Основы Философии СПО рабочая программа

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области

Любимский аграрно-политехнический колледж



РАССМОТРЕНО

На заседании

Протокол № ___ от ____________ г.

Председатель МС

_____________ Т.М. Смирнова

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по ОД

___________ И. В. Самойлова

«___» ____________ 2015


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Учебной дисциплины_ОГСЭ. 01 Основы философии

по специальности:

38.02.05 « Товароведение и экспертиза качества

потребительских товаров»

уровень подготовки: базовый











Любим 2015г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 38.02.05 « Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

Организация-разработчик: ГПОАУ ЯО Любимский аграрно-политехнический колледж

Разработчик: Николай Николаевич Забавин , преподаватель истории






































СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

19

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

20







1.паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в обязательную часть профессионального цикла ОПОП СПО в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;

  • основы философского учения о бытии;

  • сущность процесса познания;

  • основы научной, философской и религиозной картин мира;

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 12 часа.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


лабораторные работы


практические занятия


контрольные работы


курсовая работа (проект) (если предусмотрено)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)


………………

………………

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.).


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


1


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.

Содержание учебного материала

4


3

2

1

2

3

Миф как первая форма познания мира. Возникновение философии.

Философия и ее функции. Древняя Греция, как центр развития философии. Мировоззрение и его роль. Философия и наука. Разделы философии.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом лек­ций (обработка текста)

1


Раздел 1. Основные идеи мировой философии от античности до нового времени (12 часов)

Тема 1.1. Философия античного мира.


Содержание учебного материала

5


4

4

5-6

7

Античная философия от мифа к Логосу.

Этапы развития античной философии (Сократ, киники, Платон, Аристотель, Эпикур, стоицизм).

Значение античной философии для дальнейшего развития философских идей.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Поиск необходимой информации через Интернет об античных философах.

1


Тема 1.2. Философия средних веков

Содержание учебного материала

5


4

8

9

10

11

Основные идеи и направления средневековой философии.

Взгляды Августина Блаженного. Фома Аквинский и его взгляды.

Спор номиналистов и реалистов в средние века.

Арабский период в развитии философии. Роль средневековой философии.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Доклад на темы: Философские взгляды Платона.

Философские взгляды Аристотеля

1


Раздел 2. Философия нового и новейшего времени (20 часов)

Тема 2.1. Философия нового времени

Содержание учебного материала

5


4

2

12-13

14

15

Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк) и рационалистов (Р.Декарт, Б.Спиноза, В.Г.Лейбниц) о познании месте и роли человека. Воззрения Беркли Дж. И Д. Юма в период нового времени.

Немецкая классическая философия Взгляды К. Маркса и Л. Фейербаха.

Самостоятельная работа обучающихся

Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII- XIX веков

(3 - 4 - по выбору учащихся)

1


Тема 2.2. Постклассическая философия второй половины XIX-начала ХХ века

Содержание учебного материала

3


2

16

17

Постклассическая философия второй половины XIX-начала ХХ века.

Философия жизни Ф. Ницше и А. Шопенгауэр. Экзистенциализм. Идеи и воззрения А. Бергсона.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельное изучение материала по литературным источникам

1



Тема 2.3.

Русская философия XIX-XXвв.

Содержание учебного материала

3


2


18

19

Русская философия XIX-XX вв. Спор западников и славянофилов об историческом пути развития России.

Философия В.С. Соловьева. Философские идеи К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова. Бердяев Н.А.- выдающийся русский мыслитель 20 века.

2

Самостоятельная работа

Подбор информации по философским воззрениям русских мыслителей.

1


Тема 2.4. Современная философия

Содержание учебного материала

5


4

20

21

22

23

Современная философия, неопозитивизм и его сущность.

Воззрения М.Хайдеггера, К. Ясперса, А. Камю, Ж.П.Сартра.

Экзистенциализм. Аналитическая философия.

Герменевтика. Структурализм.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с текстами Э. Фромм «Душа человека»;

В.С. Соловьев «Русская идея».

1


Раздел 3. Человек-сознание-познание (22 часа)

Тема 3.1. Философские, религиозные, и естественно - научные теории о возникновении человека

Содержание учебного материала

5


4

24-25

26-27

Философские, религиозные, и естественно - научные теории о возникновении человека. Природа и сущность человека: человек, личность, индивид, индивидуальность.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа со словарем, справочником.

1


Тема 3.2. Человек в современном мире

Содержание учебного материала

2

28

29

Человек в современном мире. Проблема человека в Западной и Восточной философской традициях.

Свобода и необходимость в бытии человека.

2



Тема 3.3. Фундаментальные характеристики человека

Содержание учебного материала

3


2


30

31

Фундаментальные характеристики человека.

Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, свобода, ответственность, смысл жизни, смерть.


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка устного сообщения для выступления на лекционном занятии.

1


Тема 3.4. Проблема сознания в истории философии

Содержание учебного материала

4


4

32

33

34

35

Проблема сознания в истории философии.

Современные философские представления о происхождении и сущности сознания. Естественно - научные данные о мозге, разуме, сознании. Сознательное и бессознательное. (З. Фрейд и К. Юнг).

Сознание, мышление, язык.

2



Тема 3.5. Учение о познании


Содержание учебного материала

5


4

36

37

38

39

Структура и сущность познания.

Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания.

Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория.

Эмпирические и теоретические методы познания. Истина и ее критерии

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подборка информации по критериям истины.

Написание рефератов на тему: «Изучение трех сторон сознания».

«Анализ смысла жизни в бытии человека».

1


Раздел 4. Духовная жизнь человека (14 часов)

Тема 4.1.

Философия и наука


Содержание учебного материала

3


2

40

41

Наука: сущность, аспекты, функции. Наука как феномен духовной жизни.

Соотношение науки, экономики, религии, искусства и морали. Научная рациональность как предмет исследования в отечественной философии.

2

Самостоятельная работа обучающихся

работа с конспектом лек­ций (обработка текста)

1


Тема 4.2. Философия и религия.

Содержание учебного материала

5


4

42

43

44

45

Религия как феномен духовной культуры.

Сущность религии, ее происхождение. Структурные звенья. Функции религии.

Мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение индивидуального творческого задания «Современная религиозная картина мира».

1


Тема 4.3. Философия и искусство

Содержание учебного материала

3


2

46

47

Теории и гипотезы происхождения искусства. Причины возникновения искусства, его роль в жизни человека и общества. Функции искусства.

Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства.

2




Дифференцированный зачет

1


Всего:

60


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии : учебное пособие для студ . сред . проф . учеб . заведений . - М.: Издательский центр « Академия », 2009. - 256 с ( с хрестоматией ).

2. Губин В.Д. Основы философии : учебное пособие . - М.: ФОРУМ : ИНФРА - М, 2009. - 288 с. ( Профессиональное образование )

3. Канке В.А. Основы философии : учебное пособие для студ . сред . спец . учеб . заведений . - М.: Университетская книга ; Логос . 2009. - 286 с.

Дополнительные источники:

1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители; история и основные направления философии в кратком изложении. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.

2. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2008. - 172 с.

3. Кохановский В.П. , Матяш Т.П., Яковлев В.П. , Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. - Ростов н/Д.: Феникс. 2010. - 315 с.

4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ- Пресс. 2010. - 496 с.

5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. - М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008 . - 779 с.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.


  • Выполнение индивидуального творческого задания

  • Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII- XIX веков (3 - 4 - по выбору учащихся)

  • Доклады на темы: Философские взгляды Платона. Философские взгляды Аристотеля

Знать:

  • основные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;

  • основы философского учения о бытии;

  • сущность процесса познания;

  • основы научной, философской и религиозной картин мира;

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


  • Работа с текстами Э. Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея».

  • Подбор информации по философским воззрениям русских мыслителей.

  • Написание рефератов на тему: «Изучение трех сторон сознания». «Анализ смысла жизни в бытии человека».

  • Подготовка устного сообщения для выступления на лекционном занятии.

  • Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.



© 2010-2022