- Преподавателю
- Другое
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Козина И.О. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СЕВЕРОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
-
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАОУ СПО СО «Североуральский политехникум»
_________________/Р.Л. Жукова/
«____»_________________ 2014 г.
Номер регистрации ______________
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
2014 г.
РАССМОТРЕНО
на методической комиссии
протокол № ___
от _________________ 2014 г.
___________________________
Подпись председателя МК
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.03 «Автомеханик»
_______________________________
Подпись Председателя Метод. Совета
________________________2014 г.
Рабочая программа составлена на основании ФГОС по профессии 23.01.03 «Автомеханик»
Организация-разработчик: ГАОУ СПО СО «Североуральский политехникум».
Разработчик:
И.О. Козина, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО 190631.01 Автомеханик, входящей в состав укрупненной группы профессий 190000 Транспортные средства, квалификации - слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля, оператор заправочных станций, базовый уровень подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 18452 Слесарь-инструментальщик, 18447 Слесарь аварийно-восстановительных работ, 18466 Слесарь механосборочных работ и др.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы технического профиля.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины:
-
формирование у учащихся определенной системы знаний, как компонента общепрофессиональных знаний об окружающем мире и его законах;
-
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в развитии материаловедения;
-
привитие умения безопасного обращения с важнейшими материалами а повседневной жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
выбирать материалы для профессиональной деятельности;
-
определять основные свойства материалов по маркам;
-
подбирать материалы для смазки деталей и узлов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
основные виды металлических и неметаллических материалов;
-
основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;
-
физические и химические свойства горючих и смазочных материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа;
самостоятельной работы обучающегося 22 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
57
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
44
в том числе:
лабораторно- практические занятия
29
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
22
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем
№ уроков п/п
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Количество часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Металловедение
9/11/12
Тема 1.1.
Строение, свойства и производство металлов
Содержание учебного материала: Классификация, строение металлов, сплавы, компоненты сплавов, фазы металлических сплавов, твердость металла
2/2/2
Теоретические занятия
2
1
1
Роль металлов, их сплавов и неметаллических материалов в машиностроении Классификация, строение металлов
1
2
2
2
Понятие о сплаве, компоненте
1
2
Практические занятия
2
3-4
1-2
Определение твердости металлов
2
3
Самостоятельная работа
2
-
Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение рефератов: «Производство чугуна и стали», «Применение основных свойств металлов в автомобильном транспорте»
Тема 1.2.
Сплавы железа с углеродом
Содержание учебного материала: структурные составляющие железоуглеродистых сплавов, сплавы железа с углеродом, зависимость свойств железоуглеродистых сплавов от углерода и примесей, влияние легирования на свойства
2/4/4
Теоретические занятия
2
5
1
Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов
1
2
6
2
Маркировка сталей и чугунов
1
2
Практические занятия
4
7
1
Исследование структуры железоуглеродистых сплавов, находящихся в равновесном состоянии.
1
3
8
2
Расшифровка различных марок сталей
1
3
9
3
Расшифровка различных марок чугунов.
1
3
10
4
Выбор сталей для изготовления деталей машин.
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
4
-
Решение вариативных задач «Графическое изображение диаграммы состояния «Fe-C» с определением критических точек для различных марок сталей и чугунов».
-
Работа с учебной и справочной литературой по теме: «Стали и чугун, их свойства».
-
Заполнение таблиц по теме: «Классификация сталей».
Тема 1.3.
Термическая обработка металлов
Содержание учебного материала: термическая обработка, факторы термической обработки, закала углеродистой стали, способы закал, отпуск и искусственное старение
3/2/3
Теоретические занятия
3
11
1
Основы термической обработки металлов.
1
2
12
2
Классификация видов термической обработки металлов.
1
2
13
3
Химико-термическая обработка металлов: цементация, азотирование, цианирование и хромирование
1
2
Практические занятия
2
14
1
Термическая обработка углеродистой стали
1
3
15
2
Закалка и отпуск стали
1
3
Самостоятельная работа
3
Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение рефератов по теме «Термическая обработка стали». Составление сканвордов. Решение задач прикладного и практического содержания по теме: «Изменение свойств сталей в результате термической обработки».
Тема 1.4
Цветные металлы и сплавы
Содержание учебного материала: цветные металлы и сплавы, маркировка цветных славов, баббиты и припои, антифрикционные сплавы, металлокерамика
2/3/3
Теоретические занятия
2
16
1
Сплавы цветных металлов
1
2
17
2
Маркировка, свойства и применение.
1
2
Практическая работа
3
18
1
Изучение микроструктур цветных металлов и сплавов на их основе.
1
3
19
2
Расшифровка различных марок сплавов цветных металлов.
1
3
20
3
Контрольная работа по теме «Металловедение»
1
3
Самостоятельная работа
3
Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение рефератов: «Применение сплавов цветных металлов в автомобилестроении», «Производство цветных металлов и сплавов»
Раздел 2. Неметаллические материалы
4/18/10
Тема 2.1. Пластмассы и фрикционные материалы
Содержание учебного материала: виды пластмасс, физические и химические свойства пластмасс, применение в промышленности, применение пластмасс при ремонте автомобилей
1/1/2
Теоретические занятия
1
21
1
Виды пластмасс: термореактивные и термопластичные пластмассы. Способы переработки пластмасс и их применение в автомобилестроении и ремонтном производстве
1
2
Практические занятия
1
22
1
Применение полимерных материалов при ремонте автомобилей
1
3
Самостоятельная работа
2
Выполнение реферата по теме «Применение полимерных материалов при ремонте автомобилей».
Тема 2.2. Автомобильные эксплуатационные материалы
Содержание учебного материала: Марки моторных масел и их применение
. Марки трансмиссионных масел и их применение
. Изменение свойств масел в процессе эксплуатации
. Определение качества и марки масел
. Марки пластичных смазок и их применение
. Определение качества и марки пластичных смазок
. Марки бензинов и их применение
. Определение качества и марки бензина
4/11/4
Теоретические занятия
4
23
1
Автомобильные бензины
1
2
24
2
Дизельные топлива
1
2
25
3
Автомобильные масла
1
2
26
4
Применение автомобильных масел
1
2
Практические занятия
11
27
1
Автомобильные специальные жидкости
1
3
28
2
Классификация и применение специальных жидкостей
1
3
29-30
3-4
Определение марки бензинов
2
3
31-32
5-6
Определение марки автомобильных масел
2
3
33
7
Определение качества бензина
1
3
34
8
Автомобильные дизельные топлива. Определение качества
1
2
35
9
Альтернативные виды топлива
1
2
36
10
Применение пластичных смазок
1
3
37
11
Применение моторных масел
1
3
Самостоятельная работа
4
Работа с учебной и справочной литературой по теме «Альтернативные виды топлив. Применение пластичных смазок и моторных масел в различных узлах и агрегатах автомобилей».
Тема 2.3. Лакокрасочные материалы
Содержание учебного материала: Назначение лакокрасочных материалов. Компоненты лакокрасочных материалов. Способы приготовления красок и нанесение их на поверхности. Маркировка
1/4/2
Теоретические занятия
1
38
1
Назначение лакокрасочных материалов
1
2
Практические занятия
4
39
1
Компоненты лакокрасочных материалов
1
3
40
2
Способы приготовления красок и нанесение их на поверхности.
1
3
41
3
Лакокрасочные материалы. Подбор
1
3
42
4
Определение маркировки лакокрасочных материалов
1
3
Самостоятельная работа
2
Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка реферата по теме «Автомобильные антикоррозионные покрытия».
Тема 2.4.
Резиновые материалы
Содержание учебного материала: Свойства резины, основные компоненты резины. Физико-механические свойства резины. Изменение свойств резины в процессе старения, от температуры, от контакта с жидкостями
-/2/2
Практические занятия
2
43
1
Резиновые материалы
1
44
2
Контрольная работа по теме «Неметаллические материалы»
1
3
Самостоятельная работа
2
3
Подготовка рефератов, презентаций по темам: «Способы получения резины и резиновых изделий», «Применение резиновых материалов в автомобильной промышленности».
ВСЕГО
15/29/13
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения» и лаборатории «Материаловедения».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- образцы смазочных материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории:
- твердомеры Бринелля и Роквелла;
- лупа Бринелля;
- образцы металлов;
- микроскоп МБС-9;
- электропечи муфельные;
- закалочная ванна;
- вытяжная и приточная вентиляция.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Адаскин А. М., Зуев В. М. Материаловедение (металлообработка): учеб. пособие. - М.: ОИЦ «Академия», 2008. - 288 с. - Серия: Начальное профессиональное образование.
-
Заплатин В.Н. Основы материаловедения (металлообработка) - ОИЦ «Академия», 2010
-
Рогов В. А., Позняк Г. Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: учеб. пособие. - ОИЦ «Академия», 2008. - 336 с.
-
Черепахин А.А., Материаловедение - ОИЦ «Академия», 2008.
-
Чумаченко Ю. Т., Чумаченко Г. В., Герасименко А. И. Материаловедение для автомехаников: учеб. пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 408 с.
Дополнительные источники:
-
Заплатин В. Н., Сапожников Ю. И., Дубов А. В. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка) : учеб. пособие для нач. проф. образования / под ред. В. Н. Заплатина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.
-
Заплатин В. Н., Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и металлообработке - ООЦ «Академия», 2010.
-
Оськин В.А., Байкалова В.Н., Практикум по материаловедению и технологии конструкционных материалов. - М.:КОЛОСС, 2008. -160с.
-
Электронные ресурс. Адрес доступа: metalhandling.ru
Интернет-ресурсы:
1. twirpx.com
2. avtoliteratura.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений - демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Раздел (тема) учебной дисциплины
Результаты
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Основные показатели
результатов подготовки
Формы и методы контроля
Тема 1.1. Строение, свойства и производство металлов
Умеет:
- определять кристаллические решетки металлов
-выбирать материалы для профессиональной деятельности
Знает:
- основные виды металлических и неметаллических материалов
Использование знаний обучающихся из курса физики, химии о химических элементах, металлах, неметаллах
Форма:
устный контроль.
Методы:
собеседование,
практическая работа.
Тема 1.2. Сплавы железа с углеродом
Умеет:
- определять основные свойства материалов по маркам
- выбирать материалы для профессиональной деятельности при выполнении работ по различным видам ТО, осуществление технического обслуживания транспортного средства
Создание проблемных нестандартных профессиональных задач.
Выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств
Форма:
устный контроль.
Методы:
собеседование,
практическая работа.
Тема 1.3 Термическая обработка металлов
Умеет:
- подбирать материалы для смазки деталей и узлов
Выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств
Форма:
устный контроль.
Методы:
собеседование,
практическая работа.
Тема 1.4 Цветные металлы и сплавы
Умеет:
- определять свойства по маркам
Знает:
- о строении металлов и сплавов
- методов изучения свойств металлов и сплавов
Выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств
Форма:
устный контроль.
Методы:
собеседование,
практическая работа.
Тема 2.1. Пластмассы и фрикционные материалы
Знает:
- основных свойств, классификации, характеристик материалов, применяемых в профессиональной деятельности
Выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств
Форма:
устный контроль.
Тема 2.2. Автомобильные эксплуатационные материалы
Умеет:
- определять основные свойства по маркам при выполнении ТО и ремонта автотранспорта, ремонте автозаправочного оборудования
Знает:
- физических и химических свойств горючих и смазочных материалов
Использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности
Форма:
устный контроль.
Методы:
практическая работа.
Тема 2.3. Лакокрасочные материалы
Умения:
- определять основные свойства по маркам при выполнении ТО и ремонта автотранспорта, ремонте автозаправочного оборудования
Знания:
- основных свойств, характеристики применяемых материалов в профессиональной деятельности
- классификации физических, химических, экологических и др. свойств
Выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств
Форма:
устный контроль.
Методы:
собеседование,
практическая работа.
Тема 2.4. Резиновые материалы
Умеет:
- определять основные свойства по маркам при выполнении ТО и ремонта автотранспорта, ремонте автозаправочного оборудования
Знает:
- основных свойств, характеристики применяемых материалов в профессиональной деятельности
- классификации физических, химических, экологических и др. свойств
Выбирает и применяет методы и способы решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств
Форма:
устный контроль.