- Преподавателю
- Другое
- Открытый урок чтения в 4 классе. «Чтение сказки «Какая бывает зима» по М. Пляцковскому»
Открытый урок чтения в 4 классе. «Чтение сказки «Какая бывает зима» по М. Пляцковскому»
Раздел | Другое |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Федорова С.Н. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок чтения в 4 классе.
Тема урока: Чтение сказки «Какая бывает зима» По М.Пляцковскому.
Задачи урока:
-
Отрабатывать навык выразительного осознанного чтения целыми словами, учить отвечать на вопросы полными ответами; выделять главную мысль; давать характеристику героям; формировать навык выборочного чтения и чтения по ролям.
-
Способствовать коррекции мыслительной деятельности (анализа, сравнения, обобщения), памяти (слуховой и зрительной), внимания, воображения; расширению и уточнению словарного запаса, развитию и активизации связной устной речи;
-
Воспитывать познавательный интерес, любовь и бережное отношение окружающей природе.
Оборудование: классная доска, компьютер, предметные и пейзажные иллюстрации, диктофонная запись.
Ход урока:
-
Организационный момент:
- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, и, как полагается, гостей нужно поприветствовать. Давайте повернёмся к ним и обменяемся улыбками.
-
физминутка:
Раз-два-три - на месте шаг,
Палки лыжные в руках.
Мы вперёд руками вертим.
Пусть по классу дует ветер!
А теперь назад покрутим,
Снова ветер делать будем.
Возле парты мы идём
И в ладоши звонко бьём.
Раз - хлопок, и два - хлопок,
И за парту сядь, дружок.
-
психолого-эмоциональный настрой:
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.
- Чтобы наша речь была чёткой и понятной нам нужно провести артикуляционную гимнастику. («Внуки»)
3. Повторение и закрепление изученного:
- Сегодня на уроке мы поговорим об одном из четырех времен года. Вы узнаете, о каком, если отгадаете загадку:
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица.
Как взмахнула рукавом -
Всё покрыла серебром! (зима)
- Ребята, сегодня утром мне позвонил один любознательный мальчик Почемучка. Там где он живёт, никогда не бывает зимы. И он просит рассказать всё о зиме.
- Чтобы нам было легче и интереснее рассказать о зиме, окунёмся в зимнюю прекрасную сказку (Звучит музыка А. Вивальди "Времена года. Зима", показ слайдов);
- Сколько месяцев длится зима?
- В каком порядке следуют зимние месяцы? Загадки, помогут вам это определить.
Этот месяц год кончает, а зиму начинает. ………….
- А как звучит название этого месяца по-казахски?
Этот месяц - году начало, а зиме середина. ………….
- Назовите по-казахски - январь.
Месяц этот всех короче,
И короче стали ночи. …………..
- А как будет по-казахски - февраль?
- Еще раз повторим зимние месяцы - это декабрь, январь, февраль.
- Любит народ зиму-зимушку. И всячески изображает её красоту. Художник это делает с помощью кисти и красок, создавая прекрасные картины природы, композитор - с помощью звуков, создавая чудесную музыку, а поэт Николай Некрасов "рисовал" картины зимы словами. Одно из его стихотворений «Не ветер бушует над бором…» мы читали на предыдущем уроке, а на дом было задание - выучить его наизусть. Я надеюсь, вы все выполнили домашнее задание и готовы отвечать, но перед этим стихотворение необходимо повторить.
- Чтение стихотворения хором;
- Самостоятельное повторение стихотворения;
- Опрос учащихся на оценку.
- В сказках, стихах зиму называли волшебницей, чудесницей, красавицей, чародейкой. А как назван в стихотворении Мороз? Кто такой воевода? Почему поэт называет Мороза воеводой? Чем Мороз похож на воеводу?
- Какие слова и выражения помогают нам представить его как живое существо?
- Что проверяет Мороз-воевода?
- Да, действительно Мороз в стихотворении предстаёт перед нами сказочным живым героем, которому подвластно преобразить природу в сказку.
- А теперь, вспомните и назовите сказки, из которых взяты строки:
«… Молод ты, брат, и глуп. Поживи с моё, так узнаешь, что топор лучше шубы греет…» («Два Мороза»)
«…Тут он приподнял снежную перину с одеялом, и Маша увидела под снежной периной зелёную травку…» («В гостях у дедушки Мороза»)
«… Обиднее всего показалось Зиме, что даже маленькие ребятишки и то её не боятся: катаются себе на санках, да на лыжах, в снежки играют, снежных баб лепят, горы строят, водой поливают, да ещё Мороз кличут: «Приди-ка, помоги!...» («Проказы старухи Зимы»).
4. Физминутка.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле что-бы,
Поднимаем выше ноги.
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
Ну, а мы идём, идём
И к себе приходим в дом.
5.Сообщение темы урока:
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, которое называется «Какая бывает зима».
6. Словарная работа:
- Посмотрите на иллюстрации и скажите - кто на них изображён? (слон, снегирь, северный олень). (прикрепляются надписи к иллюстрациям)
- Слон живёт в жарких странах, где никогда не бывает холодов и не выпадает снег. То есть там не бывает зимы такой, какой мы привыкли её видеть.
- Снегирь - прилетает к нам, когда выпадает снег. Поэтому он и зовётся - снегирь, от слова «снег».
- Северный олень - живёт на севере, где очень долгая и холодная зима.
7. Работа по теме:
- Ребята, вы много знаете о зиме и рассказали Почемучке, какая бывает зима.
- А сейчас послушаем, что нам расскажут о зиме герои произведения.
- (Прослушивание сказки «Какая бывает зима» и просмотр слайдов на компьютере);
- Как вы считаете, вы услышали сейчас рассказ или сказку? Почему?
8. Работа над текстом.
А) - Послушайте сказку ещё раз и подумайте, почему каждый из героев по-разному ответил на вопрос: «Какая бывает зима?»
- Чтение сказки учителем;
- Почему слон не знает, какая бывает зима?
- Почему медведь ответил, что зима короткая - тянется одну ночь?
- Самостоятельное чтение учащихся;
- Индивидуальная работа с учащимися 3 и 4 группы;
- Чтение по цепочке;
-
Упражнения на снятие зрительного напряжения:
Долго тянется урок -
Много вы читали.
Не поможет нам звонок,
Раз глаза устали.
- Оторвите взгляд от книг и последите за бегающими фигурками.
(дети взглядом следят за движущимися фигурами - на компьютере)
Б) Дальнейшая работа по тексту:
- Выборочное чтение - найти в тексте и прочитать:
-
Что ответил на вопрос красногрудый снегирь?
-
Что ответила на вопрос собака?
-
Что ответил на вопрос мальчишка?
- Чтение сказки по ролям.
9. Заключительная беседа по теме урока:
- Ну, вот и подходит к концу урок. Вы все очень старались рассказать о зиме всё, что знаете. Я думаю, что любознательный Почемучка остался доволен вашими рассказами.
10. Сюрпризный момент.
- Ой, мне, кажется, пришло звуковое сообщение от Почемучки. Давайте послушаем его: (прослушивание диктофонной записи)
Вот спасибо вам, ребята!
Я будто в сказке побывал.
Я о зиме мечтал когда-то-
Теперь я всё о ней узнал.
Узнал про вьюги и метели,
Про лёд, мороз и снегопад,
И как снежинки налетели -
Спасибо вам. Я очень рад!
- Вот видите, ребята, вы помогли Почемучке узнать, какая же бывает зима!
11. Задание на дом: чтение сказки: «Какая бывает зима» стр.119.
12. Подведение итогов урока.
13. Оценка деятельности учащихся.
14. Рефлексия.