• Преподавателю
  • Другое
  • (методическое пособие к программе «Художественный труд в студии гуманитарно-эстетического воспитания «Гармония»)

(методическое пособие к программе «Художественный труд в студии гуманитарно-эстетического воспитания «Гармония»)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр эстетического воспитания детей»





Беседа на занятиях

художественным трудом


(методическое пособие к программе

«Художественный труд в студии гуманитарно-эстетического

воспитания «Гармония»)

















Златоуст

2013

Беседа на занятиях художественным трудом: методическое пособие к программе «Художественный труд в студии гуманитарно-эстетического воспитания «Гармония» /Составитель: педагог дополнительного образования второй квалификационной категории Струева И.А. - Златоуст, 2007.

Рецензент: педагог дополнительного образования МОУДОД «ЦЭВД» высшей квалификационной категории, искусствовед Чернова Е.К.

Данный методический сборник содержит рекомендации по проведению тематических бесед в ходе занятий художественным трудом в студии гуманитарно-эстетического воспитания «Гармония». Несмотря на то, что сборник является методическим пособием к конкретной программе «Художественный труд в студии гуманитарно-эстетического воспитания «Гармония», предлагаемые беседы вполне могут проводиться педагогами, работающими по другим дополнительным образовательным программам, реализуемым по предмету «художественный труд» среди младших школьников. Кроме того, методическое пособие может быть полезным для учителей труда в начальном звене общеобразовательной школы.

Сборник одобрен методическим советом МОУДОД «Центр эстетического воспитания детей».











Введение.

Программа «Художественный труд в студии гуманитарно-эстетического воспитания «Гармония» строится на общеизвестных дидактических принципах научности, доступности, наглядности, связи теории с практикой и других, которые тесно связаны с использованием в работе метода беседы. Пояснительный запиской беседа определена как преобладающий словесный метод. Действительно, прикладные виды деятельности опираются прежде всего именно на беседу, которая может проводиться на любом этапе занятия: в его начале - для повторения изученного; в ходе объяснения нового материала; в конце занятия - как способ закрепления изученного. Кроме того, беседа может служить формой подведения итога занятия. Словом, беседа универсальна.

Важно и то, что в ходе беседы осуществляется устный обмен мнениями между педагогом и детьми. А значит, дети не только получают новые знания или их закрепляют, но и учатся высказывать свое мнение, что способствует активации детского мышления, развитию речи. Обсуждение учебного материала способствует установлению связей между теорией и практикой, между предшествующими занятиями и последующими.

Более убедительной является та беседа, которая сопровождается использованием наглядных пособий, поэтому в нашем сборнике в ходе бесед имеются ссылки на демонстрационные материалы.

Познавательный результат беседы обнаруживается в прочном усвоении знаний, в активации жизненного опыта детей. Развивающий эффект этого метода проявляется в формировании у ребят умения чётко и быстро мыслить, анализировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль. Воспитательное влияние беседы заключается в том, что она пробуждает в ребёнке самостоятельность, помогает обретению уверенности в собственных силах, становлению коммуникативной способности. Беседа как метод обучающего взаимодействия педагога с детьми подходит для любого возраста, главное - правильно определить содержание и глубину обсуждения проблем.













1 год обучения


Раздел «Аппликация»


ИЗ ИСТОРИИ НОЖНИЦ


Первые ножницы появились около трёх с половиной тысяч лет назад и предназначались для стрижки овец. Их лезвия не поворачивались вокруг центра, а соединялись пружинящей пластиной и просто сжимались рукой.

Около 1000 лет назад ремесленники догадались соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки загнуть в виде колец. Получились ножницы. Делали их из железа, стали, серебра, богато украшали, а то и покрывали золотом. Иногда украшений было так много, что они мешали пользоваться этим инструментом.

В России ножницы изготавливали в тех же губерниях, где делали ножи - в Нижегородской и Владимирской. Появились и специальные ножницы для парикмахеров, лекарей. Были даже особые ножницы для отрезания от металлического стержня заготовок монет.

Когда появились первые ножницы? Для каких целей они использовались?

Рассмотри на рисунке старинные ножницы, ножницы для стрижки овец и для работы в саду.

Расскажи, какие отличия ты заметил. Какие еще специальные ножницы ты знаешь?

Поищи в книгах, энциклопедиях интересные сведения из истории ножниц.

Раздел «Мозаика»


ИЗ ИСТОРИИ МОЗАИКИ

Мозаика - один из видов монументально-декоративного искусства. Для работы используют гальку, камни, черепки разбитой посуды, яичную скорлупу, непрозрачное стекло - смальту, керамические плитки и т.д. Эти материалы с помощью клея, парафина, пластилина, цемента закрепляют на украшаемой поверхности по определённому рисунку. Мозаичными узорами украшают главным образом наружные и внутренние стены архитектурных сооружений, полы, потолки, отделывают сооружения малых архитектурных форм - фонтаны, стены и др.

Мозаичные работы имеют давнюю историю. В Древнем Египте мозаика из пластинок и кубиков из природных камней применялась для инкрустации различных изделий бытового назначения. В ней использовались также драгоценные и полудрагоценные камни. В Древнем Египте мы уже наблюдаем расцвет производства глазури и цветных глухих стёкол (смальт) разнообразных оттенков.

Исключительны достижения древнерусских художников-мозаичистов Киева и Новгорода, создавших еще в X - XI в. первоклассные произведения мозаичной живописи, сохранившиеся до наших дней. Вклад древнерусских мастеров мозаики в технику мозаичной живописи огромен. Киевские мастера-смальтовары, отличавшиеся для их эпохи искусством плавки и варки цветных стёкол, являются изобретателями современного нового вида стекольно-каменных смальт.

Возрождённая во второй половине XVIII столетия русская мозаичная живопись обязана своим расцветом гению М.В. Ломоносова, положившего много труда на организацию научно-исследовательской и творческой работы в области мозаики. М.В. Ломоносов не только воссоздал русскую монументальную и станковую мозаичную живопись, но и внёс много нового в её технику и материалы. Ломоносов изобрёл и сконструировал ряд приспособлений и станков для разрезания смальтовых заготовок, для шлифования и полирования мозаик.

Во второй половине XIX века происходит дальнейшее развитие русской мозаичной живописи. Монументальная мозаичная живопись - один из наиболее прочных и стойких к воздействию внешних явлений (влага, температура, газы и т.д.) видов живописи, нашла широкое применение в декоративном оформлении интерьеров зданий, сооружений.

Первыми мозаиками нашей эпохи были мозаики, исполненные в 1936 г. по эскизу академика Е.Е. Лансере и при участии А.Е. Фейнберга для вестибюля здания академии им. М.В. Фрунзе в Москве. Высокое мозаичное мастерство позволяет и по сей день создавать монументальные произведения. (Показ изображений мозаичных работ). А для того чтобы самим создать такие прекрасные и необычные вещи, вам понадобятся простые инструменты: ножницы, карандаши, линейка, клей, цветная бумага, кусочки керамических плиток, пластмасс, солома и т.д.

Какие материалы используют для создания мозаичных панно?

Что такое смальта?

Какие архитектурные формы украшают мозаичными панно?

Откуда пошла мозаика?

Какие древние русские города прославились мозаичной живописью?

Какой выдающийся русский учёный внёс большой вклад в развитие мозаики? В чём состоит этот вклад?

МОЗАИКА ИЗ ЯИЧНОЙ СКОРЛУПЫ

Мозаика из яичной скорлупы позволяет создать яркие, сказочные картины, как на миниатюрных панно, так и на больших стендах, оформляющих интерьер помещения. Декоративный или геометрический узор украсит вазочки, шкатулки и др.

Яичную скорлупу промывают в теплой воде с мылом, удаляют внутреннюю пленку и сушат, хранят в небольших коробках.

Скорлупу можно окрасить (краситель для ткани и пряжи), затонировать отваром луковых перьев, кофе. Скорлупу кипятят в растворе красителя и вынимают её постепенно, порциями, что позволяет получить различную насыщенность цвета. В работе также может быть использована и бежевая скорлупа.

Для фона можно использовать картон, фанеру. На фоне делается разметка рисунка. Небольшой участок изображения смазывается клеем (ПВА, «Момент»), накладывается кусочек скорлупы выпуклой стороной вверх. На скорлупу надавливают, она при этом лопается, после чего её раздвигают пинцетом.

Сначала выкладывают контур изображения, а затем выполняют его внутреннюю часть. Между скорлупками оставляют небольшие зазоры, что придаёт мозаике воздушность и легкость.

Как яичную скорлупу готовят к использованию в качестве материала для создания мозаичных панно?

Каки6е красители используют для окрашивания скорлупы?

Почему из красителя скорлупу лучше вынимать не всю разом, а порционно?

Как правильно накладывать скорлупу на подготовленный фон?



Раздел «Плетение»


ИЗ ИСТОРИИ ПЛЕТЕНИЯ

Плетение известно человеку очень давно. Этим способом выполняли рыболовные сети, украшения, элементы одежды, предметы быта и др. Плели в основном из природных материалов: лозы, листьев кукурузы, стеблей трав, соломы и берёсты. Но не сразу люди этому научись.

Многие считают, что древний человек узнал о плетении от самого обыкновенного паука, глядя на то, как он из ниток создаёт сеточку-узор. Маленький паучок научил человека прясть нитку. Усвоив этот метод, человек стал выполнить нитки из самых разных материалов: пряли из льна и шерсти овец, коз и верблюдов. А однажды случилось настоящее открытие: как-то летом китайская императрица потянула отточенными ноготками за паутину упавший в чашку с чаем кокон гусеницы шелкопряда - паутинка всё тянулась и тянулась. Люди поняли важность открытия, и с тех пор стали разводить этих гусениц для получения тонкого и блестящего натурального шёлка.

Рассказывают, что в марте 1665 года луга и заборы вблизи Мерзебурга покрылись великим множеством паутины, и из неё женщины окрестных селений понаделали себе лент и различных украшений.

Такова история развития плетения у пауков, самых древних, первых в истории мастеров этого дела.

Какие известные предметы быта выполнялись способом плетения?

Какие материалы использовались для плетения изделий?

От кого человек узнал об искусстве плетения?

Из какого сырья люди научились изготавливать пряжу?

Что служит источником получения натурального шёлка?






Раздел «Природа - художница»


ИКЕБАНА

Лучшим украшением вашего жилища всегда будут цветы. Цветочная аранжировка - создание из цветов, комнатных растений, веток, сухого природного материала композиций.

В искусстве аранжировки большую известность приобрела японская икебана. Основные идеи икебаны, появившейся в XV веке - любовь к линии, элегантность, гармония материала, вазы и окружающей обстановки. Так всего один цветок, поставленный в высокую вазу, символизирует тишину и покой домашнего очага.

В конце прошлого века стали использовать необычные для икебаны низкие плоские вазы, растения в которых крепились игольчатыми держателями. Возникший в 30-е годы нашего столетия стиль Согецу (трава и луна) в своих композициях наряду с живыми растениями использует сухие ветки, корни, искусственные материалы, камни.

Современная цветочная аранжировка использует опыт и традиции японской икебаны, но они более свободны в подборе материала, формы, размера букета, подборе ваз и оформлении подставок. Для необычных выразительных ваз подбираются неброские букеты и наоборот. Интересно смотрятся небольшие букеты, составленные полностью из сухого природного материала, что делает их не только красивыми, но и долговечными. В таких букетах можно использовать сухостои - растения, высыхающие на корню и не теряющие своей окраски и формы. Бессмертники, физалисы, веточки пижмы, засушенные листья, ветки деревьев, колоски, декоративные шишки и колючки и многое другое можно применять при составлении сухого букета. Хорошо смотрятся искусственные цветы из природного материала.

Что во все времена считается лучшим украшением интерьера?

Что такое цветочная аранжировка?

Каковы основные идеи икебаны?

Что ещё, кроме живых цветов, может использоваться в икебанах?

Какие растения относят к сухостоям? Какие ещё материалы применяются для составления сухого букета?










2 год обучения


Раздел «Оригами»


ИЗ ИСТОРИИ ОРИГАМИ


Оригами как способ создания из бумаги разнообразных поделок зародилось в Японии более 1000 лет назад. Слово «оригами» означает «складывание из бумаги». Из обычного листа прямоугольной формы, оказывается, можно сложить самые разнообразные коробочки, звезды и цветы, красивых птиц и изящных бабочек, всевозможных зверушек и многое другое.

Изделия из бумаги украсят вашу комнату и станут оригинальным подарком близким и друзьям, а вам подарят минуты вдохновенного творчества.

Работать можно с любой бумагой. В художественных салонах можно приобрести специальную бумагу для оригами: она тонкая и легко складывается. А можно использовать то, что есть у вас под руками: цветную бумагу, газеты, страницы из ставших ненужными цветных журналов. Бумагу можно раскрасить красками, фломастерами, цветными мелками. Простор для творчества и фантазии здесь огромен.

Прежде чем начать работу, нужно внимательно ознакомиться с условными обозначениями и основными базовыми формами. Зная это, вы сможете перейти от простых работ к более сложным. Именно они откроют вам дорогу в чудесную страну оригами.

Чтобы изделия получись красивыми и аккуратными, нужно соблюдать правила складывания бумаги.

  1. Работать на твердой поверхности.

  2. Прежде чем прорезать линию сгиба, убедитесь, что уголки и края бумаги совпадают.

  3. Сначала надавите пальцами на линию сгиба, а затем разгладьте её от середины к краям.

Какая страна является родиной для искусства оригами?

Когда появились первые поделки, выполненные в технике оригами?

Что означает слово «оригами»?

Какая именно бумага подходит для оригами?

Какие правила складывания бумаги вы узнали?


Раздел «Чудеса из ненужных вещей»


КАК МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ БРОСОВЫЙ МАТЕРИАЛ

Сегодня я вам расскажу одну историю, послушайте.

Однажды кошка Мурка и щенок Шарик затеяли уборку в своем доме. У них накопилось очень много коробок. Шарик молча и нерадостно занимался уборкой. Он старался изо всех сил, но в каждом уголке их жилища находилось много всяких ненужных вещей, и гора их становилась всё больше и больше. Шарик старательно пыхтел, убирая этот мусор.

И вдруг он услышал голос. Это говорили Умелые руки. «Что у вас сложено в этом углу?» -спросили они. «Это мусор. Мы затеяли уборку и нашли много коробок», - ответил Шарик. «Сейчас Шарик все это выбросит», - быстро добавила Мурка. «Выбрасывать ничего не надо, - заметили Умелые Руки, - это именно тот материал, с которым мы сегодня будем работать».

Ребята, давайте докажем Шарику и Мурке, что из этих коробочек можно сделать полезные и красивые вещи. У вас на столах лежат коробочки. Для чего вообще они используются? Какой формы они бывают? Какой величины? (Рассматривание коробочек различной величины и формы). Из них можно сделать объёмные изделия. Но прежде, чем приступить к работе, нужно определиться, что мы хотим получить в конечном итоге. Изделия могут состоять как из одной, так и из нескольких коробок.

Большое значение имеет расположение коробок, изменяя которое, можно получить самые разнообразные формы.


Раздел «Объёмное моделирование и конструирование из бумаги»


ИЗ ИСТОРИИ БУМАГИ


Долгий путь прошло человечество в поисках материала для записей и сохранения информации. Камень, глина, дерево, кость, кожа, берёста, воск, металл, папирус и пергамент служили для этой цели в разные времена. Но все они оказались несовершенными по сравнению с бумагой, которая появилась в Китае.

Изобретателем бумаги считают Цай Луня, советника при дворе императора ХО, жившего во II веке нашей эры. Цай Лунь предложил изготавливать её из волокнистых растений с помощью каменной ступы, деревянного песта и сита.

Каким на самом деле был этот способ изготовления бумаги, сейчас сказать трудно. Приблизительно его можно представить так: волокнистую часть бамбука (затем - коры шелковицы) размачивали в дождевой воде, рубили на мелкие части и толкли в ступе. Полученную кашицу собирали в бочку и разбавляли водой, потом вычерпывали из бочки ситом. Через сито вода стекала, а на его поверхности оставался ровный тонкий слой волокнистой массы. Её опрокидывали на гладкую доску. Доски с отмывками укладывали в стопу одна на другую и сверху клали груз. Уплотнившиеся листы сушили на солнце. Они были лёгкими, прочными и удобными для письма.

В течение многих веков китайцы хранили тайну изготовления бумаги, а её изобретателя почитали как святого.

В 751 году на реке Талас недалеко от Самарканда произошла битва между арабским халифом и турецким ханом, на стороне которого воевали китайцы. Среди пленников, захваченных халифом, оказались и китайские мастера, владевшие секретом изготовления бумаги из волокон дуба, шелковицы и льна. Так как в Самарканде этого сырья не нашлось, волокно стали извлекать из старых тканей.

В Европе первой начала делать бумагу Испания, переняв в середине XII века искусство её изготовления у своих завоевателей-арабов. Затем бумага появилась в Италии, Франции и в других странах Европы.

Слово «бумага» итальянского происхождения, от слова «bambaqia», что означает «хлопок». В Россию бумага пришла позднее - 260 лет её покупали как «заморский товар». Собственное изготовление бумаги (и книгопечатание) началось при Иване Грозном. На каждой бумажной мельнице был свой водяной знак, или филигрань - специальная торговая марка. Её вышивали тонкой проволокой на металлической сетке, служившей формой для ручного отлива бумаги. Когда сетку с жидкой массой вынимали из бочки, на выпуклом знаке оседало меньше волокон. На готовом бумажном листе это место просвечивало. Такой лист нельзя было подделать.

Бумажное дело активно развивалось при Петре 1, который повелел «…бумагу делать разных рук и величеств, сиречь александрийский, пищая, почтовые, картузные, серые и синяя». Картузная бумага предназначалась для боевых зарядов к артиллерийским орудиям, александрийская - для государственной переписки.

С годами потребность в бумаге возрастала, и сырья для неё стало не хватать. В начале XIX века в мире шла «великая битва за тряпьё». Одни страны пытались покупать его у соседей, другие запрещали его вызов. Сбором и продажей тряпья занимались тысячи бродяг, но его всё равно не хватало. Одно время в Нью-Йорке, чтобы купить книгу, нужно было, оплатив её стоимость, сдать определённое количество тряпок. Издатели газет предлагали бесплатную подписку тем, кто принесёт обноски. А ведь ещё в 1719 году французский физик, изобретатель термометра Реомюр предложил делать бумагу из древесины. Он приводил в пример ос - они строят гнёзда из кашицеобразной массы, которая получается при измельчении древесины их челюстями. Но только в 1843 году немецкий переплётчик Фридрих Келлер создал устройство для измельчения древесины и получил хорошую плотную бумагу.

Сегодня с помощью различных химических веществ бумаге придают разную степень белизны и прочности. Появляются новые сорта и виды бумаги. Ведётся поиск нового сырья для получения этого необходимого людям материала.

Какие материалы использовались в разное время людьми для записей и сохранения информации?

В каком веке и в какой стране появилась первая бумага?

Из древесины каких деревьев изготавливалась первая бумага?

Почему в Самарканде бумагу стали изготавливать из старых тканей?

Какая европейская страна стала первой изготавливать бумагу в середине XII века?

Из какого языка пришло слово «бумага» и что оно означает в переводе?

Когда в России началось собственное изготовление бумаги?

Для чего на бумаге стали ставить водяные знаки?

При каком правителе в России стали изготавливать бумагу разных сортов?

В чём заключается суть «великой битвы за тряпьё», которая охватила весь мир в начале XIX века?

Какие насекомые научили человека делать бумагу из древесины?

Раздел «Работа с природным материалом»


БЕРЁСТА


Отгадайте загадку:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.

(Берёза)

О каком дереве идёт речь?

Благодаря чему берёза получила своё название?

Пожалуй, в России не встретишь такого дерева, о котором сложено столько пословиц и стихов, как о белоствольной берёзе (педагог читает стихотворение Есенина «Белая берёза»). Покрытая нежной зеленью весной и летом, золотом листвы осенью, берёза не только радует человека, но и дарит ему прекрасный поделочный материал - берёсту.

Берёсту лучше собирать в конце весны или в начале лета с лежащих на земле деревьев, чтобы не нанести вреда живому дереву. Она рыхлая и легко расслаивается, если её поместить в горячую воду. Распаренную таким образом берёсту можно сделать ровной, высушив её под грузом.

У вас на столах по два кусочка берёсты, возьмите их в руки и внимательно рассмотрите. Чем они отличаются друг от друга?

Жёсткий кусочек берёсты - необработанный, мягкий - обработанный, значит, распаренный в горячей воде, расслоённый и высушенный под грузом. Работают, конечно же, с обработанной берестой.

Возможности берёсты - красивого, лёгкого, эластичного и прочного поделочного материала, - велики. Её можно склеивать, сшивать, плести, на ней можно рисовать. Хорошо смотрятся аппликации из берёсты, вазы, цветы, бусы и другие поделки.

О ПРИРОДНОМ МАТЕРИАЛЕ

Природа всегда была добрым другом человека, она давала ему одежду, пищу, кров. Её красота вдохновляла поэтов, художников на создание величайших произведений. Кто из нас хотя бы однажды не замирал от восторга, любуясь тонкоствольной берёзкой, бурной или величаво спокойной рекой, нежным изяществом подснежников?

Поделки из природного материала разнообразны по технике изготовления. Для создания игрушек, фигурок сказочных героев, птиц, животных, человека используется самый разнообразный природный материал. Найти его можно всюду: в лесу, в поле, у реки, на огороде, в парке. Это шишки, жёлуди, солома, берёста, корни, ветки, ракушки и др.

Заготавливается природный материал летом или осенью. Надо бережно относиться к природе во время сбора материала и не наносить ей вреда.

Необходимо правильно хранить природный материал, чтобы он к моменту работы не превратил в ворох ненужного мусора.

Шишки, жёлуди, древесные грибы следует разложить в картонные коробки и держать в сухом прохладном месте.

Коряги, ракушки, корни нужно хорошо промыть, а затем уложить на хранение.

Для аппликации из засушенных растений необходимо приготовить разные материалы: травы, листья, мелкие цветы. Сухой материал хранится в папках или аккуратно складывается в небольшие коробки.

Где взять природный материал для изготовления поделок?

Что это может быть?

Когда заготавливают природный материал для создания поделок?

Как правильно хранить собранный материал?








3 год обучения


Раздел «Текстильные материалы»


ИЗ ИСТОРИИ УЗЛОВ


В древности секреты вязания узлов считали родовым достоянием, охраняли от чужих глаз и предавали по наследству от отца к сыну. Узел для человека, живущего в суровых условиях, был верным помощником на охоте, в битве с врагами, при лове рыбы и у домашнего очага.

Сегодня мы применяем узлы, известные людям с незапамятных времён. Когда были обнаружены остатки парусного корабля древнеегипетского фараона Хеопса, на обрывках снастей нашли беседочные узлы.

Прямой (геркулесов) узел был широко распространён в быту древних греков. Его изображение встречается на осколках ваз и кувшинов. Он украшал жезл древнеримского бога Меркурия - покровителя торговли. Древние римляне завязывали этим узлом пояса на туниках.

Почему в древности вязание узлов считалось искусством? Чем узел был для древнего человека?

Какие разновидности узлов известны вам?

Рассмотрите рисунки, изображающие различные узлы, потренируйтесь в их вязке.


Раздел «Папье-маше»


О ПАПЬЕ-МАШЕ

Папье-маше в переводе с французского языка обозначает «жёваная бумага». Это масса из бумаги и клея. В сыром виде она очень эластична, а, высыхая, становится твёрдой и прочной. Из папье-маше получаются забавные игрушки, куклы, маски, объёмные картины и даже рамы для картин. Оригинальная и хорошо выполненная вещь из папье-маше - прекрасный подарок, который украсит интерьер и доставит радость.

Изделия из папье-маше лёгкие и прочные, а в случае поломки реставрируются очень просто: достаточно иметь под рукой клей и бумагу. Процесс оклеивания формы кусочками бумаги называется машированием. По способу изготовления папье-маше делится на 2 вида: внешнее и внутреннее. Внешнее папье-маше - оклейка формы снаружи.

Внутреннее - оклейка формы изнутри. Простейшее папье-маше изготавливается из кусочков газетной бумаги. Бумагу для папье-маше лучше не резать, а рвать, так как при этом у бумажных кусочков получается тонкий край, хорошо сливающийся с общей массой. Размер кусочков зависит от размера изделия: чем меньше модель, тем мельче должны быть бумажные кусочки. Готовое и окончательно высохшее изделие из папье-маше следит загрунтовать и раскрасить.

Запомните! Наносить грунт нужно тонкими слоями и обязательно давать им высыхать перед тем, как наносить следующий слой.

Оформление: добавьте в баночку гуаши 1 чайную ложку клея ПВА и тщательно размешайте.

Что означает слово «папье-маше» в переводе с французского языка?

Что представляет собой папье-маше?

Что можно изготовить в технике папье-маше?

Каковы основные свойства этих изделий?

Назовите два вида выполнения папье-маше.

Какой материал лучше всего подходит для изготовления папье-маше?

Почему газету для изготовления папье-маше не режут, а именно рвут?

Какого размера должны быть бумажные кусочки, необходимые для изготовления папье-маше?

Каково основное правило нанесения грунта на папье-маше?

Из каких материалов изготавливается грунт для папье-маше?

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО

Дерево всегда было самым любимым и распространённым материалом на Руси. Каждой породе дерева отводилась своя роль, у каждой было своё назначение. Например, для нижних венцов сруба использовали лиственницу (долго не гнила и трудно загоралась); для рубки клетей - сосну; для свай, оконных и дверных колод - дуб; для настила полов и потолков - ель; для резных и столярных работ - липу и клён.

Строевой лес рубили с декабря по февраль, когда сок в стволе от сильных морозов полностью испарялся. А за полгода до этого с дерева от корня до уровня роста взрослого человека снимали кору, оставляя полоску шириной в ладонь. К месту строительства брёвна доставляли волоком по снежному насту.

Сложенные в стопы с продухами (просветы для свободного обдува) брёвна просушивали 1-2 года, коптили над кострищами, торцы их обжигали и смолили. Если бревно быстро впитывало вылитое на него масло, то его считали готовым для работы. Это же подтверждал чистый, звонкий звук при ударе о бревно обухом топора.

Тщательно выбирали и место для постройки жилого дома. Учитывался рельеф местности, освещение, продуваемость ветром, наличие вблизи питьевой воды.

Городская усадьба, как и крестьянский двор, должна была состоять из самой избы, бани, погреба с «надпогребицею», конюшенного сарая, сенницы, кладовых и дровяного кладища, огорода и сада в городьбе (жердевой или тыновой). Жилые строения ставили внутри двора за оградой, главный въезд в усадьбу оформляли особо. Над ним помещалась икона с изображением святого - покровителя хозяина дома или целый набор икон со слюдяным подвесным фонарём.

Изба состояла из трёх частей: жилой (отапливаемой), холодной (летней) горницы и сеней, в которые вёл всход - крыльцо. Избы рубили «в обло с остатком», пазы уплотняли мхом. Кровли настилали двойным тёсом, сверху прикрывали тяжёлым бревном с резным коньком на конце. Под кровлей торцы брёвен закрывали резными причелинами с «полотенцами».

Особо украшали крыльцо - резьбой на столбах-опорах и сложной формы кровлей.

Какой природный материал всегда считался на Руси самым любимым и распространённым?

Докажите, что каждой породе дерева отводилась своя роль.

Когда заготавливался строевой лес? Почему?

Какие способы обработки строевого леса использовались и как долго длилась подготовка брёвен?

Когда дерево считалось готовым для дальнейшей работы?

Расскажите, как выбиралось место для строительства дома.

Расскажите, какие составляющие были обязательными как для городской усадьбы, так и для крестьянского двора.

Из каких частей состояла сама изба?

Что делалось для того, чтобы изба была тёплой?























4 год обучения


Раздел «Времена года»


ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

Чувство цвета - выражение художественной культуры народа. Однако восприятие цвета у людей индивидуально. Оно зависит от пола, возраста, настроения, жизненного опыта и многих других причин. И всё же можно найти много общего в восприятии цвета различными людьми.

Цветом можно мыслить и конструировать. Цвет может лепить форму предмета, изображать красоту окружающего мира, выражать чувства, настроения, определённое эмоциональное состояние.

На протяжении веков люди по-разному воспринимали и ощущали цвета. Можно предположить, что древние люди не видели всех тех цветов, которые видим мы. Полагают, что сначала научились различать более яркие цвета - красный и жёлтый, а затем уже синий и зелёный.

Восприятие цвета во многом зависит от цветового фона, степени его яркости и насыщенности. Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. Успокаивающее воздействие оказывают зелёный, голубой, синий, а возбуждающее - пурпурный, красный, оранжевый, жёлтый цвета.

Восприятие цвета во многом зависит от освещения. Тёмные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки, обычно голубоватые, а светлые становятся теплее.

К выступающим цветам относятся, главным образом, тёплые цвета. Они кажутся ближе своего фактического расположения. К отступающим относятся холодные цвета, которые кажутся дальше своего фактического расположения на плоскости.

Колористика (наука о цвете) включает знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастных, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре.

Наука о цвете помогает лучше понять особенности цвета и использовать его в декоративном искусстве.

От чего зависит цветовое восприятие человека?

Какую роль играет цвет в жизни человека?

В чём отличие цветового восприятия древних людей от цветового восприятия современного человека?

От чего зависит наше цветовое восприятие?

Какие цвета оказывают на нас успокаивающее воздействие? Какие - возбуждающее?

Какие цвета относятся к выступающим, а какие - к отступающим?

Что изучает наука колористика? В чём её польза для человека?

О ПРИРОДЕ ЦВЕТА


Всем известно, что в темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света, у нас возникает ощущение цвета.

Обычно все зрительные ощущения цвета разделяются на две группы.

Одну группу составляют ахроматические цвета: черный, белый и все серые (от самого тёмного до самого светлого). Это нейтральные цвета.

К другой группе - хроматических цветов - относятся все цвета, кроме чёрного, белого и серых, то есть, красный, жёлтый, синий, зелёный, розовый, голубой, малиновый и т.п.

Все цвета делятся на две группы - тёплые и холодные.

Тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый и все другие, в которых есть хотя бы частичка этих цветов. Тёплые цвета напоминают цвет солнца, огня, которые в природе действительно дают тепло.

Холодные цвета: фиолетовый, синий, зелёный, сине-фиолетовый, сине-зелёный. Холодные цвета ассоциируются с чем-то действительно холодным: льдом, снегом, водой и т.п.

Системы цветовых построений необходимо знать для успешной творческой работы.

Какие цвета относятся к ахроматическим?

Перечислите некоторые из цветов, относящихся к группе хроматических.

Почему одни цвета называются тёплыми, а другие - холодными? Приведите примеры тёплых и холодных цветов.

ЦВЕТОВЫЕ КОНТРАСТЫ


В разнообразии контрастов заключено богатство цветового мира. Контраст цвета наиболее чётко и ясно воспринимается на «переломе» формы, то есть, на месте поворота формы предмета, а также на границах его соприкосновения с контрастным фоном.

Контрасты разделяются на два вида: ахроматические (светлые) и хроматические (цветовые). В каждом из этих видов можно выделить одновременный, последовательный и пограничный (краевой) контраст.

Контраст по светлоте применяют для подчёркивания разной тональности предмета. Располагая светлые объекты рядом с тёмными, мы усиливаем контрастность и звучность цвета, достигаем выразительности формы.

Сравним одинаковые красные фигуры, расположенные на чёрном и белом фоне. Они покажутся вам разными. На чёрном красное кажется более светлым, а на белом - более тёмным.

Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.

Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Например, красный будет выглядеть ещё краснее рядом с зелёным, а фиолетовый - рядом с жёлтым. Контраст дополнительных цветов - особый случай, потому что при их сопоставлении не возникает нового цвета, а изменяется насыщенность имеющегося. Это же происходит и с основными цветами.

Контраст красного и синего - прообраз холодных и тёплых цветов. Можно сказать, что контраст - один из основных приёмов творчества.

Где контраст цвета воспринимается наиболее чётко и ясно?

На какие два вида подразделяются контрасты?

Как применяется контраст по светлоте?

В чём заключается явление цветового контраста?

Приведите примеры того, как дополнительные цвета насыщают и делают ярче друг друга.

ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА

ГАРМОНИРУЮЩИЕ ЦВЕТА

НЕГАРМОНИРУЮЩИЕ ЦВЕТА

КРАСНЫЙ

зелёный

синий

синевато-зелёный

коричневый

золотисто-жёлтый

серый

фиолетовый

коричневый

синий

РОЗОВЫЙ

бордо

коричневый

серый

синий

красный

каштановый

сиреневый

ОРАНЖЕВЫЙ

небесно-голубой

зелёный

фиолетовый

лиловый

коричневый

белый

красный

КОРИЧНЕВЫЙ

синий

серый

золотистый

коричневый

сиреневый

розовый

ЖЁЛТЫЙ

зелёный

коричневый

золотистый

розовый

ГОЛУБОЙ

красный

коричневый

синий

оранжевый

тёмно-фиолетовый

сиреневый

СИНИЙ

красный

серый

золотистый

зелёный

сиреневый

розовый

коричневый

ФИОЛЕТОВЫЙ

золотистый

жёлтый

оранжевый

светло-зелёный

зелёный

красный

кирпичный

СИРЕНЕВЫЙ

серый

светло-фиолетовый

зелёный

синий

красный

бордо

золотистый

розовый

СЕРЫЙ

чёрный

зелёный

красный

синий

розовый

жёлтый

голубой

коричневый

бежевый

ЦВЕТ, ФОРМА, КОМПОЗИЦИЯ

Цвет, форма, композиция - основные элементы художественного языка, без которых невозможно создать произведения изобразительного искусства.

Чувство цвета и формы развивается как при созерцании произведений искусства, так и в самостоятельной художественной деятельности. Рисуя, ребёнок самостоятельно выбирает цвет красок, карандашей, фломастеров и сочетает цвета по своему желанию. Гуашевые краски дают ему возможность нарисовать образы достаточно яркие и лаконичные по цвету. Акварельные краски позволяют передать тонкие цветовые нюансы и создать нежные, прозрачные картины. В лепке он активно осваивает форму, изменяя комок пластилина (глины) самыми разными способами: сминает, вытягивает, сгибает, прищипывает, отрезает и процарапывает стекой… При этом он создает и тактильно ощущает не плоскостные, а объёмные фигурки (как будто это реальные предметы). Пластилин имеет цвет, поэтому ребёнок лепит форму с заданным цветом. Глина позволяет увидеть форму в «чистом» виде. В аппликации он работает с цветными формами, так как цветная бумага для детского творчества окрашена промышленным способом. Задача ребёнка - вырезать форму (или формы), подобрав цвет в соответствии с задуманным образом. В конструировании из природного материала он также решает в первую очередь творческую задачу по созданию гармоничного образа или композиции из готовых форм, так как цвет и конфигурация листьев, шишек, желудей заданы изначально великим художником - природой; при этом они настолько естественны и гармоничны, что красивы в любых сочетаниях.

Композиция - это составление различных частей или отдельных элементов в единое целое. Композиция может быть закрытой и открытой. Закрытая композиция замкнута, все детали находятся внутри определенной границы (фона, основы) и даже в воображении никуда не стремятся. В открытой же композиции детали выходят за пределы заданного пространства (реально или в воображении). В композиции всегда есть главные и второстепенные части. Главные обычно крупнее прочих, находятся на переднем плане или в центре, но не обязательно. Композиция бывает статичной или динамичной. Статичная композиция объединяет составляющие элементы так, что при созерцании появляется чувство равновесия и покоя.

Динамичная композиция так или иначе передаёт движение. Для этого отдельные элементы смещают от центра, оставляя перед «движущимися» объектами много свободного места, или же каким-то другим способом нарушают ритм и упорядоченность в размещении деталей композиции.

Фон - это основа для композиции, на которой располагаются все составляющие элементы. Композиции из природного материала можно размещать на плотной бумаге (картоне), ткани, срезе дерева, на ветке, пеньке, большом листе, к примеру, на лопухе.

Ритм - чередование элементов в определённой последовательности.

Формат и размер фона (основы) - прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник и любая силуэтная форма - в виде листочка, бабочки, раковины - в зависимости от темы.

Эскиз - беглый карандашный или угольный набросок на листе бумаги, который помогает наметить композицию - размещение, взаимосвязи и пропорции составляющих элементов.

Назовите основные элементы художественного языка, без которых невозможно создать произведения изобразительного искусства.

Что такое композиция?

Что представляют собой открытая композиция? Закрытая композиция?

Чем динамичная композиция отличается от статичной?

Как называется основа для композиции?

Что может служить фоном для композиции?

Как вы понимаете значение слова ритм?

Что такое формат основы?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. - М.: «ЭКСМО», 2003.

  2. Базулина Л.В., Новикова Н.В. 100 поделок из природных материалов. - Ярославль: «Академия развития», 2004.

  3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М.: «Просвещение», 1992.

  4. Большая энциклопедия поделок. - М.: «РОСМЭН», 2003.

  5. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: «Академия развития», 2004.

  6. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 2002.

  7. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

  8. Соколова С. Сказка оригами. - М.: «ЭКСМО», 2005.

  9. Тарабарина Т.Н. Оригами и развитие ребёнка: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997.










© 2010-2022