках, стихах зиму называли волшебницей, чудесницей, красавицей, чародейкой. А как назван в стихотворении Мороз? Кто такой воевода? Почему поэт называет Мороза воеводой? Чем Мороз похож на воеводу?

- Какие слова и выражения помогают нам представить его как живое существо?

- Что проверяет Мороз-воевода?

- Да, действительно Мороз в стихотворении предстаёт перед нами сказочным живым героем, которому подвластно преобразить природу в сказку.

- А теперь, вспомните и назовите сказки, из которых взяты строки:

«… Молод ты, брат, и глуп. Поживи с моё, так узнаешь, что топор лучше шубы греет…» («Два Мороза»)

«…Тут он приподнял снежную перину с одеялом, и Маша увидела под снежной периной зелёную травку…» («В гостях у дедушки Мороза»)

«… Обиднее всего показалось Зиме, что даже маленькие ребятишки и то её не боятся: катаются себе на санках, да на лыжах, в снежки играют, снежных баб лепят, горы строят, водой поливают, да ещё Мороз кличут: «Приди-ка, помоги!...» («Проказы старухи Зимы»).

4. Физминутка.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле что-бы,

Поднимаем выше ноги.

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

Ну, а мы идём, идём

И к себе приходим в дом.

5.Сообщение темы урока:

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, которое называется «Какая бывает зима».

6. Словарная работа:

- Посмотрите на иллюстрации и скажите - кто на них изображён? (слон, снегирь, северный олень). (прикрепляются надписи к иллюстрациям)

- Слон живёт в жарких странах, где никогда не бывает холодов и не выпадает снег. То есть там не бывает зимы такой, какой мы привыкли её видеть.

- Снегирь - прилетает к нам, когда выпадает снег. Поэтому он и зовётся - снегирь, от слова «снег».

- Северный олень - живёт на севере, где очень долгая и холодная зима.

7. Работа по теме:

- Ребята, вы много знаете о зиме и рассказали Почемучке, какая бывает зима.

- А сейчас послушаем, что нам расскажут о зиме герои произведения.

- (Прослушивание сказки «Какая бывает зима» и просмотр слайдов на компьютере);

- Как вы считаете, вы услышали сейчас рассказ или сказку? Почему?

8. Работа над текстом.

А) - Послушайте сказку ещё раз и подумайте, почему каждый из героев по-разному ответил на вопрос: «Какая бывает зима?»

- Чтение сказки учителем;

- Почему слон не знает, какая бывает зима?

- Почему медведь ответил, что зима короткая - тянется одну ночь?

- Самостоятельное чтение учащихся;

- Индивидуальная работа с учащимися 3 и 4 группы;

- Чтение по цепочке;

  • Упражнения на снятие зрительного напряжения:

Долго тянется урок -

Много вы читали.

Не поможет нам звонок,

Раз глаза устали.

- Оторвите взгляд от книг и последите за бегающими фигурками.

(дети взглядом следят за движущимися фигурами - на компьютере)

Б) Дальнейшая работа по тексту:

- Выборочное чтение - найти в тексте и прочитать:

  • Что ответил на вопрос красногрудый снегирь?

  • Что ответила на вопрос собака?

  • Что ответил на вопрос мальчишка?

- Чтение сказки по ролям.

9. Заключительная беседа по теме урока:

- Ну, вот и подходит к концу урок. Вы все очень старались рассказать о зиме всё, что знаете. Я думаю, что любознательный Почемучка остался доволен вашими рассказами.

10. Сюрпризный момент.

- Ой, мне, кажется, пришло звуковое сообщение от Почемучки. Давайте послушаем его: (прослушивание диктофонной записи)

Вот спасибо вам, ребята!

Я будто в сказке побывал.

Я о зиме мечтал когда-то-

Теперь я всё о ней узнал.

Узнал про вьюги и метели,

Про лёд, мороз и снегопад,

И как снежинки налетели -

Спасибо вам. Я очень рад!

- Вот видите, ребята, вы помогли Почемучке узнать, какая же бывает зима!

11. Задание на дом: чтение сказки: «Какая бывает зима» стр.119.

12. Подведение итогов урока.

13. Оценка деятельности учащихся.

14. Рефлексия.
















© 2010-2022