Исследовательская работа на темуИльинская церковь

Моя исследовательская работа представляет собой  следующие цели и задачи: 1.Ознакомиться с историей Ильинской церкви г. Мичуринска. 2.Рассмотреть историю зарождения церкви. 3.Рассмотреть архитектурные особенности а так же Святынями Ильинского храма. Ильинская церковь- настоящая визитная карточка Мичуринска. Церковь внесена в список архитектурных памятников, находящихся под охраной государства.   Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является ...  
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Региональный конкурс исследовательских работ начального и среднего профессионального образования "История одного храма"

"Церковь Ильи пророка г. Мичуринска"

Исследовательская работа на темуИльинская церковь

Выполнила:

Студентки ТОГАОУ СПО "Педагогический колледж г. Тамбова" группы ПНК-31 Великанова Л.А.

Научный руководитель:

преподаватель истории и обществознания Шаталова О. А.

Тамбов, 2012

Оглавление



Введение :

Храм Пророка Илии (Ильинский) построен в 1781 году. Это лучшее сооружение Козлова, в нём легко угадывалось искусство архитекторов Санкт-Петербурга.Ильинская церковь устроена в два этажа -нижний этаж теплый, верхний, холодный. Нижняя церковь мрачная и тесная, верхняя-светлая, высокая, поместительная, но обе украшены богатыми иконостасами, художественными иконами и картинами из священной истории». Среди семи крупных церквей, построенных в городе с 1765 по 1781 год, самой красивой является Ильинская. Шпиль, венчающий здание, придает постройке легкость и величественность. В силуэте города храм стал играть доминирующую роль. В строительстве Ильинской церкви нашли воплощение новые строительные приемы: подкупольное пространство второго этажа не имело промежуточных опор, а кованый каркас шпиля являлся одним из первых образцов применения металла для этих целей в провинциальном строительстве.

Сведений об авторе проекта Ильинской церкви в документальных материалах Святейшего Синода и других фондов Центрального Государственного исторического архива СССР не обнаружено. Не имеется сведений и чертежей Ильинской церкви и в Архитектурной энциклопедии Г.В. Барановского (СПб., 1902).

(см.приложение №1)

Цель:

1.Ознакомиться с историей Ильинской церкви г. Мичуринска.

Задачи:

1.Рассмотреть историю зарождения церкви.

2.Рассмотреть архитектурные особенности а так же Святынями Ильинского храма.


I глава. Немного из истории...

1781 г. - освящение храма, возведённого стараниями купца Ивана Воронова. 1875 г. - очередное освящение пострадавшего от пожара и вновь восстановленного здания стараниями другого купца Ивана Сафонова. Вечная память!

Начало 1900 годов - конец 20-х годов ХХ века - настоятель храма - протоиерей Владимир Андреевич Нечаев (отец будущего митрополита Питирима). В числе прихожан - Иван Владимирович Мичурин, с которым отец Владимир был очень дружен.

1924 г. - включение Ильинской церкви в список памятников архитектуры, охраняемых государством.

1928-1933 гг. - служение в храме будущего священноисповедника о. Севастиана Карагандинского, прославленного на Архиерейском соборе 2000 г. в лике святых.

30-е годы ХХ века - закрытие храма, подготовка к уничтожению. В нижнем храме - мастерская по ремонту тракторов.

1941-1945 гг. - мастерская по ремонту танков.

1945 г. - храм возвращён верующим.

1963-1992 гг. - в здании Ильинской церкви открыт краеведческий музей.

29 марта 1992 г. - Первую Божественную Литургию во вновь освящённом храме служил уроженец Козлова Владыка Питирим (Нечаев), Митрополит Волоколамский и Юрьевский, Председатель Издательского отдела РПЦ.

1992 г. - настоятелем храма назначен протоиерей Павел Медведев.
При храме действует Воскресная школа.

Август 1993 г. - визит Святейшего Патриарха Алексия II в г. Мичуринск. В Ильинском храме Святейший отслужил Всенощное бдение.

1994 г. - освящение верхнего храма в честь Преображения Господня.

1996 г. - Первый звон вновь освящённых колоколов.

1996 г. - возведение Водосвятной часовни в честь Новомучеников и исповедников российских. Теперь на Богоявление Господне горожане ходят сюда за Крещенской водой.

2001 г. - отмечалось 220-летие храма, который впервые после многолетнего запустения предстал пред всеми в новом преображённом виде. На торжественном праздновании присутствовал губернатор области О.И. Бетин, а ряд благотворителей был отмечен наградами РПЦ.

2003 г. - передача Ильинскому храму на вечное почитание частиц мощей святой благоверной мученицы Людмилы, княгини Чешской и святого Великомученика и Целителя Пантелеимона.

2010 г. - трудами благотворителей депутата областной Думы М.О. Корнева и депутата городского Совета С.М. Ершова возведена новая лестница на колокольню, теперь все желающие могут полюбоваться родным городом с высоты птичьего полёта.





II глава. Архитектурная особенность.

Среди семи крупных церквей, построенных в городе с 1765 по 1781 год, самой красивой является Ильинская. Шпиль, венчающий здание, придаёт постройке лёгкость и величественность. В силуэте города храм стал играть доминирующую роль. В строительстве Ильинской церкви нашли воплощение новые строительные приёмы: подкупольное пространство второго этажа нe имело промежуточных опор, а кованый каркас шпиля являлся одним из первых образцов применения металла для этих целей в провинциальном строительстве.

Составляя описание церквей Тамбовской епархии в 1861 году, протоиерей Г. В. Хитров сообщал об Ильинской церкви следующее: «Архитектура её - строгого, величавого стиля. В ней есть иконы, писанные отличною кистию, в особенности икона Пророка Илии, которая поставлена в богато убранном киоте. Обязанная во время пожара 1848 года сохранением своему ктитору Петру Седых, церковь Ильинская одолжена ему и многими украшениями в своих иконостасах».

В течение многих лет в Ильинской церкви хранились редкие иконописные работы и произведения прикладного искусства: «В церкви есть древняя икона Скорбящей Божией Матери, украшенная 12 бриллиантами. Имеется 1 Евангелие, изд. 1703 г., 2 изд. 1751 г. Последнее весом 1 пуд. 48 зол. Не всякий диакон поднимет его. Ильинская церковь хранит дар митрополита Московского Филарета - потир, дискос, копие, лжицу, ковш и тарелочки. Предметы эти она получила в утешение после памятного для всего Козлова пожара в 1865 г., когда... сгорел один из священников Ильинской церкви».

Десять лет потребовалось городу для того, чтобы восстановить сгоревший храм: «25-го мая совершено освящение Ильинского храма, десять лет назад сгоревшего во время пожара, истребившего у нас в Козлове чуть не половину города. Если сказать, что храм отделан великолепно, то этого будет недостаточно. Строитель храма Иван Давыдович Софронов с истинным христианским усердием, забывая о своих делах, трудился над отделкой храма... Работы исполнены в Москве: иконостас по рисунку архитектора П. П. Зыкова - В. А. Астафьевым, писание икон - академиком В. В. Шокоревым, серебряные работы, а также и бронзовое паникадило и подсвечники - А. М. Постниковым, придворным фабрикантом королевы Виртембергской». В 1924 году храм внесён в список архитектурных памятников. (см приложение №2)

III глава. Конец XVII-начало XX веков.

(Пожар в церкви).

Обитель за свою полуторавековую историю имела несколько названий: Ильинская, Алексеевская, Успенская. Пожары 1687, 1695, 1705 годов уничтожали ее, но она вновь отстраивалась и существовала дальше. И только, пожалуй, пожар, произошедший в июле 1766 года, послужил разделению церкви и обители, хотя поводом для этого стало обращение тюменских жителей, поселившихся за городом в новой слободе, к епископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму I (Петрову), в котором они просили разрешения на постройку новой деревянной церкви.

После очередного пожара Ильинскую церковь восстанавливать не стали, а по благословенной грамоте того же архиерея 27 апреля 1769 года, начали строительство нового деревянного храма в полуверсте от прежнего места, вниз по течению реки Туры (на современной улице 25 Октября). 21 июня 1773 года состоялось его освящение. Так на карте города появился однопрестольный приходской храм во имя Ветхозаветного Пророка Илии. Новое молитвенное здание, находившееся на возвышенном берегу реки, просматривалось вдоль всего водного пути, как бы благословляя путников в дальнюю дорогу. Трудно и для историка, и для верующего описывать эпоху красного террора, где человеческие ценности в одночасье превратились в попранную свободу совести, миф о мнимом коммунистическом братстве, где все равны и счастливы, без веры идеалам христианской морали и её оплота - Церкви, чем жили наши предки. Обескровливание веры народной велось на протяжении нескольких десятилетий после Октябрьской революции и прошло разные этапы. Наиболее масштабными из них были: лишение Церкви юридических прав и запрещение духовенству с 1918 года просветительской деятельности; национализация церковного имущества; вскрытие в 1920-х годах святых мощей; изъятие в 1922 году церковных ценностей; закрытие и разрушение в 1920-1930-х годах храмов и монастырей и, наконец, физическое уничтожение иерархов, священнослужителей и монахов. Достаточно вспомнить, что в 1924 году по сравнению с 1913 - м число молитвенных зданий, а попросту церквей, только в Тобольском округе уменьшилось на 28,7 процента, а священнослужителей на 41 процент. В Тюмени же в 30-х годах были уничтожены: Благовещенский собор, Успенская и Единоверческая церкви, а остальные храмы, кроме Всехсвятской, использовались под иные цели.

Итак, 23 февраля 1922 года, постановлением ВЦИК была объявлена фактически война против Церкви, предусматривающая поголовное изъятие всех её ценностей и имущества (кресты, оклады, ризы, кадила, парчовые одежды, книги и т.д.), что по церковным канонам рассматривается как святотатство (73-е апостольское правило). Особо удивляет спешность уездных и городских чиновников в исполнении этого постановления - только в Тюмени эта акция была проведена за 26 дней (с 8.04 по 2.05). Что касается изъятия ценностей в Ильинской (Покровской) церкви, то в ней было экспроприировано разной серебряной утвари весом 6 пудов 48 золотников и жемчуга 1 золотник 84 доли.

В апреле 1923 года в Ильинской церкви проходит общее собрание верующих, на котором рассматриваются вопросы: о регистрации общины, заключении договора аренды молитвенного здания с горсоветом и выборы приходского совета храма. Первым церковным старостой был избран Г.В. Белоусов. В состав церковного совета вошли: И.А. Митюков, И.Д. Слепнец, А.К. Казанцева, Н.К. Громов, А.П. Пудовиков, П.Г. Балуев, А.К. Белоглазов, И.С. Рыбаков, Р.Л. Сеченов, И.Ф. Максимов, И.Г. Беляев, С.Г. Пахомов, Л.К. Лукашин, А.М. Ковязин, И.Г. Велижанин, А.В. Пашнина. Кандидатами в члены совета избрано 6 человек. 31 августа того же года в час дня через сломанное окно алтаря неизвестными злоумышленниками был похищен серебряный крест. Следствие продолжалось более полумесяца, однако похитители так и не были найдены, а крест был исключен из описи церковного имущества.

В марте 1924 года в Ильинской церкви происходит повторное собрание с расширенной повесткой дня, на котором рассматривались следующие вопросы: об оценочном налоге за аренду храма в размере 51 рубль 75 копеек золотом; об оплате трех рублей золотом за квартиру дьякона Львовского и о предстоящем епархиальном Съезде духовенства и мирян. В отношении последнего вопроса 30 марта того же года состоялось расширенное собрание верующих храма, на котором присутствовало 74 человека. Повестка дня состояла из одного вопроса: о церковном расколе и резолюции Съезда от 24-27 марта 1924 года о присоединении Тюменской епархии к Патриарху Тихону. Прихожане Ильинского храма единогласно подтвердили свое неприятие церковного "обновленческого" раскола и выступили за возрождение "староцерковных" (тихоновских) позиций. Как известно, "живоцерковники", столь ратовавшие за обновление канонов Русской Православной Церкви, были больше приверженцами новой советской власти, которых коммунисты использовали для осуществления раскола внутри Церкви.

Согласно постановлению от 26 января 1930 года, Ильинская (Покровская) церковь закрывается, а уже в феврале заведующим окрархивом Г.И. Бронниковым, главой окружного совета "безбожников" Миглау и председателем комиссии по изъятию церковного имущества Игнатьевым, составляется акт-осмотр приходской библиотеки, в котором подчеркивалась необходимость "богослужебные книги литературно-религиозного характера сдать тюменскому агенту Госторга для утилизации, а архивный материал целиком передать Тюменскому окрархиву для разборки". Следом вывозятся дрова для нужд горсовета, разбираются верхние ярусы колокольни, снимаются с куполов кресты, а чуть позднее и колокола. В 1935 году городское коммунальное хозяйство передает храм под ломбард. Спустя семь лет у церкви появляется новый хозяин - "Водликертрест", который, переоборудовав молитвенное здание, использует его для розлива ликеро-водочных изделий. И лишь 30 марта 1987 года Ильинская (Покровская) церковь берется под государственную охрану как памятник архитектуры и включается в реестр архитектурно-монументального искусства местного значения.

31 января 2002 года тюменскому водочному заводу исполнилось бы 60 лет. В 1995 году городской администрацией и дирекцией завода рассматривался вопрос о переезде его в район Метелево, на место бывшей воинской части, после нескольких настоятельных просьб Тобольско-Тюменской епархии. Однако прошло семь лет, пять из которых завод продолжал изготавливать спиртное зелье, а остальное время находится в закрытом (опломбированном) состоянии. 19 июля 2001 года Арбитражный суд Тюменской области признал ОАО "Тюменский водочный завод" банкротом с кредиторской задолженностью только по заработной плате перед работниками завода в 2.629.090 руб. Через месяц (9.08) Департамент имущественных отношений Тюменской области предупреждает управляющего водочным заводом Колпакова Н.Ф. о прекращении договора аренды недвижимого имущества с передачей здания Ильинской церкви до 1 сентября 2001 года ГУ "Дирекции реестра и содержания государственной собственности". Далее в этом же документе указывается, что здание Ильинской церкви может быть передано Тобольско-Тюменской епархии для использования его по назначению.

Итак, что мы имеем? Завод закрыт и опечатан, в помещениях до сих пор находится оборудование водочного завода. Новый конкурсный управляющий Вишневский Андрей Владимирович, из-за отсутствия финансов для вывоза производственного оборудования в район с. Яркова и строительства нового завода, предлагает епархии выкупить все производственные помещения, находящиеся на территории церкви, оценочная стоимость которых составила 580.500 рублей. Однако следует напомнить, что еще в феврале1941 года решением исполнительного комитета Тюменского горсовета безвозмездно передана "Водликертресту" не только бывшая церковь, но и земельный участок (4790,96 м2) со всеми строениями, где, кстати, помимо разных храмовых построек, находились: одноэтажное здание, встроенное в стену забора, служившее подсобным помещением, и церковно-приходская школа с квартирами для церковных работников, в которой сегодня находится Дом для престарелых людей. Естественно, процесс передачи Ильинской (Покровской) церкви Тобольско-Тюменской епархии - вопрос времени, а между тем уже сегодня православные матушки и послушницы будущего женского монастыря с игуменьей Ниной ежедневно совершают молебен с крестным ходом, молясь Господу Иисусу Христу и пророку Илии о скорейшем возвращении и возрождении женской монашеской общины, как в далекие 1620-е годы.

Родная Церковь, Мать Святая,

Тебя создал Господь Христос

Он Сам, за жизнь твою страдая

Позор Голгофский перенес.

Ты правды Божьей утвержденье,

Столп вечной истины святой;

Ты - город мира и спасенья,

Оплот твердыни неземной.

Ты - овчий двор, Христово стадо,

Удел твой - святость и любовь,

Венец твой - райская награда,

Источник силы - Божья кровь

Ты со Христом всех единенье,

К блаженству в небе путь святой;

В тебе одной для всех спасенье,

Блажен с тобою род людской

О, православная ограда,

Навек пред Богом ты чиста,

Ты всех спасаемых отрада

Невеста дивная Христа.

Вчитываясь в эти стихотворные строки и всматриваясь в полуразрушенные и обезглавленные храмы Тюмени, вольно или невольно задаешь себе один и тот же вопрос: почему это произошло, откуда такая ненависть и за какие грехи наши?.. Так или иначе, но это факт нашей истории и то, что веками по крупицам накапливалось и хранилось, как благодать Святого Духа, в одночасье превратилось в руины.

(см приложение №3) IV глава. Возрождение церкви.

Однако, Слава Богу, черные тучи рассеялись над Россией. Церковь, как врачеватель душ, хоть и с трудом, но встает с колен, а значит, есть и надежда на возрождение прошлого, чем жили наши предки, создавая и украшая молитвенные храмы, как райские островки среди мирской суеты.

О, православная ограда,

Навек пред Богом ты чиста,

Ты всех спасаемых отрада,

Невеста дивная Христа.

Общими усилиями прихожан к 1945 году церковь всё же была возвращена верующим. Но нападки властей возобновились, и с середины 60-х годов храм на долгих двадцать восемь лет становится музеем. Лишь в 1992 году он был возвращён прихожанам, и только с июня 1996 года город вновь наполнился звоном колоколов.

Благодаря усилиям председателя приходского совета протоиерея П. Медведева храм постепенно не только возрождается, но и преображается с каждым годом.

Что же мы видим сегодня? После проведения ремонта служба совершается как в верхнем, так и нижнем храме. Осуществляется роспись алтаря нижнего храма. В нижнем храме хранятся несколько дорогостоящих икон, подаренных его прихожанами.

Не так давно завершился ремонт колокольни храма. Ныне выполняются отделочные работы внутренней части колокольни: была достроена лестница, так что теперь каждый желающий может подняться на самую высокую колокольню в Мичуринске и увидеть город с высоты птичьего полёта, более того, у прихожан появляется уникальная возможность побыть истинными звонарями. Звон производится со специального помоста, благодаря чему приобретает правильное звучание. Колокола развешаны на прочные держатели и занимают свои надлежащие места.
В планах служителей церкви - проведение косметического ремонта колоколов и создание исторического панно, связанного с духовной и исторической жизнью храма. В настоящее время ведётся изготовление резной киоты для Чудотворного лика Пресвятой Богородицы Иерусалимской в верхнем храме, переданного ныне покойным митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом. При храме также существует большой класс церковно-приходской школы, двери которого открыты для новых воспитанников.

Можно сказать, что Ильинская церковь буквально воспрянула из руин. После распада союза храм был возвращен церкви, а в 1998 году возведена водосвятская Часовня, где крестят младенцев.

(см приложение №4)





V глава. Особенности Ильинской церкви.

Купола в России кроют чистым золотом,

чтобы чаще Господь замечал.

Она является первой деревянной церковью, главным храмом древнего Ильинского монастыря. Во время освещения церкви, горожане были поражены до глубины души богатством убранства, высокими иконостасами и, прежде всего, колокольней, которая поднималась до самых небес. До недавних пор это было самое высокое здание в регионе.

Колокольня Ильинской церкви - самое высокое здание Мичуринска. Она видна на расстоянии нескольких километров от города. В этом году церкви исполнилось 230 лет.

А также есть иконы с частичками мощей. Недавно появилась икона старца Севастиана Карагандинского (1884-1966), в миру Стефан. В юные годы он был келейником преподобного Иосифа, великого Оптинского старца, а затем келейником преподобного Нектария и стал его духовным сыном. Когда закрыли монастырь, о. Нектарий благословил в случае своей смерти старца Севастиана уезжать служить на приход. Он получил назначение в Козлов, в Ильинскую церковь. Прослужил здесь 5 лет, потом был репрессирован и сослан в Караганду. Просто трепет охватывает, когда подумаешь, что именно в этих стенах служил святой Севастиан.

Хочется написать и о территории вокруг храма: подходишь к храму - прекрасные розы и другие цветы, а за храмом, где покоятся подвижники благочестия, замечательно оформлена зелёная зона. Всё это благодаря протоиерею Павлу.

VI глава. Святыни Ильинского храма.

Одной из святынь нового Ильинского храма стала местночтимая икона Божией Матери Ахтырской, с происхождением которой связано одно интересное предание.В городе Ахтырке с давних пор была приходская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1739 году священник ее косил траву на своем огороде, но не успев двух раз махнуть косой, как увидел в траве икону Божией матери, молящейся перед распятием Господа Иисуса и блистающей неизречимым светом.Священник в благоговейном страхе осенил себя крестным знамением и стал читать молитвы Пресвятой Богородице. Усердно помолившись и сделав три земных поклона пред иконою, он внес ее в свой дом и поставил на приличном месте.В продолжение трех лет эта икона находилась в доме священника. Однажды во сне явилась ему Божия Матерь, которая повелела обретенную им икону очистить от пыли и, омыв чистою водою, накрыть ее покрывалом. Воспрянув от сна, священник так и поступил, а воду с омытой иконы собрал в сосуд с намерением вылить поутру в реку.Он опять заснул и увидел во сне, что идет к реке и несет сосуд воды, которой омыл икону, но на пути явилась ему Пресвятая Богородица и сказала: "Возвратись домой и храни эту воду, она будет исцелять всех страждущих лихорадкою".С тех пор совершалось много чудесных исцелений от чудотворной иконы Ахтырской Богородицы, список с которой бережно хранился в Ильинской церкви города Козлова. Среди других святынь храма современники отмечали древнюю икону Скорбящей Богоматери, украшенную 12 бриллиантами, и евангелия 1703 и 1751 годов изда-ния.

(см приложение №5)


Заключение:

Ильинская церковь- настоящая визитная карточка Мичуринска.

Церковь внесена в список архитектурных памятников, находящихся под охраной государства.

Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России. По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь города, твоих предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.

История убедительно свидетельствует - церкви на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, хозяйственные функции.

Список литературы

  1. Алленова В.А. Мизин Ю. А. История Тамбовского краеведения(XIXв.- 30-е г.г.XX в) Тамбов,2002

  2. ilinskiy-hram.ru/

  3. tambov-life.ru/the-news/abouttambov/czerkvi-i-xramy/

  4. 68michurinsk.ru/

  5. xristiane.ru/

  6. tambov-life.ru/the-news/abouttambov/czerkvi-i-xramy/371-ilinskaya-czerkov-v-michurinske-

ПРИЛОЖЕНИЯ

№1 №2

Исследовательская работа на темуИльинская церковьИсследовательская работа на темуИльинская церковь

№3

Исследовательская работа на темуИльинская церковь

№4

Исследовательская работа на темуИльинская церковь

№5

Исследовательская работа на темуИльинская церковь

© 2010-2022