Урок с ИКТпо литературе в 8 классе

Конспект урока по изучению произведения Л Н.Толстого" После бала"    Урок в учебной программе по творчеству Л.Н.Толстого заключительный.  В нем предлагается  ,используя аналитическую беседу, элементы диспута, исследовательскую работу, тестирование, более углубленно проникнуть в содержание рассказа, понять главную мысль о личной  ответственности человека за все, что совершается в жизни. По форме учебной работы -это классический  традиционный урок. При реализации домашнего задания используется пре...
Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок с ИКТпо литературе в 8 классе

Урок с ИКТпо литературе в 8 классе

Урок с ИКТпо литературе в 8 классе

Урок с ИКТпо литературе в 8 классе

Урок с ИКТпо литературе в 8 классе

Общеобразовательное учреждение: «Нижнечуманская муниципальная средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»



Конкурс «Лучший урок с использованием ИКТ»

Конспект урока литературы в 8 классе «Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг» по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».



Автор: Голуб Елена Владимировна-учитель русого языка и литературы

Образование - высшее.1 квалификационная категория

Стаж работы-29 лет



Нижнечуманка

2011

Аннотация

Урок в учебной программе по творчеству Л.Н.Толстого заключительный. В нем предлагается ,используя аналитическую беседу, элементы диспута, исследовательскую работу, тестирование, более углубленно проникнуть в содержание рассказа, понять главную мысль о личной ответственности человека за все, что совершается в жизни. По форме учебной работы -это классический традиционный урок. При реализации домашнего задания используется презентация и исследовательская работа по теме: «Фольклорно- обрядовая основа рассказа Л.Н.Толстого « После бала». На заключительном этапе проводится электронное тестирование.









Описание разработки

Учитель

Голуб Елена Владимировна

Образовательное учреждение

ОУ: « Нижнечуманская муниципальная средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

Предмет

Литература

Краткая аннотация

Урок в учебной программе по творчеству Л.Н.Толстого заключительный. В нем предлагается ,используя аналитическую беседу, элементы диспута, исследовательскую работу, тестирование, более углубленно проникнуть в содержание рассказа, понять главную мысль о личной ответственности человека за все, что совершается в жизни.

Класс

8

Раздел

Из русской литературы 19 века

Тема урока

«Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг» по рассказу Л.Н. Толстого.

Тип урока

Обобщающий

Продолжительность урока

40 минут

Цели урока

Понять главную мысль рассказа

Задачи урока

Образовательные: обобщение материала по рассказу Л.Н.Толстого « После бала», понимание идейно- художественного богатства ; показать знание текста.

Развивающие: развитие ассоциативного и логического мышления; развитие творческих способностей; развитие самостоятельности, наблюдательности и аналитичности

Воспитательные: научиться понимать чувства, переживания человека, воспитывать личную ответственность.

Формируемые умения

Учебно-познавательную компетенцию через анализ текста, исследовательскую работу, программный контроль

Цели использования ИКТ

-активизация внимания на разных этапах урока

-повышения эстетики и наглядности процесса обучения

-рационального использования времени

Используемое оборудование

Компьютер с проектором

Слайдовая презентация



Конспект урока

с использованием информационно-коммуникативных технологий

Предмет: литература , урок-обобщение.

Тема: «Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг» по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

Продолжительность: 40 минут

Класс:8

Технологии: слайдовая презентация, программированный контроль.

Аннотация: Урок в учебной программе по творчеству Л.Н.Толстого заключительный. В нем предлагается ,используя аналитическую беседу, элементы диспута, исследовательскую работу, тестирование, более углубленно проникнуть в содержание рассказа, понять главную мысль о личной ответственности человека за все, что совершается в жизни.

Практическая реализация:

1.отзыв ученицы 8 класса Червонной Лизы.

« Урок мне понравился . Во-первых, я узнала, что такое серьезное произведение Л.Н.Толстого можно изучать с позиции архетипа. Во-вторых, мне всегда интересно работать с тестами по тексту, набирать определенное количество баллов и получать соответствующую оценку».

2. Отзыв ученика 8 класса Рончаковского Сергея.

« Было интересно . Когда идет презентация , всегда смотришь, даже что-то запоминаешь».

3. Отзыв завуча Булатовой З.Т.

« Урок имеет большое воспитательное значение для учащихся 8 класса. Главная мысль рассказа о личной ответственности за все, что совершается в жизни, заставляет их задуматься о своих поступках.»

Конспект урока

1.Тема урока : : «Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг» по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

2.Тип урока: обобщающий

3. Форма урока: классический традиционный урок

4.Цель: Понять главную мысль рассказа: человек должен чувствовать личную ответственность за все, что совершается в жизни

5.Задачи:

Образовательные: обобщение материала по рассказу Л.Н.Толстого « После бала», понимание идейно- художественного богатства ; показать знание текста.

Развивающие: развитие ассоциативного и логического мышления; развитие творческих способностей; развитие самостоятельности, наблюдательности и аналитичности

Воспитательные: научиться понимать чувства, переживания человека, воспитывать личную ответственность.

6. Методические приемы: исследовательская работа, аналитическая беседа, элементы диспута, программное тестирование.

7. Оборудование: компьютер с проектором, слайдовая презентация

8. Структура урока:

Организационный момент-2минуты

Представление индивидуальной исследовательской работы -7 минут

Аналитическая беседа с элементами диспута-15 минут

Программированное тестирование-10 минут

Подведение итогов урока-3минуты

Информация о домашнем задании-3 минуты





Ход урока

  1. Организационный момент

(приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания учащихся)

  1. Слово учителя: Продолжая начатый разговор об идейном своеобразии рассказа Л. Н, Толстого «После бала», сегодняшний урок предлагаю начать с презентации исследовательской работы вашей одноклассницы

Черкасовой Алены. Она подошла к программному произведению, как исследователь и открыла , что рассказ Л.Н.Толстого можно рассматривать с позиции фольклорно-обрядовых основ.

3.Выступление ученицы. Введение.( слайд 1)

Рассказ « После бала» был написан Толстым в1903 году и опубликован посмертно в 1911 году. Принятая в критике интерпретация рассказа акцентирует разоблачение николаевского строя, основанного на лицемерии и насилии. Стержень повествования усматривается в контрасте между сценами на балу и после бала. Именно с этих позиций изучается произведение Л.Н. Толстого в школьной программе. Но всегда хочется заглянуть за официально принятое положение. Поскольку в современном литературоведении стало актуальным и даже модным рассматривать любое произведение, как архетип, я предлагаю материал, который представит изучение рассказа Толстого с другой стороны.

Актуальность (слайд 2) своей работы я вижу в том. чтобы предложить вниманию восьмиклассников необычное прочтение программного рассказа Л.Н.Толстого в свете фольклорно-обрядовых мотивов.

Гипотеза: (слайд 3) в рассказе Л.Н.Толстого « После бала» есть фольклорно-обрядовая основа.

Цель исследования: (слайд 4 ) выявить фольклорно-обрядовую основу рассказа Л.Н.Толстого «После бала»

Исходя из поставленной цели, мной были сформулированы следующие задачи: (слайд 5)

  1. Соотнести текст рассказа с волшебной сказкой

  2. Выявить обрядовую основу рассказа

  3. Выяснить, как влияют имена героев на их характер

Объект исследования- (слайд 6) текст рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Предмет исследования - фольклорно-обрядовая основа рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Методы исследования: (слайд 7) анализ и синтез художественного произведения

Форма работы : (слайд 8) научная статья

Практическую значимость (слайд 9 ) своего исследования я вижу в том, чтобы учащиеся 8 класса более глубоко проникли в текст рассказа Л, Н. Толстого, с интересом изучали ее на уроках.

Литературоведы утверждают. что Л. Н.Толстой превосходно знаком с русским фольклором , в частности, со сказками и былинами, что помогло ему при составлении «Русских книг для чтения», хотя его подход к сказкам был сугубо рационалистическим и морализаторским. Среди его обработок есть произведения, свидетельствующие о мотивах, существенных для «После бала»

Таковы: сказка «Три медведя» , «Уж», «Работник Емельян и пустой барабан», «Сказка об Иване- дураке и его двух братьях». Обращает внимание и сказка « Дурень», где мотив побивания плетьми возникает именно при встрече со свадьбой.

Глава 1 (слайд 10 ) .Рассказ Л. Н.Толстого «После бала» как волшебная сказка.

В книге В,Я, Проппа « Морфология сказки» сюжет русской волшебной сказки был сведен к последовательности из 30 с лишним постоянных мотивов «функций»- таких , как « отлучка старших», «запрет», нарушение запрета, «вредительство». «испытание героя» «свадьбы героя и героини» и их воцарение и т. д. Последователь Проппа Е.М. Мелетинский установил центральную роль семейно- свадебной темы в структуре волшебной сказки. Семейно-свадебную тему я увидела в рассказе Л,Н. Толстого «После бала» (слайд 11) Именно с позиции волшебной сказки я намерена исследовать текст рассказа. Я увидела сказочные параллели, которые можно выделить в рассказе Л.Н. Толстого.

1. Сходство полковника с Николаем 1 и подчеркнутая «величественность» и «царственность» Вареньки задают классическую сказочную ситуацию царя и царской дочери на выданье.(слайд 12-13)

2. Претендентом на ее руку выступает герой по имени Иван (Васильевич), причем из двух типов сказочного героя- Ивана-царевича и Иванушки- дурачка -он ближе ко второму, в то же время отчество «Васильевич» указывает на царские корни.

3 Сказочным мотивом является перо от веера, (слайд 14) как перо жар- птицы, которое не дает герою ни сна, ни покоя, заставляя идти на поиски царевны. Для этого герою предстоит получить волшебное средство или помощника и перенестись в иное царство. Перенос часто совершается путем полета. Перенос может происходить и во сне. В рассказе «После бала» действие происходит ночью, герой чувствует себя «неземным существом», находится в состоянии зачарованности и бессонницы.

4. Роль помощника, знающего дорогу, помогающего разобраться в ситуации, играет кузнец, очень важный сказочный персонаж, связанный со свадебными обычаями, «где славится кузнец, которого просят сковать венец, перстень, булаву или выковать язык и голос».

5.Тридесятое царство представляет потусторонний мир и в то же время владения невесты. Это открытое пространство, среди которого располагается дворец царя. В рассказе герой выходит на плац около дома полковника. Подвиги сказочного героя совершаются при магических звуках флейт и барабанов. В рассказе есть прямые аналогии. Иван Васильевич слышит «нехорошую» музыку, предвещавшую что-то ужасное.

6.В тридесятом царстве герою предстоит жениться на царской дочери, и его действия направлены на завоевание невесты. Герой должен пройти испытания ,задаваемые царем или царевной, причем царевны бывают двух типов- действующие заодно с героем и такие, которые держат сторону отца. В рассказе «После бала» Варенька, в большей степени, относится ко второму типу, хотя она ласкова и мила с героем, но слишком много деталей, делающей ее девой-воительницей, амазонкой, с которой герою придется сразиться: это ее

внешность- сходство с отцом-воином, высокий рост, худоба вплоть до костлявости и

острых локтей, эмоциональная близость отца и дочери (после бала влюбленный герой видит внутренним зрением не столько Вареньку, сколько ее в паре с отцом,) На ней в глазах Ивана Васильевича были «бронзовые одежды», прекрасно идущие деве -воительнице. Любовь героя рассказа носит платонический характер, для него Варенька бестелесна

.7. В сказках отец царевны часто выступает соперником героя в испытаниях. Один из вариантов отношений царевны с отцом представлен в сюжете «исплясанных туфель». Девушка исчезает по ночам, а возвращается в разбитых от танцев туфлях; герой выслеживает ее, убивает змея или колдуна, к которому она ходит, и получает ее в жены. Параллели в рассказе, построенном вокруг танца Вареньки с отцом , очевидны; отметим также обещание кадрили после ужина, «если меня не увезут»

8. Сказочный герой должен опознать невесту под любыми личинами: она может быть превращена в животное или облечена в его шкуру, может быть герою представлена мнимая невеста, от которой надо отличить настоящую. И здесь мы можем провести параллель с мотивом перчаток, одна из которых подарена Варенькой Ивану Васильевичу и прочими атрибутами одежды вплоть до « бронзовых одежд», а также с подменой Вареньки татарином. В сказке укрощение царевны происходит путем истязания ее тремя сортами прутьев. У Толстого - истязание татарина- двойника героини, вплоть до приказа : «Подать свежих шпицрутенов» (слайд 15). Отсюда свадебная тема связана с мотивом насилия, что близко к мотивам битвы. В «После бала» с этим перекликаются военный строй, «бронзовые одежды», полковник.

Таким образом, я провела параллель между рассказом Л.Н. Толстого и сказочными сюжетами, в центре которых находится свадьба, брак. поиск и борьба .

Глава 2 (слайд 16) .Культурно - обрядовая основа рассказа.

Герой рассказа Иван Васильевич справедливо « боялся…чтобы что-нибудь не испортило моего счастья» Механизм чрезмерного нарастания любви не дает ему заснуть, гонит на улицу и приводит к дому Вареньки и ее отца- на роковой плац. Сцена экзекуции, заставляет героя разлюбить героиню и духовно переродиться. Прогон сквозь строй ,как и бал, представляет собой массовое, культурное, «законническое» мероприятие ( наказание за побег) Так столкновение лицом к лицу с «голым фактом», освещенным общественными институтами жестокости полковника, символом которой становится истязаемое, обнаженное тело татарина, приводит к крушению бестелесной , условной , светской любви, обнаруживший свою неспособность обнять действительно «весь мир», включая его теневые стороны. Духовное прозрение героя отмечено характерными толстовскими чертами. Бал проходит «в последний день масленицы»(масляной недели, сырной , предшествующей великому посту. (слайд 17) Это весенний праздник дохристианского происхождения у славянских народов. Символика обряда связана с древне -славянскими традициями проводов зимы и встречи весны.)Соответственно , порка совершается в первый день Великого поста.(Великий пост- период 7 недель перед Пасхой, в течении которого Христианская церковь предписывает верующим воздержание от скоромной пищи, запрещает участие в увеселениях, вступление в брак, требует ряда других ограничений.)Приуроченность событий к языческо -христианскому календарю сама по себе уже свидетельствует о важности культовых аспектов рассказа. Для Толстого масленичный бал ( слайд18) является демонстрацией не карнавальной стихии, ,а напротив, фальшивого веселья и, в случае « бестелесности героя»- игнорирование плоти. И наоборот, откровение об истине, явленной во плоти наказываемого солдата, приходится на время поста, то есть умерщвления плоти, а в широком смысле- время страстей Господних. Этим христианские мотивы эпизода не ограничиваются. Истязаемый все время повторял какие-то слова, которые герой разобрал, лишь, когда процессия подошла ближе: «Братцы, помилосердуйте»В этот момент спутник героя, кузнец , проговорил: «О господи». И именно за «милосердное битье» набросился полковник с кулаками на мазавшего солдата. Тем самым,в сцене , варьирующей Голгофу ,полковник демонстрирует свои императорские- кесаревы и николаевские- установки, противопоставленные божескому телу жертвы и состраданию, проявляемому героем, кузнецом и , возможно, слабосильным солдатом. А поскольку татарин в этой ситуации выступает своего рода заместителем Вареньки. то сцена в целом символизирует вытеснение светской любви любовью к страдающему телу Христову. Физически обнаженное истязаемое тело облечено в культурные одежды христианского мифа. Такое замыкание сюжета придает достоверность финальному обращению героя. Толстой как бы говорит, что неземная доброта и любовь, эксплуатируемая языческо - официальной культурой, вовсе не бессмысленны и находят естественное место в рамках подлинного христианства.

Глава 3.( слайд19) Влияние имен героев на их характер.

Я считаю , что немало важную роль в финале рассказа сыграли имена героев. Оказывается, что (слайд 20) имя Варенька в переводе с латинского означает «жестокая» «грубая, а с греческого - «иноземка». Русская форма латинского имени Барбара. Варвара- совершенное существо, «гордость королевства». Больше всего она похожа на отца и наследует во многом не только его внешность, но и черты характера. Это «варвар», идущий к добру, к свету- хотя из тех, кто мягко стелет, да жестко спать. Из этого современного толкования имени Варвара можно провести параллель к рассказу Л.Н.Толстого. Варенька действительно дочь своего отца . Она на него похожа внешне, но вполне можно предположить , что и внутренне, ведь не зря любовь героя с того дня пошла на убыль.

НЕ менее интересно значение имени Иван. Это имя не так однозначно, как может показаться, слишком много прошло по Руси Иванов и даже в сказках он бывает разным. Похоже, что русский народ решил вложить в это имя свое представление о себе самом, со всеми противоречиями, исканиями и мечтами . (слайд 21) Иван- русская форма древнееврейского имени Иоанн- милость Божия. По энергетике это имя довольно уравновешено, в нем ощущается внутренняя сила, незлобливость и основательнось. Вот и герой рассказа Иван Васильевич остался при своем мнении, не стал служить и не женился на Вареньке. В этом чувствуется его внутренняя сила. В сказках Иван может подвергаться насмешкам. Его называют Иван-дурак, Ванька- Встанька, но в тех же сказках Иван может рано осознать выгоды спокойного отношения к насмешкам , пусть, мол, считают кем угодно, но хорошо смеется тот, кто смеется последним. Все это приводит к тому, что многие Иваны остаются , что называется, себе на уме. Они весьма честолюбивы, к лидерству обычно не стремятся, его тянет не командовать, а просто занимать высокое положение в обществе.

Герой Л.Н.Толстого , оправдывая значение своего имени, занимает высокое положение а обществе, к его словам все прислушиваются. Таким образом, имена героев рассказа влияют на их характер . (слайд22) Вывод: В ходе проведенного исследования мной были решены поставленные задачи и цель достигнута.

  1. В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» есть фольклорно- обрядовая основа. Текст рассказа можно анализировать с позиций волшебной сказки.

  2. Жизненные перипетии героев связаны с культурно- обрядовыми законами.

  3. Имена героев предопределяют их судьбу.

Заключение: В ходе моего исследования я научилась работать с различными источниками , в том числе и с информационными ресурсами Интернета. Благодаря этой работе я убедилась в том, что любое художественное произведение можно рассматривать с позиции архетипа. Данная работа настолько оказалась для меня интересной, что в дальнейшем я планирую продолжать изучать литературу, подводя архетипическую основу под анализ текстов.

  1. Слово учителя : Поблагодарим нашего исследователя за интересное изложение данного материала и вернемся к теме нашего урока.

5. Беседа с элементами диспута.Многие методисты основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала - в истинном свете, без маски. Так ли это? Мы тоже постараемся ответить.

  • На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивает его поведение по отношению к дочери на балу?

  • Искренен ли он к ней и другим гостям бала?

  • Какие качества характера в полковнике проявляются в сцене на плацу?

  • Почему Иван Васильевич не вмешался происходящее?

  • Понял ли рассказчик причины противоречий в характере поведении полковника?

  • В чем корень противоречий, по мнению автора? Согласны ли вы с писателем?

(Все происходящее в рассказе мы видим глазами Ивана Васильевича. В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым - он на самом деле мил, красив и добр, конечно, по отношению к людям определенного круга. Полковник искренне любит дочь и заботится о ней. По замечанию и предположению Ивана Васильевича, полковник носит домодельные, а не модные сапоги, чтобы одевать и выводить Вареньку в высший свет. И Варенька платит отцу любовью и даже гордиться им.

Однако полковник убежден, что делать «надо все по закону»: перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, вынуть «шпагу с портупей», отдать «её услужливому молодому человеку...» А если придет случай, ударить этой рукой провинившегося солдата.

Полковник искренен и на балу, когда радостный, счастливый танцу с дочерью, или подводит её к влюбленному в нее молодому человеку, после бала, как ревностный николаевский служака, по давно, тщательно продуманному порядку прогоняет сквозь строй провинившегося солдата.

Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга, как он его понимает, есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнаёт Ивана Васильевича и поспешно отворачивается. Но это не снимает с него вины, а лишь, в какой-то мере, объясняет мотивы его поступков. О несомненно, как офицер, верит в необходимость жестокой расправы с тек солдатами, кто посмел ослушаться.

Возможно эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего приводит в тупик Ивана Васильевича: он мог понять простить офицера, который носил маску доброго человека и оказался подлецом в «выполнении» служебных обязанностей, но понять того, кто искренне добр в одной обстановке и страшно зол - в другой? «очевидно, с* что-то знает такое, чего я не знаю, - размышлял Иван Васильевич. - Ее.; бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что и видел, и это не мучило бы меня».

Иван Васильевич не находит ответы и где-то в глубине души смутно догадывается, что в иных жизненных ситуациях, заставляющих человека быть то одним, то другим, повинно общество. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть. Они знали что-то такое, чего я не знаю», - думал он и старался узнать это.

Дойти до истины Ивану Васильевичу так и не удалось. До самой смерти он не мог понять принципы нелепо устроенного общества и сохранил веру в то, что поведение человека зависит от случая. Но в глубине души он уверен, что дело в случае, не в одном офицере, а в каких-то более основательных социальных причинах).

6. Слово учителя.

Л.Н. Толстой в рассказе не только показывает злые и добрые начала человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные, искаженные понятия о долге, чести, достоинстве, а также срывает маску покровы с действительности николаевской России. Беззаботная, сытая: праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других - вот истинное «лицо» русской действительности.

Писатель заставляет нас, читателей, задержаться над проблемой ответственности человека за все, что происходит.

Юноша, горячий, впечатлительный, даже восторженный, впервые в жизни столкнувшись с несправедливостью, даже по отношению не к нему. Резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и в дальнейшем, как говорится в рассказе, посвятил свою жизнь служению другим людям.

- А почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?
(Он был настолько ошеломлен, что не мог отдать себе отчета в том,

что произошло: мне было до такой степени стыдно, что, не знал, куда смотреть, как будто я был уличён в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».)

Чтобы понять душевные муки рассказчика, надо сравнить одну из первых редакций и последнюю редакцию концовки рассказа. Сравните и ответьте на вопрос:

- Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича.

Черновой вариант

Окончательный вариант

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, -я так называл это,- как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал

«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было - дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь, не годился».

(В окончательной редакции сильнее выражено чувство рассказчика за несправедливость, сильнее выражено чувство рассказчика за несправедливость, царящую в мире).

На вопрос, могут ли условия жизни повлиять на взгляды человека, мы прямого ответа не получили, но за то мы можем сделать очень важные выводы: человек не может и не должен быть равнодушен к жизни близких, да и вообще к жизни людей: он должен чувствовать свою личную ответственность за все, что совершается в жизни.

- Как вы считаете, прав ли Иван Васильевич, посчитавший и Вареньку, причастной к злу, совершенному её отцом?

(У учащихся разные мнения, но мы их суждения должны уважать и принимать).'

Учебник - хрестоматия содержит материалы о жизненных источниках рассказа «После бала». Расскажите об этом. Столько времени прошло, а проблемы в обществе остались те же, потому писателя всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата, в целом, простого человека.

Выводы. Значение рассказа «После бала» огромно. Писатель своим произведением выразил отношение к обращению с солдатами, он ставил, как мы видели, широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское состояние? Что такое справедливость, честь, достоинство? Как мы уже говорили выше, эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему в 1900-е годы Толстой вспомнил случай, происшедший в далёкие годы юности, и положил его в основу рассказа.

Пером писателя водило не столько желание восстановить в памяти минувшее, сколько стремление обратить внимание современников на незаживающее язвы настоящего. Замысел этот воплощается в идее, композиции рассказа.

Задание. Прочитайте материал в учебнике - хрестоматии «Композиция художественного произведения»: и подумайте над вопросами, предложенными в конце статьи. Обсудите этим вопросы с соседом по столу.

Вывод. Каждый писатель, обдумывая композицию произведения и избирая определенный способ повествования, стремится к тому, чтобы наиболее полно воплотить в произведении свои мысли, чувства, переживания, передать своё видение жизни, воссоздать правду жизни, правду характеров, и воссоздать так, чтобы заставить задуматься читателя. Поэтому каждый писатель по-разному строит произведения, по-разному располагает картины событий, сцены и эпизоды, по-разному организует сюжет.

7. Для самоконтроля я предлагаю вам выполнить тест.(вопросы теста проектируются на экран)

1. Какой художественный прием положен в основу композиции
рассказа «После бала»?

а) последовательность излагаемых событий

б) цикличность излагаемых событий

в) антитеза

г) ретроспектива

2. Каков тип композиции рассказа

а) рассказ в рассказе

б)повествование от первого лица

в) последовательное авторское изложение событий

3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

а) отчуждение

б) возмущение

в) восторг

г) пренебрежение

4. Как можно охарактеризовать смысл

заглавия рассказа?

а )важность судьбы героя после бала

б )особое значение сцены расправы с солдатами

в )важность утра, следующего за балом


5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?

а) антитеза

б) подбор эпитетов

в) прямая авторская оценка

г) цветопись

д) звукопись

е) описание одного героя
ж) внутренний монолог

6. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала,
оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

а) автор показывает двуличие героя

б) на балу надел «маску»добропорядочности

в )добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности

г)искренне верит в необходимость жестокой расправы

7. Определите основную идею рассказа.

а)судьба человека зависит от случая

б)осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость

в)идея личной ответственности человека

г) осуждение деспотизма

8. С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

а) замшевая перчатка

б) белые усы и бакенбарды

в) блестящие глаза и радостная улыбка

г) «домодельные» сапоги

9. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

а) утверждает идею Л. Н. Толстого «непротивления злу насилием»

б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей

в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека»

10. Отметить импонирующее вам утверждение:

а)в рассказе автор протестует против николаевской действительности

б)в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее

в)в рассказе автор призывает бороться с произволом

8.Самопроверка и самооценка по данному ключу:

1-в, 2-а, 3-в, 4-б,5-в,ж, 6-в, 7-в, 8-г, 9-б, 10-б.

9. Итог урока: Благодарю вас за плодотворную работу на уроке. Хотелось бы узнать , какой этап урока оказался самым интересным, запоминающим? Какие выводы сделал каждый из вас по теме нашего урока? Действительно ли, каждый должен нести личную моральную ответственность за все происходящее вокруг. (рефлексия)

Домашнее задание.

1. Подготовиться к сочинению, подобрать нужный фактический материал по выбранной теме, используйте Интернет ресурсы, анализируя и перерабатывая, но никак не списывая готовые сочинения :

1) Утро, изменившее жизнь.

2)Полковник на балу и после бала

3) Что такое честь, долг, совесть в моем понимании?







,

© 2010-2022