Рефлексивный отчет по внедрению семи модулей обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подвысоцкая Елена Ивановна Портфолио учителя Отчёт C

Группа № 5 3-го уровня

Город Кокшетау 05.06.2013год.



Отчёт C


Рефлексивный отчет

по внедрению семи модулей обучения


Сегодня каждый учитель должен идти в ногу со временем, должен ориентироваться в большом объёме современных инновационных технологий, выбирать среди них те, которые направлены не на получение ребёнком готовых знаний, а на развитие интеллектуальных и творческих возможностей. Современное образование требует новых подходов к обучению. Основная задача этого подхода - помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. Именно на это и направлено содержание Программы обучения преподавателей. Ожидаемые результаты настоящей программы заключаются в том, чтобы ученики смогли стать независимыми, увлеченными, ответственными, уверенными в себе, с развитым критическим мышлением, проявляющим компетентность в цифровых технологиях (см. «Руководство для учителя» стр.110). Данная программа Кембриджского университета представлена в виде семи модулей, которые взаимосвязаны между собой и полностью дополняют друг друга:

1.Новые подходы в преподавании и обучении.

2.Обучение критическому мышлению.

3.Оценивание для обучения и оценивание обучения.

4.Использование ИКТ в преподавании.

5.Обучение талантливых и одаренных детей.

6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

7. Управление и лидерство в обучении.

При изучении тем первого этапа программы «Лицом к лицу» я поставила перед собой вопрос: с чего начать работать, как внедрить модули в обучение, с какими возможными барьерами я могу столкнуться, и поэтому я осознавала, что необходимо внести изменения в свою педагогическую деятельность. Так как подробнее ознакомившись с семью модулями, я поняла, что мои знания о них были поверхностными. Благодаря курсам, где нас познакомили с содержанием Программы, научили тому, как самостоятельно добывать знания, знакомиться с новыми методами, взаимообучаться, я намного обогатила свой опыт. Моя цель, как педагога - воспитывать детей таким образом, чтобы они еще в стенах школы научились тому, как учиться, умели вынести уроки из определённых ситуаций. Народная мудрость гласит: «Век живи - век учись». Именно этим мы и занимаемся всю свою сознательную жизнь. Каждый по-своему, в меру своих сил и способностей. Я считаю, что основная задача учителя, научить детей саморегуляции и навыкам самостоятельного обучения. Первым шагом, предпринятым мной, был пересмотр среднесрочного планирования серии последовательных уроков с целью реализации изученного материала на первом этапе курсов. Раньше я следовала традиционной форме урока, самое главное для меня было познакомить учащихся с новой темой урока, закрепить пройденный материал и на следующий урок проверить его. Опрос домашнего задания проводился в виде фронтального опроса. Вопросы в основном ребятам я задавала закрытого типа, которые носили одностороннюю связь. Учащиеся старались отвечать точно и просто на поставленный вопрос, я торопила их и не давала дополнительного времени на обдумывание, иногда даже отвечала сама. Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение. Получаемая подобным методом информация не усваивается прочно учениками, малополезна и не используется в жизненных ситуациях (см. «Руководство для учителя» с.110).

Следовательно, я должна была пересмотреть свои взгляды на обучение. Новые методики обучения помогают развивать творческие способности учащихся, умение работать самостоятельно и в группах. Развивать мышление высокого порядка, потому что интеллектуальные способности ученика развиваются на уроке. Ну а самое главное, что у ребят появилась заинтересованность в предмете. На мой взгляд, рассматривать один модуль не возможно, потому что они очень тесно переплетаются между собой. Они не могу существовать друг без друга. Даже если рассматривать их по отдельности, они не дадут такого эффекта. Каждый из модулей по- своему оригинален.

Свои уроки я начинала с показа видеороликов, которые позволяли улучшить настроение и психологическую обстановку в классе. Так же проводила разнообразные упражнения для сплочения коллектива, такие упражнения способствовали развитию внимания, позволяли ученикам раскрепоститься и лучше относится друг к другу. Все задания для учащихся я готовила в соответствии с их возрастными особенностями, согласно Государственного образовательного стандарта. Процесс познания учащихся протекает в совместной деятельности с учителем, под его руководством направляется процесс, учитывая возраст и его особенности. Я буду стараться не забывать и уделять особое внимание возрастным особенностям учеников, на своих уроках при прохождении практики применяла задания занимательного характера, использовала игровые моменты.

Особый интерес у меня вызвал модуль обучения критическому мышлению. Использование приемов модуля критического мышления позволило детям свободно и открыто думать. Помогло мне как учителю проконтролировать каждого ученика, его понимание, усвоение и интерес к изучаемой теме. Сами же дети, смогли осознанно определить, какими знаниями они обладали до изучения новой темы, что они усвоили нового и что их интересует по данной теме подробнее, тем самым можно проанализировать был ли ребёнок вовлечён в работу в течение урока или находился в стороне от работы класса.

Постепенно стала на каждом своем уроке практиковать групповую работу. Если раньше такой вид работы применяла только на открытых уроках, то сейчас я начала применять его в работе с учащимися для получения знаний. Работа в группе позволяет проявить лидерские качества, причём нет негативного отношения к явному лидеру. А наоборот, дети прислушиваются к мнению лидера, так как каждый член группы заинтересован в качественном выполнении работы, что свидетельствует о сплочённости коллектива независимо от собственного личного отношения к каждому из учеников. Одним из способов работы в группе, является создания коллаборативной среды. Ведь групповая работа, по мнению Мерсера (2005), «взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении» (см. «Руководство для учителя» стр.135). Благодаря групповой работе ребята обучаются самостоятельно и не только взаимообучают друг друга, но и применяют полученные знания на практике.

Большое внимание уделять стала диалогической беседе. В ходе моих наблюдений за уроком я заметила, что дети чувствуют себя комфортно, только в процессе диалогового обучения, который относится к модулю «Новые подходы в преподавании и обучении», именно в этом модуле рассматриваются вопросы «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как учиться». С помощью него можно проследить за уровнем понимания темы, за уровнем развития красноречия учащихся, за логикой постановки вопросов, ходом мыслей, умением аргументировать ответ и подкреплять его фактами, а также уметь оценивать ситуацию, делать прогнозы и выводы. Для себя я выяснила, что мои дети не умеют составлять вопросы, плохо слушают одноклассников, мало анализируют и рассуждают, но самым трудным для меня было это перестать все время говорить, надо научиться слушать. Моей целью стало научить их, прежде чем высказать свою точку зрения каждый должен прокомментировать ответ предыдущего ученика. Надо учить своих учеников думать. Хороший учитель заинтересован не столько в ответе, сколько в том, чтобы его ученики размышляли над вопросом.

Таким образом, я думаю, мы вместе будем учиться анализировать, рассуждать и слушать друг друга. Ученики охотно стали принимать участие в разговоре между собой, а самое главное стали помогать друг другу. Они, не стеснялись, проявляли активность при работе с кластерами, заполнения таблицы ЗХНИД и Инсерт, создание синквейна, применение приёма - ассоциации, уместно задавали нужные вопросы учителю.

Хочу также отметить, что приёмы модуля критического мышления помогли мне сочетать индивидуальную работу каждого ученика, актуализировать их знания, а работая в группе, ученики должны научиться услышать другие мнения, высказать свою точку зрения и не бояться ошибиться. На стадии осмысления ребята выполняли задание на флипчартах, делились своими мнениями, обменивались своими идеями. Такое задание помогает учащимся развивать творческое мышление, где каждый ученик стремится внести свои идеи, показать знания, учит устанавливать связи между высказываниями друг друга в группе. Выполнение такой работы охватывает большее количество информации, так как каждый ученик старается выразить свое мнение и самое главное, что они всё применяют в таком виде, как сами это понимают и видят. Ребята свои мысли, предложения, могут излагать в виде схем, рисунков, наклеивать картинки, применять раскраски и это на много интереснее выполнять, чем писать обычные письменные работы в тетради.

Очень важным является выявление одарённости и талантливости детей. Таким детям необходима помощь и усиленное внимание. Как правило, талантливые дети имеют более глубокие знания, они быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. Одарённость и талантливость диагностируется на начальной стадии развития ребенка, для этого применяются различные виды тестов, оценивающих эмоционально-психологическое состояние учеников, анкеты, разработки программ, которые включают задания познавательного характера, дифференцированный подход. Эти задания позволяют продемонстрировать высокий уровень способностей. Для вовлечения таких детей в учебный процесс учитель должен подбирать задания согласно их уровню знаний, способствовать дальнейшему развитию мыслительных навыков, развитию познавательного интереса, словарного запаса, умению аргументировать свои доводы и предложения. На каждом из своих уроков я использовала работу с детьми, которые обладают высокой степенью обученности. Они были моими помощниками в проведении серии последовательных уроков. На первом уроке дети с высоким уровнем обученности работали с индивидуальными карточками, которые были нацелены на развитие умений анализировать и синтезировать. На втором уроке они выполняли работу спикера в группе, читали стихи, были консультантами, на последующих уроках я им давало дополнительные задания на опережение темы урока, подготовить сообщение, нарисовать рисунок и к нему сочинить пятистишье, написать эссе. Моим ученицам такая работа очень показалась интересной и увлекательной. Они с упоением выполняли все задания. Надеюсь и в дальнейшем развивать и помогать таким ребятам, более углублено подходить к данному модулю.

Чтобы следить за процессом своего обучения, ребята должны быть объективны в оценивании себя и своих одноклассников. У меня уже давно возникали вопросы по оцениванию учащихся, потому как все оценивание сводилось к выставлению отметки, я переосмыслила подходы к оцениванию, опираясь на теоретический материал программы курсов, применяла на практике взаимооценивание, самооценивание, суммативное и формативное оценивание. Большое внимание я стала уделять оценке для обучения, и дети это почувствовали. Модуль «оценивание обучения и оценивание для обучения» неотъемлемая часть каждого урока. В течение урока я проводила формативное оценивание путём наблюдений за работой детьми, делала выводы о степени усвоения нового материала каждого ребёнка, смотрела, что они усвоили лучше, что хуже, почему возникли недопонимания нового материала, поощряла выполненное задание словами «молодец», «ты хорошо поработал», «постарайся и всё получится» затем формировала суммативное оценивание учащихся. В конце каждого урока раздавала детям стикеры, где они могли комментировать своё мнение о проведённом уроке и дать оценку как всего урока в целом, так и отдельных групп учащихся. Даже просто словесное поощрение на уроке является формативным оцениванием. Оценивая, таким образом, мы даем ребенку уверенность, раскованность, интерес к уроку. Целью этого оценивания является улучшение качества знаний учащихся.

Рефлексия также является способом оценивания. На уроках я придаю большое значение этапу рефлексии. На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Дети часто выполняли рефлексию на стикерах, записывая плюсы и минусы урока, наклеивали разные смайлики, получали звёздочки за правильные ответы. Читая стикеры после уроков, принимала во внимание оценку детей данную об уроке, для усовершенствования качества проведения уроков.

Неотъемлемой частью проведения серии последовательных уроков является применение и использование информационно - коммуникационных технологий. Интернет ресурсы, мультимедийные программы, видеоклипы, работа на интерактивной доске дают колоссальное преимущество при планировании и проведении уроков. На всех уроках мной была использована слайдовая презентация PowerPoint, разнообразие физминуток, подбор аудио- и видеоматериалов, которые делали уроки интересными, познавательными и разнообразными. «Компьютер, рассматривается не как метод обучения, а лишь, как средство, при использовании которого обучающийся может наилучшим образом развить различные навыки», - писал Марк Воршер. Самое главное, правильно использовать данный модуль на своих предметах. В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно применять, то процесс обучения станет более углубленным и интересным.

Если говорить о модуле «Управление и лидерство в обучении», то я считаю, что в каждом учителе скрыт огромный педагогический потенциал. Развить в ученике лидерские качества может только тот учитель, который сам делает все для своего профессионального роста и сам может быть лидером. Надо уметь создать атмосферу доверия, чтобы воздействовать на учащихся и способствовать их изменению, наблюдать и направлять.

В конце своей практики проанализировав свою работу и работу детей, пришла к выводу, что дети хотят учиться и получать новые знания, применять разнообразные формы и методы обучения. Я думаю, это программа, поможет мне изменить свое отношение к обучению, вселить уверенность ребенку овладеть желанием учиться, быть ответственным за свое образование. Но над этим нужно будет поработать не один день.

Использованная литература:

1 - «Руководство для учителя»




6


© 2010-2022