Сценарий читательской конференции по повести В. Катаева Сын полка

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вероятно, отношение читателей к этому материалу не будет единодушным. Сама по себе тема «Дети на войне», разумеется, возражений не вызывает. Она должна быть постоянной, лейтмотивной в системе школьного литературного образования.

Вопрос в другом, к каким произведениям следует обращаться для её раскрытия? Давняя повесть Валентина Катаева, казалось бы, переполнена конъюнктурными реалиями - можно вспомнить, что именно за неё, а не за что другое талантливого писателя удостоили Сталинской премии, которую без пропагандистских видов, просто так не давали. С другой стороны, Катаев не умел писать плохо, история военного сиротства для той поры была не просто злободневна, она была всенародной драмой. К тому же, к сожалению, контекст нашей сегодняшней жизни не стал менее жёстким, а детская бесприютность, обездоленность не канула в невозвратном прошлом. Катаева порой упрекали за "сказочные" разрешения ситуаций в этой повести, но на фоне свершающихся ныне событий многое в ней выглядит уже не сказкой, а легендарной правдой.

Во всяком случае, нам представляется, что чуткие, думающие словесники могут выйти с повестью «Сын полка» для серьёзного, важного разговора с одиннадцати- двенадцатилетними детьми. Есть главное: в книге передана реальность Великой Отечественной войны, войны как таковой.







Читательская конференция по книге В. Катаева «Сын полка»

Цели: развивать интерес учащихся к чтению; познакомить их с биографией и творчеством В.П. Катаева (1897-1986), в частности с повестью «Сын полка» (1945),познакомить учащихся со страницами истории борьбы нашего народа с фашистами и участием в этой борьбе ребяи,их сверствников

Оборудование. Портрет В.П. Катаева; выставка книг о Великой Отечественной войне; видеофрагменты из худ.фильма «Сын полка»

Библиотекарь

Добрый день.

▼ Сегодня мы с вами собрались на очередное мероприятие, посвященное 70-летию Победы Советского народа в Вов. Мы уже не в первый раз говорим о том, как тяжело пришлось людям, которые жили в те далекие военные годы, тяжело пришлось и тем, в чье детство ворвалась долгая страшная война.

▼ Мальчишки огненных лет…Они рано стали взрослыми. Вместо школьной парты у них был окоп, вместо книг и учебников - оружие. Они видели рядом смерть и приходилось убивать самим. Эти мальчишки, пережившие и познавшие за свой недолгий век столько, чего никогда не знали и, возможно, не узнают целые поколения. Им не надо объяснять, что такое голод, лишения, смерть; цену добра и зла они изведали на собственном опыте. Ещё не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказались достойными орденов и медалей.

В Указах Президиума Верховного Совета СССР о награждении ребят никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых, потому что их воинская доблесть стояла в одном строю с мужеством взрослых.

Среди награжденных были даже дети 6-8 лет. Даже такие малыши героически сражались на фронте и в партизанских отрядах и удостаивались медалей и орденов.

Война! Твой страшный след

Живёт в архивах пыльных,

В полотнищах побед

И в нашумевших фильмах.

Война! Твой горький след -

И в книгах, что на полках.

Сегодня речь пойдёт о ваших ровесниках, ребятах, кому во время войны было столько же лет, сколько и вам, чуть больше или чуть меньше. Сегодня все мы будем здесь говорить о книге Валентина Катаева «Сын полка». А прежде послушайте пожалуйста стихотворения.

ЧТЕЦ1

Сын полка

Александр Фоменков

Он лежал головою на запад,

В грудь планеты уткнувшись лицом,

Будто к маме прильнуло поплакать

Детство наших с тобою отцов.

Под кинжальным огнём пулемётов

Стебли трав пеленали его.

До войны он мечтал стать пилотом,

Но войне дела нет до того.

Навалилась, ему не по росту,

Боль Хатыни… (Та боль на века!)

Это только читается просто:

Сын полка,

Сын полка,

Сын полка.

Сын полка! Разгружал он снаряды,

Он к подпольщикам в город ходил,

Он вчера был представлен к награде,

А сегодня … его фриц убил.

И когда степь остыла от боя,

Политрук похоронки писал…

Это мы его память чтим стоя, -

Полк-отец на колено припал


ЧТЕЦ 2

"Баллада о сыне полка" Екатерина Кирилова

Спасти страну свою от горя

Для каждого - и честь и долг!

Освободить селенье боем

Сумел лихой казачий полк.

Горели избы и деревья,

И одевалась в чёрный цвет

Старушка - русская деревня,

Согнувшись от тяжёлых бед.

Отряд бойцов из леса вышел,

На помощь жителям спеша,

В развалинах на пепелище

Лежали люди... не дыша.

Никто не выжил в пекле этом -

Войны ужасен страшный лик...

И только слышен голос где-то -

Ребёнка одинокий крик.

Сражённая рукою немца

Убитая лежала мать...

И некому отдать младенца

И решено с собою взять…

Ему придумывали сказки

И, собираясь в дальний путь,

Кроватку сделали из каски,

С краёв сдавив её чуть-чуть.

В ребёнке каждый видел сына

И по-отцовски опекал,

Чтоб вырос из него мужчина,

Чтоб он Россию защищал!

Бывали трудные моменты -

Огонь, предгрозовая тишь…

Все фронтовые километры

С отрядом вместе был малыш.

Вот зацвели кругом тюльпаны -

Стал ярче даже солнца свет…

Нёс знаменосец мальчугана,

Как символ воинских побед!

Спасти страну свою от горя

Для каждого - и долг и честь!

Мы помним мужество героев,

В России подвигов не счесть!



Книга "Сын полка" была издана в 1945 году и удостоена одной из высших наград нашей страны - в те годы это была Сталинская премия. В 2015 году, как и Великая Победа, книга отмечает свое 70-летие. Повесть посвящена суровой жизни детей в годы войны. Катаев любит своих героев, он стремится показать силу их характеров. За какое бы дело они ни взялись, всё делают с полной отдачей, умело и ловко. Это талантливые разведчики, прекрасные наводчики, люди легендарной храбрости, поражающей даже солдат.

Прежде, чем начать разговор о самой книге, давайте послушаем немного о ее авторе валентине Катаеве.

Ученик.

Валентин Петрович Катаев - русский советский писатель, драматург и поэт. Он начал писать будучи гимназистом и создал много произведений для детей, в том числе и сказок. Он прожил долгую жизнь, почти девяносто лет.

Катаев учился в гимназии, но началась Первая мировая война, и семнадцати лет он вступил добровольцем в действующую армию. Был артиллеристом, его дважды ранило, однажды он стал жертвой отравляющих газов, которые тогда стали применяться как оружие массового поражения, страшное изобретение науки ХХ века.

В годы Великой Отечественной войны Валентин Катаев, уже известный писатель, а по возрасту немолодой человек, вновь надел военную форму, стал фронтовым корреспондентом.

Пройдя три войны, увидев безмерное людское горе, испытав собственные несчастья, Валентин Петрович написал немало рассказов и повестей, где показал трагедию войны, её противоестественность…▼ Но самая известная из них - повесть «Сын полка», напечатанная впервые в феврале победного 1945 года во взрослом журнале «Октябрь» и одновременно публиковавшаяся в детском журнале «Дружные ребята». Отрывки из неё печатали другие журналы и газеты.


Библиотекарь

А теперь предлагаю обратиться к содержанию книги Валентина Катаева «Сын полка».

И так


  1. Как автор знакомит нас со своим героем? Почему Ваня остался один и почему оказался у линии фронта? (стр.30)

("..отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову. Мать убили. Бабка и маленькая сестрёнка померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумой собирать куски. Где-то попался полевым жандармам. Отправили в какой-то ихний детский изолятор. Там заразился паршой, поймал чесотку, болел сыпным тифом... Потом убежал, два года бродил, прятался в лесах, всё хотел через фронт перейти.")

2.Что сделал Ваня, когда увидел возле себя взрослых?

3.Почему сначала Ваня недоверчиво относится к людям?

4.Как прозвали разведчики Ваню? (пастушок)

Библиотекарь

В своей повести Валентин Катаев показывает несовместимость понятий война и детство. Детство - это начало жизни, радость, а война - это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность. Взрослые бойцы, солдаты это понимают, поэтому, накормив и обогрев Ваню, отправляют его в тыл.

5.Что такое тыл? Чем он отличается от фронта?

6.Почему Ваня не хотел уезжать от разведчиков?

7.Удалось ли отправить Ваню в тыл?

8.Что так огорчило и даже расстроило ефрейтора Биденко? (Бегство Вани).

«Не родился еще тот человек, который бы ушёл от ефрейтора Биденко. Так себе это и заметь раз и навсегда».

9.Как Ваня перехитрил разведчика?

10.Какие чувства вызывал Ваня у Биденко?

(Ваня вызывал в душе Биденко очень нежное, почти отцовское чувство. Были в нем и жалость, и гордость, и страх за его судьбу. Было и еще что-то, чего Биденко и сам не вполне понимал.

Ваня как-то незаметно напоминал ефрейтору Биденко его самого, когда он был еще совсем маленький, и его посылали пасти коров).

11.Как Ваня перехитрил разведчика?

(Давайте посмотрим фрагмент,как это быдло)

Библиотекарь

По дороге в тыл Ваня сбегает и снова устремляется на фронт. Во время второго круга скитаний он встречает мальчика в военной форме.

Найдите пожалуйста в тексте описание мальчика.

" На нём была полная походная форма гвардейской кавалерии: шинель - длинная, до пят, как юбка; круглая кубанская шапка чёрного барашка с красным верхом; погоны с маленькими стременами, перекрещёнными двумя клинками; шпоры и , каквенец всего этого воинского великолепия. ярко -алый башлык, небрежно закинутый за спину"? (сын полка ефрейтор Вознесенский (стр.79))

Давайте посмотрим, как произошла эта встреча

12.Какое решение он принял после этой встречи?


13. Как удалось Ване вернуться к разведчикам после второго побега от ефрейтора Биденко?

(рассказал офицеру, не зная, что говорит с капитаном Енакиевым, свою историю, свою обиду и Енакиев решил оставить мальчика у себя )

14 Что случилось с семьёй капитана Енакиева? (стр.31)

мать, жена, сын погибли по дороге в Минск, когда на беженцев налетели немецкие штурмовики) (прочитать, как Енакиев представлял гибель семьи. Стр.32)

Давайте посмотрим фрагмент встречи Енакиева с Ваней.

Библиотекарь

Капитан Енакиев привозит Ваню к разведчикам. Так судьба Вани трижды волшебно обернулась за столь короткое время.

15.Что делал Ваня в своей первой разведке? Как он попал в плен?

(Ваня д.б. идя со своей лошадью изучить местность, вернуться и доложить свободен ли путь. Вместо этого он карандашом наносить в букваре ориентиры и цели, составлял план местности. За этим занятием его и застал немецкий патруль)

Как фашисты убедились, что в букваре именно Ваня рисовал схемы ?

16. Почему Ваня, находясь на боевом задании, при встрече с немецким пикетом сдержал себя, не кинулся на немца, который ударил его сапогом?

«Ванины глаза налились кровью. Еще миг, и он бы кинулся на немца, бил бы его кулаками по морде, грыз ему горло. Он знал, что он не один. Он знал, что рядом друзья его, верные боевые6 товарищи. По первому крику они бросятся на выручку и уложат фашистов всех до одного. Но мальчик так же твердо помнил, что он находится в глубокой разведке, где малейший шум может обнаружить группу и сорвать выполнение боевого задания.

Тогда он могучим усилием воли подавил в себе ярость и гордость. Он заставил себя снова превратиться в маленького придурковатого пастушка, заблудившегося ночью со своей лошадью».

17.Какую ошибку допустил Ваня, находясь в разведке?

18.К чему может привести самовольный поступок?

«Ваня еще не вполне понимал, что такое воинская дисциплина. Он уже научился беспрекословно подчиняться. Он уже дважды на собственном опыте убедился, что значит самовольный поступок и к чему он может привести. Ему до сих пор было совестно перед Биденко и Горбуновым за то беспокойство, которое он причинил им, занимаясь без спросу топографией. Двое суток Горбунов, каждую минуту рискуя быть схваченным немецким патрулем и поплатиться жизнью, скрывался в немецком «штабном лесу», разыскивая Ваню».

Библиотекарь

После освобождения из плена Ваня становится настоящим сыном полка. Затем от разведчиков он попадает к артиллеристам. И для капитана Енакиева становится настоящим сыном.

19. Кем же капитан Енакиев решил сделать Ваню после того, как его поставили на все виды довольствия?

(Енакиев взял его к себе связным, но на самом деле он решил научить Ваню выполнять обязанности всех номеров орудийного расчёта) (стр.173)

20. Какую первую солдатскую науку преподали Ване его старшие товарищи?

(Правильно заворачивать портянки, как полагается каждому культурному воину).

Давайте смотреть(портянки и баня)

21. Разведчики и капитан Енакиев любили Ваню. Чем отличалась любовь разведчиков от любви Енакиева?

(разведчики любили Ваню как младшего брата, внёсшего разнообразие в их суровую боевую жизнь. Енакиев очень любил своего покойного сына. Ваня пробудил в душе Енакиева более глубокие чувства, чем братская любовь)


22.Какую цель преследовал капитан Енакиев, отправляя Ваню с донесением в штаб дивизии?

(Сохранить ему жизнь).

После ответов на вопрос фрагмент фильма «Бой».

23.Как погиб капитан Енакиев и что стало с дальнейшей судьбой Вани?

Биьлиотекарь

И как бы Ваня ни сопротивлялся, его отправляют с фронта в мирную жизнь. Мальчик поступает в суворовское училище - так назвали открытые в те годы военные учебные заведения для подростков, потерявших родителей, детей офицеров

На прощание командир полка вручил Ване сверток.

24Что было тщательно завернуто в газету « Суворовский натиск»?(Погоны капитана Енакиева)

25.Что сказал полковник, отдавая сверток Ване Солнцеву? Какое было последние напутствие полковника перед отправкой Вани Солнцева в суворовское училище.

Цитата: «Ты был хорошим сыном у разведчиков и артиллеристов. Ты был достойным сыном капитана Енакиева - хорошим, храбрым, исполнительным. Но, всегда и везде, прежде всего ты должен быть верным сыном своей матери-родины»

26.Кто сопровождал Ваню в Суворовское училище? (Ефрейтор Биденко)

Давайте посмотрим, как произошло их прощание.

Библиотекарь.

Повесть «Сын полка» на многие годы становится одной из самых читаемых детских книг о войне. Валентин Катаев рассказывал: "Дети любят эту книгу, и до сих пор я получаю письма, в которых спрашивают, где сейчас Ваня Солнцев. Даже из других стран приходят письма. Когда я на вопрос одного мальчика ответил: «Не было Вани Солнцева!», дети ахнули и посмотрели на меня как на злодея".

▼ На самом деле прототипом главного героя Вани Солнцева послужили сразу несколько реальных героев.

Давайте послушаем рассказ о них.

▼Один из них был Исаак Платонович Раков-Солнцев. Когда-то его, крошечного пацаненка, оставили возле порога московского детдома. Он знал лишь, что родом - из Брянской области, и верил, что его отец - красный командир - погиб, а мама скончалась.

К его ручке была привязана записка: «Исаак, еврей... Не дайте умереть». Фамилию «Солнцев» шустрому ребенку дали в детдоме за его лучезарную улыбку и в надежде, что небесное светило будет озарять жизненный путь мальчика.

...Началась война, и 11-летний сорванец сбежал на фронт бить фашистов. В Бобруйском лесу он наткнулся на разведчиков артиллерийского полка, которые приютили мальчика и дали ему имя Ванька. Там он помогал на кухне, пас коней, ходил в разведку, попадал в плен к фашистам... Командир гвардейского полка Енакиев хотел его усыновить, но не успел - был смертельно ранен под Кенигсбергом. В кармане гимнастерки убитого нашли письмо, в котором он просил позаботиться о судьбе мальчика и сделать из него хорошего солдата, а потом - достойного офицера. Поэтому его определили в Суворовское училище, откуда в 1944-м он сбежал и начал самостоятельную жизнь.



▼Другим из них стал Лев Александрович Гицевич, в 13 лет сбежавший на фронт в 1941 году. Осенью этого года, еще не дойдя до линии фронта, он оказался в глубоком немецком тылу. Он не знал, что несколько дней назад германские механизированные корпуса под Вязьмой прорвали фронт. Эсэсовцы, проводившие зачистку местности, схватили его, жестоко избили, а потом в толпе местных жителей погнали на расстрел.

Во время расстрела его, 13-летнего паренька, закрыла собой русская женщина. Автоматные пули, пройдя сквозь ее тело, уже на излете попали в Льва Гицевича и только ранили его в руку.

Через несколько часов его полумертвого вытащили из канавы и спасли солдаты отступающей 33-й Советской армии, 338-й стрелковой дивизии, 1134-го стрелкового полка. Именно в этой части Лев Гицевич стал сыном полка. В его составе он прошел всю войну от Москвы до Берлина. А потом побывал и на войне с Японией.

Герой книги "Сын полка" Ваня Солнцев сбежал на фронт всего один раз, когда его попытались отправить в тыл. А Льва Гицевича отправляли с фронта в тыл 7 раз в течение всей войны. И все семь раз он сбегал на фронт и возвращался в свою часть.

В последний раз с фронта Львенка отправлял сам маршал Г. К. Жуков.

Это произошло после того, как Лев Гицевич без приказа, один пробрался на передовую к немцам и стащил у них повозку с лошадью. В повозке были ящики с гранатами и мелкими снарядами, а главное, с сигаретами. Львенок специально украл их, чтобы обрадовать куревом советских бойцов, которые уже много дней сидели без махорки.

На беду Львенка в это время на этот участок фронта приехал маршал Жуков, который узнал об этой истории. Объявив строгий выговор командирам дивизии и полка, Жуков сам решил доставить мальчика в тыл.

В Москве Георгий Жуков взял Львенка с собой на прием и на обед к самому Сталину, который очень заинтересовался многократными побегами Гицевича на фронт. Жуков заставил Львенка дать честное слово Верховному Главнокомандующему, что на этот раз он поедет в Суворовское училище и не сбежит на фронт. Лева Гицевич такое слово дал, правда, скрестив пальцы руки за спиной, как тогда делали все мальчишки во дворах во время игр, когда хотели, чтобы данное честное слово считалось недействительным, а вранье не считалось враньем. После этого Львенок через несколько часов вновь сбежал из Суворовского училища, куда его доставили по приказу Сталина и Жукова, и уже через две недели был на фронте в своей части.

▼Еще один мальчишка - Володя Тарновский, которому за два дня до начала войны исполнилось 11 лет. Отчим Володи ушёл на фронт в первые дни войны. Мама осталась с двумя сыновьями. Младшему Толику было всего 2 года. А в октябре Донбасс заняли фашисты. Один из первых приказов: зарегистрироваться евреям и коммунистам. Володину маму - члена партии - арестовали по доносу и увели. Больше сыновья её не видели. Мальчишек разобрали родственники. Володю к себе взяла тётя, а у неё самой было два сына, и мальчик чувствовал себя нахлебником. Время было голодное, приходилось ходить в село и менять оставшиеся от мамы вещи на продукты. В 1943 году началось наступление нашей армии, Славянск вначале освободили, а потом армия вынуждена была отойти. Вместе с ней он и ушёл - не хотел оставаться с немцами, да и хотелось отомстить за маму! Так Володя стал посыльным 229-й стрелковой бригады. Относились к нему солдаты хорошо - многие видели в нем оставшихся дома сыновей. Товарищи перешивали для мальчишки не только штаны и гимнастёрки, но и сапоги! Во время освобождения Донбасса Володю представили к первой медали : за блестяще выполненное боевое задание - доставить в полк машину с горючим. Вскоре последовала вторая награда - первый в полку орден Славы. Им мальчишку наградили за спасение командира дивизиона. Пришлось ночью сопровождать раненого по передовой. Но гораздо страшнее ему тогда было проделать часть пути по тёмному кладбищу. Потом было много жутких моментов - и проход по минному полю, тяжёлые бои и доставка в штаб пленного фашиста. Пленный был здоровяк двухметрового роста, а его конвоир от силы "метр с кепкой". Проходящие мимо солдаты не могли удержаться от хохота, видя эту парочку. Но когда дорога опустела. Маленькому конвоиру стало не до смеха. Весь остаток пути он шёл со взведённым автоматом, но задание выполнил.

Третья боевая награда за взятие Берлина - Красная звезда. Вместе с 1-м Белорусским фронтом его полк освобождал Польшу, а потом Германию.

Вместе со своим полком Владимир Тарновский брал берлинский почтамт, Гестапо и имперскую канцелярию. Победители расписывались на стенах Рейхстага, оставил свой автограф и Володя Тарновский.

А потом Володю отправили в Суворовское училище. Но без метрики и справки из школы боевого разведчика туда не приняли. Вернулся в родной Славянск, сел за школьную парту 5-го класса.

Окунулся в школьную жизнь. Жил сначала у дяди, но в голодный 1946 год, когда люди ели даже улиток, оказался в детском доме среди таких же, как он, сирот, детей вдов и многодетных семей, где многие дети спаслись от голодной смерти. Володя быстро наверстал упущенное и окончил школу с золотой медалью. Потом, после окончания Одесского института инженеров морского флота, по распределению попал в Ригу.

В 1980 году Тарновского отправили в командировку в Германию. В город Висмар - старшим приёмщиком судов, которые строили там для нашего рыболовецкого флота. При первом же официальном знакомстве с руководством завода и представителями общественных организаций в нём признали того мальчишку, который расписался на Рейхстаге! Оказалось, накануне показывали фильм, снятый к юбилею Победы, где один из сюжетов был посвящён его судьбе. И при встрече с героем пожилые немцы подходили и говорили: мы чувствуем себя виноватыми, в том, что допустили фашизм. И никогда не сможем смыть свою вину перед русскими.

Библиотекарь

Вот такая невероятная история трех мальчишек, которые хотели сражаться с врагом и победить его, приблизив победу над немецкими захватчиками нашей страны. И примеров подобных историй можно найти огромное множество, ведь около 70 тысяч детей участвовали в боях в годы Великой Отечественной войны, были «сынами полков»

Библиотекарь

ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ:

Великая Отечественная война была самой страшной войной в истории нашей страны. Но и сегодня в мире неспокойно, и даже маленькие войны, которые иногда называют просто "вооружёнными конфликтами", приносят людям страшное горе, разрушают семьи, делают детей сиротами, инвалидами, калечат их души.

Книги о войне помогают нам увидеть и понять глубину чужого горя, хотя бы немного пережить его, вспомнить погибших в годы Великой Отечественной войны и других войн, в которых участвовали граждане нашей страны.

Много книг, статей в газетах и журналах написано о мальчишках и девчонках, которые носили солдатскую форму. И на нашей выставке собраны книги, которые вы можете прочитать о войне, о том, как дети помогали взрослым приближать долгожданный день Победы. А нам с вами очень важно знать и помнить эти героические страницы истории нашей Родины, стремиться к тому, чтобы жить в мире и согласии, и чтобы в нашей жизни не было войн. музыка "дети и война"

© 2010-2022