Познавательно-игровая программа Встречаем Пасху

Познавательно - игровая программа «Встречаем Пасху» Возраст  учащихся  8-16 лет Цель: Познакомить с историей возникновения традиций празднования Светлого праздника Пасхи, традицией крашения пасхальных яиц. Задачи: 1.     Познакомить воспитанников  с традициями празднования Пасхи на Руси, обрядами, играми, сопровождающими этот праздник. 2.     Познакомить с историей возникновения традиции крашения яиц к Пасхе. 3.     Создать условия для восприятия духовного и культурного наследия христианского пр...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познавательно - игровая программа

«Встречаем Пасху»

Возраст учащихся 8-16 лет

Цель: Познакомить с историей возникновения традиций празднования Светлого праздника Пасхи, традицией крашения пасхальных яиц.

Задачи:

  1. Познакомить воспитанников с традициями празднования Пасхи на Руси, обрядами, играми, сопровождающими этот праздник.

  2. Познакомить с историей возникновения традиции крашения яиц к Пасхе.

  3. Создать условия для восприятия духовного и культурного наследия христианского праздника Пасхи.

  4. Воспитывать уважение к русским православным традициям.

  5. Совершенствовать творческие способности.

Ход мероприятия:

Фонограмма «Звон колоколов»

Рассказчик 1. Сегодня у всего православного народа наступил Светлый праздник Пасхи. Ребята знаете ли вы, что такое Пасха?

Пасха - это Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. Готовились к нему 7 недель - 49 дней. А неделя перед Пасхой называлась Великой, или Страстной. Великий Четверг - день духовного очищения, принятия таинства причастия. Страстная Пятница - напоминание о страдании Иисуса Христа, день печали. Великая Суббота - день ожидания, в церкви уже читают Евангелие о Воскресении. Пасха - воскресенье, когда мы празднуем Воскресение Спасителя.

Рассказчик 2. Этот праздник - победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына - Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Вы же помнишь рождественскую историю? Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они помешали Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди вождей того времени было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, а их у него было 12, решил передать Христа этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя. Иисуса допрашивали высшим иудейским судом. Старейшины и судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над ним издевались, но он терпел, его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы. Это произошло в пятницу. Теперь мы этот день называем Страстной Пятницей. Когда прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий, Иисус Христос ожил, воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели Ангела. Он известил о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их». Радость охватила людей.

Дети читают стихи


Христос Воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит;

Заря глядит уже с небес...

Христос Воскрес!

Христос Воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес...

Христос Воскрес!

Христос Воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля...

Весна идет, полна чудес!

Христос Воскрес!

Христос Воскрес!

(Автор: А. Майков.)




Христос воскрес! Христос воскрес!

Исчезла ночи мгла.
Сияет светом звон небес, поют колокола.
Поют о празднике любви, о чуде из чудес:
Восстал Господь из недр земли!
Христос, Христос воскрес!

Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь - это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение - победу над смертью и празднуют люди каждый год весной - и называется этот праздник Пасха.

Рассказчик 1.

- Ребята, а как вы думаете, почему на праздник красят яички? (Ответы детей)

Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Яйцо - это маленькое чудо, это символ жизни. Яйцо символизирует образ вселенной, желток - земля, белок - воздух, пленка вокруг белка - облака. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни.

Чтобы новый дом получился красивым, нарядным, крепким, а жизнь в новом доме была счастливой, в фундамент дома закладывали яйцо.

Послушайте предание о первом красном яйце.

ЧУДО

В рассветной дымке таяла долина,

Над облаками золотился крест.

Пришла к царю Мария Магдалина,

Весть принесла: «Иисус Христос воскрес».

- Нет, женщина, тебе я не поверю!

Фантазии и вымыслу есть мера, -

Мысль оживило властное лицо.

- Как не поверю я, что белое яйцо,

Тобою принесенное мне в дар,

Вдруг станет красным,

Вспыхнет, как пожар!

Царь замолчал, но с этими словами

Свеченье разлилось над головами,

Стеснилось и замедлилось дыханье,

Казалось, где-то музыка звучит.

Яйца коснулись теплые лучи,

Оно зажглось в лучах, затрепетало

И, словно кровь Христова, алым стало.

С Чистого Четверга начинается любимое действо - раскрашивание и роспись яиц. А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это были крапанки. Еще были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Основные цвета орнамента писанок - белый, желтый, красный и черный. Узоры, выписанные на яйце, обязательно несли в себе определённый смысл, т.е. были символами. Существует достаточно много символов для росписи…

Например: Сосна - символ здоровья.
Черный цвет - цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.
Голубь - символ души.
Сеточка - символ судьбы.
Белый цвет - начало всех начал: судьба, которая строится на небе.
Желтая сеточка - символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Дубок - символ силы.
Точечки - символ плодородия.
Сливы - символ любви.
Хмель - символ плодородия.
Любая ягодка - символ плодородия; матери.
Цветочки - символ девичества.

Волнистые линии - это моря-океаны.

Круг - яркое солнышко.

Пасха - это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца.

(колокольный звон)

Рассказчик 2.

В день Пасхи звонили в церквях колокола, звонили по-особому, торжественно. Этот звон зовется

Пасхальный благовест.

Колокол дремавший

Разбудил поля.

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна

Тихая долина

Отгоняет сон

Где-то за дорогой

Замирает звон.

(Автор: С. Есенин.)



  1. Пасхальные игры (за участие в играх дети получают сладкие призы)

Во время Пасхальной недели принято ходить в гости, дарить подарки, отправлять поздравительные открытки. В эти дни ни одна душа не должна чувствовать себя одинокой и забытой. Я приглашаю вас принять участие в играх.

«Где яйцо варится?»

В игре участвуют два человека. В старину яйцо накрывали шапками, можно взять пластиковые стаканчики. Один из игроков на время выходит из комнаты или просто закрывает глаза. Пустые перевернутые стаканчики ставят на стол, под ними прячут яйцо, зовут игрока и спрашивают: «Где яйцо варится?», водящий выбирает стаканчик и поднимает его, если там есть яйцо, то забирает его себе как приз.

«Раскрути яйцо»

Играют двое, у каждого свое яйцо. Одновременно игроки раскручивают пасхальные яйца на столе, у кого яйцо будет дольше крутиться - тот и выиграл, победитель забирает яйцо проигравшего игрока. Играть можно не только вдвоем, но и втроем, вчетвером, тогда победитель забирает уже не одно яйцо, а все.

«Крашенка на земле»

Яйцо кладут на землю. В десяти шагах от него стоит один из игроков. Ему завязывают глаза платком. С завязанными глазами он отмеряет десять шагов, развязывает глаза и пытается достать яйцо, не сходя с места. Если достанет, то выиграл, не достанет - проиграл.

«У кого дальше укатится?»

Дети встают парами, у каждого яйцо. Необходимо прокатить яйцо по горке так, чтобы оно не упало, не разбилось и укатилось как можно дальше яйца соперника.

«Раскрась яйцо»

Детям завязывают глаза салфеткой, и они раскрашивают яйца - заготовки

«Самый смелый» дается три яйца, одно из них «не варенное» (на самом деле все варенные) - нужно разбить яйцо об лоб.

«Не урони яйцо»

Дети делятся на две команды, у каждой команды яйцо и ложка. Первый участник должен нести яйцо на ложке одной рукой, обойти преграду, вернуться и отдать ложку следующему игроку. Чья команда первая справится с заданием и не разобьет яйцо, является победительницей.


  1. Пасхальная викторина

- А сейчас проверим ваши знания в пасхальной «сладкой» викторине, почему сладкой, догадались? (за правильный ответ - конфета)

  • Как на Руси называли Пасху? (Светлое Воскресение, Велик день, Христов день, Царь день)

  • Имя Матери Спасителя? (Мария)

  • Сколько учеников - апостолов было у Христа? (12)

  • Один из них стал предателем. Как звали его? (Иуда)

  • В какой день недели Христос был предан, в какой распят, в какой - воскрес? (среда, пятница, воскресенье)

  • Мария Магдалина пришла к императору Тиберию и сказала: «Христос воскрес!» Что при этом она преподнесла ему? (яйцо)

  • Как называются яйца, окрашенные в один цвет? (Крашенки). А если на общем фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета? (Крапанки) . А ещё были яйца, расписанные от руки сюжетными или орнаментальными узорами, они называются? (Писанки)

  • Как называется последняя неделя перед Пасхой? (Страстная или Великая седьмица, посвящённая страданиям Иисуса Христа)

Дети читают стихотворения, расположившись вокруг глобуса:

1-й ребенок:
Вот какой чудесный дом!
Много есть соседей в нем.
Только кто его построил?
Кто порядок в нем устроил?
2-й ребенок:
Кто посеял мох, цветочки?
Кто деревьям дал листочки?
3-й ребенок:
В реки кто воды налил?
Кто в них рыбок поселил?
4-й ребенок:
За весной послал к нам лето?
Кто же, кто придумал это?
Кто все так устроить мог?
Все:
Ну конечно, это Бог.
5-й ребенок:
Бога видеть невозможно.
Лишь дела увидеть можно,
Те, что делает для нас
Каждый день Он, каждый час.
6-й ребенок:
Вот за что и почему благодарны мы Ему.
7-й ребенок:
Чтоб Его не огорчать,
Душу надо освящать,
Зла не делать никому,
И послушным быть Ему.

Рассказчик 1.

Христос воскрес из мертвых. Он победил смерть. Силой Его воскресения все люди - святые и грешные, крещеные и некрещеные - тоже воскреснут. И все люди предстанут перед Иисусом Христом. Тогда откроется для веровавших и любивших Господа Иисуса Христа Царствие Божие. Праздник Пасхи напоминает нам об этой общей великой радости.

Рассказчик 2.

Самое главное, что вы должны запомнить, Пасха - день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Мы сердечно поздравляем всех вас с Великим праздником!

Счастливой Пасхи от души желаем,

Христос воскрес - вот главные слова!

Пусть вас Господь от бед оберегает,

И наградит за добрые дела!

Литература:

  1. "Библия для малышей", АО "Молодая гвардия", М., 1993 г.

  2. Журнал "Воспитание школьника" №3, 2009 г., статья Агеевой Е.С "Праздник Пасха".

  3. Пашкина В.М. «Жили - были, хоровод водили» Фольклорные праздники в 5-9 классах./ В.М. Пашкина. Худож. А.А. Селиванов.- Ярославль: Академия, 2005-160с.

  4. Журналы «Начальная школа» №4, 2000г., № 1, 2006г.

Сайты:

  1. darnika.ru/2012/04/lastochki/

  2. happy-school.ru/publ/17

  3. festival.1september.ru/articles/579445/

  4. stranamasterov.ru/

  5. karving.ru/

Примечания:

  1. kladraz.ru/prazdniki/drugie-prazdniki/pasha-istorija-pashi-dlja-detei.html

  2. luntiki.ru/blog/prazdnik/704.html

  3. kladraz.ru/prazdniki/drugie-prazdniki/razvlechenija-i-igry-na-pashu-dlja-detei.html

2


© 2010-2022