• Преподавателю
  • Другое
  • «Механизм реализации ФГОС в условиях интегративного образовательного процесса общего и дополнительного образования»

«Механизм реализации ФГОС в условиях интегративного образовательного процесса общего и дополнительного образования»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











ТЕМА:


«Механизм реализации ФГОС в условиях интегративного образовательного процесса общего и дополнительного образования»








Выполнила:

Вобликова Екатерина Сергеевна

методист СП ЦДО «Гармония»

ГБОУ СОШ № 4 п.г.т. Алексеевка

г.о. Кинель Самарской области



Механизм реализации ФГОС в условиях интегративного образовательного процесса общего и дополнительного образования

I. Поставленная школьной реформой задача обновления системы общего среднего образования приводит к необходимости во многом по-новому взглянуть на место и роль в современной школе дополнительного образования детей. Практика показывает, что этот вид образования, на том уровне, которого оно достигло сегодня, мог бы стать незаменимой составной частью процесса обучения детей в общеобразовательной школе. Реализуя задачи дополнительного образования, школа сегодня пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, предполагающий ввести внеурочную деятельность, которая входит в образовательный процесс как элемент реализации ФГОС и нацелена на решение развивающих и воспитательных задач. С другой стороны, программы дополнительного образования, реализованные в рамках внеурочной деятельности, зачастую формируют качество и новообразования обучающихся, заложенные как результат образовательной деятельности учителя. Приоритетным является направление на обучающегося как на личность и индивидуальность, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Система дополнительного образования способна подготовить обучающегося к условиям жизни в высококонкурентной среде. Именно дополнительное образование по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта.

II. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к образовательным результатам в целом и образовательному учреждению, в частности. Один из новых смыслов образования - обеспечение открытости образовательного пространства, ФГОС поощряет развитие сети образовательных услуг в интересах достижения метапредметного и личностного результатов образования, привлечение к образовательному процессу педагогов дополнительного образования. В статье 19.3. Федерального государственного стандарта начального общего образования прописано: «При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта». [8] В образовательном стандарте ясно говорится, что ОУ необходимо использовать профессиональные кадровые ресурсы УДОД. На самом же деле это не так. Образовательные учреждения не привлекают кадровые ресурсы дополнительного образования, порой у учителей ОУ происходит дублирование образовательной программы и программы по внеурочной деятельности. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. При организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие принципы:

  1. Вариативность образования, которая предполагает свободный выбор обучающимся видов и сфер деятельности;

  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности обучающегося;

  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации обучающимся;

  4. Единство обучения, воспитания, развития;

  5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Несмотря на положительные результаты сотрудничества, возникают реальные проблемы:

  1. Недостаточно глубоко изучается заказ обучающихся и родителей на дополнительное образование, не всегда учитываются их пожелания относительно вариативной части базисного учебного плана школы. Во многом это зависит от тех кадровых ресурсов, которыми обладает школа.

  2. Нарушается принцип свободного выбора обучающегося вариативной части базисного учебного плана школы и внеурочной деятельности. (Интеллектуальное - учителя, декоративно-прикладное искусство - педагоги дополнительного образования).

  3. Отсутствует единая база занятости обучающихся в дополнительном образовании, не отработана координация занятости во внеурочное время, не всегда учитывается уже состоявшийся выбор занятий в учреждениях дополнительного образования или других учреждениях культуры и спорта.

  4. Имеют место перегрузки обучающихся.

  5. Реализация ФГОС замыкается в стенах школы, класса, в необорудованных помещениях.

  6. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования сводится только к реализации внеурочной деятельности, хотя пространства взаимодействия могут быть намного шире.

  7. Не определены условия финансирования внеурочной деятельности в условиях ресурсного взаимодействия «Школа - УДО».

Все это свидетельствует о том, что интеграция учреждений общего, дополнительного образования при переходе к ФГОС нового поколения сталкивается с рядом серьезных трудностей. Эта ситуация не только не обеспечивает реализацию ФГОС в заданных требованиях (вариативный выбор, доступность и качество образования), но и может отбросить дополнительное образование на несколько лет назад, понизить его качество и авторитет. В своей работе я не беру ответственности за решение всех проблем, я их обозначаю и своей работой вношу вклад в решение обозначенной проблемы. При этом дополнительное образование может дать школе:

Направленности УДОД

ФГОС: направление развития личности

  • Физкультурно-спортивная

  • Спортивно-техническая

  • Туристско-краеведческая

  • Военно-патриотическая

  • Эколого-биологическая

  • Социально-педагогическая

  • Социально-экономическая

  • Естественнонаучная

  • Научно-техническая

  • Художественно-эстетическая

  • Культурологическая

  • Углубленное изучение общеобразовательных предметов

  • Раннее комплексное развитие детей

  • Спортивно-оздоровительное

  • Духовно-нравственное

  • Социальное

  • Общеинтеллектуальное

  • Общекультурное

III. Сегодня центр дополнительного образования рассматривается не просто как функционирующий центр, а как центр творческого развития и становления личности, как педагогическая лаборатория дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования по своей сути являются инновационными, так как творческая деятельность в его стенах уже предполагает постоянный поиск все новых и более совершенных педагогических технологий, приемов и методов в развитии и воспитании обучающихся. В дополнительном образовании определились 3 направления инноваций: раннее выявление способностей и интересов обучающихся; ранняя специализация; ранняя социализация обучающихся. Инновационная деятельность требует от педагогов адекватных профессиональных компетенций. При внедрении инноваций более востребованы такие профессиональные компетенции, как организационные и коммуникативные, а при разработке инноваций, прежде всего, необходимы конструктивные и проектировочные компетенции. [Приложение.] Педагог дополнительного образования должен четко представлять свой педагогический процесс и понимать, что объектом инновационного процесса являются обучающиеся! Благодаря интеграции общего и дополнительного образования обучающимся предоставляется возможность выстраивания собственной, индивидуальной траектории развития, индивидуального маршрута образования. Для внедрения в образовательную деятельность инновационных технологий на сегодняшний день СП ЦДО «Гармония» разрабатывает:

  • Новые направления в обучении;

  • Модель педагога дополнительного образования нового типа;

  • Систему поощрения для педагогов;

  • Возможности творческого профессионального роста ПДО;

  • Технологии обучения педагогов;

  • Возможности обучения родителей;

  • Систему досуговой деятельности обучающихся и их родителей;

  • Программу работы с одаренными детьми;

  • Программу работы с детьми с ОВЗ;

  • Новые педагогические технологии;

  • Систему формирования лидерских качеств и умений обучающихся;

  • Диагностические методики (в условиях дополнительного образования)

IV. а) На занятиях в СП ЦДО «Гармония» педагогами ДО осваивается и внедряется в практику технология исследований, проектная и поисковая технология. Уже традиционной стало проведение совместной добровольческой акции «Весенняя неделя добра». Добровольческая акция «Весенняя Неделя Добра - 2013» положила начало поисковой работе. Добровольцы СП ЦДО «Гармония» обнаружили на городском кладбище несколько могил с врытыми в землю хвостовыми частями самолёта. Весной ребята привели могилы в порядок. Позже отыскали дочь лётчика Лебедева Ивана Семёновича, погибшего в 1955 году при выполнении задания. Для жительницы Екатеринбурга Марины Ивановны это стало настоящим событием: спустя более полувека она увидела могилу отца. Марина Ивановна привезла с собой фотографии и рассказала то немногое, что знала из воспоминаний своей мамы о жизни и судьбе отца, Лебедева Ивана Семёновича, лётчика, офицера Советской армии.

Поисковая работа вырабатывает:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

б) В системе дополнительного образования складывается иной, по сравнению со школой, тип взаимодействия педагога с обучающимся. В школе между учеником и учителем стоит обязательный для освоения стандарт, и если у конкретного школьника отсутствует интерес или способности к определенному предмету, то это становится, как правило, проблемой ученика, но не учителя. Между педагогом дополнительного образования и пришедшим к нему обучающимся стоит предмет общего интереса. Здесь педагог не просто передает определенный объем новой для обучающегося информации (одним этим долго ребенка не удержишь!), а формирует развивающую среду. Сначала создаются условия, благоприятные для участия обучающегося в творческой деятельности; затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе с теми, кто уже в какой-то мере освоил изучаемый материал; за совместной деятельностью следует самостоятельное творчество обучающегося, поиск форм и средств реализации творческого потенциала личности.

В дополнительном образовании должны произойти изменения:

широкое обсуждение ФГОС общего образования в коллективах ОУ ДОД;

повышение качества дополнительного образования, внедрение системы менеджмента качества, больше внимания качеству процессов, мониторингу результатов; организация системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников в вопросах реализации ФГОС; развитие новых механизмов, процедур, технологий сетевого взаимодействия с учреждениями образования, культуры, спорта; совершенствование нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования; разработка новых требований к программам дополнительного образования с ориентацией на получение предметных, метапредметных и личностных и результатов;

создание новых условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; изменение позиции педагога дополнительного образования и школьного учителя в вопросах построения образовательного процесса; обеспечение большей гласности и открытости в системе дополнительного образования детей; развитие маркетинговой деятельности - изучение социального заказа на дополнительное образование, рекламы деятельности, разработка предложений; развитие методического взаимодействия в вопросах совместной реализации ФГОС. Сегодня в дополнительном образовании практически нет таких программ, которые не отвечали бы тем или иным потребностям и интересам обучающихся. Здесь все программы как бы «идут за ребенком», в отличие от школы, которая вынуждена «подгонять» ученика под программу (федеральный и региональный стандарт). Если в дополнительном образовании программа не соответствует запросам ее основных потребителей или перестает пользоваться спросом, она просто существовать. Молодежь сегодня неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому обучающийся действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь. Многие педагоги понимают, что между знаниями, которые даются в школе, и теми, что нужны обучающимся в жизни, пока имеется большой разрыв. Это суждение разделяют и сами школьники, которые сегодня больше всего ценят здоровье, уверенность в себе, любовь, то есть ценности индивидуально-психологического плана. Следом идут: интересная работа, материальный достаток, дружная семья, домашний уют. Причем интересно, что отдых и развлечения, как жизненные ценности, ставятся обучающимися на одно из последних мест в ранжировании.

V. а) Кадровые ресурсы: в центры дополнительного образования для оказания консультативной и психологической помощи обучающимся и педагогам необходимо ввести такую кадровую единицу как психолог.

б) Научно-методические ресурсы: постоянно обмениваться накопленным педагогическим опытом по решению образовательных и воспитательных задач; оперативно и рационально использовать новые IN технологии, методики; необходимо повышать уровень профессиональной компетентности педагогов ДО, создать методику комплексной оценки воспитательной работы педагогов ДО.

в) Явно вырисовывается картина в необходимости материально-технического обеспечения: инвентарь, мебель и оборудование для объединений.

г) Нормативно-правовые ресурсы: создание медиотеки или библиотеки с нормативно-правовой базой, которая регулярно должна обновляться.

д) Информационные ресурсы: регулярный доступ к IN сайтам.

е) Организационные ресурсы: временная оптимизация образовательного процесса, выстроенного в рамках правил и норм СанПина.

Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию, как отдельного обучающегося, так и всего образовательного учреждения. Понимание этого - шаг к успеху. По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, потому что по отдельности они односторонни и неполноценны. Образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие обучающегося во всем богатстве его запросов и интересов. При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать в любом возрасте и, в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать увлечение на всю жизнь и даже определение будущей профессии. Дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач: выровнять стартовые возможности развития личности; способствовать выбору его индивидуального образовательного маршрута; обеспечить каждому обучающемуся «ситуацию успеха»; содействовать самореализации личности обучающегося и педагога. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие обучающегося. Форма организации дополнительного образования должна стать взаимовыгодна всем участникам:

  1. Обучающиеся получают дополнительное развитие в игровой, занимательной форме, получают новые знания, расширяют кругозор, участвуют в конкурсах, концертах, фестивалях, соревнованиях.

  2. У родителей есть возможность спокойно трудиться, зная, что их дети заняты полезным делом, находятся под присмотром, сыты, проводят время на свежем воздухе.

  3. Для учителя - возможность заниматься с обучающимися дополнительно, индивидуально, идёт сплочение классного коллектива.

  4. Для учреждений дополнительного образования - наполняемость кружков, занятость руководителей творческих объединений.

Подводя итог своим рассуждениям, хочется отметить, что в образовании наступил переломный момент, когда на воспитание и развитие стали больше обращать внимания. А совместными усилиями школы и центров дополнительного образования можно добиться хороших результатов.

















Список источников и литературы


  1. Горский В. А., Сулейманова З. З., Чупанов А. Х. Профильное обучение в системе внешкольного, дополнительного образования учащихся //Дополнительное образование.-2005. -№4. - С.3-13.

  2. Григорьев Д.В., П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.- 224с.

  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

  4. Концепция ФГОС общего образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М., Просвещение, 2008. - 59 с.

  5. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа ( ucheba.com/metrus/kdopobraz/sodershanie.htm). Дата доступа (18.12.2014).

  6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) [Электронный ресурс]. Режим доступа (ИА"ГАРАНТ": garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/#ixzz2sXylQNzp). Дата доступа (19.12.2014).

  7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа (rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html). Дата доступа (18.12.2014).

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ МО и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 [Электронный ресурс]. Режим доступа (mon.gov.ru). Дата доступа (18.12.2014).

© 2010-2022