- Преподавателю
- Другое
- Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Плетение из бисера
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Плетение из бисера
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Федяева М.А. |
Дата | 10.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Управление образования Варнавинского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества
р.п. Варнавино Нижегородской области
Утверждаю:
Директор ЦРТДиЮ___________/Л.С. Пастухова/
Приказ №_____от_________20_____года
Утверждено на заседании педагогического
Совета МБОУДОД ЦРТДиЮ
Протокол №______от_____________20______года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Плетение из бисера»
Направленность программы:
Художественная
Возраст детей с 9 лет
Срок реализации программы - 3 года
Руководитель программы
педагог дополнительного образования
высшей категории
М.А. Федяева
р.п. Варнавино
2014 г.
I. Пояснительная записка.
Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир.
Низание, как плетение, ткачество, вышивание и другие ремесла, имеет свою многовековую историю.
На территории России изделия из стекла известны еще в 6-5 столетиях до нашей эры.
Современные модельеры используют бисер, стеклярус, бусины и для украшения одежды, и для изготовления аксессуаров. В. Юдашкин сплошь покрывает платье роскошной бисерной вышивкой. Из бисерных сеток изготавливают шляпки и перчатки, расшивают бусинами обувь. Роскошная бахрома из бисера и стекляруса покрывает не только платья, но и купальники, шубы.
Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Для формирования мировоззрения детей особенно важно знакомство с народным крестьянским, декоративным искусством, которое наиболее полно хранит, и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Программа детского объединения "Плетение из бисера" дает сведения об истории искусства бисероплетения, материалах и инструментах, необходимых для работы, цветовом сочетании бисера, композиционном построении.
Воспитанники, прошедшие полный курс обучения должны освоить разнообразные приемы и методы низания, пользоваться схемами, подбирать цветовую гамму.
Программа рассчитана на детей в возрасте 9- 15 лет.
Курс обучения планируется на три учебных года, и включает в себя теоретическую, практическую, индивидуально - творческую работу и создание дизайн - проекта.
Занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа, в год 216 часов.
Работа с обучаемыми строиться на взаимопонимании, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности воспитанника.
В качестве формы контроля применяется опрос - карта, в которую включены вопросы по разделам программы. Контроль проводится в конце учебного года.
В течение года по прохождению новой темы проводится такая форма контроля, как вопрос - ответ и практическое задание по пройденной теме.
В конце каждого учебного года каждый воспитанник представляет свою лучшую работу на ежегодную районную выставку детского творчества.
После прохождения трехгодичного курса обучения каждый воспитанник защищает выпускную творческую работу в форме дизайн - проекта.
Жизнь подростка характеризуется глубокой перестройкой всего организма, общим подъемом жизнедеятельности, совпадает с обучением в школе второй ступени - это переход от детства к юности. У подростка психология полуребенка - полувзрослого: его развитие "ушло" от детей, но еще не "пристало" к взрослым.
Данная программа курса "Плетение из бисера" составлена с учетом возраста воспитанника; опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.
В объединении обучаются дети, которые нуждаются в заботе и те, которые позаботятся о других: обездоленные, из многодетных и малообеспеченных семей, "трудные".
Программа составлена так что, получая общие знания, умения и навыки, учащийся имеет свободный выбор занятия, самовыражается в определенном виде деятельности, проявляет личное творчество и участвует в коллективном. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, ребенок получает все необходимое для полноценного развития.
Личностные качества учащиеся объединения проявляют в различных воспитательных и культурно - массовых мероприятиях. Особое внимание в данной программе уделяется индивидуальному подходу в общении с детьми.
Задача педагога - сделать работу на занятиях активным процессом, способствующим запоминанию материала, выработки конкретных умений, развитию мышления и самостоятельности детей.
Средствами реализации программы "Плетение из бисера" являются задачи комплексного характера, в которых репродуктивная деятельность переходит в поисковую, самостоятельную творческую работу с помощью педагога.
На занятиях объединения используются следующие методы работы:
-
Информационно - репродуктивный
-
Объяснительно - репродуктивный
-
Контроль и коррекция
-
Самоуправление учебно - познавательной деятельностью
Большую роль играет индивидуальный подход, который создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого участника объединения. Именно индивидуальный подход в обучении, дает раскрыться болезненному ребенку, социально незащищенному, замкнутому в себе.
Обучающимся дается возможность выбора практического задания по уровню развития, при этом используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.
Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно:
-
Вводная диагностика (на первом занятии выявляются творческие способности детей )
-
Промежуточная диагностика (по освоению разделов программы)
-
Итоговая (по окончанию учебного года в форме творческой работы)
Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях, ведется наблюдение за детьми.
Далее элементарные упражнения перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается творчество детей.
Стимулом к работе у ребят является ежегодный творческий отчет Центра, в программу, которого входит выставка творческих работ воспитанников, занимающихся в детских объединениях ЦРТ, а также награждение лучших воспитанников специальным призом "Золотая пчелка".
Большое внимание при обучении по дополнительной общеразвивающей программе уделяется использование информационно - коммуникативных технологий.
Использование ИКТ при обучении декоративно-прикладному искусству открывает перед учащимися огромные творческие возможности, способствует разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса, формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению. У педагога появляется возможность внедрять новые, нетрадиционные формы организации учебного процесса,
широко использовать методы активного, деятельностного обучения при организации
творческой работы учащихся. Чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе PowerPoint. Эта программа дает педагогу неограниченные возможности для творчества и для более эффективного средства повышения уровня
познавательной активности.
По окончанию трехгодичного курса "Плетение из бисера" детские работы представляются с детальным техническим описанием на итоговом занятии в форме защиты дизайн - проекта.
Формы проведения занятий разнообразны:
-
Вводное
-
Традиционное
-
Практическое
-
Занятие ознакомления, усвоения и применения на практике
-
Занятие повторения, обобщения и контроля полученных знаний.
Значительная роль уделяется написанию терминов и специальных слов, необходимых при изучении данного курса, зарисовка схем плетения, схем - заготовок, которые фиксируются в индивидуальных альбомах обучаемых.
В программе данного курса уделяется внимание экскурсиям в районный музей, прогулкам на природе, где учащиеся познают окружающий мир, знакомятся с различными видами художественно - декоративного искусства, с историей и традициями родного края.
Основная цель программы - формирование художественно - эстетического вкуса детей, через освоение техники низания бисером.
Основными задачами являются:
-
Развитие чувства гармонии
-
Понимание особенности декоративно - прикладного творчества
-
Формирование знаний, умений и навыков работы с бисером
Прогнозируемые результаты.
Обучаемые первого года обучения.
Должны знать:
-
историю искусства бисероплетения
-
название основных и составных цветов
-
понимать значение терминов: основной и рабочий материал, вспомогательные бусинки, рабочая нить, рабочая нить, фиксирующая бисерина
-
правила техники безопасности
-
инструменты и материалы
Должны уметь:
-
пользоваться инструментами, применяемыми в работе
-
сочетать бисер двух оттенков
-
пользоваться схемами простых способов низания
Обучаемые второго года обучения.
Должны знать:
-
законы построения композиции
-
этапы проектирования
-
метод низания "мозаика"
-
метод низания "крестик"
-
основы ткачества бисером
Должны уметь:
-
оборудовать рабочее место
-
составлять цветовую гамму из трех оттенков
-
работать с описанием и схемой
-
работать на станке для ткачества
-
проявлять творчество в создании изделий
Обучаемые третьего года обучения.
Должны знать:
-
основы цветоведения и композиции
-
проектные технологии
-
разные приемы вышивки, вязания и выкладки по воску бисером
Должны уметь:
-
рассчитать расход материала для изделия
-
оплетать объемные предметы
-
работать в разнообразной цветовой гамме
-
свободно владеть разными способами и методами низания бисером
-
работать с разными материалами и инструментами: леска, проволока,
капроновая нить
-
добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема изделий
-
составлять дизайн - проект
II. Тематический план первого года обучения.
-
№
ТЕМА
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ВСЕГО
ЧАСОВ
1.
Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.
1
2
3
2.
Материалы и инструменты, необходимые для работы.
2
1
3
3.
История искусства бисероплетения.
3
-
3
4.
Цветоведение:
- основные и дополнительные цвета
- теплые и холодные тона
2
4
6
5.
Простые способы низания
6
42
48
6.
Техника параллельного низания:
- на проволоке (плоские и объемные изделия)
- на леске (объемные изделия)
1
1
47
59
48
60
7.
Низание сеток:
- ажурные цепочки
- ажурные браслеты
2
2
10
16
12
18
8.
Экскурсия
-
3
3
9.
Подготовка к выставке детского прикладного творчества
-
9
9
10.
Итоговое занятие
3
-
3
ИТОГО:
23
193
216
Содержание программы первого года обучения.
-
Вводное занятие. Прием детей в объединении. Цели и задачи детского объединения. Условия безопасной работы. Оборудование рабочего места. Кодекс поведения учащихся Центра. Игра на знакомство «Расскажи мне о себе».
-
История искусства бисероплетения. Родословная стеклянной бусинки. Просмотр мультимедийной презентации «История возникновения искусства в мире и развитие его в России».
-
Материалы и инструменты. Знакомство с разнообразными видами бисера, фурнитурой, приспособлениями, основным рабочим инструментом.
-
История искусства бисероплетения. Родословная стеклянной бусинки. История возникновения искусства в мире и развитие его в России.
-
Основы цветоведения. Знакомство детей с основными и дополнительными цветами, понятие теплые и холодные тона. Сочетание цветового ряда. Практические тренинги в подборе цветовых сочетаний.
-
Низание. Виды и способы низания. Простые цепочки: цепочка с "пупырышками", с "бугорками", цепочка с петельками, цепочка "зигзаг", цепочка "змейка". Подвески: простые, подвеска - петелька, подвеска с наконечником, подвеска с цветочком, подвеска с тремя петельками, кисть.
-
Техника параллельного низания.
-
Плетение на проволоке сказочных персонажей:
-
Волк и козлята
-
Доктор Айболит, собака Авва, обезьянка Чита, сова Бумба, Бармалей
-
Дюймовочка, лягушка, принц, ласточка
-
"Золотой ключик"- Буратино, Лиса Алиса, кот Базилио, Карабас Барабас, Мальвина, Пьеро.
-
-
Изготовление цветов и брошей:
-
Орхидея, тюльпан, полевые цветы
-
Брошь "Ирис", "Яблоневый цвет", "Бабочка"
-
-
Свободная тема: плетение насекомых, зверюшек, птиц и цветов по выбору.
-
Плетение объемных изделий способом параллельного низания на леске:
-
Браслеты "Розовый хамелион", "Зигзаг", "Сумерки"
-
Брелки "Крокодильчик", "Ящерица", "Бабка коровка"
-
-
Коллективная работа: изготовление настенного панно "Летняя поляна".
-
-
Низание сеток. Этот метод широко используется для изготовления всевозможных ажурных цепочек, воротников, салфеток, чехлов для различных предметов.
-
Тренировочные упражнения:
-
Плетение цепочки "восьмерка" (сетка шириной в пол - ячейки, сетка шириной в 2,5 ячейки)
-
Плетение связки "крестик", связки "кольцо", связки "цветочек"
-
-
Изготовление ажурных браслетов: "Звездочки", "Апрель", "Золотые треугольники"
-
Изготовление ажурных воротников: "Галина", "Марина", колье "Кружевное".
-
Свободная тема. Плетение фенечек, воротников, салфеток способом низания "сетка".
-
-
Экскурсия в историко - краеведческий музей для изучения декоративно - прикладного творчества родного края.
-
Подготовка к выставке детского прикладного творчества. Отбор экспонатов на выставку, выявление недостатков и их устранение.
-
Итоговое занятие. Подведение итогов работы объединения. Вручение благодарностей лучшим воспитанникам.
III.Тематический план второго года обучения.
№
ТЕМА
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ВСЕГО ЧАСОВ
1.
Вводное занятие
1
2
3
2.
Понятие композиции
2
1
3
3.
Основы проектирования
6
3
9
4.
Метод низания "мозаика"
3
45
48
5.
Метод низания "крестиками"
3
45
48
6.
Основы ткачества
9
48
57
7.
Изготовление сувениров к праздникам
3
21
24
8.
Оформление работ к выставке, посещение выставок
-
21
21
9.
Итоговое занятие
3
-
3
ИТОГО:
30
186
216
Содержание программы второго года обучения.
-
Вводное занятие. Введение в программу второго года обучения. Оборудование рабочего места. Техника безопасности на занятиях.
-
Понятие композиции. Знание свойств цвета очень важно при работе с бисером. В любом виде искусства композиционное мастерство является основой творческого процесса, поэтому на занятиях воспитанники знакомятся с законами и средствами построения композиции, и применяют их на практике.
-
Основы проектирования. Проекты направлены на обучение воспитанников навыкам дизайна посредством участия в целостном процессе изготовлении, через проекты обучающиеся развивают творческие способности и самостоятельность. Процесс проектирования включает в себя восемь ступеней: а) краткая формулировка задачи, б) исследование и анализ, в) дизайн - спецификация; г) первоначальные идеи; д) выбор лучшей идеи; е) проработка идей и отражение этого процесса на дизайн - листах; ж) изготовление изделия; з) самооценка.
-
Метод низания "мозаика". Мозаика самый плотный метод низания. Она может выполняться на одну или две нити. При низании на одну нить получается полоска с четным числом бусин, на две нити - с нечетным. Бусинки располагаются в полотне рядами, смещенными подобно кирпичной кладке.
Практическая работа.
-
-
низание на одну нить полосы шириной в шесть бусин;
-
низание на две нити полосы шириной в пять бусин;
-
низание продольного и поперечного жгута;
-
изготовление изделий, изученными способами:
-
Браслеты "Полянка", "Признание"
-
Салфеточное кольцо "Голубки", фенечки для ручек, кулон - зеркало "Розовый георгин".
-
-
-
Метод низания "крестиками". Этот метод применяют для изготовления достаточно плотных цепочек, ожерелий, поясов и салфеток.
Практическая работа:
-
цепочка в один крестик
-
"зубчик", "шарик"
-
ромб на цепочке в один крестик
-
полоса в пять крестиков
-
ажурное низание крестиками
-
Изготовление изделий:
-
Браслеты "Косые линейки", "Красная лесенка"
-
Часы - кулон
-
Обложка для записной книжки
-
Шашки
-
Ткачество. Этот метод используется для изготовления браслетов - фенечек, ремешков, поясов, кулонов, гайтанов, герданов. Для того, чтобы приступить к работе необходимо изготовить станок для ткачества бисером или купить его в специализированном магазине.
Практическая работа:
-
ткачество одной иглой с декоративными нитями основы
-
ткачество одной иглой с потайными нитями основы
-
соединение тканых полос
-
изготовление изделий техникой ткачества:
-
ремень "Геометрия", кулон "Имандра"
-
панно "Мадонна"
-
изготовление изделий по выбору
-
Изготовление сувениров к праздникам, изученными методами низания:
-
К Новому году
-
К 8 Марта
-
Оформление работ к выставке, участие в районной выставке детского творчества, посещение музея "Художественные промыслы" в Нижнем Новгороде
-
Итоговое занятие. Выставка лучших работ воспитанников объединения. Защита творческой работы.
IV.Тематический план третьего года обучения.
-
№
ТЕМА
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ВСЕГО ЧАСОВ
1.
Вводное занятие
3
-
3
2.
Вышивка
9
57
66
3.
Вязание
6
24
30
4.
Выкладка по воску
6
30
36
5.
Свободная тема
-
33
33
6.
Индивидуально - творческая работа. Составление и защита проекта (выпускная работа)
12
33
45
7.
Итоговое занятие
-
3
3
ИТОГО:
36
180
216
Содержание программы третьего года обучения.
-
Вводное занятие. Введение в программу третьего года обучения. Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом. Условия безопасной работы.
-
Вышивка бисером. Знакомство с историей вышивки бисером. Требования к материалам для вышивания, прочности и стойкости цвета. Подготовка материала к работе.
Практическая работа:
-
-
нанесение рисунка на ткань
-
простейший шов с бисером: шов "вперед иголкой", строчный шов, стебельчатый, шов вприкреп
-
двусторонние швы
-
вышивка по свободному контуру: вышивка параллельными рядами, монастырский шов
-
Вышивка изделий:
-
Браслеты на резинке
-
Броши "Березка", "Рябина"
-
Вышивка картин на свободную тему
-
-
-
Вязание. Этот раздел программы для тех, кто умеет вязать спицами и крючком. В вязаных изделиях бусины и бисер оказываются внедренными в полотно, становятся его частью.
Практическая работа:
-
-
подбор материала для работы
-
сетка "Россыпь", ободок "Хоровод", декоративный кошелек
-
шарфик и шапочка "Морская волна"
-
свободная тема.
-
-
Выкладка по воску. Знакомство с историей искусства. Основа для выкладки. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Подготовка восковой пластинки. Рисунок Выкладка линии. Выкладка отдельных бисерин. Обмотка. Насыпка. Обкатка.
Практическая работа.
-
Горшочек для цветов
-
Картина "Природная фантазия"
-
Оформление новогодних свечек
-
Свободная тема. Этот раздел программы подразумевает изготовление поделок на выбор изученными методами низания. Подготовка к выставке, Творческому отчету Центра.
-
Индивидуально - творческая аттестационная работа. Защита проекта.
V. Условия реализации программы.
-
Методическое обеспечение.
-
Набор нормативно - правовых документов
-
Наличие утвержденной программы
-
Наглядные пособия, образцы изделий, набор схем
-
Специальная литература (журналы, книги, пособия)
-
-
Материально - техническое обеспечение.
-
Помещение, соответствующее санитарно - гигиеническим нормам
-
Учебное оборудование
-
Инструменты, материалы и приспособления:
- разноцветные бусины и бисер, стеклярус, рубка
- капроновые нитки, леска, медная проволока, крючок, спицы
- маленькие острые ножницы, кусачки для отрезания проволоки
- фурнитура
- схемы
- станок для ткачества
- набор рисунков для вышивки
3. Организационное обеспечение.
-
Необходимый контингент учащихся
-
Соответствующее требованиям расписание занятий
-
Наличие рабочих мест
Организация рабочего места.
Работа с бисером - увлекательное занятие, но для того, чтобы не уставать быстро, и не испортить зрение, очень важно правильно организовать рабочее место.
Лучше всего работать за столом при дневном свете или искусственном освещении.
Работать можно по 30 - 40 минут с обязательным перерывом на 15 - 20 минут. Во время перерыва нужно дать отдых глазам, подойти к окну и рассматривать дальние предметы или выполнить гимнастику для глаз, не помешает разминка для всего тела, сделать несколько упражнений для различных групп мышц.
Стул и стол должны быть удобны для работы, а помещение регулярно проветриваться.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
1 -й год обучения
№
ТЕМА
Форма занятий
Приемы и методы
Дидактический и раздаточный материал
Техническое оснащение
Формы подведения итогов
1
Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.
занятие передачи знаний
рассказ
иллюстрации
медиапроектор
опрос
2
Материалы и инструменты
занятие передачи знаний
беседа
набор материалов и инструментов
-
опрос
3
История искусства бисероплетения
занятие передачи знаний
заочное путешествие
слайды
медиапроектор
минивикторина
4
Цветоведение:
- основные и дополнительные цвета
- теплые и холодные тона
комплексные
рассказ
семинарские занятие
дидактические карты
цветовой спектр
тест - анкета
компьютер
тестирование
5
Простые способы низания
комплексные
показ
самостоятельная работа по образцу
схемы
альбом с образцами
бисер, леска
компьютер
итоговая проверка полученных знаний, умений, навыков
6
Техника параллельного низания:
- на проволоке (плоские и объемные изделия)
- на леске (объемные изделия)
комплексные
показ
самостоятельная работа по образцу
схемы
альбом с образцами
бисер, леска, проволока
компьютер
коллективная работа
7
Низание сеток:
- ажурные цепочки
- ажурные браслеты
комплексные
показ
самостоятельная работа по образцу
схемы
альбом с образцами
бисер, леска
компьютер
анализ работ, выставка по теме
8
Ознакомление с декоративно - прикладным творчеством родного края
экскурсия
беседа
-
-
викторина
9
Подготовка к выставке детского прикладного творчества
тренировочные учебные занятия
творческие задания
схемы
альбом с образцами
бисер, леска
-
взаимопроверка
10
Итоговое занятие
обобщающее
диспут
-
-
Анализ пройденного
2 -й год обучения
№
ТЕМА
Форма занятий
Приемы и методы
Дидактический и раздаточный материал
Техническое оснащение
Формы подведения итогов
1
Вводное занятие
организационное
беседа
показ фильма
компьютер
опрос
2
Понятие композиции
занятие передачи знаний
рассказ
образцы композиционного решения
медиапроектор
контроль и коррекция
3
Основы проектирования
комплексные
семинарские занятия
образцы проектов
компьютер
написание проекта
4
Метод низания «мозаика»
комплексные
показ
самостоятельная работа по образцу
схемы
альбом с образцами
бисер, леска
компьютер
итоговая проверка полученных знаний, умений, навыков
5
Метод низания «крестиком»
комплексные
показ
самостоятельная работа по образцу
схемы
альбом с образцами
бисер, леска
компьютер
итоговая проверка полученных знаний, умений, навыков
6
Основы ткачества
комплексные
показ
самостоятельная работа по образцу
схемы
альбом с образцами
бисер, леска, станок для ткачества
компьютер
итоговая проверка полученных знаний, умений, навыков
7
Изготовление сувениров к праздникам
тренировочные учебные занятия
самостоятельная творческая работа
схемы
альбом с образцами
бисер, леска, проволока
-
контроль и коррекция
8
Оформление работ к выставке, посещение выставки
комплексные
самостоятельная творческая работа, экскурсия
-
-
выставка
9
Итоговое занятие
обобщающее
диспут
-
-
анализ пройденного
3 -й год обучения
№
ТЕМА
Форма занятий
Приемы и методы
Дидактический и раздаточный материал
Техническое оснащение
Формы подведения итогов
1
Вводное занятие
организационное
беседа
таблицы по ТБ
медиапроектор
опрос по ТБ
2
Вышивка
комплексные
показ, самостоятельная работа по образцу, индивидуальная помощь
схемы, рисунки, пяльца, иголки, бисер
видеомагнитофон
анализ работ
3
Вязание
комплексные
показ, самостоятельная работа по образцу, индивидуальная помощь
рисунки, бисер, спицы
-
анализ работ
4
Выкладка по воску
комплексные
показ, самостоятельная работа по образцу, индивидуальная помощь
Фотографии, схемы, воск , бисер
-
коллективная работа
5
Свободная тема
тренировочные
самостоятельная работа по образцу
схемы
альбом с образцами
бисер, леска
-
выставка
6
Индивидуальная творческая работа. Составление и защита проекта
индивидуальная работа
работа под руководством педагога, дозированная помощь, сам. работа
альбом с образцами изделий
компьютер
защита проекта
7
Итоговое занятие
обобщающее
диагностика
тест
компьютер
опрос
Для успешной реализации программы необходимо непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка (см. таб.1).
ПАРАМЕТРЫ
КРИТЕРИИ
Образовательные результаты
Освоение детьми содержания образования:
-
Разнообразие умений и навыков.
-
Глубина и широта знаний по предмету.
Детские практические и творческие достижения.
-
Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.
-
Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб).
-
Развитие общих познавательных способностей (сенсомоторика, воображение, память, речь, внимание).
Эффективность воспитательных воздействий
-
Культура поведения ребенка.
-
Характер отношений в коллективе.
Мониторинг образовательных результатов.
-
Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты и материалы, ориентируется в схемам низания.
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты и материалы, слабо ориентируется в схемах низания.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать схемы низания.
-
Глубина и широта знаний по предмету
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями, свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
-
Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
-
Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабах района, области.
Средний (2 балла):участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.
-
Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики
Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы и величины, хорошее развитие мелкой моторики рук, , воспитанник обладает содержательной , выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображение, у ребенка устойчивое внимание.
Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества, воспитанник знает ответы на вопрос, но не может сконцентрировать внимание.
Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное.
Фиксация образовательных результатов происходит в три этапа: стартовый (сентябрь, октябрь, ноябрь); промежуточный (декабрь, январь, февраль); итоговый (март, апрель, май).
Мониторинг эффективности воспитательных воздействий.
-
Культура поведения
Высокий (3 балла): имеет моральные суждения и нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).
Средний (2 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий (1 балл): моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.
-
Характер отношений в коллективе
Высокий (3 балла): высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.
Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.
Низкий (1 балл): низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.
Фиксация результатов воспитательных воздействий происходит так же в три этапа: стартовый, промежуточный, итоговый.
VII.Список литературы.
-
Апполозова Л.М. Украшения из бисера. - М.: 1999.
-
Базулина Л.В. Новикова И.В. Бисер. - Издательство: Академия развития. Ярославль: 1999.
-
Виноградова Е. Бисер для детей: Игрушки и украшения. - М.: Издательство Эксмо. 2003.
-
Виноградова Е. Браслеты из бисера. - М.: Олма - пресс. 1999.
-
Гусева Н. 365 фенечек из бисера. - М.: Айрис Пресс. 1999.
-
Литвинец Э.Н. Забытое искусство// Сделай сам.- М.: Знание. 1992.
-
Ляукина М. Бисер. - М.: Аст - пресс. 1999.
-
Ляукина М. Бисер. Техника. Приемы. Изделия. - М.: Аст - пресс книга. 2003.
-
Павлова М.Б. Питт Д. Образовательная область технология: Теоретические подходы и методические рекомендации. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр.1998.
-
Практическое пособие. Бисер - ленд. Выпуск 1,2. - Санкт - Петербург. 1999.
-
Фигурки из бисера. - Культура и традиции.2003.
Приложение.
Опрос - карта первого года обучения.
1. Где впервые научились изготовлять бисер?
-
Древний Рим
-
Древний Египет
-
Византия
Перечисли виды бисера, используемые при низании?
Где впервые научились изготовлять бисер?
Какие материалы и инструменты используются при низании бисером?
Что означает выражение "соберите бусинки в колечко"?
Для чего используется вспомогательная бусинка?
Назови основные и дополнительные цвета, теплые и холодные тона?
Зарисуй схему плетения цепочки с петельками, бугорками, пупырышками?
Какие требования предъявляются к качественному выполнению изделия из бисера?
Где применяется техн6ика параллельного низания?
Зарисуй схему низания сетки шириной в пол - ячейки.
Опрос - карта второго года обучения.
-
Какие требования техники безопасности предъявляются к занятиям бисероплетения?
-
Как правильно оборудовать рабочее место.
-
Напиши основные средства построения композиции.
-
Из каких этапов состоит процесс проектирования?
-
Дай краткую характеристику этапам проектирования.
-
Нарисуй схему низания "мозаика" на одну нить.
-
Где применяется метод низания "крестиками"?
-
Какие материалы и инструменты необходимы для ткачества бисером?
-
Как изготавливается станок для ткачества?
Опрос - карта третьего года обучения.
-
В каком веке начали использовать вышивку бисером?
-
Как правильно нанести рисунок на ткань?
-
Какие швы применяются при вышивке бисером?
-
Откуда в Россию пришло вязание с бисером?
-
Какие способы вязания с бисером используются?
-
Когда начали использовать технику выкладки бисера в России?
-
Как готовится восковая пластика?
-
Как наносится рисунок для выкладки бисером?
-
Какие способы выкладки бисера существуют?
КРОССВОРД ПО ТЕМЕ "ИСТОРИЯ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ".
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
3. Какой компонент, добавляющийся к песку скрывался венецианскими стеклоделами.
5. Какой великий русский ученый открыл некоторые виды бисера, не имеющие иностранных аналогов.
7. В какой стране изобрели стеклярус.
8. Какое название получил вид вышивки нитями из стекляруса.
10. Самое распространенное украшение в южных областях России.
11. Одежда высшего духовенства, отделанная бисером, надеваемая при богослужении.
15. Конкуренты венецианских мастеров, мастера ….
ПО ВЕРТИКАЛИ:
-
Где впервые научились изготовлять бисер.
-
Центр производства венецианского стекла.
4. В каком селе России в 17 веке, была предпринята попытка производства бисера.
6. Какой материал использовали русские мастера в отделке комнаты царицы Натальи.
9. Какой головной убор в русском национальном костюме больше всего расшивался бисером.
12. Какую часть мужской одежды в старину на Руси пышно украшался бисером.
13. Какой народ украшал стеклянными бусинками ритуальные пояса.
14.Кочевое племя до н.э., носившее одежду и обувь, отделанную бисером.
ТЕСТ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ "ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ".
ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА.
-
Все цвета можно разделить на две группы………………….
-
В ахроматическую группу входят………………………………………..
-
В хроматическую группу входят……………………………………..
-
Голубые, синие, сине-фиолетовые цвета и их оттенки называются……………………………………………………………..
-
Красные, оранжевые и желтые цвета и их оттенки называются………………………………………………………………….
6.
красный
? ?
?
желтый
синий