Семинар для педагогов на тему Интеграция Самопознания и других дисциплин

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План методического семинара для учителей №2

Школа-лицей №15

Кол-во слушателей семинара-10

Педагог Ниязбекова М.Г.

Дата 14.10.2015

Тема методического семинара

«Интеграция Самопознания и других дисциплин»

Цель: углубление представления педагогов о путях и методах интеграции предмета «Самопознание» и других учебных дисциплин.

Задачи:

  • расширить знания педагогов о интеграции предмета «Самопознание» и других учебных дисциплин.

  • развивать умение применять методы внешней и внутренней интеграции самопознания и других учебных дисциплин.

  • познакомить педагогов с примерами интеграции в современной науке и школьных дисциплин.

Ресурсы: (материалы, источники)

План:

  1. Два крыла образования.

  2. Внешняя и внутренняя интеграция самопознания и других дисциплин.

  3. Пути интеграции самопознания и других дисциплин.

  4. Примеры интеграции на материалах современной науки и школьных дисциплин.

  5. Творческая деятельность.

Позитивный настрой на Море.

  • Что вы чувствовали?

  1. Два крыла образования.

Тому, кто не постиг науку добра, всякая наука приносит лишь вред.

М.Монтель.

Образование должно быть ради жизни, а не только ради заработка на жизнь.

Гармоничное развитие двух аспектов образования:

  • Интеллектуального (внешнее образование для ума).

  • Духовно-нравственного (внутреннее, образование для сердца).

Необходимо объединить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию.

Внешнее образование - образование для ума:

  • Внешнее, интеллектуальное;

  • Исследует внешний мир;

  • Книжное знание (можно познавать не имея личного опыта);

  • Пробуждает желания, притягивает к внешнему;

  • Необходимо для того, чтобы выжить в мире;

  • Развивает интеллект;

  • Обращено к уму и телу;

  • Цель внешнего образования-информация;

  • Интернет;

  • Вызывает аллергию.

Внутреннее образование-образование для сердца.

  • Внутреннее, духовно-нравственное;

  • Исследует внутренний мир (Кто я?);

  • Практическое значение (невозможно познать не имея личного опыта);

  • Выявляет общечеловеческие ценности, скрытые в сердце каждого человека;

  • Связано с целью жизни (для чего жить);

  • Развивает интуицию;

  • Обращено к сердцу;

  • Цель внутреннего образования - трансформация;

  • Интернет;

  • Дает энергию.

Целостное образование = внешнее образование + внутреннее образование

  • Затронуты все аспекты человеческой личности - гармоничное развитие ума, рук и сердца;

  • Развитие уравновешенной личности;

  • Выявление изначально присущих человеку нравственно-духовных качеств и претворение их в практику жизни;

  • Цель - воспитание характера, который проявляется в единстве мысли, слова и дела.

«Дети жаждут знаний, но они жаждут живых знаний»

Ш.А.Амонашвили.

Что есть мертвые знания?

  • Это те, о которых заведомо знаем, что их можно вовсе не знать.

  • Это те, которые забываются сразу, как только сообщаются.

  • Это те, которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть об этом тоже не будут.

  • Мертвые знания - гири на ногах.

Живые знания - те, которые:

  • Одухотворяют человека.

  • Влекут к горизонтам науки.

  • Способствуют творить новую жизнь.

  • Воодушевляют мысль на новые поиски.

  • Несут просветление и эволюцию.

  • Живые знания - крылья.

Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебные предметы - это, прежде всего, оживление знания, выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии.

Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учили.

Самопознание - метопредмет, обеспечивающий целостность, человечность и одухотворенность процесса образования.

Каждый предмет может стать инструментом духовно-нравственного воспитания детей.

Цель интегрированного обучения:

1. Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения, на основе интеграции разных предметов.

2. Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.

3. Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках.

2.Внешняя и внутренняя интеграция самопознания и других дисциплин.

  • Интеграция внешняя - это применение методических приемов самопознания на любом уроке (позитивный настрой, рассказывание притчи, завершающая минутка урока и др. ).

  • Интеграция внутренняя - это интеграция, основанная на целостном понимании человека и мира, как обладающих не только биологической и социальной природой, но и высшей духовной природой.

3.Пути интеграции самопознания и других дисциплин

Существует три пути интеграции других общеобразовательных предметов и самопознания:

  1. Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития науки.

  2. Знакомство с открытиями современной науки.

  3. Выявление общечеловеческих ценностей в содержании каждого учебного предмета.

1.Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития наук. Рассказывание историй из жизни великих ученых - прекрасный пример интеграции нравственно-духовного образования и самопознания.

Пример 1: У Ньютона была большая собака по имени Даймонд и он ее сильно любил. Однажды Ньютон закончил свой научный труд и решил прогуляться. Даймонд решил последовать за хозяином, но когда он перепрыгнул через стул, свеча упала на манускрипт и месяцы работы Ньютона были потеряны и уничтожены. Ньютон не успел спасти манускрипт. Он долго смотрел на Даймонда, но не высказал гнева. Ньютон только спокойно сказал: «Даймонд, ты никогда не поймешь, что ты натворил сегодня».

2. Знакомство с открытиями современной науки. Последние открытия в современной науке обладают огромным потенциалом нравственно-духовного осмысления устройства мира и человека в нем это знания о живой Вселенной, которая устроена с необыкновенной любовью и заботой именно для жизни человека в ней; знания об изумительном, совершенном устройстве человеческого тела, о влиянии не только действий и слов, но и мыслей на здоровье человека и окружающий мир. Современные исследования показывают тесную взаимосвязь между внутренним миром человека и внешней жизнью природы и общества. Такие живые знания могут вдохновить учащихся и зажечь в них страсть к знанию, к истине и к служению обществу и человеку в целом.

Примеры новейших исследований. Открытия японского ученого Масару Эмото показывают, что вода это универсальный носитель информации, в котором в форме кристаллов записываются слова и мысли человека. Ученый говорит, что все существующее имеет вибрацию, и написанные слова имеют вибрацию. Если написать «Любовь», то эта надпись имеет вибрацию любви. Вода сохраняет эти вибрации в своей кристаллической структуре. Хорошие слова имеют красивые, гармоничные формы кристаллов. Тело человека на 70% состоит из воды, можно предположить, как слова и мысли влияют на наше состояние. В лаборатории провели опыты с целью найти слово, которое очищает воду. Оказалось это не одно слово, а сочетание двух слов «Любовь и Благодарность».

А.И.Гончаров «Пространство сердца как основа сверхсознания». В нас сочетаются две телесные плоти: сердечная, нервная и два сознания: одно - сознание сердца, другое - сознание мозга. От мозга сердца информация до головного мозга доходит через 6-8 секунд. Этот промежуток времени является самым уязвимым моментом для действия в обход сердца. Если, прежде чем что-то сделать или сказать, мы немного «подумаем» сердцем, то есть пропустим информацию через сердце.Сколько грубых слов не будет сказано, сколько ошибок не будет совершено, сколько проблем можно избежать. Важно думать сердцем, видеть глазами сердца, принимать решения сердцем, слышать сердцем.

3.Выявление общечеловеческих ценностей в содержании учебного предмета.

Ход развития современной науки приводит человечество к пониманию существования теснейшей взаимосвязи между устройством внешнего материального мира и внутренним миром человека, его мыслями, словами и делами. Возможность интеграции зависит от мировоззрения учителя. Любовь к детям и своему предмету, широкие взгляды и открытое сердце, живой интерес к новому, стремление совершенствоваться и познавать свою истинную природу - вот необходимые предпосылки интеграции своего предмета и дисциплины «Самопознание». Дорогие учителя, давайте просто посмотрим на свой предмет глазами любви и передадим его своим ученикам языком сердца.

  1. Примеры интеграции на материалах современной науки и школьных дисциплин.

Современные исследования показывают тесную связь между внутренним миром человека и внешней жизнью. Все процессы в человеке, начиная с процессов в клетках и заканчивая сигналами мозга и сердца, генерируют излучения, т.е. АУРА. Это не только биологическое понятие. Нет более верного свидетеля о нас, чем собственная аура: её структура и цветность меняются в зависимости от эмоционально-психического настроя, от состояния здоровья, содержания мыслей и т.д.

«Волновая теория » П.П. Гаряева. наследственная информация передаётся не только через материю биологической клетки, но и через какие-то тонко-энергетические поля, которые несут информацию того или иного человека. В лаборатории учёного было установлено, что слова-ругательства вызывают разрыв цепочек ДНК, однако эта деформация носит временный характер и не передаётся по наследству. Для ребёнка речевые потоки, которые его окружают, это возможность приобщиться к Культуре своего народа, получить знание об образах, позволяющих ему жить в социуме и быть счастливым. «Ругань, сквернословие, проклятия нарушают Природную гармонию Мира».

В европейском номере журнала "Тайм", в публикации про новый взгляд на беременность, где доказывалось, что уже через несколько дней после зачатия формируются главные органы младенца и другие не менее значимые факты зарождения человеческой жизни, рассказывалось и об операции доктора Брюнера.

Джулия Армас - акушерка из Атланты. На 21 неделе ребёнку поставлен диагноз - неизлечимый дефект позвоночника, при котором человек не способен прямо держаться и нормально ходить. Помочь может только хирургическое вмешательство на стадии формирования. Когда операция была закончена сквозь надрез на матке ребёнок высунул ручку и схватил доктора за палец.

Издатели озаглавили снимок "Рука надежды". Текст под фотографией гласит: "Крошечная ручонка 21-недельного зародыша Самуэля Александер Армаса появилась из утробы матери, чтобы схватить за палец доктора Джозефа Брюнера, как бы для того, чтобы поблагодарить доктора за дар жизни".

Пример интегрированного урока геометрии и самопознания (в начальных классах). Прямая линия -это кратчайшее расстояние между двумя точками. Прямая линия учит нас идти к поставленной цели прямо, без отклонений. Мы не должны позволять другим отговаривать себя или сбивать с выбранного пути. Не теряйте времени на окружные пути.

Пример интегрированного урока географии (естествознания) и самопознания. Ночь и день- часть природы: подобно им в человеческой жизни радость и страдание сменяют друг друга. Как бы ни была длинна ночь, она обязательно закончится, точно также и в жизни, как бы нам ни было плохо - это обязательно закончится, и надо помнить о том, что утро обязательно наступит. Как говорили древние мудрецы: «все проходит, и это пройдет».

Интеграция предмета биологии и самопознания. Пчелы и мухи. Будьте подобны пчелам, которые собирают везде нектар, а не мухам, которые ищут нечистоты. Ищите хорошую компанию, учитесь видеть во всем хорошее. Где бы вы ни были, ищите общества мудрых, благоразумных людей, учитесь извлекать урок из всего, что вас окружает. Избегайте плохой компании и плохих разговоров.

Пример интеграции предмета физики и самопознания Свет и тень. Когда идем к свету, то тень позади нас. Чем больше света, тем меньше тень. Когда идем от света, то тень идет впереди нас. Свет - это общечеловеческие ценности в нас, тень - это наши негативные качества. Тень это отсутствие света. Там, где есть свет, тени нет Равновесие Мы должны вести уравновешенную жизнь и избегать крайностей Р=mgh Р - потенциальная энергия, m - масса тела, h - подъём тела над нулевым уровнем. Чем выше поднялся человек над земным, материальным уровнем, тем выше его потенциальная, творческая энергия.

Цитаты - один из методов интеграции самопознания и любой школьной дисциплине. Они помогают учащимся настроиться на хороший лад, воспитывают познавательный интерес к изучаемому предмету.

  • «Математика придает мыслям гармонию, порядок и стройность» Н.Г.Чеботарев.

  • Исканием тайн духа человека жил В.Я.Брюсов «Кто решится утверждать, что мы знаем все, что может быть познано?»

  • Г.Галилей. «Если в слове - начало, то в числе продолжение сознательности».

Вопросы учителей.

Вывод: Образование в современной школе должно основываться на целостной картине мира, обогащенной духовно-нравственным смыслом, что выявит мировоззренческое и воспитательное значение современной науки. Поэтому необходимо учитывать современные научные теории и открытия и оттуда черпать идеи и вдохновение для интеграции урока самопознания и других школьных предметов.

Творческая деятельность:

Учителя делятся на группы по 4-5 человек. Необходимо обсудить в группах возможности интегрирования общечеловеческих ценностей в другой предмет (по выбору). Можно в форме стихотворения, песни, плаката.

Компьютер;

интерактивная доска;

аудиозапись мелодии для позитивного настроя, минутки тишины

Заключительная минута семинара. Посидите немного в тишине, подумайте о том что вы сегодня услышали. Напишите пожалуйста отзыв о сегодняшнем семинаре, о том что нового вы узнали, что вам понравилось, а что может быть не понравилось.

Спасибо за внимание!

Директор Б.Жаркенов

Педагог М.Ниязбекова



© 2010-2022