• Преподавателю
  • Другое
  • Инновационный проект «Управление процессом профессионального развития педагогов общеобразовательной школы на основе акмеологического и деятельностного подходов»

Инновационный проект «Управление процессом профессионального развития педагогов общеобразовательной школы на основе акмеологического и деятельностного подходов»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационный проект

«Управление процессом профессионального развития педагогов общеобразовательной школы на основе акмеологического и деятельностного подходов».

Авторы проекта:

Литовченко Любовь Владимировна - директор МБОУ «СОШ№40 г. Читы» Горбунова Ольга Ивановна - заместитель директора по УВР Демченко Елена Владимировна - руководитель проекта

Организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40 г. Читы»

Юридический адрес: 672038, г. Чита, ул. Подгорбунского, 98, тел. 41-62-81, e-mail:

Адрес сайта в Интернете:sch40k.my1.ru/index/dokumenty/0-62

Цель проекта: достижение нового качества образования через повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников.

Задачи проекта:

  1. Апробировать стандарт профессиональной деятельности педагога школы, соответствующий новым требованиям к качеству образования (ФГОСы).

  2. Разработать методику и провести диагностическое исследование коллектива на основе стандарта профессиональной деятельности педагога.

  3. Составить по итогам диагностического исследования программу профессионального развития педагогического коллектива на основе акмеологического и деятельностного подходов.

  4. Разработать и внедрить на основе стандарта профессиональной деятельности педагога школы эффективный контракт.

  5. Организовать выполнение программы развития педагогического коллектива, обеспечить организационно-педагогические, нормативно-правовые и научно- методические условия её реализации.

  6. Обеспечить мониторинг реализации программы развития педагогического коллектива, оценку результатов проекта.

  7. Обобщить опыт работы по инновационному образовательному проекту и представить в профессиональном сообществе города и региона.

Содержание и структура проекта.

1. Пояснительная записка.

1.1. Общая информация о представляемом проекте.

1.2. Цели, задачи и основная идея проекта, обоснование его значимости для развития системы образования в Забайкальском крае.

2. Программа реализации проекта.

2.1. Теоретико-методологическая основа проекта.

2.2. Этапы, содержание, формы, результаты работы по реализации проекта.

3. Условия организации работы по реализации проекта.

4. Предполагаемые результаты реализации проекта.


Основная идея проекта - идея мобилизации внутренних ресурсов педагогического коллектива на решение задач профессионального развития педагога, достижения нового качества образования. В основе проекта лежит использование акмеологического и деятельностного подходов для решения практических задач развития образовательного учреждения.

Акмеологический подход - базисная обобщающая акмеологическая категория, описывающая совокупность принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи. В акмеологии личность рассматривается в своем развивающемся, функционирующем состоянии как субъект деятельности, общения, что подразумевает, что личность проходит определенные стадии, на каждой из которых в личности возникают новые качества, дающие ей возможность перейти на новый уровень развития. Педагогическаяакмеология выявляет условия продвижения человека к вершинам педагогической деятельности и педагогического общения. Ее разработки призваны помочь педагогу в определении уровней профессионализма, востребованных в современном обществе, а также в построении индивидуальной программы профессионального развития.

Деятельностный подход - это подход, согласно которому личность проявляется и развивается в деятельности, результатом которой является не только ее продукт, но и сама личность. Отличительная особенность ФГОС нового поколения - его деятельностный характер. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, указывает реальные виды деятельности. В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. ФГОС нового поколения особую роль отводит учителю: он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, самообразовании, самосовершенствоваться. Меняется характер педагогической деятельности, от педагогов требуется умение учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывным изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому.

Обоснование актуальности, научной новизны и практической значимости.

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является совершенствование учительского корпуса. «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего».

Актуализируются новые требования к профессиональному уровню педагога и педагогического коллектива как коллективного субъекта образовательной деятельности. Особую значимость приобретает разработка новых стратегий управления, способных оказать существенное влияние на повышение профессиональной активности учителей в процессе педагогической деятельности, обеспечивающих педагогу реализацию его потребностей в непрерывном профессионально-личностном росте, в творческой самореализации. Реализация инновационных подходов к развитию школы во многом зависит от активизации внутренних резервов педагогического коллектива, повышения уровня его профессионализма.

Для решения задач совершенствования учительского корпуса педагогическим коллективом МБОУ СОШ№40 г. Читы был разработан проект «Управление процессом профессионального развития педагогов общеобразовательной школы на основе акмеологического и деятельностного подходов».

Теоретико-методологическую основу проекта составляют:

• акмеологические идеи целостного развития человека в процессе его образования и профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Ю.А.Гагин, Н.В.Кузьмина, В.Н.Максимова, А.К.Маркова, Н.М.Полетаева, Е.И.Степанова и др.);

• современная теория социального управления, теории организации и менеджмента (В.А.Абчук, В.Г.Каменская, Ю.А.Конаржевский, B.С.Лазарев, Г.Р.Латфуллин, С.И.Самыгин, В.П.Симонов, C.В.Шекшня и др.);

• современная теория качества образования и системного управления качеством образования (Г.А.Бордовский, А.И.Жилина, В.Ю.Кричевский, В.М.Лизинский, В.И.Подобед, М.М.Поташник, А.П.Тряпицына, П.Н.Третьяков, Т.И.Шамова и др.);

• современные положения теории непрерывного образования взрослых (В.Г.Воронцова, В.В.Горшкова, А.А.Макареня, А.Е.Марон, В.Н.Скворцов и др.);

• современные положения теории управления инновационными системами и процессами (А.М.Моисеев, М.М.Поташник, И.И.Проданов, В.А.Сластёнин, Т.И.Шамова и др.).

Значимость проекта для региональной системы образования заключается в создании системы работы с педагогическим персоналом образовательного учреждения, соответствующей условиям современного этапа развития российской школы.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

1) обеспечение нового качества образования (условий, процессов и результатов);

2) акмеологизация системы управления: создание в школе акмеологической среды, среды стремления к успеху, к творчеству, к высоким результатам деятельности, к достижениям каждого, когда престижно качественно работать, соблюдая морально-правовые нормы взаимодействия.

Область применения и внедрения данной инновации:

методическая работа, направленная на повышение уровня профессиональной компетентности педагога в свете современных требований.

Преимущества предлагаемой инновации по сравнению с известными:

система работы с педагогическим персоналом образовательного учреждения соответствует условиям современного этапа развития российской школы.

Сроки осуществления замысла инновации.

Срок реализации данного проекта данного проекта определен как период с 2012 - 2016 годы.

Этапы реализации проекта:

1. Диагностико-проектировочный (2012-2013 уч. год)

Цель: создание условий реализации данного проекта.

Содержание:

1) разработка нормативно-правовой базы эксперимента (положение об учителе-наставнике, положение об учителе-методисте, положение о статусе учителя, положение о стимулировании профессиональной деятельности педагогов и др.)

2) анализ образовательного и квалификационного уровня членов педагогического коллектива;

3)диагностическое обследование уровня готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности;

4) диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов с целью выявления проблемных «точек» и формирование проблемных групп педагогов;

6) составление программыиндивидуального профессионального развития педагогов на основе акмеологического и деятельностного подходов с учетом требований профессионального стандарта.

2. Внедренческий этап (2013-15 гг.)

Цель: повышение качества образования через повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников в соответствии с требованиями стандарта профессиональной деятельности.

Содержание:

1) повышение квалификации педагогов (КПК, аттестация);

2) организовать внутрифирменное обучениечленов педагогического коллектива на основе акмеологического и деятельностного подходов с учетом профессионального стандарта;

3) участие педагогов в научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня;

4) реализация индивидуальных программ профессионального развития педагогов;

5) формирование высокой степени мотивации педагога через моральное и материальное стимулирование профессиональной деятельности (доска почета, присвоение званий от школьного до российского уровня, обобщение опыта в СМИ, поощрения и др.);

6) разработка и внедрение в школе эффективного контракта;

7) формирование корпоративного стиля отношений;

8) расширение внешних связей педагогического коллектива;

9) обеспечение рабочего места учителя в соответствии с современными требованиями.

3. Результативно-оценочный этап (2015-2016 уч. год)

1) анализ результатов и эффективности реализации программы проекта;

2) обобщение опыта работы по инновационному образовательному проекту и представление его результатов в профессиональном сообществе города и региона.

Определенность перспектив продолжения работ, обоснованность необходимых для этого условий.

Педагогический коллектив:

Дальнейшее повышение уровня профессиональной компетентности учителя, развитие профессиональной деятельности. Развитие материально-технического оснащения рабочего места учителя. Участие педагогов в исследовательской деятельности. Повышение мотивации педагогов к инновационной деятельности. Работа в профильных классах.

Обучающиеся:

Разработка проектов, исследовательская деятельность учащихся, участие в предметных олимпиадах, конференциях, деятельность НОУ, профильное обучение.

Сформированность ресурсной базы

В школе имеются:

30 учебных кабинетов, в которых рабочее место учителя оснащено персональным компьютером, Интернетом, проектором;2 кабинета начальной школы по ФГОС; кабинет физики с полным комплектом оборудования, в том числе и интерактивная доска;

2 спортзала, танцевальный зал, стадион с искусственным покрытием;

мастерские и кабинет домоводства с полным оборудованием.

Наличие специалистов необходимого профессионального уровня

Коллектив педагогов насчитывает 53 человека, из них:

98% имеют высшее образование,

24,4% учителей высшей категории,

28,3% учителей имеют первую категорию.



Представление проекта на муниципальном, краевом и всероссийском уровне


Мероприятие

Тема, содержание

Сроки

VI сократовские педагогические чтения

«Современные технологии повышения профессионального уровня педагога: проблемы и перспективы»

Февраль 2012 г.

Забайкальский форум (край)

«Инновационная практика управления реализацией национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»

Декабрь 2012 г.

Форум (город)

«Традиционная и инновационная практики управления образованием на муниципальном уровне»

Январь

2014 г.

Краевая инновационная научно-образовательная сессия

«Проектирование инновационной деятельности в образовании: от замысла к воплощению». Мастер-класс.

Апрель

2014 г.

Межрегиональная научно-практическая конференция

«Актуальные проблемы современного детства: модели успешной социализации школьников»

Март

2012 г.

Забайкальский форум

«Инноватика в образовании»

Декабрь 2014 г.

Всероссийский семинар-совещание

г. Красноярск

«Региональные модели апробации и введения профессионального стандарта педагога»

Декабрь 2014 г.







© 2010-2022