• Преподавателю
  • Другое
  • Библиотечный урок на тему Книжкины секреты (структура книги и как правильно выбирать книги в библиотеке)

Библиотечный урок на тему Книжкины секреты (структура книги и как правильно выбирать книги в библиотеке)

Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Библиотечный урок

«Книжкины секреты»

Тема: Книжкины секреты. Структура книги. Как выбрать книгу в библиотеке?

Цель: познакомить с основными элементами структуры книги, обогатить словарный запас учащихся новыми библиотечными терминами, развивать навыки работы с книгой, прививать бережное отношение к книге и умение выбирать ее в библиотеке.

Оборудование: книжная выставка «Книга - самый лучший друг». Книги в жестком переплете для каждого пользователя. Памятки для читателей и карточки с заданиями. Электронная презентация, компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

Наше занятие я хочу начать с загадки, она нам поможет узнать главного героя, о котором сегодня пойдет речь:

Открыть свои тайны
Любому готова,
Но ты от неё
Не услышишь и слова.

(если не отгадали)

Не куст, а с листочками,

не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает

Сегодня речь пойдет о книге, а точнее, о ее секретах. Тема нашего занятия: «Книжкины секреты». Мы поговорим о том, из чего состоит книга. Открыв для себя ее секреты, мы сможем легко ориентироваться в книгах и правильно выбирать их в библиотеке. В конце занятия повторим правила, которые помогут сохранить здоровье книгам и читателям.

(Слайд 1. - название занятия и книга)

Человек, любящий, умеющий читать, - счастливый человек. Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают всю жизнь. Вместе с героями книг мы отправляемся на далекие планеты, опускаемся на морское дно, оказываемся в другом времени или в другой стране.

С книгой мы становимся умнее, добрее, опытнее, грамотнее. Недаром книгу зовут добрым советчиком, спутником, другом.

Как же выбрать ту книгу, которая нам понравиться, и будет интересной?

Я приглашаю вас к стеллажу, чтобы вы смогли выбрать для сегодняшнего занятия любую книгу…

(дети выходят, выбирают книгу и рассаживаются за столы)

Итак, ответьте на вопрос: на что вы с самого начала обратили свое внимание, ведь именно этот книжкин секрет помог выбрать книгу? (Ответы детей)

(Слайд 2 - обложка)

Действительно, вы обратили свое внимание на обложку, ведь именно с обложки начинается книга. Это первый, яркий, красочный книжкин секрет - обложкой книга притягивает к себе внимание читателя.

А для чего она нужна?

(Ответы детей)

Правильно, обложка защищает книгу, её листы от повреждений и придаёт книге привлекательный вид.

О чём вам может рассказать обложка?

(Ответы детей)

Обложка подскажет, название книги, кто написал книгу. А красочная иллюстрация расскажет, о чём пойдёт речь, с какими героями мы встретимся, читая произведение.

Возьмите ваши книги и найдите на обложке фамилию автора и название книги.

(Дети сообщают фамилию автора и название книги)

(Слайд 3 - суперобложка)

Обратите внимание на эту книгу (показ книги в суперобложке)

Что это?

(Ответы детей)

Это тоже обложка, но она надевается поверх переплета книги и называется - суперобложка.

Суперобложка - своего рода «обёртка», которую надевают поверх переплёта. «Супер» в переводе с латинского означает «сверх». Как вы думаете, для чего она нужна?

(Ответы детей)

Когда вы оборачиваете свои тетради или учебники - это и есть суперобложка. Она нужна, чтобы сохранить книгу и дать еще больше информации, в суперобложке книга выглядит наряднее. На клапанах суперобложки можно найти дополнительную информацию о содержании книги.

(Показ книг в суперобложках)

Когда мы открываем книгу, то видим внутри обложки цветные или белые листы - это форзац. Он скрывает места склеивания книжного блока и крышки т.е. переплета.

(Слайд 4 - форзац)

Иногда форзац бывает цветной, иногда чистый белый. Давайте откроем свои книги и рассмотрим, что у кого изображено?

(Ответы детей)

(Слайд 5 - титульный лист)

Древние римляне помещали свои «книги» - свитки папируса - в круглые, выдолбленные из дерева футляры. К ручке каждого такого футляра прикреплялся ярлычок с названием книги. Он назывался «титулюс». Само слово «титул» в переводе с латинского языка означает «имя, звание, название». Вот отсюда и название ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ. Первая страница книги - титульный лист.

Когда вам исполнится 14 лет, вы сможете получить свой главный документ - паспорт, где будет ваша фамилия, имя и отчество, место, где родились и где проживаете. Титульный лист - это паспорт книги. Здесь все данные книги.

Из текста на титульном листе мы узнаём:

1. Кто написал это произведение;

2. Каково его заглавие;

3. Кто нарисовал иллюстрации, рисунки, к этому произведению;

4. В каком городе, и в каком году появилась эта книга;

5.Какое издательство выпустило книжку в свет.

Но надо знать, ребята, что титульный лист бывает не везде. Как и у малышей нет паспорта, так и в тонких брошюрах и книжках-малышках его может и не быть.

Покажите мне те книги, в которых титульный лист есть.

(Дети показывают книги)

Прочитайте то, что написано на титульном листе вашей книги.

(Ответы детей)

- Кто нарисовал иллюстрации?

- В каком городе напечатали книгу?

- В каком издательстве?

Продолжим открывать книжкины секреты.

Оказывается, книга очень коротко может рассказать о том, что в ней написано.

(Слайд 6 - аннотация)

Узнать о чем книга можно по коротенькому описанию. Оно помещается на обороте титульного листа и называется - аннотация.

Аннотация - слово древнее, латинское. Это короткий рассказ о книге. Несколько скромных строчек, чаще всего - мелким шрифтом, на первой, а иногда и на последней странице книги.

Своим секретом - аннотацией книга может заинтересовать и привлечь читателя.

Например: прочитаем аннотацию к книге (читает аннотацию к любой детской книге)

Найдите в своих книгах аннотацию.

(Дети читают аннотации)

(Слайд 7 - предисловие)

В древности всякий рассказ или историю называли «словом», например, древняя повесть «Слово о полку Игореве». Это значение до наших дней сохранилось в названии ещё одного элемента книги: «предиСЛОВие», то, что перед «словом», перед текстом. Из предисловия можно узнать, кто написал книгу, когда, в какой стране происходят события и многое другое.

Автор обычно хочет сказать несколько слов тому, кто взял в руки его книгу. И делает он это в предисловии. Предисловие может быть написано и другим человеком, который делится с читателем своими впечатлениями о книге и её авторе. Обычно предисловие бывает коротким, его можно прочитать прямо здесь, у полки. И сразу определить: будешь ли ты читать эту книгу или нет.

(Слайд 8 - оглавление книги или содержание)

В конце книги обычно даётся её оглавление по главам или частям повествования. А если книжка состоит из произведений нескольких авторов, то и об этом можно узнать из содержания, сразу определив, на какой странице находится нужный нам текст. Оно бывает в начале или в конце книги. Здесь перечислены все произведения, вошедшие в книгу, в том порядке, в каком они напечатаны. Рядом указана страница. Просматривая книгу возле библиотечной полки, по одним только названиям глав или рассказов можно догадаться, о чем она написана.

Найдите содержание в книге. Сколько произведений в вашей книге?

(Ответы детей)

Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните к знаниям руку.
Выбирайте книгу, как друга.

(Музыкальная разминка - звучит песня «Библиотечный рэп»)

Очень важно уметь правильно выбирать книгу в библиотеке, а книжкины секреты, о которых вы узнали сегодня на нашем занятии, помогут вам в этом. Давайте повторим, какие секретные элементы книги подскажут нам о ее содержании?

У вас на столах лежат карточки с изображениями элементов книги и названиями, рассмотрите их. Ваша задача правильно определить части книги и выложить их названия в пустых клеточках.

(Работа с карточками)

Ребята, сегодня вы узнали много секретов о структуре (строении) книги.

(Слайд 9 - строки из стихотворения С. Михалкова)

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ребята, пришло время подвести итоги нашего занятия.

О чем мы сегодня говорили?

Какие секреты нам открыла книга?

Какие книжные элементы помогут выбрать книгу для чтения?

Давайте вспомним правила, которые помогут нам сохранить книгу. (Ответы детей)

Молодцы, ребята, вы хорошо работали. Спасибо. Приходите в нашу школьную библиотеку. Книги ждут вас. А на память о сегодняшнем занятии я подарю вам книжки-малышки с памятками о том, как вести себя в библиотеке и как беречь книги.

© 2010-2022