- Преподавателю
- Другое
- Основы Философии СПО рабочая программа
Основы Философии СПО рабочая программа
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Забавин Н.Н. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области
Любимский аграрно-политехнический колледж
РАССМОТРЕНО
На заседании
Протокол № ___ от ____________ г.
Председатель МС
_____________ Т.М. Смирнова
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ОД
___________ И. В. Самойлова
«___» ____________ 2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины_ОГСЭ. 01 Основы философии
по специальности:
38.02.05 « Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров»
уровень подготовки: базовый
Любим 2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 38.02.05 « Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
Организация-разработчик: ГПОАУ ЯО Любимский аграрно-политехнический колледж
Разработчик: Николай Николаевич Забавин , преподаватель истории
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
19
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
20
1.паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в обязательную часть профессионального цикла ОПОП СПО в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
основные категории и понятия философии;
-
роль философии в жизни человека и общества;
-
основы философского учения о бытии;
-
сущность процесса познания;
-
основы научной, философской и религиозной картин мира;
-
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
-
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 12 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
60
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
12
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
………………
………………
Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.).
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
1
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.
Содержание учебного материала
4
3
2
1
2
3
Миф как первая форма познания мира. Возникновение философии.
Философия и ее функции. Древняя Греция, как центр развития философии. Мировоззрение и его роль. Философия и наука. Разделы философии.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом лекций (обработка текста)
1
Раздел 1. Основные идеи мировой философии от античности до нового времени (12 часов)
Тема 1.1. Философия античного мира.
Содержание учебного материала
5
4
4
5-6
7
Античная философия от мифа к Логосу.
Этапы развития античной философии (Сократ, киники, Платон, Аристотель, Эпикур, стоицизм).
Значение античной философии для дальнейшего развития философских идей.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Поиск необходимой информации через Интернет об античных философах.
1
Тема 1.2. Философия средних веков
Содержание учебного материала
5
4
8
9
10
11
Основные идеи и направления средневековой философии.
Взгляды Августина Блаженного. Фома Аквинский и его взгляды.
Спор номиналистов и реалистов в средние века.
Арабский период в развитии философии. Роль средневековой философии.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Доклад на темы: Философские взгляды Платона.
Философские взгляды Аристотеля
1
Раздел 2. Философия нового и новейшего времени (20 часов)
Тема 2.1. Философия нового времени
Содержание учебного материала
5
4
2
12-13
14
15
Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк) и рационалистов (Р.Декарт, Б.Спиноза, В.Г.Лейбниц) о познании месте и роли человека. Воззрения Беркли Дж. И Д. Юма в период нового времени.
Немецкая классическая философия Взгляды К. Маркса и Л. Фейербаха.
Самостоятельная работа обучающихся
Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII- XIX веков
(3 - 4 - по выбору учащихся)
1
Тема 2.2. Постклассическая философия второй половины XIX-начала ХХ века
Содержание учебного материала
3
2
16
17
Постклассическая философия второй половины XIX-начала ХХ века.
Философия жизни Ф. Ницше и А. Шопенгауэр. Экзистенциализм. Идеи и воззрения А. Бергсона.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельное изучение материала по литературным источникам
1
Тема 2.3.
Русская философия XIX-XXвв.
Содержание учебного материала
3
2
18
19
Русская философия XIX-XX вв. Спор западников и славянофилов об историческом пути развития России.
Философия В.С. Соловьева. Философские идеи К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова. Бердяев Н.А.- выдающийся русский мыслитель 20 века.
2
Самостоятельная работа
Подбор информации по философским воззрениям русских мыслителей.
1
Тема 2.4. Современная философия
Содержание учебного материала
5
4
20
21
22
23
Современная философия, неопозитивизм и его сущность.
Воззрения М.Хайдеггера, К. Ясперса, А. Камю, Ж.П.Сартра.
Экзистенциализм. Аналитическая философия.
Герменевтика. Структурализм.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с текстами Э. Фромм «Душа человека»;
В.С. Соловьев «Русская идея».
1
Раздел 3. Человек-сознание-познание (22 часа)
Тема 3.1. Философские, религиозные, и естественно - научные теории о возникновении человека
Содержание учебного материала
5
4
24-25
26-27
Философские, религиозные, и естественно - научные теории о возникновении человека. Природа и сущность человека: человек, личность, индивид, индивидуальность.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа со словарем, справочником.
1
Тема 3.2. Человек в современном мире
Содержание учебного материала
2
28
29
Человек в современном мире. Проблема человека в Западной и Восточной философской традициях.
Свобода и необходимость в бытии человека.
2
Тема 3.3. Фундаментальные характеристики человека
Содержание учебного материала
3
2
30
31
Фундаментальные характеристики человека.
Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, свобода, ответственность, смысл жизни, смерть.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка устного сообщения для выступления на лекционном занятии.
1
Тема 3.4. Проблема сознания в истории философии
Содержание учебного материала
4
4
32
33
34
35
Проблема сознания в истории философии.
Современные философские представления о происхождении и сущности сознания. Естественно - научные данные о мозге, разуме, сознании. Сознательное и бессознательное. (З. Фрейд и К. Юнг).
Сознание, мышление, язык.
2
Тема 3.5. Учение о познании
Содержание учебного материала
5
4
36
37
38
39
Структура и сущность познания.
Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания.
Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория.
Эмпирические и теоретические методы познания. Истина и ее критерии
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подборка информации по критериям истины.
Написание рефератов на тему: «Изучение трех сторон сознания».
«Анализ смысла жизни в бытии человека».
1
Раздел 4. Духовная жизнь человека (14 часов)
Тема 4.1.
Философия и наука
Содержание учебного материала
3
2
40
41
Наука: сущность, аспекты, функции. Наука как феномен духовной жизни.
Соотношение науки, экономики, религии, искусства и морали. Научная рациональность как предмет исследования в отечественной философии.
2
Самостоятельная работа обучающихся
работа с конспектом лекций (обработка текста)
1
Тема 4.2. Философия и религия.
Содержание учебного материала
5
4
42
43
44
45
Религия как феномен духовной культуры.
Сущность религии, ее происхождение. Структурные звенья. Функции религии.
Мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение индивидуального творческого задания «Современная религиозная картина мира».
1
Тема 4.3. Философия и искусство
Содержание учебного материала
3
2
46
47
Теории и гипотезы происхождения искусства. Причины возникновения искусства, его роль в жизни человека и общества. Функции искусства.
Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства.
2
Дифференцированный зачет
1
Всего:
60
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии : учебное пособие для студ . сред . проф . учеб . заведений . - М.: Издательский центр « Академия », 2009. - 256 с ( с хрестоматией ).
2. Губин В.Д. Основы философии : учебное пособие . - М.: ФОРУМ : ИНФРА - М, 2009. - 288 с. ( Профессиональное образование )
3. Канке В.А. Основы философии : учебное пособие для студ . сред . спец . учеб . заведений . - М.: Университетская книга ; Логос . 2009. - 286 с.
Дополнительные источники:
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители; история и основные направления философии в кратком изложении. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2008. - 172 с.
3. Кохановский В.П. , Матяш Т.П., Яковлев В.П. , Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. - Ростов н/Д.: Феникс. 2010. - 315 с.
4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ- Пресс. 2010. - 496 с.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. - М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008 . - 779 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
-
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
-
Выполнение индивидуального творческого задания
-
Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII- XIX веков (3 - 4 - по выбору учащихся)
-
Доклады на темы: Философские взгляды Платона. Философские взгляды Аристотеля
Знать:
-
основные категории и понятия философии;
-
роль философии в жизни человека и общества;
-
основы философского учения о бытии;
-
сущность процесса познания;
-
основы научной, философской и религиозной картин мира;
-
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
-
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
-
Работа с текстами Э. Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея».
-
Подбор информации по философским воззрениям русских мыслителей.
-
Написание рефератов на тему: «Изучение трех сторон сознания». «Анализ смысла жизни в бытии человека».
-
Подготовка устного сообщения для выступления на лекционном занятии.
-
Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.