- Преподавателю
- Другое
- Здоровьесберегающие технологии в образовании
Здоровьесберегающие технологии в образовании
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Терещенко Р.В. |
Дата | 16.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Здоровьесберегающие технологии в образовании
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
• «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
• Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
1.Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
2.Субъект-субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
3.Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
4.Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
5.Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
6.Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Часть урока
Время
Нагрузка
Деятельность
1-й этап. Врабатывание
5 мин.
Относительно невелика
Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение
2-й этап.
Максимальная работоспособность
20-25
мин.
Максимальное снижение на 15-й мин.
Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом
3-й этап. Конечный порыв.
10-15 мин
Небольшое повышение работоспособности
Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
1)5-25-я минута - 80%;
2)25-35-я минута - 60-40%;
3)35-40-я минута - 10%.
Комплексное использование
личностно-ориентированных технологий
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Урок с позиций здоровьесбережения.
Большинство позиций, по которым проводится анализ урока, касаются педагогических критериев проведения. Однако каждый их этих критериев имеет связь с проблемой здоровья учащихся, а иногда и учителя. Состояние, опосредующее эту связь - утомление и стресс. Профилактика утомления и стресса - это одна их наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в школе. На что же следует обратить внимание в ходе урока, если говорим, что используем принципы здоровьесбережения?
№
Критерии здоровьесбережения
На что обратить внимание
1.
Обстановка и гигиенические условия в классе.
Температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.
2.
Количество видов учебной деятельности.
Норма - 4-7 видов за урок: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д.
3.
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности.
Ориентировочная норма - 7-10 минут.
4.
Количество видов преподавания.
Словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа.
5.
Чередование видов преподавания.
Не позже, чем через 5-10 минут.
6.
Наличие и место методов, способствующих активизации.
Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные метода (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).
7.
Место и длительность применения ТСО.
В соответствии с СанПиН. Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения!
8.
Поза учащегося, чередование позы.
Чередование позы в течение урока в зависимости от видов деятельности. Реальное наблюдение за учениками групп риска.
9.
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления.
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек (на 15-20 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).
10.
Напоминание на уроке о ЗОЖ
Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ.
11.
Наличие мотивации на уроке деятельности учащихся.
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
12.
Психологический климат на уроке.
Взаимоотношения на уроке: - Учитель-ученик (комфорт - напряжение, сотрудничество-авторитарность, учет возрастных особенностей); - Ученик - ученик (сотрудничество- соперничество, дружелюбие - враждебность, активность- пассивность, заинтересованность - безразличие).
13.
Эмоциональные разрядки на уроке.
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.
14.
Плотность урока.
Количество времени, затраченное школьником на работу: от 60% (не менее!) до 75% (не более!).
15.
Момент наступления утомления и снижения учебной активности.
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности. При правильно организованном уроке не ранее, чем: 1 класс - на 25-30 минуте; начальная школа - 35-40 минута; средняя и старшая школа - 40 минута; ККО - 30 минута.
16.
Темп окончания урока.
Спокойный, размеренный, ответы на вопросы учащихся, д/з уже давно