• Преподавателю
  • Другое
  • Образовательная программа дополнительного образования детей Основы исследовательской деятельности Мой проект

Образовательная программа дополнительного образования детей Основы исследовательской деятельности Мой проект

Образовательная программа кружка "Основы исследовательской деятельности "Мой проект" предназначена для обучающихся 15-17 лет. Может реализовываться в качестве внеурочной деятельности. Современная система общего образования ориентирована на формирование базовых знаний и универсальных способностей. Наиболее эффективными образовательными технологиями признаются исследовательская и проектная деятельность школьников. Метод проектов повышает уровень познавательной деятельности обучающихся, развивает к...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

«Основы исследовательской деятельности «Мой проект»


Возраст детей: 15-17 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель: Селёва Наталья Юрьевна

учитель истории и обществознания


г. Ижевск

2014 г.


Пояснительная записка

Современные модели образования разрабатываются на основе активных, интерактивных форм обучения и воспитания, содействующих успешной социализации, а также профессиональному самоопределению обучающихся. Содержание деятельности варьируется в зависимости от имеющихся потребностей, интересов субъекта образования.

Система общего образования ориентирована на формирование базовых знаний и универсальных способностей, позволяющих человеку осуществлять осознанный и осмысленный выбор жизненного пути. Наиболее эффективными образовательными технологиями признаются исследовательская и проектная деятельность школьников. Данный метод обучения повышает уровень познавательной активности обучающихся, развивает креативность мышления и воспитывает многие качества личности, так необходимые человеку в современном технологичном обществе, в этом и заключается актуальность программы. Именно в проектном обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения.

Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, и, во-вторых, направлен на получение результата. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов.

Данная программа предназначена для обучающихся 15-17 лет, способных заниматься исследовательской деятельностью. Для успешной адаптации в современном социуме им необходимо знать основы самостоятельной исследовательской деятельности.

Цель программы: развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления через оказание методической поддержки обучающимся при проведении исследовательских работ.

Задачи:

- формировать ключевые компетентности (информационную, читательскую, социальную) необходимые для исследовательской деятельности через практические занятия с обучающимися;

- дать представление об основах исследовательской деятельности;

- научить самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию;

- научить обучающихся успешно выступать публично и презентовать собственные результаты.

Наиболее эффективно использование комбинированных методов обучения. Разумным и целесообразным является использование творческого потенциала обучаемых. Педагог должен помочь обучающимся получить различные материалы, справочники, информацию, инструменты и т.д.; обсудить способы преодоления трудностей путём косвенных, наводящих вопросов; одобрить или не одобрить различные фазы рабочей процедуры; научить кратко записывать результаты своей деятельности; дать чёткий анализ выполненного проекта.

Обучающиеся с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность, наиболее привлекательную для них, так как видят социальную и личную значимость предметно - преобразующей деятельности, которую они осуществляют, что ведёт к повышению мотивации их труда.

Содержание программы охватывает весь процесс научного исследования и в целях сохранения логики его изучения разделен на 5 частей.

В первой части «Введении» рассматриваются основные виды ключевых компетентностей, необходимых для успешного проведения исследовательских работ.

Вторая часть программы «Методология научного творчества» является исходной теоретической базой для последующей работы. Она включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации.

В третьей части рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования.

Четвертая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы.

В заключительной части содержатся процедуры рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе процедуры ее защиты.

Программа предполагает как теоретические, так и практические занятия по каждой теме.

Режим занятий

Количество обучающихся в группе не менее 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа; итого в год 144 часа.

Группа формировалась по социальному заказу обучающихся и их родителей (законных представителей).

По окончании обучения обучающиеся должны знать

  • основы исследовательской деятельности;

  • необходимые ключевые компетентности для успешной адаптации в современном обществе;

  • основы успешного и результативного публичного выступления.

Должны уметь

  • применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей;

  • успешно выступать публично и презентовать собственные результаты;

  • самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

Формы контроля

Результатом реализации данной учебной программы будет являться:

  1. Участие обучающихся в различных исследовательских конкурсах, требующих публичной презентации своей работы.

  2. Создание учебных презентаций.

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

Понятие «исследование». Виды исследовательских работ. Основы тайм-менеджмента. Выбор вида исследования

18

10

8

2.

Методология научного творчества

Постановка цели и конкретных задач исследования. Выбор методов и методики проведения исследований.

Описание процесса исследования

45

23

22

3.

Этапы работы в рамках исследования

Выбор темы исследования. Работа с источниками информации. Опытно-экспериментальная работа

28

11

17

4.

Оформление исследовательской работы

Структура содержания исследовательской работы.

Оформление пояснительной записки. Оформление приложений к работе. Правила составления электронной презентации

28

14

14

5.

Представление результатов исследовательской работы

Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии. Технология «дебаты»

22

8

14

6.

Итоговые занятия

Защита исследовательской работы. Презентация результатов

3

-

3

Итого

144

66

78





Литература

  1. Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.

  2. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М., 1926.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; под ред. Полат Е. С.. - М.: Издательский центр «Академия», 1999 - 2005.

  4. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  5. Соловьев И. М.. Из практики метода проектов в американских школах // На путях к новой школе. 1929.

  6. Тарасова Г. Н. Метод проектов в дополнительном образовании школьников в области информационных технологий. 2010

Интернет-ресурсы

  1. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»

  2. Горлицкая С. И. История метода проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».

  3. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика - статья на сайте Центра лингвометодических информационных ресурсов.

  4. Насонкина Л. В. Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков - статья на сайте Ярославского педагогического вестника.

  5. Полат Е. С.. Метод проектов - статья на сайте Российской Академии Образования

  6. Полат Е. С. Метод проектов - статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».

  7. Сайт программы «Обучение для будущего»


© 2010-2022