• Преподавателю
  • Другое
  • Аттестациядан отуучу мугалимдерге жардам Государственная стратегия молодежной политики до 2015 года

Аттестациядан отуучу мугалимдерге жардам Государственная стратегия молодежной политики до 2015 года

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственная стратегия молодежной политики до 2015 года

Приложение 1

Утверждена
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 25 сентября 2012 года N 640

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ
молодежной политики до 2015 года

Введение

Кыргызская Республика находится на важном этапе своего экономического, политического и социального развития. Произошло реформирование конституционного строя государства, впервые среди стран Содружества Независимых Государств Кыргызстан стал государством с парламентской формой правления. Достойно преодолевая проблемы переходного периода, Кыргызстан начинает работать в режиме стабилизации позитивных изменений.

Основным участником данного процесса является молодежь Кыргызстана, которая является наиболее активной частью гражданского общества, поскольку молодые люди лучше приспособлены и адаптированы к внедрению нового и прогрессивного в различные сферы жизнедеятельности общества. Молодежь Кыргызстана по праву считается главным стратегическим ресурсом страны.

Сложность общественных преобразований повлияла на процессы социализации молодых людей, на все стороны жизни молодого поколения. Изменились содержание и способы разрешения основных молодежных проблем, которые в новых исторических условиях должны рассматриваться на принципиально иной основе.

Построение демократического общества с социально ориентированной экономикой невозможно без нравственного и духовного развития молодежи, формирования у молодого поколения кыргызстанцев таких качеств, как патриотизм, профессионализм, ответственность. От позиции молодежи в общественно-политической жизни будет зависеть темп продвижения Кыргызстана по пути демократических преобразований.

Государственная молодежная политика в Кыргызской Республике реализуется через создание социально-экономических, правовых и других условий для становления, самореализации молодых граждан и защиты их интересов.

1. Анализ ситуации

В Кыргызской Республике сформирована законодательная база для осуществления государственной молодежной политики.

Реализованы Национальная программа "Жаштык" по развитию молодежи Кыргызстана до 2010 года, утвержденная Указом Президента Кыргызской Республики от 18 июня 2000 года N 152, Национальная программа "Кыргызстан жаштары" на 2006-2008 годы и Концепция развития государственной молодежной политики Кыргызской Республики до 2010 года, утвержденные Указом Президента Кыргызской Республики от 14 апреля 2006 года N 173.

Политические события марта 2005 года и апреля 2010 года показали, что молодежь является одной из главных движущих сил общества, способной на радикальные преобразования. Образованная, но невостребованная молодежь становится политическим индикатором происходящего в стране.

В целях совершенствования организации деятельности государственного органа по вопросам молодежи Декретом Временного Правительства Кыргызской Республики от 26 апреля 2010 года N 25 образовано Министерство по делам молодежи Кыргызской Республики на базе Департамента по делам молодежи при Министерстве труда, занятости и миграции Кыргызской Республики, с передачей ему функций по вопросам молодежи. В настоящее время центральный государственный орган исполнительной власти по делам молодежи преобразован в Министерство молодежи, труда и занятости Кыргызской Республики.

В регионах республики действуют 23 молодежных центра, в которых осуществляется работа с молодежью, проводятся тренинги, созданы условия для организации досуга молодежи.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об основах государственной молодежной политики" к молодежи относятся граждане Кыргызской Республики и лица без гражданства в возрасте от 14 до 28 лет.

По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, численность молодых людей на 1 января 2012 года составила 1 млн. 684,5 тыс. человек или 31 процент от всего населения страны. Юноши составляют 50,4 процента, девушки - 49,6 процента от общей численности молодежи. Численность молодежи в регионах колеблется от 28 процентов в Нарынской области до 36 процентов - в городе Ош. Две трети молодежи проживает в сельской местности.

Численность обучающейся молодежи составляет 629 тыс. человек или около 37 процентов, в том числе численность учащихся общеобразовательных школ составляет 320,9 тыс. человек, в высших, средних и начальных профессиональных учебных заведениях - 221,7 тыс. человек.

Численность экономически активной молодежи в возрасте 15-28 лет составляет примерно 869,0 тыс. человек или 54 процентов от общей ее численности в указанном возрасте, в том числе количество занятых - 740,7 тыс. человек или около 47 процентов. Среди занятой молодежи мужчины составляют 63,6 процента, женщины - 36,4 процента. Доля молодых людей, занятых в государственной службе, составляет около 19 процентов от общей ее численности.

Из числа занятой молодежи высшее образование имеют 121 тыс. человек или 15 процентов, среднее профессиональное образование - 41,4 тыс. человек или 5 процентов молодых людей, начальное профессиональное образование - 46,9 тыс. человек или 6 процентов. Таким образом, лишь 26 процентов занятой молодежи имеют специальность.

Молодежь имеет свои особые функции в обществе. Она наследует достигнутый уровень развития общества, выступает главным субъектом образования семьи и демографических процессов. Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле молодежь является объектом государственных интересов, одним из главных факторов обеспечения развития общества.

Государственная молодежная политика, с одной стороны, является одним из важных инструментов общественного развития, а с другой - имеет множество серьезных проблем, тормозящих его поступательное развитие. Молодежь представляет собой наиболее крупный сегмент в структуре рынка труда, что порождает тенденцию к росту предложения рабочей силы. Молодые люди пополняют возрастную группу населения в трудоспособном возрасте. В среднем ежегодно на рынок труда прибывает порядка 116 тыс. молодых людей, в то время как создание рабочих мест может удовлетворить потребность в них лишь на 50 процентов.

По официальным данным, уровень безработицы среди молодежи достигает 10 процентов, при этом в возрастной группе от 15 до 19 лет уровень безработицы составляет свыше 19 процентов, в возрастной группе от 20 до 24 лет - около 16 процентов, в возрасте старше 25 лет наблюдается снижение уровня безработицы до 9 процентов. Почти 60 процентов официально зарегистрированных безработных молодых людей не имеют работы длительное время. Среди них более 14 процентов - выпускники высших учебных заведений.

Проблема трудоустройства молодежи обусловлена спецификой рынка молодежного труда, который отличается наличием дополнительных препятствий для молодых людей. К ним относятся низкая конкурентоспособность, особенно среди впервые вступивших на рынок труда, весьма ограниченные возможности для самозанятости и создания собственного дела вследствие недостаточной профессиональной квалификации и отсутствия первоначального капитала. Молодые люди, не имеющие постоянной занятости, а, следовательно, постоянного дохода, готовы браться за любое "подвернувшееся дело". При этом, возникает еще одна немаловажная проблема, а именно, расширяется неформальный сектор экономики.

В сфере образования молодежи также имеется ряд проблем, к примеру, несоответствие количества, качества и профиля выпускаемых специалистов требованиям рынка труда, высок процент выпускников вузов, не находящих себе работу, что связано как с отсутствием рабочих мест, так и с недостаточным качеством профессиональной подготовки выпускников.

Формирование здорового образа жизни у молодого поколения должно стать одним из важных направлений государственной молодежной политики. Имеет место распространение туберкулеза, ВИЧ/СПИДа, вовлечение в наркоманию все большего количества подростков и молодежи. В этой связи необходимо проводить целенаправленную работу с молодежью при активном участии органов власти, средств массовой информации и общественности.

Зачастую мероприятия в области молодежной политики направлены в основном на организацию досуга для молодежи. При этом роль самой молодежи в мероприятиях, как правило, пассивна, тогда как молодые люди в состоянии инициировать и реализовать любое мероприятие при определенной поддержке государственных органов, бизнеса, общества.

2. Цель и задачи Государственной стратегии молодежной политики до 2015 года

Основной целью Государственной стратегии молодежной политики до 2015 года является развитие и реализация потенциала молодежи как прогрессивной части общества, способной внести ощутимый вклад в социально-экономическое и культурное развитие Кыргызской Республики.

Задачами Государственной стратегии молодежной политики до 2015 года (далее - Государственная стратегия) являются:

1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере молодежной политики.

2. Повышение потенциала молодежи.

3. Гражданское воспитание молодежи, формирование и развитие духовно-нравственных ценностей у молодого поколения.

4. Укрепление и развитие здорового образа жизни.

5. Информационное обеспечение молодежной политики.

6. Международное сотрудничество в сфере молодежной политики.

Для достижения цели и задач Государственной стратегии разработан План мероприятий по реализации вышеуказанных задач.

3. Принципы и приоритетные направления Государственной стратегии

Государственная молодежная политика будет осуществляться на основе следующих принципов:

- обеспечение прав и свобод молодых граждан;

- поддержка прогрессивных молодежных инициатив;

- учет интересов и потребностей различных групп молодежи, независимо от пола, национальности, социального положения и религиозной принадлежности;

- адресная защита и поддержка социально уязвимой части молодежи, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, сирот, подростков из многодетных и неблагополучных семей.

Приоритетными направлениями реализации государственной молодежной политики определены:

1) патриотическое, нравственное и духовное развитие молодежи;

2) развитие созидательной активности молодежи и поддержка общественно значимых молодежных инициатив;

3) содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд;

4) формирование идей здорового образа жизни молодых граждан, воспитания и образования;

5) информационная открытость.

Основным аспектом молодежной политики является включение молодежи во все процессы развития страны, открытие для нее новых перспектив, горизонтов и "точек роста".

Государственная молодежная политика призвана обеспечить:

- стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов Кыргызстана;

- становление граждан демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы;

- разностороннее развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации и самореализации, умений отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;

- освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества.

4. Ресурсы

Для реализации данной Государственной стратегии будут использоваться различные виды ресурсов:

- кадровые: сотрудники уполномоченного государственного органа в сфере молодежной политики, министерств, административных ведомств, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, представители международных и некоммерческих организаций, заинтересованные в участии в реализации мероприятий государственной молодежной политики;

- финансовые: одним из главных финансовых источников будут средства уполномоченного государственного органа в сфере молодежной политики, соответствующих министерств и ведомств. Также будут привлекаться средства и техническая помощь международных донорских организаций.

5. Ожидаемые результаты

В результате реализации Государственной стратегии ожидается:

1) совершенствование нормативной правовой базы государственной молодежной политики;

2) повышение потенциала молодежи и институциональное укрепление реализации молодежной политики (создание домов и центров молодежи);

3) повышение уровня гражданского и патриотического воспитания;

4) укрепление физического здоровья молодых граждан;

5) информационная открытость и расширение доступа молодежи к информации;

6) развитие международного сотрудничества в сфере молодежной политики.

6. Мониторинг и оценка

Регулярный мониторинг и оценка выполнения Плана мероприятий по реализации Государственной стратегии станут ключевыми компонентами на стадии ее выполнения, поскольку конечные результаты системы мониторинга и оценки Государственной стратегии планируется построить через создание двух альтернативных каналов информации: государственного (официального) и негосударственного (общественного).

На основании данных мониторинга периодически будут оцениваться эффективность реализации мероприятий Государственной стратегии, определяться "слабые" места и недостатки. На основании полученных результатов. в целях повышения эффективности действий будут приняты решения по перераспределению ресурсов и их оптимальному использованию, улучшению координации с заинтересованными исполнителями.

стр. 5 из 5

© 2010-2022