РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СЕВЕРОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»




УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАОУ СПО СО «Североуральский политехникум»

_________________/Р.Л. Жукова/

«____»_________________ 2014 г.

Номер регистрации ______________






рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
























2014 г.

РАССМОТРЕНО

на методической комиссии

протокол № ___

от _________________ 2014 г.

___________________________

Подпись председателя МК

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.03 «Автомеханик»

_______________________________

Подпись Председателя Метод. Совета

________________________2014 г.



Рабочая программа составлена на основании ФГОС по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Организация-разработчик: ГАОУ СПО СО «Североуральский политехникум».

Разработчик:

И.О. Козина, преподаватель


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО 190631.01 Автомеханик, входящей в состав укрупненной группы профессий 190000 Транспортные средства, квалификации - слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля, оператор заправочных станций, базовый уровень подготовки.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 18452 Слесарь-инструментальщик, 18447 Слесарь аварийно-восстановительных работ, 18466 Слесарь механосборочных работ и др.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы технического профиля.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Цель дисциплины:

  • формирование у учащихся определенной системы знаний, как компонента общепрофессиональных знаний об окружающем мире и его законах;

  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в развитии материаловедения;

  • привитие умения безопасного обращения с важнейшими материалами а повседневной жизни

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выбирать материалы для профессиональной деятельности;

  • определять основные свойства материалов по маркам;

  • подбирать материалы для смазки деталей и узлов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные виды металлических и неметаллических материалов;

  • основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;

  • физические и химические свойства горючих и смазочных материалов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа;

самостоятельной работы обучающегося 22 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

57

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:


лабораторно- практические занятия

29

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета









2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»

Наименование разделов и тем

№ уроков п/п

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Количество часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Металловедение

9/11/12


Тема 1.1.

Строение, свойства и производство металлов


Содержание учебного материала: Классификация, строение металлов, сплавы, компоненты сплавов, фазы металлических сплавов, твердость металла

2/2/2




Теоретические занятия

2


1

1

Роль металлов, их сплавов и неметаллических материалов в машиностроении Классификация, строение металлов

1

2

2

2

Понятие о сплаве, компоненте

1

2



Практические занятия

2


3-4

1-2

Определение твердости металлов

2

3


Самостоятельная работа

2



  1. Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение рефератов: «Производство чугуна и стали», «Применение основных свойств металлов в автомобильном транспорте»



Тема 1.2.

Сплавы железа с углеродом


Содержание учебного материала: структурные составляющие железоуглеродистых сплавов, сплавы железа с углеродом, зависимость свойств железоуглеродистых сплавов от углерода и примесей, влияние легирования на свойства

2/4/4




Теоретические занятия

2


5

1

Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов

1

2

6

2

Маркировка сталей и чугунов

1

2



Практические занятия

4


7

1

Исследование структуры железоуглеродистых сплавов, находящихся в равновесном состоянии.

1

3

8

2

Расшифровка различных марок сталей

1

3

9

3

Расшифровка различных марок чугунов.

1

3

10

4

Выбор сталей для изготовления деталей машин.

1

3


Самостоятельная работа обучающихся

4



  1. Решение вариативных задач «Графическое изображение диаграммы состояния «Fe-C» с определением критических точек для различных марок сталей и чугунов».

  2. Работа с учебной и справочной литературой по теме: «Стали и чугун, их свойства».

  3. Заполнение таблиц по теме: «Классификация сталей».



Тема 1.3.

Термическая обработка металлов



Содержание учебного материала: термическая обработка, факторы термической обработки, закала углеродистой стали, способы закал, отпуск и искусственное старение

3/2/3




Теоретические занятия

3


11

1

Основы термической обработки металлов.

1

2

12

2

Классификация видов термической обработки металлов.

1

2

13

3

Химико-термическая обработка металлов: цементация, азотирование, цианирование и хромирование

1

2



Практические занятия

2


14

1

Термическая обработка углеродистой стали

1

3

15

2

Закалка и отпуск стали

1

3


Самостоятельная работа

3



Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение рефератов по теме «Термическая обработка стали». Составление сканвордов. Решение задач прикладного и практического содержания по теме: «Изменение свойств сталей в результате термической обработки».



Тема 1.4

Цветные металлы и сплавы




Содержание учебного материала: цветные металлы и сплавы, маркировка цветных славов, баббиты и припои, антифрикционные сплавы, металлокерамика

2/3/3




Теоретические занятия

2


16

1

Сплавы цветных металлов

1

2

17

2

Маркировка, свойства и применение.

1

2



Практическая работа

3


18

1

Изучение микроструктур цветных металлов и сплавов на их основе.

1

3

19

2

Расшифровка различных марок сплавов цветных металлов.

1

3

20

3

Контрольная работа по теме «Металловедение»

1

3


Самостоятельная работа

3



Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение рефератов: «Применение сплавов цветных металлов в автомобилестроении», «Производство цветных металлов и сплавов»



Раздел 2. Неметаллические материалы

4/18/10


Тема 2.1. Пластмассы и фрикционные материалы



Содержание учебного материала: виды пластмасс, физические и химические свойства пластмасс, применение в промышленности, применение пластмасс при ремонте автомобилей

1/1/2




Теоретические занятия

1


21

1

Виды пластмасс: термореактивные и термопластичные пластмассы. Способы переработки пластмасс и их применение в автомобилестроении и ремонтном производстве

1

2



Практические занятия

1


22

1

Применение полимерных материалов при ремонте автомобилей

1

3


Самостоятельная работа

2



Выполнение реферата по теме «Применение полимерных материалов при ремонте автомобилей».



Тема 2.2. Автомобильные эксплуатационные материалы



Содержание учебного материала: Марки моторных масел и их применение

. Марки трансмиссионных масел и их применение

. Изменение свойств масел в процессе эксплуатации

. Определение качества и марки масел

. Марки пластичных смазок и их применение

. Определение качества и марки пластичных смазок

. Марки бензинов и их применение

. Определение качества и марки бензина

4/11/4




Теоретические занятия

4


23

1

Автомобильные бензины

1

2

24

2

Дизельные топлива

1

2

25

3

Автомобильные масла

1

2

26

4

Применение автомобильных масел

1

2



Практические занятия

11


27

1

Автомобильные специальные жидкости

1

3

28

2

Классификация и применение специальных жидкостей

1

3

29-30

3-4

Определение марки бензинов

2

3

31-32

5-6

Определение марки автомобильных масел

2

3

33

7

Определение качества бензина

1

3

34

8

Автомобильные дизельные топлива. Определение качества

1

2

35

9

Альтернативные виды топлива

1

2

36

10

Применение пластичных смазок

1

3

37

11

Применение моторных масел

1

3


Самостоятельная работа

4



Работа с учебной и справочной литературой по теме «Альтернативные виды топлив. Применение пластичных смазок и моторных масел в различных узлах и агрегатах автомобилей».



Тема 2.3. Лакокрасочные материалы



Содержание учебного материала: Назначение лакокрасочных материалов. Компоненты лакокрасочных материалов. Способы приготовления красок и нанесение их на поверхности. Маркировка

1/4/2




Теоретические занятия

1


38

1

Назначение лакокрасочных материалов

1

2



Практические занятия

4


39

1

Компоненты лакокрасочных материалов

1

3

40

2

Способы приготовления красок и нанесение их на поверхности.

1

3

41

3

Лакокрасочные материалы. Подбор

1

3

42

4

Определение маркировки лакокрасочных материалов

1

3


Самостоятельная работа

2



Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка реферата по теме «Автомобильные антикоррозионные покрытия».



Тема 2.4.

Резиновые материалы



Содержание учебного материала: Свойства резины, основные компоненты резины. Физико-механические свойства резины. Изменение свойств резины в процессе старения, от температуры, от контакта с жидкостями

-/2/2




Практические занятия

2


43

1

Резиновые материалы

1


44

2

Контрольная работа по теме «Неметаллические материалы»

1

3


Самостоятельная работа

2

3


Подготовка рефератов, презентаций по темам: «Способы получения резины и резиновых изделий», «Применение резиновых материалов в автомобильной промышленности».






ВСЕГО

15/29/13



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).




3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения» и лаборатории «Материаловедения».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы неметаллических материалов;

- образцы смазочных материалов.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

Оборудование лаборатории:

- твердомеры Бринелля и Роквелла;

- лупа Бринелля;

- образцы металлов;

- микроскоп МБС-9;

- электропечи муфельные;

- закалочная ванна;

- вытяжная и приточная вентиляция.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Адаскин А. М., Зуев В. М. Материаловедение (металлообработка): учеб. пособие. - М.: ОИЦ «Академия», 2008. - 288 с. - Серия: Начальное профессиональное образование.

  2. Заплатин В.Н. Основы материаловедения (металлообработка) - ОИЦ «Академия», 2010

  3. Рогов В. А., Позняк Г. Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: учеб. пособие. - ОИЦ «Академия», 2008. - 336 с.

  4. Черепахин А.А., Материаловедение - ОИЦ «Академия», 2008.

  5. Чумаченко Ю. Т., Чумаченко Г. В., Герасименко А. И. Материаловедение для автомехаников: учеб. пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 408 с.

Дополнительные источники:

  1. Заплатин В. Н., Сапожников Ю. И., Дубов А. В. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка) : учеб. пособие для нач. проф. образования / под ред. В. Н. Заплатина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.

  2. Заплатин В. Н., Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и металлообработке - ООЦ «Академия», 2010.

  3. Оськин В.А., Байкалова В.Н., Практикум по материаловедению и технологии конструкционных материалов. - М.:КОЛОСС, 2008. -160с.


  1. Электронные ресурс. Адрес доступа: metalhandling.ru

Интернет-ресурсы:

1. twirpx.com

2. avtoliteratura.ru













4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений - демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Раздел (тема) учебной дисциплины

Результаты

(освоенные умения,

усвоенные знания)

Основные показатели

результатов подготовки

Формы и методы контроля

Тема 1.1. Строение, свойства и производство металлов

Умеет:

- определять кристаллические решетки металлов

-выбирать материалы для профессиональной деятельности

Знает:

- основные виды металлических и неметаллических материалов

Использование знаний обучающихся из курса физики, химии о химических элементах, металлах, неметаллах

Форма:

устный контроль.

Методы:

собеседование,

практическая работа.

Тема 1.2. Сплавы железа с углеродом

Умеет:

- определять основные свойства материалов по маркам

- выбирать материалы для профессиональной деятельности при выполнении работ по различным видам ТО, осуществление технического обслуживания транспортного средства

Создание проблемных нестандартных профессиональных задач.

Выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств

Форма:

устный контроль.

Методы:

собеседование,

практическая работа.

Тема 1.3 Термическая обработка металлов

Умеет:

- подбирать материалы для смазки деталей и узлов

Выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств

Форма:

устный контроль.

Методы:

собеседование,

практическая работа.

Тема 1.4 Цветные металлы и сплавы

Умеет:

- определять свойства по маркам

Знает:

- о строении металлов и сплавов

- методов изучения свойств металлов и сплавов

Выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств

Форма:

устный контроль.

Методы:

собеседование,

практическая работа.

Тема 2.1. Пластмассы и фрикционные материалы

Знает:

- основных свойств, классификации, характеристик материалов, применяемых в профессиональной деятельности

Выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств

Форма:

устный контроль.

Тема 2.2. Автомобильные эксплуатационные материалы

Умеет:

- определять основные свойства по маркам при выполнении ТО и ремонта автотранспорта, ремонте автозаправочного оборудования

Знает:

- физических и химических свойств горючих и смазочных материалов

Использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности

Форма:

устный контроль.

Методы:

практическая работа.

Тема 2.3. Лакокрасочные материалы

Умения:

- определять основные свойства по маркам при выполнении ТО и ремонта автотранспорта, ремонте автозаправочного оборудования

Знания:

- основных свойств, характеристики применяемых материалов в профессиональной деятельности

- классификации физических, химических, экологических и др. свойств

Выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств

Форма:

устный контроль.

Методы:

собеседование,

практическая работа.

Тема 2.4. Резиновые материалы

Умеет:

- определять основные свойства по маркам при выполнении ТО и ремонта автотранспорта, ремонте автозаправочного оборудования

Знает:

- основных свойств, характеристики применяемых материалов в профессиональной деятельности

- классификации физических, химических, экологических и др. свойств

Выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств

Форма:

устный контроль.











© 2010-2022