- Преподавателю
- Другое
- Классный час Сто друзей - ста мастей
Классный час Сто друзей - ста мастей
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Романова Е.В. |
Дата | 11.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МКОУ «Боровская СОШ»
Романова Елена Васильевна
учитель начальных классов
Цель: расширить знания детей о породах собак, и какую работу они выполняют.
Оборудование: кроссворд, книги о собаках, рисунки детей.
На доске: «Собака в доме - это радость».
«Собака - не футбольный мяч. С ней приходится иметь дело и после игры».
Ход:
Учитель: Послушайте стихотворение и подумайте о ком оно.
Я не ужинал, не спал
А о ней тосковал
Вот бы если вдруг она
Появилась у меня
Как бы я её ласкал!
И к порядку приучал:
Всюду людям помогать
И искать и охранять
Но мохнатого дружка
Не нашёл пока.
Дети: стихотворение о мальчике, который мечтает иметь собаку.
Учитель: послушайте загадку: Живёт под крылечком, а хвостик колечком. Дети: собака. Учитель: Сегодня поговорим о собаках.
Про то, как верна людям
Собака во все времена.
О том, сколько дела
Собаке поручено
И о породах собак.
Собака - верный друг и помощник человека с давних времён. Она первой пришла к нему из лесной чащи, приняла его покровительство. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку. А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию.
Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником.
Понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека. Постепенно человек приучил собаку работать.
А теперь послушаем о том, сколько дела собаке поручено или где работают собаки.
1-ученик: Вот первую дали собаке работу
Жильё охранять и ходить на охоту.
2- ученик: Стадо овечье послушно
Собака справлялась с работой пастушьей.
Учитель: Хорошо выдрессированная собака, по команде человека может подогнать отставших животных, завернуть налево или направо, гнать в заданном направлении, предупреждает лаем о приближении чужих людей, диких зверей.
3-ученик: У нас уважают собаку недаром
Собака на фронте была санитаром, связистом, сапёром.
Порою, собаки на танки фашистов бросались в атаки.
Да, на войне получалось и так, что танки боялись собак.
Учитель: Овчарка - сапёр Дик обнаружил 1728 фашистских мин. Связист Джек перенёс 2932 боевых документа. 900 раненых вывезла с поля боя собачья упряжка старшины Федулина. Собаки взрывали мосты, вражеские поезда, танки. Они подбили 300 немецких танков.
4 -ученик: Вперёд! Сомнений больше нет!
Настроен пёс решительно
Сперва взяла собака след
И следом нарушителя.
Учитель: Собаки - ищейки помогают милиции найти преступника. Самой лучшей ищейкой признан доберман-пинчер по кличке Зауэр. Он по запаху выследил преступника на расстоянии 160 километров.
5-ученик: В горах беда случится с вами
Спасение не за горами.
Спешит в пургу, в метель, в мороз.
На помощь людям добрый пёс.
Учитель: Сенбернар по кличке Барри спас в Альпийских горах 40 человек. Этой собаке поставили памятник в Париже. В книге Дергачёва «Среди животных» есть рассказ про эту собаку, он так и назван «Барри».
Пожарная собака Боб в городе Лондоне спасла из огня 12 маленьких детей. Л.Н.Толстой написал рассказ об этой замечательной собаке.
6-ученик: А вот ныряльщик - пёс
В воде он проявляет выучку
И если человек в беде
Всегда придёт на выручку.
7-ученик: Несутся собаки тропой ледяной
Терпенье и сила в упряжке одной.
Учитель: По снегам тундры бегут собачьи упряжки. 8-10 собак, запряжённые в лёгкие нарты, за сутки пробегают расстояние до 150 км, перевозя до полутоны груза.
8- ученик: Зал аплодирует, хохочет
- Что за прыжки! Что за повадки!
- В награду - сахара кусочек,
Но труд артиста - ох несладкий!
Учитель: Есть собаки-артисты, которые выступают в цирке.
9 -ученик: Собаки способны не только на трюки,
А верно служили и служат науке.
Учитель: Есть собаки - геологи. Они помогают искать полезные ископаемые.
10 -ученик: Кто в космос летал раньше всех?
Угадай-ка!
Правильно! Наша советская лайка.
Учитель: Прежде, чем человек проник в космос, на разведку к звёздам, поднялась собака лайка.
11-ученик: Пёс по- собачьи предан людям
Во все века и потому
Давайте относиться будем
По- человечески к нему.
Учитель: - Если вы хотите иметь хорошую собаку, верного друга и защитника, приобретите щенка, той породы, которая вам нравится, вырастите и воспитайте его сами. А в этом поможет вам «Книга собаковода».
Учитель: Ребята, а какие породы собак вы знаете?
Ученики называют.
Учитель: А сейчас попробуем отгадать кроссворд. В нём находятся название пород собак.
Учитель зачитывает, а ученики называют породы собак.
Кроссворд. (Приложение 1)
-
Красивая, добрая собака с длинной шерстью. За хозяина заступится и может своего маленького друга прокатить на санках. (колли).
-
Самая распространенная порода служебных собак, обладает хорошо развитым чутьём, отличается злобностью, крупного роста, сильная, умная (овчарка).
-
Любимая порода комнатных собак, очень подвижная, игривая и умная (пудель).
Учитель: Пудель - собака весёлая, сообразительная. Они выступают в цирке: прыгают через обруч, танцуют, буквы угадывают, хорошо плавают.
-
Крупная, мощная собака, плотная длинная шерсть, которая предохраняет его от непогоды, любит купаться (водолаз Ньюфаундленд).
Учитель: На лапах имеются плавательные перепонки.
-
Маленькая, с удлинённым туловищем собачка, шёрстный покров мягкий, шелковистый, курчавый (болонка)
Учитель: Весёлая, очень ласковая, легко поддающаяся дрессировке собака.
-
Собака охотничьей породы, с успехом применяется для охоты как на крупного, так и на мелкого зверя. ( лайка).
-
Собак этих учат отыскивать застигнутых непогодой, пургой людей (сенбернар).
Учитель: Крупная, массивная собака. Она разгребает снег, согревает погибающих людей.
-
Самая маленькая порода собак. Рост 15-23 см, вес до 2,5 кг. (Чихуахуа).
Учитель: Несмотря на свой маленький рост, она очень вынослива, проворна, легко дрессируется и является чутким сторожем.
Мы с вами поговорили всего о восьми породах, а в настоящее время выведено приблизительно 450 пород собак.
Все породы собак делятся на три основные группы: служебная, охотничья, декоративно-комнатная.
К служебной группе относятся: овчарки, сенбернар, ньюфаундленд, колли,
Ротвейлер - по характеру смелая, отважная, преданная хозяину и настороженно относится к посторонним.
Московская сторожевая -напоминает сенбернара, но более крепкого сложения, подвижнее.
Дог - настоящий великан. Ходит неторопливо, важно. А если ляжет возле двери, тут не каждый храбрец мимо такого сторожа пройти решится.
Доберман - пинчер - чуткий сторож, прекрасный спутник в прогулках, предан своему хозяину.
Ризеншнауцер - сильная, умеющая защитить себя и своего хозяина. Вынослива, недоверчивая к посторонним людям.
Миттельшнауцер - это крупный пёс, сильный и злобный, чтобы справиться с обязанностями сторожа и защитника хозяина. Их используют как служебных и как охотничьих собак.
И другие.
К охотничьей группе относятся: лайки, русская гончая,
Русские псовые борзые - обладают хорошей зоркостью, резвостью и злобностью к зверю.
Афганская борзая -родина Афганистан.
Такса - ноги коротенькие, туловище длинное, гибкое. Её используют для охоты в норах.
Спаниели: английский и американский. Ласковые, подвижные, смышленые собаки. Красивы внешне, понятливы, преданны, чистоплотные, хорошо плавают. Сейчас их разводят как декоративные.
Английский сеттер - благородная, красивая собака, с сильным чутьём. Особо тщательного ухода требует его длинная мягкая шерсть.
Есть ирландский, шотландский сеттер.
Бассет -у бассетов массивная голова, крупное, тяжёлое, сильно удлиненное тело на коротких толстых лапах. Добрая, приветливая собака с грустными глазами. Основная профессия -гончая. Специальность -загон зверя. Он выгоняет зверя под выстрел. Взяв след, бассет бежит долго и упорно, оповещая хозяина, в каком районе он находится, своим сильным голосом.
Сейчас этих собак разводят как декоративно-комнатных.
И другие.
К декоративно-комнатной группе относятся: пудель, болонка, чихуахуа
Карликовый пинчер -маленькая короткошёрстная, энергичная и подвижная собака.
Чау-чау - спокойная собака, не агрессивная, в тоже время бесстрашная, преданная своему хозяину. Самостоятельна, независима и не позволяет себя дрессировать.
Учитель: Посмотрите сценку «Грустный щенок Кузя».
Кузя: Какое солнышко тёплое! И утро чудесное!
А мне грустно. А почему -сейчас поймёте.
Жил - был на свете грустный щенок.
Добрые руки, найти он не мог.
Добрые руки, чтоб взяли его
И не бросали, только всего.
А беда в том, что я не очень красивый.
Вернее, совсем некрасивый. Какой-то разноцветный, лохматый.
Как мне хочется, чтобы меня погладили, почесали за ушком. Просто назвали Кузя!
Возьмите меня, пожалуйста!
Я вас очень буду любить.
Появляется девочка (хочет погладить).Появляется мама.
Мама: Ты, что? С ума сошла? Посмотри, как щенок оскалился. Может он бешеный? Видишь, как оскалился. Идём скорей. (Уводит девочку).
Кузя: Я не оскалился. Это я улыбаюсь. Я никогда никого не кусал и не укушу. Возьмите меня, пожалуйста, возьмите.
(Появляется мальчик с фотоаппаратом)
Мальчик: Ах, какой смешной пёс! Сейчас я его сфотографирую. Да ты не бойся, не бойся! Поди сюда, я тебе ничего не сделаю. Просто ты очень смешной и хорошо получишься! Ну-ка стой.
(Подходит мама)
Мама: Нашёл кого снимать! Бродячего пса!
Мальчик: Мамочка! Он очень хороший! Ты погляди, какие у него умные глазки. Он всё понимает. Возьмём его.
Мама: Кого? Вот этого страшилу?
Мальчик: Он не страшила. Он забавный.
Мама: Вот именно! Беспородная дворняга. Мы тебе купим породистого щенка с медалью.
Мальчик: Я не хочу щенка с медалью, я хочу этого.
Мама: Мало ли что ты хочешь! Идём!
Кузя (вздыхает). Всё равно я никому не нужен. Никому.
(Появляется слепой старик с внуком)
Внук: Садись дедушка, отдохни на скамейке. Ой, дедушка! Какой симпатичный щенок! Где же его хозяин.
Кузя: Я ничей.
Внук: Дедушка слышишь? Он ничей. Возьмём его . Пожалуйста.
Кузя: Возьмите меня! Я вырасту и вы будете ходить со мной на прогулку. Я вас буду водить.
Дедушка: Ишь, какой заботливый! А ты добрый, пёс. Ну раз ты ничей, будешь нашим. Вот ведь как получилось. Из дому вышли вдвоём, а вернёмся втроём. (гладит щенка)
Ты будешь верным другом, я знаю. (Уходят)
Ученик: Жил-был на свете добрый щенок,
Добрые руки найти он не мог
Добрые руки, чтоб взяли его
И не бросали, только всего
Пёс наш хозяев хороших нашёл
Будет им долго и верно служить,
Дедушку сам на прогулку водить!
Учитель: Заканчивая наш классный час, хочется сказать следующее. Животные, которые служили человеку издавна, подарили ему свою любовь и верность, не должны быть выброшены на улицы как нахлебники. Не причиняйте страдания живому. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.
О собаках не только пишут рассказы, стихотворения, но и наши четвероногие друзья ещё снимались в фильмах. Вспомните, в каких фильмах снимались собаки
Дети: «Ко мне, Мухтар», «Белый Бим, чёрное ухо», «Дай лапу, друг», «Каштанка» и т.д.
Учитель: Взяв щенка, мы приносим домой не только забавное чудо, не только радость, но и нелёгкие заботы.
«Собака - не футбольный мяч.
С ней приходится иметь дело и после игры».
-Как вы понимаете эти слова.
Учитель: Помните, что собака не игрушка, которую можно взять для забавы в любой момент, когда вам захочется. За это существо мы отвечаем, от нас зависит её жизнь, характер.
Некоторые люди заведут себе собаку, а через некоторое время собака оказывается на улице. Повсюду бездомные собаки, а когда-то жили они в доме с хозяином, но по какой-то причине оказались на улице, брошенные и забытые.
Бездомные собаки, как правило беспородные. Их называют дворняжками. Собаки переживают потерю хозяина. Бродят по улицам, заглядывают в глаза прохожим. А когда теряют надежду, становятся бездомными, никому не нужными собаками, которых прогоняют и пинают.
Хорошо, что мир не без добрых людей. Некоторые собаки находят себе настоящих друзей.
Учащийся исполняют песню «Пропала собака».
Учитель: Как вы думаете, почему наш классный час назван «Сто друзей - ста мастей».
Дети: Масть -это та же порода. И какой породы не была собака, она преданна, ласкова.
Учитель: Преданней собаки, ласковей собаки
Веселей собаки нету существа.
Список литературы:
1.В. Чаплина «Наш друг - собака». Издательство «Малыш» Москва 1990 г.
2.Иллюстрированный научно- популярный журнал «Кошки и собаки».. Издательство Центр «Полидэкс» №1 1991 г.
Приложение 1. Кроссворд.
8
3
7
2
4
1
5
6