Программа предназначена для реализации в летнем лагере

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Зернышко»





Программа предназначена для реализации в летнем лагере

Программа предназначена для реализации в летнем лагере

Программа предназначена для реализации в летнем оздоровительном лагере «Зернышко»

Возраст детей: 5-15 лет

Срок реализации: 2016 год, июнь-август Автор программы:

Шелгунова Г.В.

2016г.


Структура программы:



  1. Пояснительная записка.

  2. Цели и задачи.

  3. Содержание программы (направление деятельности, виды деятельности, изложение форм и методов работы, с помощью которых реализуются цели и задачи, игровая символика цветов).

  4. Структура организации деятельности.

  5. Механизм реализации программы.

  6. Результативность.

  7. План - сетка.

  8. Литература.







1. Пояснительная записка.

Каникулы… Долгожданная пора всей детворы. Летние каникулы - чудесное время! Время полноценного здорового отдыха. Время действий, пробы своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Время увлекательных игр. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Чтобы ребёнок не был разочарован в долгожданных каникулах, отдых у ребят должен быть организован, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку правильно организованный отдых. Лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. Лагерь - это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома - родительская разборка. Именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А задача вожатого - помочь им в этом.

Разработка данной программы по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение четырех лагерных смен. В лагере отдыхают по 80 детей в смену из разных районах новосибирской области в возрасте 5-15 лет. Основное внимание уделяется оздоровлению следующих категорий школьников: из социально-необеспеченных семей (многодетных, неполноценных, безработных, с низким уровнем дохода), детей, находящихся под опекой, с ослабленным здоровьем.

Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в 4 отрядах с наполняемостью 20 человек.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

- Конвенцией ООН о правах ребенка;

- Конституцией РФ;

- Законом РФ «Об образовании»;

- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

- Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;

- Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

Основная идея программы - это спланировать отдых учащихся таким образом, чтобы помимо оздоровления предоставить детям возможность для развития, самореализации и проявления творческих способностей.

Программа летнего оздоровительного лагеря детей и подростков опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений - построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип демократичности - участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

3. Принцип творческой индивидуальности - творческая индивидуальность - это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

4. Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

  • Безусловная безопасность всех мероприятий;

  • Учет особенностей каждой личности;

  • Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;

  • Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря;

  • Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;

  • Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;

  • Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;

  • Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации, а девиз оздоровительного лагеря звучит так:

«Зернышко лучистое, мы - все колоски,

Быть людьми хорошими ты нас научи!»

Законы оздоровительного лагеря «Зернышко»:

1. Закон территории (принимается без обсуждения). Без разрешения ребёнок не может покидать лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи, не надо мешать друг другу!

2. Закон зелени. Ни одной сломанной ветки. Сохраним нашу планету зелёной!

4. Закон правой руки. Если вожатый, воспитатель поднимает правую руку - все замолкают.

5. Закон 00. Время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, выполняй закон 00.

6. Закон мотора. Долой скуку!

7. Закон выносливости. Будь вынослив!

8. Закон дружбы. Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!

9. Закон творчества. Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!















2. Цель и задачи лагеря:

Цель:


  • Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.

Задачи:

  • Создавать условия для организованного отдыха детей.

  • Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.

  • Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей.

  • Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

  • Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

  • Формировать у ребят навыки общения и толерантности.





3. Содержание программы.

Разнообразие форм работы дают возможность гармоничного развития личности ребёнка. Главное, чтобы это были дела, в которых и детей и взрослых объединяли общие цели, а межличностные отношения строились на принципах творчества и сотрудничества.

В программу работы с детьми входят следующие направления:

  • Спортивно-оздоровительное направление;

  • Познавательно-досуговое направление;

  • Отрядные и общелагерные мероприятия;

  • Организаторская деятельность;

Спортивно-оздоровительное направление: укрепление физической культуры и развитие спорта, развитие ловкости, силы, выносливости посредством походов, экскурсий, спортивных эстафет и т.д.; привитие навыков гигиены; здоровый распорядок дня; профилактические беседы о сохранении и сбережении здоровья, утренняя зарядка, здоровое питание, отсутствие возможности занятия вредными привычками;

Познавательно-досуговое направление: расширение кругозора, познание многообразия окружающего нас мира, чего - то нового, чего раньше не видел или не замечал; Создание условий и возможностей для реализации детских фантазий, познание нового, чего раньше не видел или не замечал и стойкое желание сделать не только так, как видел, но добавить от себя, использование при проведении мероприятий театральные постановки, костюмы, декорации, и т.д. ;

Отрядные и общелагерные мероприятия: многоплановость конкурсных программ и фестивалей позволяет развить и выявить способности каждого. В планах работы отряда большое значение уделяется патриотическому и экологическому направлениям.

Воспитание любви к малой Родине, чувства прекрасного, увидев красоту и неповторимость родного края ориентированный на сохранение и поддержание культурных традиций, воспитание интереса и чувства сопричастности к живой истории Новосибирской области, отражается в таких мероприятиях, как «День России», Путешествие по Земле Сибирской», «Линейка памяти и скорби.

Мероприятия экологического характера предполагают воспитание ответственного отношения детей к природе родного края, позволяют развить чувство прекрасного, расширить интеллектуальный уровень, познать законы природы. Эта работа отражается в таких мероприятиях, как «Разведка на экологической тропе», День леса, походы и т.д.

Находясь в условиях постоянного общения с природой, дети имеют возможность познать её законы, ознакомиться с разнообразием природной среды.

Организаторская деятельность - работа в органах самоуправления, участие в организации и проведении мероприятий.

Игровая символика цветов программы:

Цель смены для отдыхающих, собрать колоски для своего отряда, по окончанию смены у отряда должен создаться колос с определенными цветами. Каждый цвет характеризует определенное качество

Красный - яркое открытие.

Оранжевый - чистота.

Желтый - здоровье.

Зеленый - экология.

Голубой - творчество.

Синий - романтика.

Фиолетовый - тайна доброты, взаимоотношение поколений.

4. Структура организации деятельности.

Система самоуправления лагеря

Элементы системы самоуправления лагеря

Функции

Народный форум

Выборы органов самоуправления лагеря: командиров отрядов, и т.д



Час отряда

Собрание отряда на отрядном месте

(планирование работы на день, неделю, назначение ответственных за направление деятельности, их отчет, обсуждение достижений и неудач)

Форум лагеря

Общее собрание лагеря, линейки (поощрение достижений, постановка задач на предстоящий период, освещение деятельности в СМИ лагеря)

Дела лагеря

Все общелагерные, отрядные, индивидуальные дела и кружковая работа

Диск

Информационный центр лагеря, центр воображаемой «Паутины»

Для получения и передачи детьми информации в лагере организованно информационное поле деятельности. Это:

Народный форум - орган самоуправления лагеря, отвечающий за информированность детей в отрядах, за передачу мнений о происходящем во внутренней жизни отрядов и жизни лагеря в целом. Это линейка и общее собрание лагеря.

Экран дня - стенд, отображающий жизнь лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период.

Рейтинг - результат деятельности отрядов или индивидуальные достижения.

СМИ лагеря - это корреспонденты (представители старшего отряда), готовящие репортажи о событиях лагеря (мультимедийные презентации; фотокорреспонденты, собирающие материалы для этих презентаций).

5. Механизм реализации программы.

1 этап. Организационный:

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

  • запуск программы «Планета Детства»;

  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;

  • выявление и постановку целей развития коллектива и личности; сплочение отряда;

  • формирование законов и условий совместной работы;

  • подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

Цель периода: знакомство детей с лагерем, его традициями, педагогами, друг с другом, создать доброжелательную, радостную атмосферу, спланировать совместную жизнедеятельность, создать условия для раскрытия способностей каждого ребёнка;

Итог периода: у ребят должно сложиться мнение о том, что их отряд и вожатые - самые лучшие, что им будет интересно. Организационный период заканчивается открытием смены.

2. Основной этап включает реализацию основных положений программы:

  • познают, отдыхают, трудятся;

  • делают открытия в себе, в окружающем мире;

  • помогают в проведении мероприятий;

  • учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

  • развивают способность доверять себе и другим;

  • укрепляют свое здоровье.

Цель периода: обеспечить разнообразную деятельность на основе общих интересов и совместного творчества; научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день; Создать и укрепить традиции внутри отряда.

Итог периода: дети начинают жить по традициям лагеря и отряда. Весь коллектив лагеря подчиняется общим законам и любит собираться вместе.

3. Заключительный этап. Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;

  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Цель периода: создать атмосферу дружеского прощания; найти добрые слова для каждого ребёнка в отряде; отметить вклад каждого ребёнка в жизни отряда, подготовить прощальные сюрпризы друг другу, подведение итогов работы, анализ деятельности;

Итог периода: решены все задачи, подведены итоги всех проведённых мероприятий, проанализирована деятельность всех отрядов, всем вручены награды.

6.Результативность программы:

По итогам развития программы мы планируем получить следующие результаты:

1. Результат игровой деятельности:

- включить всех детей в коммуникативно-игровую деятельность;

- отсутствие детей желающих уехать из лагеря.

2. Результат личностных изменений:

- получение новых знаний или проявление уже имеющихся в новом качестве;

- личностный рост каждого ребенка, проявляющийся в достижении определенных результатов в какой-либо деятельности;

- участие в программе.

Для достижения предполагаемых результатов планируется использовать методы диагностики по трем основным направлениям:

ОЦЕНКА ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ:

- огоньки откровения;

- цветограммы;

- центр общественного мнения;

- книга отзывов;

- забор откровения.

ОЦЕНКА ПРОГРАММЫ РОДИТЕЛЕЙ ОТСЛЕЖИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ:

- книгу отзывов;

- анкеты для родителей.


ОЦЕНКА ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ РЕАЛИЗУЕТСЯ ЧЕРЕЗ:

- анкетирование;

- анализ педагогических дневников вожатых;

- обсуждение результатов смены на итоговом педсовете.

ПЛАН-СЕТКА

Заранее составленный план мероприятий впервые дни смены может меняться в связи контингентом детей и предложением интересного, необычного от вожатых.

№ п/п

Утро (8.30-14.00)

День (17.30-19.00)

Вечер (19.30-22.00)

1

Заезд. Игры на знакомство. Хоз.сбор.

Кругосветка «Познай свой дом»

Вечер знакомств «Здравствуйте».

Огонек «Судьба…»

2

Линейка. Игры на знакомство (командо-образование). Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в лагере. Учебная эвакуация.

Веселые старты.

Оформление отрядных уголков. КТД _________________

«Баба-яга в ударе!»

3

Конкурс «Отрядная газета»

Сбор-планирование. Подготовка визиток (репетиции).

Торжественное открытие смены. Визитки «Разрешите представиться».

4

Линейка. Презентация центров увлечения.

Подготовка к гостеванию.

Гостевание «Мы к вам…»

5

Линейка. Работа мастерских. Спорт часы. Оздоровление.

Бал пылающих сердец. Игровой марафончик.

Развлекательно-музыкальная программа «Переплясссс…»

6

Линейка. Работа мастерских. Спорт часы.

Игра: «Верю - не верю»

Большая игра «Сириус», игровой марафончик.

игра «Ладушки»

7

Линейка. Работа мастерских. Спорт часы.

Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!».

Кругосветка

«Смех, да и только!»

«Ищи, дерзай, твори…»

8

Линейка (день изобретений). Конкурс рисунков «Любимый уголок родного края»

Спорт часы.

Оздоровление.

«Путешествие по Земле Сибирской»

9

Линейка. Работа мастерских. Спорт часы. Оздоровление.

10

Линейка. Работа мастерских. Спорт часы. Оздоровление.

Спортивно-игровая программа «Рекорды Гинесса»

Экспромт-программа

«Шоу - разбойников и разбойниц»

11

Линейка. Работа мастерских. Спорт часы. Оздоровление.

Акция «Дети детям»

КТД «Укрась свое отрядное место»

Программа «А теперь дружно и вместе с нами»,

12

Линейка. Работа мастерских. Спорт часы. Оздоровление.

«Весёлый репортаж» - конкурс рассказов, рисунков, стихов на спортивную тему


Игры по волейболу и пионерболу. Спортивные эстафеты.

Игра «Хлеб - всему голова».

Чай - брейк.

13

беседа «Разговор о

правильном питании»

Игра - викторина «Кто правильно ест - тот здоровым растёт»

Приключенческая игра «Приключение Маши и Вити»


14

Линейка. Работа мастерских. Спорт часы. Оздоровление.

Развлекательная программа

«Шип-Шип-Шоу»

15

Линейка. Работа мастерских. Зоологические забеги. Оздоровление.

Весёлые старты


Спортивная - кругосветка «Мы впереди»

16

Линейка. Работа мастерских. Спорт часы. Оздоровление.

«Мисс Зернышко»

«Мистер Зернышко» + ФИНАЛ

17

Линейка. Работа мастерских. Спорт часы. Оздоровление.


Танцевально-развлекательная

программа «Стартинейджер»

18

Линейка. Работа мастерских. Спорт часы. Оздоровление.

Экологическая игра «Тропа испытаний» береги природу

Считаем фантики. Экономическая игра. Ярмарка «Всех национальностей»

19

Линейка. Работа мастерских. Спорт часы. Оздоровление.

Репетиция отрядных номеров.

Торжественное закрытие. Философский вечер «Прощай друг, до новых встреч…».

Звездный костер единства.

20

Линейка. Отчет мастерских (выставка)

Операция «СПАСИБО.RU» Рисунки на асфальте «лагерь закрывается - лето продолжается.

Вожатский капустник.

21

ОТЪЕЗД. ВСЕМ ПОКА, ПОКА!

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Дорога в солнечный город. Методическое пособие для педагогов. Екатеринбург, 1994

  2. О.В.Зайцева, Е.В.Карпова На досуге. Ярославль, 1997

  3. Игры и развлечения. НИПКПРО, Новосибирск, 1994

  4. Константинов Н.А. История педагогики. Москва, 1974

  5. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики.Москва,1994

  6. Михайлова М.А. Детские праздники. Популярное пособие для педагогов.

  7. Ярославль, «Академия развития», 1997

  8. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. Москва, «Новая школа», 1993

  9. .Шмаков С.А Каникулы. Прикладная энциклопедия. Москва, «Новая школа», 1994

  10. Щуркова Н.Е.Собрание пестрых дел. Методический материал для работы с детьми. Москва, 1994

11 Авербах Ю.Л.В поисках истины, 1967

12.Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира. - С.-Пб., «Кристалл», 1998г.

13.Белова В.В. Методики выявления и определения уровней воспитательной эффективности учреждений дополнительного образования. - М., Центр развития творчества детей и юношества им. В. А. Косарева, 2001 г. 14 Белова В.В. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования (методические рекомендации педагогу дополнительного образования, работающему над авторской программой). - М., ЦРТДиЮ, 2002.Программа предназначена для реализации в летнем лагере

© 2010-2022