• Преподавателю
  • Другое
  • Роль социального опыта в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций у студентов колледжа

Роль социального опыта в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций у студентов колледжа

В настоящее время многие ученые занимаются изучением особенностей формирования ценностных ориентаций, воспитания подрастающего поколения в рамках духовности и нравственности, тем не менее, проблема повышения эффективности воспитательной работы с обучающимися, остается все также актуальной. Мы обащаем внимание на необходимость совершенствования работы по духовно-нравственному развитию обучающихся при помощи средств и форм этнопедагогики, вляющейся кладезем мудрости каждого народа. Нами проанализи...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций обучающихся.

В настоящее время многие ученые занимаются изучением вопросов формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций. Особенности духовно-нравственного воспитания посредством этнопедагогики рассматривались в работах целого ряда исследователей (И.А. Арабов, Г.А. Аргунова, Х.Х.-М. Батчаева, Г.Н. Волков, М. Г. Харитонов и др.). «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника».

При анализе взглядов различных ученых, обнаруживается идеи, которые уже давно существовали в народной педагогике.

В. А. Сухомлинский выделяет беседу, как одну из важнейших форм духовно-нравственного воспитания: «Она способствует формированию нравственных убеждений».

Беседа, дискуссия - формы воспитательной работы, которые предполагают диалог, «живое» общение, возможность получения «обратной связи», что особенно ценно для формирования личностных качеств человека. Стоит отметить, что в народной педагогике роль общения между воспитанником и наставником всегда была особенно велика. Диалог старших с младшими строился на внимании к личности взрослеющего человека, его индивидуальным особенностям. Опираясь на жизненный опыт, наставник мог найти именно тот педагогический прием, который будет эффективен в формировании того или иного социально желательного качества воспитанника.

Так, например, в случае бабушки, обратившейся к внуку за помощью. Чугунная чаша для кормления домашних животных раскололась. Внук предложил заменить его на новую. На это бабушка сказала, что этот чугун - память о дедушке. Выкидывать его нельзя, но для того чтоб скрепить трещины, нужна особая сноровка. Это сложно, но дедушка в свое время сумел поставить заплатку на старую чашу. Бабушка говорит, обращаясь к внуку: «Сейчас никто так не умеет. Но, кто знает, вдруг у тебя получится?..»

Представители старшего поколения старались привить детям и молодежи интерес к явлениям окружающей действительности. Для этого они ставили перед воспитанниками сложные философские вопросы для дискуссий. Размышления над тем, что важнее: внешняя красота или внутренняя, свои интересы или интересы других людей и т.д. Все эти споры под руководством опытного взрослого развивали мышление, сталкивая разные точки зрения, давали взрослеющему человеку возможность проводить рефлексию, сопоставить свое видение обсуждаемого вопроса, с мнениями других людей. Через споры, рассуждения, воспитанник получает важный социальный опыт, добывает и усваивает новое знание.

Обращаясь к культурному опыту многих поколений людей, представляющих разные народы, можно заметить, как национальные традиции помогают человеку приспосабливаться к различным социально-экономическим переменам в обществе и в их собственной жизни. Поскольку народные ценности, являясь духовно-нравственным «стержнем» личности, формируют у человека определенную устойчивость к негативным социальным воздействиям извне.

Путь к общечеловеческой культуре, общечеловеческим ценностям лежит через изучение национальных особенностей и использование прогрессивных народных традиций. Роль традиций в современной жизни возрастает, так как это - универсальный механизм, который отбирает, накапливает жизненный опыт, позволяет достичь стабильности и устойчивости. В них содержится предвидение условий жизнедеятельности будущих поколений.
Литература:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

2. Арабов И.А. Этнопедагогика (культурологический аспект) И.А. Арабов, Г.Ю.Нагорная. Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 1999. - 215 с.

3. Аргунова Г. А. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций подростков на морально-этических традициях адыгов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Карачаевск, 2005. - 195 с.

4. Батчаева Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). - Казань: Изд-во Казанского унив., 2002. - 417с.

5. Харитонов М. Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы: Монография. - Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2004. - 330 с.

6. Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. - Чебоксары, 2004. - 488 с.


© 2010-2022