Разработка сценария Огонек памяти

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПИОНЕРСКИЙ СБОР, посвященный Дню юного героя-антифашиста

«Огонёк памяти»

Цели и задачи: формирование гражданского самосознания у молодого поколения, воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины, повышение интереса у детей и подростков к боевому прошлому родного края.

Содержание мероприятия.

Вступительное слово: Друзья, мы собрались сегодня в этом зале на Огонек Памяти. Не случайно наша встреча проходит в феврале - этот месяц полон памятных дат: 8 февраля - День юного героя-антифашиста, 15 февраля - День Памяти воинов-интернационалистов, 23 февраля - День Защитника Отечества. Все эти даты связаны со страшным словом «война», беспощадным и жестоким. Война - это древнейшая человеческая трагедия. Если бы люди помнили и никогда не забывали все горе, ужас, страдания, принесенные войной, то на земле не звучали бы больше выстрелы. Нашу сегодняшнюю встречу мы хотим посвятить детям на войне, тем детям, чье детство сжигали, расстреливали, убивали. Убивали бомбой и пулями, голодом, страхом и безотцовщиной.

Презентация «Дети на войне»

Чтец: Остановлюсь.

И вздрогнет солнце,

Когда почудится в глазах

Двухгодовалого младенца

Печаль, похожая на страх.

Как будто он такое слышит,

Что не могу представить я.

Земля огнем смертельным дышит.

Ни человека. Ни зверья.

И некому утрат измерить.

Слепые окна. Едкий дым…

Глазам детей нельзя не верить,

Еще больнее - верить им.

Они глядят и словно судят.

На дне бездонных этих глаз -

И правда тех, кто после будет,

И горечь тех, кто был до нас.

(В. Молодяков)

Ведущий 1. Есть фраза: «На войне детей не бывает; те, что попали на войну, должны были расстаться с детством».

Ведущий 2. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Мы должны об этом говорить сегодня, должны знать, должны помнить! Потому, что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на пыль и крошки дома, горят детские кроватки.

Ведущий 1. Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10 или 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое!

Ведущий 2. Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их. Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

«… осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…»

«Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, чтобы не видел…»

«Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем домой» - умоляла маленькая девочка солдата.

Звучит музыка Моцарта. Реквием. Лакримоза. На фоне музыки стихотворение «Варварство»
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,--
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

Ведущий 1. Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступало 1 сентября. Как теряли родителей, как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому, что за 4 года забыли, что такое хлеб.

Чтец 1. А мы не станем памяти перечить

И вспомним дни далекие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная не детская беда.

Чтец 2. Была земля и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе - детство и война.

Звучит фонограмма «Перезвон колоколов».

Ведущий 1. Все человечество слышит колокольный звон Хатыни!

Ведущий 2. Трагедия произошла 22 марта 1943 года. Отряд карателей окружил деревню, что мирно стояла в низине между песчаных холмов, в окружении задумчивого бора. (Музыка замолкает)

Ведущий 2. Из хат выгнали всех детей, стариков и женщин, они еще ничего не знали, но им уже был вынесен смертный приговор.

Ведущий 1. За то, что они белорусы, за то, что хотели жить в своем Отечестве без фашистского «нового порядка».

Ведущий 2. Их согнали в сарай, обложили соломой и подожгли. А тех, кто пылающим факелом вырвался из огня, расстреливали в упор.

Ведущий 1. Несла на руках грудного младенца Вера Яскевич. Бессловесный, он не мог спросить, куда мама идет, куда несет его. Он не видел, что мать словно окаменела, не видел ужаса в ее глазах.

Ведущий 2. А ей казалось, что сынок все понимает, что он тоже чует неминуемую беду, потому так прижался к ее груди, притаился под платком.

Чтец. Ах, горюшко, горе, сыночек родной! -

Сухими губами шептала, -

А может, не станут они над тобой

Глумиться? Ты прожил так мало!

Не видел, как вишня весенней порой,

Как груша в саду расцветала;

Не слышал, как трубно кричат журавли,

Как годы пророчит кукушка,

Не знаешь ты запахов талой земли

И теплой коры на опушке;

Ни разу еще не промчался верхом

За ветром вдогонку в ночное,

Не ел, согреваясь под осень костром,

Печеной картошки с золою.

Ну, хоть бы одни истоптал сапоги,

Прочел ба хоть первую книжку …

Ты слышишь, наш татка, приди, помоги!

Спаси не меня - так сынишку. (Пауза).

Ведущий 2. Нет! Никто не смог спасти маленького и еще 75 таких, как он.

Звучит фонограмма.

Ведущий 1. В память о детях безвинно погибших от рук фашистов мы зажигаем эту свечу.

Ведущий 2. Многие из детей военной поры добавляли себе годы и уходили на фронт, где сражались с врагом наравне со взрослыми, не жалея себя.

Ведущий 1. Мы не можем не вспомнить, что первый бой приняла на себя Брестская крепость, и среди ее защитников тоже были детьми и подростками: Петр Котельников, Валя Зенкина, Нюра Кижеватова, Тихон Баран, Володя Дубинин. Они ходили в разведку, ползли к реке за водой, старались помочь раненным и детям.

Чтец: Горнили к бою трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый фланг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать,

Но всё ровно в боях они умели

Не отступать и побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по - взрослому сильны,

Они дошли с победой до Рейхстага -

Сыны полков своей страны.

Ведущий 1. К сожалению, сегодня невозможно рассказать обо всех юных героях, сражавшихся с фашистами. О них написаны книги, слагаются стихи и песни.

Ведущий 2. Каждый год 8 февраля пионеры отмечают День юного героя-антифашиста. В этот день в 1962 году в Париже был убит полицейскими юный борец за свободу Даниэль Фери. Ровно через год в тюрьме умер под пытками юный иракский подпольщик Фадыл Джамал. Обоим была по15 лет.

Ведущий 1. С 1964 г. по предложению юных интернационалистов Москвы ежегодно 8 февраля отмечается День юного героя-антифашиста, борца за мир и свободу. Юные борцы остаются в строю. Они всегда рядом с нами. Они бессмертны…

Презентация «Юные герои». Рассказ о пионерах - героях

Петр Котельников Слайд

Чтец: Петр Котельников

Петя Котельников встретил Великую Отечественную войну двенадцатилетним мальчишкой. 22 июня 1941 года, в первые же минуты войны, детдомовец, воспитанник музыкантского взвода 44-го стрелкового полка встал в один строй с легендарными защитниками Брестской крепости. Потом были плен, голод, побег, оккупация, долгожданная Победа, служба в ВС СССР, война в Эфиопии и боевые награды - большая, трудная и интересная жизнь.

Валя Зенкина Слайд

Чтец: Валя Зенкина

Валю фашисты заставили под огнём пробраться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.

Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми.

За отвагу и мужество Родина наградила свою юную дочь орденом Красной Звезды.

Нюра Кижеватова Слайд

Чтец: Нюра Кижеватова

Четырнадцатилетняя Нюра, была в рядах сражающихся. Осенью 1942 г. погибла, фашисты расстреляли ее вместе с матерью, бабушкой, братом и сестрой. Именем героя, Нюры Кижеватовой назван сухогруз, который ходит по Дунаю.

Тихон Баран Слайд

Чтец: Тихон Баран

21 января 1944 года, выполняя задание командования, Тихон пробрался в родную деревню, которую на рассвете окружили фашисты и решили стереть с лица земли вместе с жителями как опорную базу партизан. Всех жителей в трескучий мороз согнали за околицу деревни и заставили копать огромную яму. Деревню подожгли, а жителей начали расстреливать. Тихон успокаивал и прижимал к себе сестёр.

Через час все девятьсот пятьдесят семь жителей деревни были расстреляны, а оцепеневшему от ужаса Тихону, которого держали два дюжих солдата, гестаповец приказал: «А ты покажешь нам, где спрятаны партизаны».

Тихон внешне согласился и повёл в метель немецких солдат в непроходимые болота. Вскоре, когда солдаты один за другим стали проваливаться по грудь в трясину, офицер заподозрил неладное.

- Куда ты нас привёл?! - закричал офицер.
- Туда, откуда вы не выйдете, - гордо ответил Тихон. - Это вам за всё, гады: за маму, за сестёр, за родную деревню!

Прозвучал одиночный выстрел.

Володя Дубинин Слайд

Чтец: Володя Дубинин

О Володе рассказывали легенды: как водил за нос целый отряд гитлеровцев, которые выслеживали партизан в крымских каменоломнях; как проскальзывал тенью мимо усиленных постов врага; как мог запомнить с точностью до одного солдата численность сразу нескольких гитлеровских подразделений, расположенных в разных местах…

Но война есть война, она не щадит ни взрослых, ни детей.

Володя Дубинин погиб, подорвавшись на фашистской мине, когда возвращался с очередного задания.

Командующий Крымским фронтом, отдал приказ наградить посмертно юного патриота орденом Красного Знамени

ВЕДУЩИЙ: За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

Много лет прошло после ужасов войны. Но и в наше мирное время сердце иногда сжимается от страха за родных, близких, просто за людей, когда слышишь слово "терроризм". Слово, несущее беду.

БЕСЛАН Слайд

Презентация о Беслане (Слайды "Беслан").

Чтец 2: Беда случилась. Осень 2004 года началась со страшных событий в Беслане. 1 сентября, когда многие из вас, присутствующих в этом зале, с букетами цветов шли в первый раз в школу, в маленьком городе Беслан в Осетии террористы захватили школу. В заложниках оказались сотни детей, школьные учителя и родители, пришедшие проводить детей в школу с младшими детьми на руках. Всего около 1тысячи 200 человек

Детей и взрослых террористы загнали в спортивный зал школы, никому не разрешалось вставать. Не давали воды. По всему залу террористы развесили взрывчатку, которая при каждом неосторожном движении могла взорваться. За любое неповиновение грозили расстрелять, даже тогда, когда плакали маленькие дети. Учителя и родители, оказавшиеся вместе с детьми, успокаивали их, ободряли. Одна из девочек начала молиться: "Отче наш! Иже еси на небесех…" Многие подхватили ее молитву. Террорист закричал: "Замолчать!", а потом разрешил, ухмыльнувшись: "Молитесь, вместе встретимся в раю". Эти негодяи думали, что, убив не в чем неповинных детей, они окажутся на небесах.

3-го сентября наши десантники начали штурм школы… От взрывных устройств, заложенных террористами в здании школы, в спортивном зале, где содержали большинство заложников, с 1 по 3 сентября погибли и позднее скончались от ранений 186 детей.

УКРАИНА слайд

Ведущий 1: В апреле 2014 года на территории Украины начался вооруженный конфликт. За время конфликта на Украине погибло более 65 детей, 127 - были ранены.

Чтец. Я думала - война прошла.

Ну пару дырочек прожгла

В шинели моего отца …

А ей все нет и нет конца.

Пускай воюет не отец -

Другой старик, другой юнец.

Другая девочка в слезах -

А всё война в моих глазах!

И по земле идет война -

И по весне идет война.

По сентябрю, по январю -

И по всему, что я люблю.

Устали люди воевать.

Устали люди горевать.

Но по-пластунски словно взвод,

Но будет день - и тих и синь,

Паучья свастика ползет.

И я оружие беру,

И будет мир, и скажет сын,

Спокойно стоя у окна:

«Ну, вот и кончилась война…»

Ведущий 2. «Ну, вот и кончилась война», - если бы каждый человек в мире смог произнести такую фразу, и с открытым сердцем, наполненным любовью, смог бы протянуть руку другому человеку, может быть, в мире стало бы чуточку теплее, а души снова научились бы радоваться прекрасному.

Ведущий 1. А слово «Война» навсегда стерлось из нашей памяти!

Павшим героям и годам страданья

Памятью будет минута молчанья.

Звучит стук метронома. Минута молчания.

1-чтец: Как горько нам стоять у обелисков

И видеть там стоящих матерей.

Мы головы свои склоняем низко,

Земной поклон за ваших сыновей.

2-чтец: Считайте нас своими сыновьями,

Считайте нас своими дочерьми.

Детей своих вы в битвах потеряли,

И все мы стали вашими детьми.

Ведущий 2. Посмотрите за окно - как красиво, как солнечно! И так уже много лет. Но это на нашей земле. А где-то еще гремят взрывы, погибают люди и дети, террористы убивают совершенно невинных людей. Так не должно быть! Давайте будем жить в мире со всеми людьми, тогда не будет терактов, не будет войн и девчонки, и мальчишки будут жить счастливо во всем мире!

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце».

Слайды


© 2010-2022