Урок ЧТО ТАКОЕ СНЕГ

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия во 2 классе «Что такое снег?»

1.Тема урока: Что такое снег?

2.Тип урока - комбинированный, освоение новых знаний с опорой на изученный материал по теме «Вода».

3.Цели урока:

образовательные - закрепить знания о свойствах воды и трех состояниях воды, показать цикл превращения воды в снег и снега в воду, на основе практических заданий ознакомить учащихся со свойствами снега, раскрыть тему многообразия и красоты снежинок,

развивающие - развивать познавательную активность и творческие способности учащихся, совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, расширять словарный запас учащихся, формировать знания об экологической целостности природы,

воспитательные - воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности.

4.Оборудование:

для учителя - мультимедийная установка, магнитофон, таблица-схема «Три состояния воды», «Свойства воды», текст загадок на снежинках , деревья, снежинки, аппликация «Снеженика»-15 штук, решето, таз с водой, маленькая горка, макет города из коробок, имитация снега, снежинки трех цветов, костюмы для героев, презентации о снежинках и массе снежного покрова, видеосюжет про Деда Мороза, карточки с выводами о свойствах снега.

для учащихся - инструкционные карты по рядам, необходимые материалы для опытов.

Ход урока

1.Целеполагание, система заданий поискового характера.

- Ребята, отгадайте загадку;

Что на гору не выкатить, в решете не унести, в руках не удержать? А все ли в ней верно? Чтобы разобраться в этом, мы отправимся в сказку, авторами которой будете и вы. Чтобы дать нашей сказке название, вы должны догадаться , о чем я сейчас буду рассказывать. Говорят, что его приносит на кончике своего клюва гусь. На Крайнем Севере он бывает настолько твердым, что топор при ударе по нему звенит, словно ударили по железу. В таком состоянии он шлифует почву, ранит растения. А в Антарктиде 3-4 метровый слой за несколько дней становится таким плотным, что его с трудом вспарывает тяжелый нож мощного бульдозера. Это красивый спутник зимнего пейзажа. Это высокие устойчивые урожаи, это основа зимних дорог и даже аэродромов, это строительный материал для зимовий и различных хранилищ на севере, источник воды на юге.

Итак, наша сказка называется «Что такое снег?». Какие задачи поставим мы перед собой, отправляясь в сказку? Если вы разгадаете все ребусы и кроссворды, то поймете, чем будем заниматься на уроке.

1.Закрепить знания о свойствах и состояниях ….

2.Узнать, как … превращается в … и … превращается в …

3.Через выполнение практических заданий узнать свойства ….

4.Полюбоваться многообразием и красотой снежинок.

Мы готовы начать создавать свою сказку.

В одной далекой северной стране жила-была маленькая девочка Катерина. Давно манили ее к себе деревья в серебре, блестящая поверхность озера, крутые снежные горки. Пошла она полюбоваться красотой и заблудилась. А в это время к деревне подходил вредный, неизвестный никому лесной житель. И решил он над девочкой подшутить, позадавать ей трудные вопросы, повредничать.

Сцена встречи.- Ответь, девочка, что объединяет ( появляются картинки) море, лед, снег, иней на окнах, снежинки, туман?- Это все вода.

- Тогда такое тебе задание. Я составил схему про воду и думаю, что самую лучшую. Ты тоже, надеюсь, так думаешь.

СОСТОЯНИЯ ВОДЫ

ЛИПКОЕ ЖИДКОЕ НЕВКУСНОЕ

СНЕГ ВОДЯНОЙ ПАР СОЛЕНАЯ ВОДА В МОРЕ

ЛЕД ОБЛАКА ЛЕД

РОСА СНЕГ

ГРЯЗНАЯ ВОДА В ЛУЖЕ

Девочка пробует рассуждать, а лесной человек ее запутывает. - Запуталась я совсем. Пусть мне ребята помогут.

- Да, они, как и ты запутались, ничего у вас не получится. Ведь у них такие схемы на партах лежат. Но я на всякий случай запасные таблички приготовил. Вдруг кто-то тебя спасет.

СОСТОЯНИЯ ВОДЫ


ТВЕРДОЕ ЖИДКОЕ ГАЗООБРАЗНОЕ

СНЕГ РОСА ВОДЯНОЙ ПАР

ЛЕД В ЛУЖЕ ОБЛАКА

В МОРЕ

Ну что же, получилось. Тогда третье тебе испытание. А если ты и с ним справишься, тогда тебя и этих ребят ждет увлекательная сказка.

Исправь ошибки. СВОЙСТВА ВОДЫ.

1.Без цвета.

2.Имеет запах.

3.Медленно нагревается.

4.Долго удерживает тепло.

5.Хороший растворитель.

6.Прозрачность.

7.Текучесть.

8.Растворяет лишь некоторые вещества.

9.Имеет форму.

10.У воды нет вкуса.

2.Постановка проблемной ситуации.

А теперь попробуй, девочка, воду в гору выкатить, в руках удержать, в решете принести. Все действия девочка пробует выполнить. Знаешь ты о воде, да маловато. Надеюсь, после сказки разгадаешь загадку. Я уже не такой злой стал, приглашаю всех в мир чудес. Выставляется маленькая елка со снежинками.

Не колючий, светло-синий

По кустам развешен иней.

В кружево просто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А, в сущности, только ВОДА.

3.Решение коллизий.

Снимает первую снежинку. Отгадайте загадку:

Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым,

Все, что видит на пути.

-Снег.

-Нет, это художник.

Ребята, попробуйте с помощью предметов, которые лежат у вас на партах, убедить героя в вашей правоте. 1ряд - Разноцветная бумага-снег белый. 2ряд - Попробуйте побыть снегом над нашим городом - засыпают коробки.3 ряд - Сравнить ложку в стакане с водой и снегом.

СНЕГ НЕПРОЗРАЧНЫЙ, БЕЛЫЙ

Берет вторую снежинку.

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

-Снег.

-Дождь.

1 ряд - Рассматривание снежинок под лупой и капельки воды. ПРЕЗЕНТАЦИЯ О КРАСОТЕ СНЕЖИНОК, СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА О КЛАССИФИКАЦИИ СНЕЖИНОК И ЯПОНСКОМ МУЗЕЕ. Узорные звездочки только в снегу.

2 ряд- Дождь не летит, а идет. А снег очень легкий. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА О СНЕГЕ, МАССЕ ОДНОЙ СНЕЖИНКИ И ВСЕГО СНЕЖНОГО ПОКРОВА ПЛАНЕТЫ.

3 ряд - Тает - только снег или лед, ведь это вода в твердом состоянии.

А у меня другой вопрос, каким же бывает снег?

1ряд - Попробуйте раздробить лед, снег, воду при помощи простого карандаша. Какой вывод- СНЕГ РЫХЛЫЙ, РАССЫПЧАТЫЙ.

2ряд - Теплыми ладошками оставьте свои следы на снегу, слепите комочек. Снег - липкий.

3ряд - Детям выдается печатный материал о скрипе снега. СНЕГ хрустящий, на морозе скрипит под ногами.

А теперь вернемся к загадке. Можно ли воду в решете принести - несет снег в решете, на гору выкатить - на маленькую горку выкатывают комок. И в руках можно принести, если недолго и немного. Так что же такое снег? Вода в твердом состоянии.

4.Сличение результата самостоятельного решения с правилом.

Чтение материала учебника с.109. К таким же выводам пришли мы с вами на уроке?

Ученица поет песню «Снеженика». Дети танцуют по движениям Юли. Детям в это время раздает на каждую парту такую ягоду.

-Каждый лепесток-это необычная снежинка, вы можете взять себе 1 или несколько лепестков, и если найдете ответы на эти вопросы в энциклопедиях, справочниках, Интернете, то узнаете еще много нового об этой волшебной ягоде.

А мне пора возвращаться в свой сказочный лес.

И на этом закончилась бы наша сказка, да только Катерина тоже кое-что о пользе снега знала, ей Дед Мороз рассказывал. Решила она проверить лесного жителя.

(Идет видеосюжет с участием Деда Мороза, учащихся класса и Катерины)

Дед Мороз задает вопрос о том, где теплее зимой в воздухе или под снегом. Дети измеряют температуру при помощи термометров и делают вывод. Второй вопрос - где теплее, под снегом на стадионе или под снегом у дерева, в школьном палисаднике? Аналогично измеряют и делают вывод. Почему?

Дед Мороз открывает детям под снегом зеленую травку и спрашивает о причинах роста травки, а не гибели. Дети отвечают.

Почему в деревнях всегда считалось; «Много снега - много хлеба»?

Спросить героя, он не сможет ответить. Отвечает Дед Мороз. Весной снег тает и превращается в талую воду. Если снега зимой много, то и весной достаточно будет воды в земле для хорошего урожая.

Чистой воды на планете не так много, беречь, ребятки, воду надо.

Человек запомни навсегда:

Символ жизни на Земле - вода.

Экономь ее и береги.

Мы ведь на планете не одни.

Катерина, а не знаешь ли ты еще одного способа воду в решете принести? Но это уже тема следующего урока. А для того, чтобы он получился интересным, я прошу вас подвести итоги урока, оценить свою работу и результаты деятельности.

Если все понравилось, узнали много нового о снеге, интересного и захотелось найти ответы на вопросы снеженики, не испытывали затруднений, опустите в банку с красным бантиком снежинку. Если было трудно, тяжело, на многие вопросы не могли ответить- с желтым бантиком, выполнил все задания, испытывал интерес, но не хочется больше узнать о снеге- с синим бантиком. Залить водой все банки, из бантиков высыпать красящие вещества. Вода станет цветной. Банки выставить за окно до следующего урока.

Подвести общий результат снежинок. Спасибо за работу на уроке!

Приложения к конспекту урока.

1.Инструкционные карты для каждого ряда по выполнению опытов и выведению свойств снега.

2.Информация о скрипе снега.

3.Задания для снеженики.

4.Презентация и текстовый материал о красоте снежинок, их классификации, музее снежинок.

5.Текст сообщения о снеге, массе одной снежинки и всего снежного покрова планеты.

6.Тест по материалу урока, можно использовать для рефлексии, перед выбором снежинок.









ЗАДАНИЯ ДЛЯ СНЕЖЕНИКИ

Как же образуются снежинки? Почему из шестигранной пластинки вырастает шестилучевая звездочка? С чем должна столкнуться снежинка, чтобы превратиться в градинку?

Приведите примеры, показывающие зависимость формы снега и погодных условий на различных территории России м других государств, снега в горах и на равнинах.

Какой высоты должны быть сугробы, чтобы растения благополучно перезимовали?

При глубине снега 50 сантиметров волк не может догнать ни оленя, ни косулю. А при 60 сантиметрах волк еде пробирается через сугробы. А что произойдет,если снег покрыт настом и почему?

Метель, пурга, буран, поземка - чем отличаются эти явления природы, чем опасны для человека и животных?

Придумай историю своей снежинки: как она родилась и где, чем занимается, что думает о людях, о чем мечтает…

Сообщение о массе снега.

Нам кажется, что нет ничего невесомее крохотных снежинок. Упадет на руку - даже не почувствуешь. Весит около миллиграмма, редко- 2-3 миллиграмма. Тонкая сетка снежинок словно висит в воздухе, снежинки все падают и падают. И вот их уже миллионы, миллиарды… За несколько часов огромные пространства суши могут оказаться под снежным пушистым одеялом. Сколько теперь весит снег? «Пуховое» одеяло стало похожим на тяжеленные гири, способные повлиять на скорость вращения Земли. В августе снег на планете весит 7400 миллиардов тонн. В северном полушарии площадь снежного покрова изменяется 9 раз за год, а в южном только 2. Снежное покрывало действительно спасает от морозов растения и животных, но на самом деле еще и изолирует надолго от солнечных лучей обширные территории. Снег как огромное зеркало отражает в космос 90 процентов солнечной энергии, а при таянии весной отражает 30 процентов энергии. Для быстрого таяния снега используют искусственные запылители.

Информация о том, почему снег скрипит.

Снег скрипит только в мороз, чем крепче мороз, тем сильнее скрипит снег. Есть люди, которые могут по характеру скрипа снега определить температуру воздуха. Скрип снега - не что иное, как шум от раздавливаемых мельчайших кристалликов снега. В отдельности шум каждой снежинки человеческое ухо не может услышать. Скрип появляется от ломки огромного количества снежных кристалликов. Усиление морозов делает ледяные кристаллики более твердыми и хрупкими. При каждом шаге ледяные иглы ломаются. Звук скрипа снега возрастает на 1 децибел с изменением температуры воздуха с -8 до -20 градусов.




Инструкционная карта по теме «Что такое снег?» для 1 ряда.

Опыт № 1. Возьмите кусочки разноцветной бумаги и сравните их со снегом : какого цвета снег, видно ли через снег цвет бумаги.

Сделайте вывод о цвете снега и прозрачен ли снег.

ВЫВОД№1.

Снег ------------------цвета. Через снег не видно цвет другого предмета, значит снег ---------------------------------------.

Опыт №2. Рассмотрите под лупой снежинки. Какую форму они имеют? Похожи ли снежинки на звездочки? Капните воду на тарелочку, рассмотрите каплю воды под лупой. Попробуйте сделать вывод на основе личных наблюдений над снежинками на улице, сравнивая под лупой каплю воды и снег, рассматривая классификацию снежинок.

ВЫВОД№2.

Снежинки по своей форме напоминают-------------------------.В капле воды никаких узоров -------------------------------. По классификации выделяют ---- форм снежинок. Но даже под лупой трудно рассмотреть форму снежинок, так как при падении большинство снежинок ломают свои лучики.

Инструкционная карта по теме «Что такое снег?» для 2 ряда.

Опыт №1.Возьмите макет города ,выполненный из коробок на уроке краеведения. Вместо снега можно использовать крупу, соль, соду. Попробуйте, как снегом засыпать макет города. Для этого из горсточки посыпайте крупой, солью, мукой, содой, не задумываясь, весь макет. Сделайте вывод о том, похож ли снег на художника, рисующего кисточкой, или снег рисует огромной кистью на всем сразу. Почему?

ВЫВОД№1.Снег засыпает ---- территорию города, леса, равнины, горы, не выбирая удобные места. Поэтому во время снегопада так много проблем на ------------, у ----------------------------------. На помощь людям приходит снегоуборочная ---------------------------.

Опыт №2. Возьмите снег в руки. Слепите из него комочек. Попробуйте на комочке оставить следы своих пальчиков. Трудно ли было слепить комочек? Когда снеговик получается красивым и легко лепится?

ВЫВОД№2.Снег ----------------. Это его свойство мы используем при игре в снежки и лепке снеговика и других фигур из снега.

Продолжите держать снежный комочек в руке. Что произойдет через некоторое время? В каком состоянии была вода в виде снега? А теперь? Сделайте вывод о том, в каком состоянии вода в виде снега.

ВЫВОД№3.Снег - вода в ---------------------------состоянии.

Инструкционная карта по теме «Что такое снег?» для 3 ряда.

Опыт №1. Возьмите стакан с водой и стакан со снегом. Опустите ложку в стакан с водой, потом в стакан со снегом. Сравните то, что увидели. Сделайте вывод о прозрачности воды и прозрачности снега.

ВЫВОД№1.Снег-----------------------, так как через него не видно другие предметы.

Опыт №2. Прочитайте материал о скрипе снега. Почему скрипит снег? Какие еще свойства снега вы можете назвать, вспоминая, как выглядит снег в солнечный день, как он скрипит под лыжами и санками? Возьмите простой карандаш. Попробуйте раздробить лед, снег и просто воду в стакане. Какие выводы о снеге можно сделать?

Вывод№2. На морозе снег-------------------.Это ломаются лучики--------------------------.

На солнце снег----------------------------. В снегу легко провалится, он легко раздробился. Значит, снег--------------------------------------.

Тест для проверки знаний и проведения рефлексии.

Фамилия, имя -------------------------------

1.Выбери правильный ответ: снег - это

а) вода в замерзшем состоянии,

б) вода в твердом состоянии,

в) вообще не вода.

2.Снежинка - это

а) маленькая капелька замерзшей воды,

б) пар, превратившийся в крохотный кристаллик льда с красивыми 6 лучиками,

в) так называются все осадки зимой.

3.Из перечисленных ниже свойств выберите только те, которые относятся к снегу.

Белого цвета,

прозрачный,

холодный,

скрипит на морозе,

тает при повышении температуры,

хорошо сохраняет тепло для растений,

рыхлый,

прочный,

липкий,

имеет запах и вкус,

может стать причиной, нарушающей нормальную человеческую жизнь.

© 2010-2022