• Преподавателю
  • Другое
  • Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Плетение из бисера

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Плетение из бисера

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Плетение из бисераУправление образования Варнавинского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества

р.п. Варнавино Нижегородской области



Утверждаю:

Директор ЦРТДиЮ___________/Л.С. Пастухова/

Приказ №_____от_________20_____года




Утверждено на заседании педагогического

Совета МБОУДОД ЦРТДиЮ

Протокол №______от_____________20______года






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ



«Плетение из бисера»




Направленность программы:

Художественная

Возраст детей с 9 лет

Срок реализации программы - 3 года

Руководитель программы

педагог дополнительного образования

высшей категории

М.А. Федяева





р.п. Варнавино

2014 г.



I. Пояснительная записка.

Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир.

Низание, как плетение, ткачество, вышивание и другие ремесла, имеет свою многовековую историю.

На территории России изделия из стекла известны еще в 6-5 столетиях до нашей эры.

Современные модельеры используют бисер, стеклярус, бусины и для украшения одежды, и для изготовления аксессуаров. В. Юдашкин сплошь покрывает платье роскошной бисерной вышивкой. Из бисерных сеток изготавливают шляпки и перчатки, расшивают бусинами обувь. Роскошная бахрома из бисера и стекляруса покрывает не только платья, но и купальники, шубы.

Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Для формирования мировоззрения детей особенно важно знакомство с народным крестьянским, декоративным искусством, которое наиболее полно хранит, и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Программа детского объединения "Плетение из бисера" дает сведения об истории искусства бисероплетения, материалах и инструментах, необходимых для работы, цветовом сочетании бисера, композиционном построении.

Воспитанники, прошедшие полный курс обучения должны освоить разнообразные приемы и методы низания, пользоваться схемами, подбирать цветовую гамму.

Программа рассчитана на детей в возрасте 9- 15 лет.

Курс обучения планируется на три учебных года, и включает в себя теоретическую, практическую, индивидуально - творческую работу и создание дизайн - проекта.

Занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа, в год 216 часов.

Работа с обучаемыми строиться на взаимопонимании, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности воспитанника.

В качестве формы контроля применяется опрос - карта, в которую включены вопросы по разделам программы. Контроль проводится в конце учебного года.

В течение года по прохождению новой темы проводится такая форма контроля, как вопрос - ответ и практическое задание по пройденной теме.

В конце каждого учебного года каждый воспитанник представляет свою лучшую работу на ежегодную районную выставку детского творчества.

После прохождения трехгодичного курса обучения каждый воспитанник защищает выпускную творческую работу в форме дизайн - проекта.

Жизнь подростка характеризуется глубокой перестройкой всего организма, общим подъемом жизнедеятельности, совпадает с обучением в школе второй ступени - это переход от детства к юности. У подростка психология полуребенка - полувзрослого: его развитие "ушло" от детей, но еще не "пристало" к взрослым.

Данная программа курса "Плетение из бисера" составлена с учетом возраста воспитанника; опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.

В объединении обучаются дети, которые нуждаются в заботе и те, которые позаботятся о других: обездоленные, из многодетных и малообеспеченных семей, "трудные".

Программа составлена так что, получая общие знания, умения и навыки, учащийся имеет свободный выбор занятия, самовыражается в определенном виде деятельности, проявляет личное творчество и участвует в коллективном. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, ребенок получает все необходимое для полноценного развития.

Личностные качества учащиеся объединения проявляют в различных воспитательных и культурно - массовых мероприятиях. Особое внимание в данной программе уделяется индивидуальному подходу в общении с детьми.

Задача педагога - сделать работу на занятиях активным процессом, способствующим запоминанию материала, выработки конкретных умений, развитию мышления и самостоятельности детей.

Средствами реализации программы "Плетение из бисера" являются задачи комплексного характера, в которых репродуктивная деятельность переходит в поисковую, самостоятельную творческую работу с помощью педагога.

На занятиях объединения используются следующие методы работы:

  1. Информационно - репродуктивный

  2. Объяснительно - репродуктивный

  3. Контроль и коррекция

  4. Самоуправление учебно - познавательной деятельностью

Большую роль играет индивидуальный подход, который создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого участника объединения. Именно индивидуальный подход в обучении, дает раскрыться болезненному ребенку, социально незащищенному, замкнутому в себе.

Обучающимся дается возможность выбора практического задания по уровню развития, при этом используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.

Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно:

  1. Вводная диагностика (на первом занятии выявляются творческие способности детей )

  2. Промежуточная диагностика (по освоению разделов программы)

  3. Итоговая (по окончанию учебного года в форме творческой работы)

Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях, ведется наблюдение за детьми.

Далее элементарные упражнения перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается творчество детей.

Стимулом к работе у ребят является ежегодный творческий отчет Центра, в программу, которого входит выставка творческих работ воспитанников, занимающихся в детских объединениях ЦРТ, а также награждение лучших воспитанников специальным призом "Золотая пчелка".

Большое внимание при обучении по дополнительной общеразвивающей программе уделяется использование информационно - коммуникативных технологий.

Использование ИКТ при обучении декоративно-прикладному искусству открывает перед учащимися огромные творческие возможности, способствует разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса, формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению. У педагога появляется возможность внедрять новые, нетрадиционные формы организации учебного процесса,
широко использовать методы активного, деятельностного обучения при организации
творческой работы учащихся. Чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе PowerPoint. Эта программа дает педагогу неограниченные возможности для творчества и для более эффективного средства повышения уровня
познавательной активности.

По окончанию трехгодичного курса "Плетение из бисера" детские работы представляются с детальным техническим описанием на итоговом занятии в форме защиты дизайн - проекта.

Формы проведения занятий разнообразны:

  1. Вводное

  2. Традиционное

  3. Практическое

  4. Занятие ознакомления, усвоения и применения на практике

  5. Занятие повторения, обобщения и контроля полученных знаний.

Значительная роль уделяется написанию терминов и специальных слов, необходимых при изучении данного курса, зарисовка схем плетения, схем - заготовок, которые фиксируются в индивидуальных альбомах обучаемых.

В программе данного курса уделяется внимание экскурсиям в районный музей, прогулкам на природе, где учащиеся познают окружающий мир, знакомятся с различными видами художественно - декоративного искусства, с историей и традициями родного края.

Основная цель программы - формирование художественно - эстетического вкуса детей, через освоение техники низания бисером.

Основными задачами являются:


  1. Развитие чувства гармонии

  2. Понимание особенности декоративно - прикладного творчества

  3. Формирование знаний, умений и навыков работы с бисером

Прогнозируемые результаты.

Обучаемые первого года обучения.

Должны знать:

  1. историю искусства бисероплетения

  2. название основных и составных цветов

  3. понимать значение терминов: основной и рабочий материал, вспомогательные бусинки, рабочая нить, рабочая нить, фиксирующая бисерина

  4. правила техники безопасности

  5. инструменты и материалы

Должны уметь:

  1. пользоваться инструментами, применяемыми в работе

  2. сочетать бисер двух оттенков

  3. пользоваться схемами простых способов низания

Обучаемые второго года обучения.

Должны знать:

  1. законы построения композиции

  2. этапы проектирования

  3. метод низания "мозаика"

  4. метод низания "крестик"

  5. основы ткачества бисером

Должны уметь:

  1. оборудовать рабочее место

  2. составлять цветовую гамму из трех оттенков

  3. работать с описанием и схемой

  4. работать на станке для ткачества

  5. проявлять творчество в создании изделий

Обучаемые третьего года обучения.

Должны знать:

  1. основы цветоведения и композиции

  2. проектные технологии

  3. разные приемы вышивки, вязания и выкладки по воску бисером

Должны уметь:

  1. рассчитать расход материала для изделия

  2. оплетать объемные предметы

  3. работать в разнообразной цветовой гамме

  4. свободно владеть разными способами и методами низания бисером

  5. работать с разными материалами и инструментами: леска, проволока,

капроновая нить

  1. добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема изделий

  2. составлять дизайн - проект


II. Тематический план первого года обучения.


ТЕМА

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ВСЕГО

ЧАСОВ

1.

Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.

1

2

3

2.

Материалы и инструменты, необходимые для работы.

2

1

3

3.

История искусства бисероплетения.

3

-

3

4.

Цветоведение:

- основные и дополнительные цвета

- теплые и холодные тона

2

4

6

5.

Простые способы низания

6

42

48

6.

Техника параллельного низания:

- на проволоке (плоские и объемные изделия)

- на леске (объемные изделия)

1

1

47

59

48

60

7.

Низание сеток:

- ажурные цепочки

- ажурные браслеты

2

2

10

16

12

18

8.

Экскурсия

-

3

3

9.

Подготовка к выставке детского прикладного творчества

-

9

9

10.

Итоговое занятие

3

-

3

ИТОГО:

23

193

216










Содержание программы первого года обучения.


  1. Вводное занятие. Прием детей в объединении. Цели и задачи детского объединения. Условия безопасной работы. Оборудование рабочего места. Кодекс поведения учащихся Центра. Игра на знакомство «Расскажи мне о себе».

  2. История искусства бисероплетения. Родословная стеклянной бусинки. Просмотр мультимедийной презентации «История возникновения искусства в мире и развитие его в России».

  3. Материалы и инструменты. Знакомство с разнообразными видами бисера, фурнитурой, приспособлениями, основным рабочим инструментом.

  4. История искусства бисероплетения. Родословная стеклянной бусинки. История возникновения искусства в мире и развитие его в России.

  5. Основы цветоведения. Знакомство детей с основными и дополнительными цветами, понятие теплые и холодные тона. Сочетание цветового ряда. Практические тренинги в подборе цветовых сочетаний.

  6. Низание. Виды и способы низания. Простые цепочки: цепочка с "пупырышками", с "бугорками", цепочка с петельками, цепочка "зигзаг", цепочка "змейка". Подвески: простые, подвеска - петелька, подвеска с наконечником, подвеска с цветочком, подвеска с тремя петельками, кисть.

  7. Техника параллельного низания.

    1. Плетение на проволоке сказочных персонажей:

      • Волк и козлята

      • Доктор Айболит, собака Авва, обезьянка Чита, сова Бумба, Бармалей

      • Дюймовочка, лягушка, принц, ласточка

      • "Золотой ключик"- Буратино, Лиса Алиса, кот Базилио, Карабас Барабас, Мальвина, Пьеро.

    2. Изготовление цветов и брошей:

      • Орхидея, тюльпан, полевые цветы

      • Брошь "Ирис", "Яблоневый цвет", "Бабочка"

    3. Свободная тема: плетение насекомых, зверюшек, птиц и цветов по выбору.

    4. Плетение объемных изделий способом параллельного низания на леске:

      • Браслеты "Розовый хамелион", "Зигзаг", "Сумерки"

      • Брелки "Крокодильчик", "Ящерица", "Бабка коровка"

    5. Коллективная работа: изготовление настенного панно "Летняя поляна".

  8. Низание сеток. Этот метод широко используется для изготовления всевозможных ажурных цепочек, воротников, салфеток, чехлов для различных предметов.

    1. Тренировочные упражнения:

      • Плетение цепочки "восьмерка" (сетка шириной в пол - ячейки, сетка шириной в 2,5 ячейки)

      • Плетение связки "крестик", связки "кольцо", связки "цветочек"

    2. Изготовление ажурных браслетов: "Звездочки", "Апрель", "Золотые треугольники"

    3. Изготовление ажурных воротников: "Галина", "Марина", колье "Кружевное".

    4. Свободная тема. Плетение фенечек, воротников, салфеток способом низания "сетка".

  9. Экскурсия в историко - краеведческий музей для изучения декоративно - прикладного творчества родного края.

  10. Подготовка к выставке детского прикладного творчества. Отбор экспонатов на выставку, выявление недостатков и их устранение.

  11. Итоговое занятие. Подведение итогов работы объединения. Вручение благодарностей лучшим воспитанникам.

III.Тематический план второго года обучения.

ТЕМА

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ВСЕГО ЧАСОВ

1.

Вводное занятие

1

2

3

2.

Понятие композиции

2

1

3

3.

Основы проектирования

6

3

9

4.

Метод низания "мозаика"

3

45

48

5.

Метод низания "крестиками"

3

45

48

6.

Основы ткачества

9

48

57

7.

Изготовление сувениров к праздникам

3

21

24

8.

Оформление работ к выставке, посещение выставок

-

21

21

9.

Итоговое занятие

3

-

3

ИТОГО:

30

186

216


Содержание программы второго года обучения.


  1. Вводное занятие. Введение в программу второго года обучения. Оборудование рабочего места. Техника безопасности на занятиях.

  2. Понятие композиции. Знание свойств цвета очень важно при работе с бисером. В любом виде искусства композиционное мастерство является основой творческого процесса, поэтому на занятиях воспитанники знакомятся с законами и средствами построения композиции, и применяют их на практике.

  3. Основы проектирования. Проекты направлены на обучение воспитанников навыкам дизайна посредством участия в целостном процессе изготовлении, через проекты обучающиеся развивают творческие способности и самостоятельность. Процесс проектирования включает в себя восемь ступеней: а) краткая формулировка задачи, б) исследование и анализ, в) дизайн - спецификация; г) первоначальные идеи; д) выбор лучшей идеи; е) проработка идей и отражение этого процесса на дизайн - листах; ж) изготовление изделия; з) самооценка.

  4. Метод низания "мозаика". Мозаика самый плотный метод низания. Она может выполняться на одну или две нити. При низании на одну нить получается полоска с четным числом бусин, на две нити - с нечетным. Бусинки располагаются в полотне рядами, смещенными подобно кирпичной кладке.

Практическая работа.

    1. низание на одну нить полосы шириной в шесть бусин;

    2. низание на две нити полосы шириной в пять бусин;

    3. низание продольного и поперечного жгута;

    4. изготовление изделий, изученными способами:

      • Браслеты "Полянка", "Признание"

      • Салфеточное кольцо "Голубки", фенечки для ручек, кулон - зеркало "Розовый георгин".

  1. Метод низания "крестиками". Этот метод применяют для изготовления достаточно плотных цепочек, ожерелий, поясов и салфеток.

Практическая работа:

  1. цепочка в один крестик

  2. "зубчик", "шарик"

  3. ромб на цепочке в один крестик

  4. полоса в пять крестиков

  5. ажурное низание крестиками

  6. Изготовление изделий:

  • Браслеты "Косые линейки", "Красная лесенка"

  • Часы - кулон

  • Обложка для записной книжки

  • Шашки

  1. Ткачество. Этот метод используется для изготовления браслетов - фенечек, ремешков, поясов, кулонов, гайтанов, герданов. Для того, чтобы приступить к работе необходимо изготовить станок для ткачества бисером или купить его в специализированном магазине.

Практическая работа:

  1. ткачество одной иглой с декоративными нитями основы

  2. ткачество одной иглой с потайными нитями основы

  3. соединение тканых полос

  4. изготовление изделий техникой ткачества:

  • ремень "Геометрия", кулон "Имандра"

  • панно "Мадонна"

  • изготовление изделий по выбору

  1. Изготовление сувениров к праздникам, изученными методами низания:

  1. К Новому году

  2. К 8 Марта

  1. Оформление работ к выставке, участие в районной выставке детского творчества, посещение музея "Художественные промыслы" в Нижнем Новгороде

  2. Итоговое занятие. Выставка лучших работ воспитанников объединения. Защита творческой работы.




IV.Тематический план третьего года обучения.


ТЕМА

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ВСЕГО ЧАСОВ

1.

Вводное занятие

3

-

3

2.

Вышивка

9

57

66

3.

Вязание

6

24

30

4.

Выкладка по воску

6

30

36

5.

Свободная тема

-

33

33

6.

Индивидуально - творческая работа. Составление и защита проекта (выпускная работа)

12



33

45

7.

Итоговое занятие

-

3

3

ИТОГО:

36

180

216


Содержание программы третьего года обучения.


  1. Вводное занятие. Введение в программу третьего года обучения. Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом. Условия безопасной работы.

  2. Вышивка бисером. Знакомство с историей вышивки бисером. Требования к материалам для вышивания, прочности и стойкости цвета. Подготовка материала к работе.

Практическая работа:

    1. нанесение рисунка на ткань

    2. простейший шов с бисером: шов "вперед иголкой", строчный шов, стебельчатый, шов вприкреп

    3. двусторонние швы

    4. вышивка по свободному контуру: вышивка параллельными рядами, монастырский шов

    5. Вышивка изделий:

      • Браслеты на резинке

      • Броши "Березка", "Рябина"

      • Вышивка картин на свободную тему

  1. Вязание. Этот раздел программы для тех, кто умеет вязать спицами и крючком. В вязаных изделиях бусины и бисер оказываются внедренными в полотно, становятся его частью.

Практическая работа:

    1. подбор материала для работы

    2. сетка "Россыпь", ободок "Хоровод", декоративный кошелек

    3. шарфик и шапочка "Морская волна"

    4. свободная тема.

  1. Выкладка по воску. Знакомство с историей искусства. Основа для выкладки. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Подготовка восковой пластинки. Рисунок Выкладка линии. Выкладка отдельных бисерин. Обмотка. Насыпка. Обкатка.

Практическая работа.

  • Горшочек для цветов

  • Картина "Природная фантазия"

  • Оформление новогодних свечек

  1. Свободная тема. Этот раздел программы подразумевает изготовление поделок на выбор изученными методами низания. Подготовка к выставке, Творческому отчету Центра.

  2. Индивидуально - творческая аттестационная работа. Защита проекта.


V. Условия реализации программы.


  1. Методическое обеспечение.

    1. Набор нормативно - правовых документов

    2. Наличие утвержденной программы

    3. Наглядные пособия, образцы изделий, набор схем

    4. Специальная литература (журналы, книги, пособия)


  1. Материально - техническое обеспечение.


  1. Помещение, соответствующее санитарно - гигиеническим нормам

  2. Учебное оборудование

  3. Инструменты, материалы и приспособления:

- разноцветные бусины и бисер, стеклярус, рубка

- капроновые нитки, леска, медная проволока, крючок, спицы

- маленькие острые ножницы, кусачки для отрезания проволоки

- фурнитура

- схемы

- станок для ткачества

- набор рисунков для вышивки

3. Организационное обеспечение.


  1. Необходимый контингент учащихся

  2. Соответствующее требованиям расписание занятий

  3. Наличие рабочих мест




Организация рабочего места.

Работа с бисером - увлекательное занятие, но для того, чтобы не уставать быстро, и не испортить зрение, очень важно правильно организовать рабочее место.

Лучше всего работать за столом при дневном свете или искусственном освещении.

Работать можно по 30 - 40 минут с обязательным перерывом на 15 - 20 минут. Во время перерыва нужно дать отдых глазам, подойти к окну и рассматривать дальние предметы или выполнить гимнастику для глаз, не помешает разминка для всего тела, сделать несколько упражнений для различных групп мышц.

Стул и стол должны быть удобны для работы, а помещение регулярно проветриваться.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

1 -й год обучения


ТЕМА

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический и раздаточный материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.

занятие передачи знаний

рассказ

иллюстрации

медиапроектор

опрос

2

Материалы и инструменты

занятие передачи знаний

беседа

набор материалов и инструментов

-

опрос

3

История искусства бисероплетения

занятие передачи знаний

заочное путешествие

слайды

медиапроектор

минивикторина

4

Цветоведение:

- основные и дополнительные цвета

- теплые и холодные тона


комплексные


рассказ

семинарские занятие

дидактические карты

цветовой спектр

тест - анкета



компьютер


тестирование

5

Простые способы низания

комплексные

показ

самостоятельная работа по образцу

схемы

альбом с образцами

бисер, леска

компьютер


итоговая проверка полученных знаний, умений, навыков

6

Техника параллельного низания:

- на проволоке (плоские и объемные изделия)

- на леске (объемные изделия)

комплексные

показ

самостоятельная работа по образцу

схемы

альбом с образцами

бисер, леска, проволока

компьютер


коллективная работа

7

Низание сеток:

- ажурные цепочки

- ажурные браслеты

комплексные

показ

самостоятельная работа по образцу

схемы

альбом с образцами

бисер, леска

компьютер

анализ работ, выставка по теме

8

Ознакомление с декоративно - прикладным творчеством родного края

экскурсия

беседа

-

-

викторина

9

Подготовка к выставке детского прикладного творчества

тренировочные учебные занятия

творческие задания

схемы

альбом с образцами

бисер, леска


-

взаимопроверка

10

Итоговое занятие

обобщающее

диспут

-

-

Анализ пройденного


2 -й год обучения


ТЕМА

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический и раздаточный материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

организационное

беседа

показ фильма

компьютер

опрос

2

Понятие композиции

занятие передачи знаний

рассказ

образцы композиционного решения

медиапроектор

контроль и коррекция

3

Основы проектирования


комплексные

семинарские занятия

образцы проектов

компьютер

написание проекта

4

Метод низания «мозаика»


комплексные

показ

самостоятельная работа по образцу

схемы

альбом с образцами

бисер, леска

компьютер


итоговая проверка полученных знаний, умений, навыков

5

Метод низания «крестиком»


комплексные

показ

самостоятельная работа по образцу

схемы

альбом с образцами

бисер, леска

компьютер


итоговая проверка полученных знаний, умений, навыков

6

Основы ткачества


комплексные

показ

самостоятельная работа по образцу

схемы

альбом с образцами

бисер, леска, станок для ткачества

компьютер


итоговая проверка полученных знаний, умений, навыков

7

Изготовление сувениров к праздникам

тренировочные учебные занятия

самостоятельная творческая работа

схемы

альбом с образцами

бисер, леска, проволока

-

контроль и коррекция

8

Оформление работ к выставке, посещение выставки


комплексные

самостоятельная творческая работа, экскурсия

-

-

выставка

9

Итоговое занятие

обобщающее

диспут

-

-

анализ пройденного



3 -й год обучения


ТЕМА

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический и раздаточный материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

организационное

беседа

таблицы по ТБ

медиапроектор

опрос по ТБ

2

Вышивка


комплексные

показ, самостоятельная работа по образцу, индивидуальная помощь

схемы, рисунки, пяльца, иголки, бисер

видеомагнитофон

анализ работ

3

Вязание


комплексные

показ, самостоятельная работа по образцу, индивидуальная помощь

рисунки, бисер, спицы

-

анализ работ

4

Выкладка по воску


комплексные

показ, самостоятельная работа по образцу, индивидуальная помощь

Фотографии, схемы, воск , бисер

-

коллективная работа

5

Свободная тема

тренировочные

самостоятельная работа по образцу

схемы

альбом с образцами

бисер, леска

-

выставка

6

Индивидуальная творческая работа. Составление и защита проекта

индивидуальная работа

работа под руководством педагога, дозированная помощь, сам. работа

альбом с образцами изделий

компьютер

защита проекта

7

Итоговое занятие

обобщающее

диагностика

тест

компьютер

опрос


Для успешной реализации программы необходимо непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка (см. таб.1).

ПАРАМЕТРЫ

КРИТЕРИИ

Образовательные результаты


Освоение детьми содержания образования:

  1. Разнообразие умений и навыков.

  2. Глубина и широта знаний по предмету.

Детские практические и творческие достижения.

  1. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.

  2. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб).

  3. Развитие общих познавательных способностей (сенсомоторика, воображение, память, речь, внимание).

Эффективность воспитательных воздействий


  1. Культура поведения ребенка.

  2. Характер отношений в коллективе.



Мониторинг образовательных результатов.

  1. Разнообразие умений и навыков

Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты и материалы, ориентируется в схемам низания.

Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты и материалы, слабо ориентируется в схемах низания.

Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать схемы низания.

  1. Глубина и широта знаний по предмету

Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями, свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.

Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.

Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

  1. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.

Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.

Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

  1. Разнообразие творческих достижений

Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабах района, области.

Средний (2 балла):участвует в выставках внутри кружка, учреждения.

Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.


  1. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики

Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы и величины, хорошее развитие мелкой моторики рук, , воспитанник обладает содержательной , выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображение, у ребенка устойчивое внимание.

Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества, воспитанник знает ответы на вопрос, но не может сконцентрировать внимание.

Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное.

Фиксация образовательных результатов происходит в три этапа: стартовый (сентябрь, октябрь, ноябрь); промежуточный (декабрь, январь, февраль); итоговый (март, апрель, май).

Мониторинг эффективности воспитательных воздействий.


  1. Культура поведения

Высокий (3 балла): имеет моральные суждения и нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).

Средний (2 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.

Низкий (1 балл): моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.

  1. Характер отношений в коллективе

Высокий (3 балла): высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.

Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.

Низкий (1 балл): низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.

Фиксация результатов воспитательных воздействий происходит так же в три этапа: стартовый, промежуточный, итоговый.



VII.Список литературы.


  1. Апполозова Л.М. Украшения из бисера. - М.: 1999.

  2. Базулина Л.В. Новикова И.В. Бисер. - Издательство: Академия развития. Ярославль: 1999.

  3. Виноградова Е. Бисер для детей: Игрушки и украшения. - М.: Издательство Эксмо. 2003.

  4. Виноградова Е. Браслеты из бисера. - М.: Олма - пресс. 1999.

  5. Гусева Н. 365 фенечек из бисера. - М.: Айрис Пресс. 1999.

  6. Литвинец Э.Н. Забытое искусство// Сделай сам.- М.: Знание. 1992.

  7. Ляукина М. Бисер. - М.: Аст - пресс. 1999.

  8. Ляукина М. Бисер. Техника. Приемы. Изделия. - М.: Аст - пресс книга. 2003.

  9. Павлова М.Б. Питт Д. Образовательная область технология: Теоретические подходы и методические рекомендации. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр.1998.

  10. Практическое пособие. Бисер - ленд. Выпуск 1,2. - Санкт - Петербург. 1999.

  11. Фигурки из бисера. - Культура и традиции.2003.









Приложение.

Опрос - карта первого года обучения.

1. Где впервые научились изготовлять бисер?

  • Древний Рим

  • Древний Египет

  • Византия

Перечисли виды бисера, используемые при низании?

Где впервые научились изготовлять бисер?

Какие материалы и инструменты используются при низании бисером?

Что означает выражение "соберите бусинки в колечко"?

Для чего используется вспомогательная бусинка?

Назови основные и дополнительные цвета, теплые и холодные тона?

Зарисуй схему плетения цепочки с петельками, бугорками, пупырышками?

Какие требования предъявляются к качественному выполнению изделия из бисера?

Где применяется техн6ика параллельного низания?

Зарисуй схему низания сетки шириной в пол - ячейки.

Опрос - карта второго года обучения.


  1. Какие требования техники безопасности предъявляются к занятиям бисероплетения?

  2. Как правильно оборудовать рабочее место.

  3. Напиши основные средства построения композиции.

  4. Из каких этапов состоит процесс проектирования?

  5. Дай краткую характеристику этапам проектирования.

  6. Нарисуй схему низания "мозаика" на одну нить.

  7. Где применяется метод низания "крестиками"?

  8. Какие материалы и инструменты необходимы для ткачества бисером?

  9. Как изготавливается станок для ткачества?

Опрос - карта третьего года обучения.


  1. В каком веке начали использовать вышивку бисером?

  2. Как правильно нанести рисунок на ткань?

  3. Какие швы применяются при вышивке бисером?

  4. Откуда в Россию пришло вязание с бисером?

  5. Какие способы вязания с бисером используются?

  6. Когда начали использовать технику выкладки бисера в России?

  7. Как готовится восковая пластика?

  8. Как наносится рисунок для выкладки бисером?

  9. Какие способы выкладки бисера существуют?



КРОССВОРД ПО ТЕМЕ "ИСТОРИЯ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ".



ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

3. Какой компонент, добавляющийся к песку скрывался венецианскими стеклоделами.

5. Какой великий русский ученый открыл некоторые виды бисера, не имеющие иностранных аналогов.

7. В какой стране изобрели стеклярус.

8. Какое название получил вид вышивки нитями из стекляруса.

10. Самое распространенное украшение в южных областях России.

11. Одежда высшего духовенства, отделанная бисером, надеваемая при богослужении.

15. Конкуренты венецианских мастеров, мастера ….

ПО ВЕРТИКАЛИ:


  1. Где впервые научились изготовлять бисер.

  2. Центр производства венецианского стекла.

4. В каком селе России в 17 веке, была предпринята попытка производства бисера.

6. Какой материал использовали русские мастера в отделке комнаты царицы Натальи.

9. Какой головной убор в русском национальном костюме больше всего расшивался бисером.

12. Какую часть мужской одежды в старину на Руси пышно украшался бисером.

13. Какой народ украшал стеклянными бусинками ритуальные пояса.

14.Кочевое племя до н.э., носившее одежду и обувь, отделанную бисером.






ТЕСТ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ "ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ".


ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА.


  1. Все цвета можно разделить на две группы………………….

  2. В ахроматическую группу входят………………………………………..

  3. В хроматическую группу входят……………………………………..

  4. Голубые, синие, сине-фиолетовые цвета и их оттенки называются……………………………………………………………..

  5. Красные, оранжевые и желтые цвета и их оттенки называются………………………………………………………………….

6.

красный

? ?



?


желтый

синий




© 2010-2022