- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка открытого занятия Введение в образовательную программу Мир вокруг
Методическая разработка открытого занятия Введение в образовательную программу Мир вокруг
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Руднева Т.С. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методическая разработка открытого занятия
"Введение в образовательную программу "Мир вокруг"
Продолжительность занятия - 30 минут.
Форма проведения - занятие-путешествие.
Тип занятия: занятие применения и совершенствования знаний;
(контрольное занятие; комбинированное занятие, изучение нового материала)
Оснащение занятия, инструменты и материалы:
-
оборудованный кабинет для занятий;
-
магнитофон с аудиозаписью;
-
доска магнитная;
-
карточки с заданиями;
-
наглядный демонстрационный материал;
-
цветные карандаши, рабочая тетрадь.
Используемые методы:
-
беседа;
-
самостоятельная работа обучающихся с карточками;
-
индивидуальная помощь педагога.
Используемая литература:
-
Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. "Весёлый этикет", "АРГО", Екатеринбург, 1997
-
С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Т. Топоркова, С.В. Щербинина. Тетрадь с заданиями для развития детей "Окружающий мир. Предметы".
-
С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И. Т. Топоркова, С. В. Щербинина. Тетрадь с заданиями для развития детей "Окружающий мир. Природа".
-
Т.А. Шарыгина. ООО "Издательство "Гном и Д", 2008 г.
-
Серия книг "Знакомство с окружающим миром": ("Профессии. Какие они?", "Животные. Какие они?", "Одежда. Какая она?")
-
Периодическое издание "Дошкольное воспитание"
Цель: Введение в программу "Мир вокруг" и ознакомление детей-дошкольников с содержанием курса по разделам: предметное окружение, мир природы, явления общественной жизни, воспитание навыков культурного поведения, активизация познавательной активности ребёнка, воспитание понимания взаимозависимости состояния окружающего мира и действий человека.
Задачи:
-
научить детей классифицировать явления и предметы, называть группы предметов обобщающими словами;
-
расширить имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях окружающей действительности, учить их делать выводы и умозаключения;
-
воспитывать гуманное отношение, чувство милосердия, любви и сопереживания ко всему живому;
-
развивать интерес к миру природы и миру предметов;
-
воспитывать у дошкольников чувство взаимопомощи, самоконтроля и уважения к труду.
Ход занятия.
-
Организационный момент.
-
Вступительное слово педагога.
-
Приветствие детей; знакомство.
-
Сообщение темы занятия.
-
Готовность к занятиям.
-
Правила поведения на занятии (правильная посадка за партой, правила общения с педагогом).
Педагог: Я приглашаю вас в путешествие по миру, который нас окружает. А вместе с нами отправится в путешествие.
Звучит музыкальный фрагмент "Точка, точка, запятая…"
Педагог зачитывает стихотворение по теме занятия В. Орлова "Дом под крышей голубой"
Словно крыша над землею,
Голубые небеса.
А под крышей голубою -
Реки, горы и леса.
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы.
Страны все, и все народы,
И, конечно, я и ты.
-
Объяснение материала по теме.
Педагог: рассказ о том, что нас окружает (деление программы на блоки "предметное окружение", "мир природы", "явления общественной жизни", "общественные отношения") и путешествие главного героя по миру, который нас окружает.
Обращение внимания на магнитную доску с плакатами по теме занятия.
Наводящие вопросы для обсуждения и активизации мышления:
Откуда берутся вещи, которыми мы пользуемся?
Педагог: Ребята, найдите в рабочей тетради изображение такого же человечка.
Титульный лист тетради.
Дети находят "лепесток" "Предметное окружение".
Игра «Узнай по контуру» ( Дети по контуру узнают предметы одежды.)
Игра «Определи на ощупь» ( На ощупь с закрытыми глазами определяют предметы посуды.)
Дети выполняют Задание № 1 "Собери самолёт" по трафарету в рабочей тетради.
Обсуждение.
Наводящие вопросы для обсуждения и активизации мышления: _______________________
______________________________________________________________________________
Дети находят "лепесток" - "Явления окружающей действительности".
Дети выполняют Задание № 2 "Соедини правильно" (задание на знание профессий в рабочей тетради).
Обсуждение.
Профессии
Педагог: Немного устали? Приглашаю вас на физминутку.
Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, вольный ветерок
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живём в одном краю
Я вас очень всех люблю.
(Дети выполняют предложенные педагогом движения)
Наводящие вопросы для обсуждения и активизации мышления:
____________________________________________________________________________________
Дети находят "лепесток" - "Мир природы".
Педагог: Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это всё вокруг… (природа)
Педагог: А что же такое природа? Лес, река, воздух, которым мы дышим и вода, которую мы пьём, и дождь и снег - всё это природа.
Все эти живые существа, да и мы с вами погибнем без солнышка и дождя.
Дети выполняют Задание № 3 "Путаница" в рабочей тетради .( Обвести красным карандашом предметы рукотворного мира, а зелёным то, что создала природа.)
Обсуждение.
Задание "Путаница".
Наводящие вопросы для обсуждения и активизации мышления:
____________________________________________________________________________________
Дети находят "лепесток" - "Общественные отношения".
Педагог: Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Под одною голубою
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный, и большой.
Дом кружится возле Солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не ругаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.
-
Заключительная часть.
Подведение итогов.
Поощрение детей (наклейки)
Ответы на вопросы обучающихся.
Педагог - Руднева Татьяна Станиславовна
Приложение к методической
разработке занятия.
Методические рекомендации.
Какими приемами может пользоваться взрослый, пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе?
-
Давать возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п.
-
Вызывать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.
-
Разговаривать с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и "ответным чувством" к доброму поступку малыша. Например, сказать: "Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: "Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!". Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.
-
Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька-красавица, травушка-муравушка, зайчик-побегайчик и т.п.
-
Вводить элементы игры, побуждая ребёнка к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла, и т.п.).
-
В присутствии малыша не допускать неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: "Это некрасиво", "Так нельзя делать" и т.п.
Природа - это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Ребенок радуется травке, восхищается необыкновенной окраской крыльев бабочки, настораживается при раскатах грома, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу. Первые прогулки в лес, на луг. Кто из нас не наблюдал этой бесконечной радости, счастья. Взрослый открывает ребенку многие свойства вещей и явлений, уточняет представления. Однако, направляя детское восприятие, уточняя свойства предметов живой и неживой природы в повседневной жизни, не следует сводить общение с ребёнка к излишнему дидактизму, обучению.
Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т.д.
Приложение к методической
разработке занятия.
Загадки, пословицы
Тема "Труд"
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без труда нет плода.
Была бы охота - заладится всякая работа.
Всякая работа мастера хвалит.
Дело мастера боится.
Дело мастера боится.
Работа и труд все перетрут.
Делу - время, потехе - час.
Золото познается в огне, человек - в труде.
Кто труд любит, долго спать не будет.
С песней и труд спорится.
Труд человека кормит, а лень портит.
Старая бабка по двору шныряет, чистоту соблюдает (метла)
Кланяется, кланяется, придет домой растянется (топор)
Тема "Профессии"
Мы вдвоем с Алешей
Построим дом хороший.
Пусть у нас не кирпичи,
Закаленные в печи,
А много кубиков цветных -
Дом построим мы из них!
Будем как родители,
Мы с тобой …(строители)
Если вьется пламя,
Дым валит столбом,
" Ноль - один" мы наберем,
Его на помощь позовем. (пожарный)
С малышами я вожусь,
Никогда я не сержусь
С ними я хожу гулять,
Их укладываю спать. (воспитатель)
Он сутра в столовой нашей
Варит суп, компот и кашу. (повар)
Тема "Природа"
Без рук, без ног а ворота отворяет и нас погоняет. (ветер)
Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (ветер)
Пушистая вата плывет куда-то: чем вата ниже, тем дождик ниже. (облака)
Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (дождь, земля, трава)
С неба пришел, в землю ушел. (дождь)
С мамой мы пошли гулять, стал он землю поливать.
Поливал да поливал - всех под зонтики загнал. (дождь)
Через поля, через луга встала нарядная дуга. (радуга)
Не огонь, а жжется. (мороз)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)
Скатерть бела весь лес одела. (снег)
Что в решете не унесешь? (вода)
Белая морковка зимой растет. (сосулька)
Что растет вверх ногами? (сосулька)
Рук нет, а строить умеет. (птица)
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)
Рыжая хозяюшка из леса пришла,
Всех кур пересчитала, с собой унесла. (лиса)
Тема "Дружба"
Без друга в жизни туго.
Верный друг лучше сотни слуг.
Дерево живет корнями, а человек - корнями.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Сам пропадай, а товарища выручай.